Научная статья на тему 'В. А. Успенский - основатель первого нотного сборника Узбекистана'

В. А. Успенский - основатель первого нотного сборника Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
528
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБОРНИК / МУЗЫКА / ДОКУМЕНТ / ТЕКСТ / ЛАД / РИТМ / МАКОМ / КАНОН / ВЕРБАЛЬНЫЙ / COLLECTION / MUSIC / DOCUMENT / TEXT / FRET / RHYTHM / POPPY SEED / CANON / VERBAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Имамов Ойбек Улугбекович

Нотный сборник «Шашмаком» Виктором Александровичем Успенским (1879-1949) важнейший музыкальный документ эпохи, которому трудно найти аналогию. В.Успенский профессионал высокого класса, выпускник Петербургской консерватории, беспредельно влюбленный в музыкальную сокровищницу Средней/Центральной Азии. Для него творческие интересы были превыше всего. Он не думал ни о какой славе и наживе. Наоборот, выезжая в Бухару, он даже рисковал своим пошатнувшимся здоровьем. В.Успенский интеллектуал высокого порядка с редкой феноменальной музыкальной памятью, в общем-то, не имея каких-либо теоретических знаний о Шашмакоме, благодаря здравому чутью и трезвому уму, смог правильно разобраться в своем предмете исследования, уловить логику ладового и ритмического строения Шашмакома. Сегодня знакомясь с нотными текстами В.Успенского можно только удивляться их профессиональному качеству, как он ориентировался в сложных ладовых и ритмических конструкциях макомов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.A. USPENSKY - FOUNDER FIRST MUSIC COLLECTION OF UZBEKISTAN

Musical collection “Shashmakom” by Viktor Aleksandrovich Uspensky (1879-1949) is the most important musical document of the era, which is difficult to find an analogy. V. Uspensky is a high-class professional, a graduate of the St. Petersburg Conservatory, infinitely in love with the musical treasury of Central / Central Asia. For him, creative interests were above all. He did not think of any glory and profit. On the contrary, traveling to Bukhara, he even risked his shaky health. V. Uspensky, an intellectual of a high order with a rare phenomenal musical memory, in general, without any theoretical knowledge of Shashmakom, thanks to his sound instinct and sober mind, was able to correctly understand his subject of research, to catch the logic of the modal and rhythmic structure of Shashmakom. Today, getting acquainted with the musical texts of V. Uspensky one can only be surprised at their professional quality, how he was guided in the complex modal and rhythmic designs of the macoms.

Текст научной работы на тему «В. А. Успенский - основатель первого нотного сборника Узбекистана»

конкурсы стали не только открытием ярких талантливых музыкантов, но и фактором открытия новых горизонтов исполнения.

Список литературы / References

1. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

2. Абдуазимов Р.А. «Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб»., «Проблемы науки и образования». № 11 (131), 2018.

3. ГочбакаровА. «Рубоб прима чолгу ижрочилиги». «Мусиыка». Тошкент, 2015.

В.А. УСПЕНСКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО НОТНОГО СБОРНИКА

УЗБЕКИСТАНА Имамов О.У. Email: [email protected]

Имамов Ойбек Улугбекович - старший преподаватель, кафедра струнных инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: нотный сборник «Шашмаком» Виктором Александровичем Успенским (18791949) - важнейший музыкальный документ эпохи, которому трудно найти аналогию. В.Успенский профессионал высокого класса, выпускник Петербургской консерватории, беспредельно влюбленный в музыкальную сокровищницу Средней/Центральной Азии. Для него творческие интересы были превыше всего. Он не думал ни о какой славе и наживе. Наоборот, выезжая в Бухару, он даже рисковал своим пошатнувшимся здоровьем.

В.Успенский интеллектуал высокого порядка с редкой феноменальной музыкальной памятью, в общем-то, не имея каких-либо теоретических знаний о Шашмакоме, благодаря здравому чутью и трезвому уму, смог правильно разобраться в своем предмете исследования, уловить логику ладового и ритмического строения Шашмакома. Сегодня знакомясь с нотными текстами В.Успенского можно только удивляться их профессиональному качеству, как он ориентировался в сложных ладовых и ритмических конструкциях макомов. Ключевые слова: сборник, музыка, документ, текст, лад, ритм, маком, канон, вербальный.

V.A. USPENSKY - FOUNDER FIRST MUSIC COLLECTION OF

UZBEKISTAN Imamov O.U.

Imamov Oybek Ulugbekovich - Senior Teacher, DEPARTMENT STRING INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: musical collection "Shashmakom" by Viktor Aleksandrovich Uspensky (1879-1949) is the most important musical document of the era, which is difficult to find an analogy. V. Uspensky is a high-class professional, a graduate of the St. Petersburg Conservatory, infinitely in love with the musical treasury of Central / Central Asia. For him, creative interests were above all. He did not think of any glory and profit. On the contrary, traveling to Bukhara, he even risked his shaky health. V. Uspensky, an intellectual of a high order with a rare phenomenal musical memory, in general, without any theoretical knowledge of Shashmakom, thanks to his sound instinct and sober mind, was able to correctly understand his subject of research, to catch the logic of the modal and rhythmic structure of Shashmakom. Today, getting acquainted with the musical texts of V. Uspensky one can only be surprised at their professional quality, how he was guided in the complex modal and rhythmic designs of the macoms.

Keywords: collection, music, document, text, fret, rhythm, poppy seed, canon, verbal.

УДК 078

За годы в Узбекистане произошли колоссальные преобразования, связанные с построением независимого, демократического государства, активным вхождением искусства республики в

широкое мировое пространство. Узбекские музыканты получили благодатную реальную возможность показать свое мастерство в различных международных конкурсах и фестивалях, поднять музыкальную культуру Узбекистана на качественно новый уровень своими успехами и достижениями.

В годы независимости рельефно обозначился огромный интерес к народным истокам, исконным музыкальным традициям, возрождению имен великих предков. Все это обусловило необходимость нового исследовательского аналитического и методологического подхода к истории национальной культуры, к ценностному вкладу ее представителей.

Известно, что всякая запись, в том числе и нотная, собственно говоря, представляет собой текст - систему условных знаков «литтерацию» и алфавит, обустроенный по правилам данной науки. У Шашмакома два таких основных правила - это законы его ладового и ритмического строения. Конечно же, с позиций современного макомоведения, в сборнике В. Успенского можно было бы усматривать и отдельные упущения. Например, сетовать на то, что отсутствуют вербальные тексты в вокальных частях. Или же на то, что общий свод Шашмакома не представлен в полном объеме, а зафиксирован только так называемое его «основное каноническое ядро». Эти доводы уместны, но опять-таки только с позиции нынешнего дня.

Однако, гораздо важнее то, что сам нотный текст, в представленном виде, по своим научно-аналитическим качествам настолько добротный и убедительный, что вызывает только восторг. В свое время В. Успенского называли музыкантом-этнографом. А этнография считалась тогда праматерью всех наук и профессиональная, научно-аргументированная информация из глубины народной памяти в мире науки очень ценилась.

В. Успенский всегда оставался верным этим идеалам и вносил информацию в научный обиход после тщательной проверки. Шашмаком он записывал в ноты, строго сверяя с версиями Ота Джалола и Ота Гияса, при этом ничего не добавляя от себя. Даже в названиях и терминологии старался сохранить первичную, аутентичную основу, воздерживаясь от произвольных толкований их значений и использования европейских аналогий. Поэтому и получился материал весьма ценный для последующих научных изысканий.

С 1920 года Домла Халим обучал искусству Шашмакома в организованной в это время в Школе восточной музыки (Шарк мусика мактаби). Он принимал активное участие вместе с Ота Джалолом, Ота Гиёсом и другими устозами в работе В.А.Успенского над нотной записью Шашмакома.

Нотные тексты Шашмакома в записи В.Успенского положили начало новому западному, европейскому направлению макомоведения. Во всяком случае, нотный текст В.Успенского -это этнографический материал, добытый из живых первоисточников, от самих носителей Шашмакома. Именно таким положительным зарядом этнографизма отличаются и ранние макомоведческие изыскания В.Успенского, изложенные им в программной статье «Классическая музыка узбеков» [1].

В этой первой статье на русском языке, автор простыми словами и сравнениями хотел дать понять русскоязычному читателю, что «маком» целая поэма - многочастная композиция по масштабной структуре больше чем стихотворение и аналогичное ему музыкальное произведение. В узбекском языке поэме соответствует термин «дастан» в значении «собрания» в единое целое малых стихотворных форм. Поскольку Шашмаком явление музыкальное в своей сущности, термин «маком», как лад и ладовая система, больше соответствует его содержанию.

А что касается научных воззрений, изложенных в этой статье, то особо следует подчеркнуть, что и сегодня они сохраняют актуальность, благодаря своей этнографической направленности и проницательности живительными соками реалий практики бытия макомов. В статье рассматриваются три исторические разновидности макомов, озаглавленные им как Макомы Бухары, Макомы Хорезма и Макомы Туркестана (в нынешней терминологии «Макомные мелодии Ферганы и Ташкента).

Самым ценным, на наш взгляд, в суждениях В.Успенского является то, что они излишне не абстрагированы. Ученый не торопится делать сходу большие обобщения и воздерживается от беспочвенных теоретических абстракций. Он, как археолог, работающий над древними памятниками, по возможности тщательно изучает первичный материал. При этом весьма осторожно обращается со словами и выражениями, которыми пользуются сами носители.

Например, сохраняя ключевое слово маком, он рядом использует выражение «музыкальная поэма». Шашмаком называет «шесть музыкальных поэм». Однако следует заметить, что ученый не подменяет термин маком на «музыкальную поэму». В общем контексте оба выражения сохраняются как синонимы. И, при этом, к словосочетанию «музыкальная поэма» прибегает только для того чтобы быть понятным русскоязычному читателю.

Приведем сводную таблицу структуры Шашмакома по нотному сборнику В. Успенского. Названия некоторых частей и разделов откорректированы с нынешними формами их правописания.

В инструментальном разделе Макома Ирок в записи В.А. Успенского между таснифом (малый усуль) и мухаммасом (большой усуль) имеются две части, название которых явно выделяется из общего ряда - это чамбар («венок», то есть имеется в виду соединение в некую группу римических ячеек-стоп) и фаръ-фаръ. В примечании В.А. Успенского отмечается, что эти мелодии сурнайного репертуара, то есть свободного исполнения макомных пьес на открытом воздухе, без какого-либо церемониального контекста. Сохранение в обиходе подобных названий частей в структуре Шашмакома наводит на некоторые размышления.

Впервые полномасштабное научное осмысление Шашмакома, по стечению обстоятельств, приходится на долю Фитрата. И это осуществляется им в контексте разработки научных основ национальной музыкальной классики. Книга «Узбекская классическая музыка и ее история» Фитрата была опубликована в 1927 году [2]. До этого вышло из печати его фундаментальное исследование, посвященное узбекской классической литературе. Судя по языку и стилистике эти две работы Фитрата, очевидно, были задуманы в качестве учебных пособий для студентов Университета и Института музыки и хореографии, которые вскоре были открыты в Самарканде - в первой столице Республики Узбекистан.

После создания в ХХ веке сборников записей Шашмакома в европейской нотной системе образовался огромный массив нотно-графического материала, по существу оторванный от реальной практики. Хотя создавали их замечательные музыканты, которые подходили к этой проблеме с разных сторон. Это В.А. Успенский, который записывал Шашмаком от самих мэтров - устазов, придворных музыкантов Эмира Бухары, а в середине ХХ века - Бабакул Файзуллаев, Шаназар Сахибов, Фазлиддин Шахобов в Таджикистане, Юнус Раджаби в Узбекистане.

Список литературы / References

1. Успенский В. Классическая музыка узбеков // Сборник «Советский Узбекистан». Ташкент, 1927.

2. Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи / Узбекская классическая музыка и ее история. Ташкент - Самарканд, 1927.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.