Научная статья на тему 'Развитие традиционной музыки Узбекистана в 20-е годы ХХ века'

Развитие традиционной музыки Узбекистана в 20-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
790
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИСКУССТВО / ТРАДИЦИЯ / УЧЕНЫЙ / НОТА / ЗАПИСЬ / КЛАССИЧЕСКАЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КНИГА / MUSIC / ART / TRADITION / SCIENTIST / NOTE / RECORD / CLASSICAL / STUDY / BOOK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайдаров Хумойн Самиджанович

В 1920-е годы на волне подъема национального самосознания появляется ряд значительных работ, проливающих свет на историю, теорию и практику классической музыки. Это выход в свет нотной записи Шашмакома В. Успенского, публикация сборника стихотворных текстов обиходных лирических песен Гуляма Зафари и Махмуда Юнуса, зарождение первой научно-популярной книги о музыке на узбекском языке Муллы Бекджана Рахман угли и Мухаммада Юсуфа Деван заде, обнародование программного характера исследований Фитрата и В.Успенского, посвященных узбекской классической музыке [1]. Из всего вышеназванного наибольшее значение для дальнейшего развития всего музыкознания и макомоведения, в частности, имеют труды Виктора Успенского, Абдурауфа Фитрата, Бекжан Рахмана и Мухаммада Юсуфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRADITIONAL MUSIC UZBEKISTAN IN 20S YEARS XX AGE

1920s years number significant work appears on wave of the ascent of the national consciousness, throwing light upon history, theory and practical person of the classical music. This an output in light music record Shashmakoma V. Uspenskiy, publication of the collection poetical text everyday lyrical song Gulyam Zafari and Mahmud Yunus, generation first scientifically-popular book about music on uzbek language of the Mulla Bekjan Rahmon ugli and Muhammad Yusuf Devon-zade, promulgation of the programme nature of the studies Fitrata and V. Uspenskiy, denoted uzbek classical music [1]. In current whole of above named most importance for the further development whole музыкознания and макомоведения, in particular, have a works Viktor Uspenskiy, Abdurauf Fitrat, Bekjan Rahman and Muhammad Yusuf.

Текст научной работы на тему «Развитие традиционной музыки Узбекистана в 20-е годы ХХ века»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ УЗБЕКИСТАНА В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Хайдаров Х.С. Email: Нaydarov17145@scientifictext.ru

ХайдаровХумойн Самиджанович - базовый докторант, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в 1920-е годы на волне подъема национального самосознания появляется ряд значительных работ, проливающих свет на историю, теорию и практику классической музыки. Это - выход в свет нотной записи Шашмакома В. Успенского, публикация сборника стихотворных текстов обиходных лирических песен Гуляма Зафари и Махмуда Юнуса, зарождение первой научно-популярной книги о музыке на узбекском языке Муллы Бекджана Рахман угли и Мухаммада Юсуфа Деван заде, обнародование программного характера исследований Фитрата и В.Успенского, посвященных узбекской классической музыке [1]. Из всего вышеназванного наибольшее значение для дальнейшего развития всего музыкознания и макомоведения, в частности, имеют труды Виктора Успенского, Абдурауфа Фитрата, Бекжан Рахмана и Мухаммада Юсуфа.

Ключевые слова: музыка, искусство, традиция, ученый, нота, запись, классическая, исследование, книга.

DEVELOPMENT TRADITIONAL MUSIC UZBEKISTAN IN 20S YEARS

XX AGE ^ydarov Н^.

Haydarov Humoyn Samidjanovich - basic doctoral Student, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: 1920s years number significant work appears on wave of the ascent of the national consciousness, throwing light upon history, theory and practical person of the classical music. This -an output in light music record Shashmakoma V. Uspenskiy, publication of the collection poetical text everyday lyrical song Gulyam Zafari and Mahmud Yunus, generation first scientifically-popular book about music on uzbek language of the Mulla Bekjan Rahmon ugli and Muhammad Yusuf Devon-zade, promulgation of the programme nature of the studies Fitrata and V. Uspenskiy, denoted uzbek classical music [1]. In current whole of above named most importance for the further development whole музыкознания and макомоведения, in particular, have a works Viktor Uspenskiy, Abdurauf Fitrat, Bekjan Rahman and Muhammad Yusuf.

Keywords: music, art, tradition, scientist, note, record, classical, study, book.

УДК 078

Систематическая запись Шашмакома была осуществлена В. Успенским в Бухаре в 19221923 годы. Выход в свет нотного текста полного свода восточной музыкальной классики в системе европейской тактовой нотации стала подлинным историческим событием мирового масштаба. В XIX веке европейские ученые неоднократно примерялись к музыке мусульманского мира [2, 305-315]. Они изучали музыкальные трактаты ученых Востока и на этой основе пытались выработать приемлемые пути ее научного постижения. Исследования западных ученых носили большей частью теоретический характер и сводились к поиску оптимального акустического звукоряда, который мог бы служить основой для нотной записи и последующих научных изысканий.

В этом плане камнем преткновения на пути изучения традиционной музыки было распространенное мнение о некой «четвертитонной микро хроматической основе» музыки Востока. В отличие от предшественников беспредельно влюбленный в мелодии и ритмы Востока В. Успенский был далек от этих абстрактных теорий, в чем и оказалось его преимущество. Приступая к работе по нотной записи Шашмакома, он менее всего думал о

четвертитонах и полагался на свой опыт, слух и интуицию, стремясь отразить в обиходной европейской нотной системе мелодическую и ритмическую линию Шашмакома.

Работа В.Успенского знаменует качественно новый этап осмысления внеевропейской музыкальной традиции. Она стала первой попыткой записи в европейской тактовой нотной системе текста целостного музыкального свода макомов с соблюдением всех основополагающих норм ладомелодического и ритмического строения.

Выпускник Петербургской консерватории В. Успенский был блестящим музыкантом, а его музыкально-этнографическая деятельность свидетельствует о высоком профессионализме и универсальности интеллекта. Благодаря своей абсолютной музыкальной памяти, он смог в нотном тексте почти фотографически точно зафиксировать ладомелодические и ритмические структуры Шашмакома. Сравнительное изучение нотной записи В. Успенского и танбурная табулатура Хорезмских макмов позволяет говорить об их почти равной научной и практической ценности. Именно благодаря своей универсальности, они не исключают, а наоборот, прекрасно дополняют друг друга и вместе дают неоценимой материал для сравнительного изучения основ макомата.

Ценность нотной записи Шашмакома заключается и в том, что, кроме В. Успенского, стоят еще две выдающиеся личности - мэтр Шашмакома Ота Джалол и великий ученый Абдурауф Фитрат.

Инициатором записи Шашмакома был Фитрат, занимавший в то время пост Министра просвещения Бухарской Народной Советской Республики. С практической точки зрения, нотную запись Шашмакома он рассматривал как необходимую первооснову в изучении классической музыки в новой нарождающейся системе государственного музыкального образования. С идейно-философских позиций Фитрат прекрасно понимал, что Шашмаком - это музыкальное сокровище общечеловеческого достояния.

Самой крупной и яркой фигурой научной мысли 1920 - 1930 годов во всем регионе Центральной Азии является, пожалуй, Абдурауф Фитрат (1886 - 1938 гг.) Масштаб его научной деятельности напоминает великих мыслителей Востока прошлых эпох. Сначала он учился в медресе Бухары, а затем продолжил образование в Турции (1909 - 1914 гг.). Именно подобная широта научных устремлений заметно выделяет его среди современников.

Будучи энциклопедически образованным человеком, он как мыслитель и государственный деятель выступал ярким поборником обновления мировоззрения и освоения передовых достижений мировой науки и культуры на национальной почве. Фитрат - талантливый поэт, писатель, драматург, автор основополагающих трудов в области истории, литературы, поэтики, музыки, религии, математики, обогативший науку новыми идеями.

Фитрат, как государственный деятель и патриот нации, также ясно осознавал безотлагательность этой работы: «Живая книга» Шашмакома - музыкант Ота Джалол находился на тот период времени ужев довольно преклонном возрасте, и если не предпринимать срочные меры по записи, то сокровенные тайны науки Шашмакома, полнота и целостность свода, вместе с ним могут уйти в небытие.

Будучи тонкой художественной натурой, Фитрат прекрасно понимал меру ответственности нотно-графической фиксации классической музыки. В этой сложной ситуации он находит довольно простое и корректное решение, определив в качестве главных экспертов записи самих мэтров Шашмакома: Ота Джалола и Ота Гияса. По устным воспоминаниям композитора Муталя Бурханова, младшего брата жены Фитрата - Фатимы Бурхановой, в соответствии с условиями договора, после завершения работы В. Успенский должен был сыграть Шашмаком на фортепиано по своим нотным записям почтенным мастерам, которые подтвердили, что он выполнил свою задачу сполна, за что и получил их благословление.

Гулям Зафари был ближайшим сподвижником В. Успенского и воспринял от него многие исходные принципы музыкальной этнографии. В частности, особое внимание он уделял истокам и преемственным связям традиций макомов и отдельных школ, связанных с именами великих мастеров. Так, ведя родословную макомистов Ферганы от мастера Худайберды, Г. Зафари в самой таблице указал расхожее среди музыкантов мнение о том, что Худайберды был «выходцем из Кашгара, 18 лет изучал музыку в Ургенче, а после уехал в Фергану» («Кашкарлик, 18 йил Урганчда урганиб, Фаргонага келган»).

Мулла Бекджан Рахман угли - филолог, литературовед и знаток устного народного творчества. Приставка к его имени слова «мулла» означает признание его как ученого. Он был одним из первых хорезмийцев, получившим после медресе университетское образование в Турции. В процессе сотрудничества с известными русскими исследователями Востока начала

ХХ века Поливановым, Самойловичем и другими, он воспринял от них новые методы европейской лингвистики и этнографии.

Мухаммад Юсуф Деван зада (по советским источникам Матюсуф Харратов) - потомственный музыкант (сын придворного певца и музыканта Матякуба Харрата), известный поэт, музыкант и общественный деятель. К моменту создания книги он был признанным мастером и знатоком музыки, организатором и первым директором музыкальной школы в Хиве в 1921 году.

Виктор Успенский к своей заветной цели - нотной записи Шашмакома относился равнозначно скрупулезно и как истинный музыкант, и как этнограф-исследователь. Этнография, призванная изучать живую народную память и информационные ценности, хранимые в ней, в то время считалась одной из вершин гуманитарных наук. Непременным правилом этнографии являлось: сбор, систематизация и фиксация объективной информации, добываемой из памяти народа. Он внимательно слушал и фиксировал все, что исполняли и говорили ему именитые мастера.

Этот маленький штрих, замеченный чутким взором этнографа В. Успенского, проливает свет на два существенных момента, связанных с взаимоотношениями Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов. Во-первых, нотация, созданная в Хиве, уже тогда имела хождение среди музыкантов Бухары. Во-вторых, это обстоятельство лишний раз подтверждает, что канонические основы Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов их носителями воспринимались как общие.

Список литературы / References

1. Успенский В.А. Шашмаком. Шесть музыкальных поэм. Москва, 1924; Гулом Зафари ва Махмуд Юнус. Эл ашулалари (Песнопения страны). Тошкент, 1925; Мулла Бекджан Рахман угли, Мухаммад Юсуф Деван заде. Хоразм мусикий тарихчаси (Очерки истории музыки Хорезма). -Москва, 1925 (на узбекском языке, в арабской графике; новое издание на кириллице. Ташкент, 1998); Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи. Ташкент-Самарканд, 1927.

2. Успенский В.А. Классическая музыка узбеков // Советский Узбекистан. Ташкент, 1927.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ИСХАКА РАДЖАБОВА Омонов Х.С. Email: Omonov17145@scientifictext.ru

ОмоновХасан Сулайманович - заведующий кафедрой, кафедра теории и методики музыкального образования, Джизакский государственный педагогический институт им. А. Кадыри, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Исхак Раджабов (1927 - 1982 гг.) - ученый-востоковед и музыкант, имя которого, в известном смысле, можно поставить в один ряд с такими мастерами-знатоками и исследователями макомов 1920 - 1930 годов, как Матюсуф Харратов и Абдурауф Фитрат. После резкого свертывания национальной школы макомоведения И. Раджабов стал первым зачинателем возрождения идеи макомоведения на новом витке истории. Его уникальная личность, сочетающая в себе филолога-востоковеда и зрелого музыканта, позволили в известной мере восстановить прервавшуюся цепь преемственности традиций мысли о макоме.

Ключевые слова: маком, музыка, искусство, танбур, дутар, традиция, школа, исследование, история.

SCIENTIFIC HERITAGE ISHAK RADJABOV Omonov H.S.

Omonov Hasan Sulaymanovich - Head of Department, DEPARTMENT THEORY AND METHODS OF THE MUSIC FORMATION, DJIZAKH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE OF THE NAME A. KADYRI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Ishak Radjabov (1927 - 1982) - a scientist-orientalist and musician, name which, in the known sense, possible put (deliver) in one row with such master-connoisseur and researcher макомов 1920 - 1930, as Matyusuf Harratov and Abdurauf Fitrat. After cutting the rolling up of the national

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.