Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узбекские народные музыкальные инструменты / инновация / рубаб прима и афганский рубаб / конструкция / мензура / звукоряд / тембр / исполнительское искусство. / uzbek folk musical instruments / innovation / Rubab prima and Afghan rubab / design / scale / scale / timbre / performing arts.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ташматова Азатгул Рахимовна

в данной статье изучаются инновационные процессы игры на узбекских народных инструментах в образовательной и профессиональной практике музыкантов. Подчёркивается роль и значение в повышении качества звукоизвлечения на рубабе прима и афганском рубабе, расширении диапазона и исполнительских возможностей, а также в обогащении новыми тембровыми красками и выразительными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PROCESSES IN PERFORMING PRACTICE ON UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS

this article studies the innovative processes of playing the Uzbek folk instruments in the educational and professional practice of musicians. The role and importance of improving the quality of sound extraction on the Rubab prima and Afghan rubab, expanding the range and performance capabilities, as well as enriching with new timbre colors and expressive means is emphasized.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Ташматова А.Р.

Ташматова Азатгул Рахимовна - кандидат искусствоведения, профессор, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье изучаются инновационные процессы игры на узбекских народных инструментах в образовательной и профессиональной практике музыкантов. Подчёркивается роль и значение в повышении качества звукоизвлечения на рубабе прима и афганском рубабе, расширении диапазона и исполнительских возможностей, а также в обогащении новыми тембровыми красками и выразительными средствами.

Ключевые слова: узбекские народные музыкальные инструменты, инновация, рубаб прима и афганский рубаб, конструкция, мензура, звукоряд, тембр, исполнительское искусство.

INNOVATIVE PROCESSES IN PERFORMING PRACTICE ON UZBEK FOLK

MUSICAL INSTRUMENTS Tashmatova A.R.

Tashmatova Azatgul Rakhimovna - Candidate of Art History, Professor, DEPARTMENT OF PERFORMANCE IN FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article studies the innovative processes ofplaying the Uzbek folk instruments in the educational and professional practice of musicians. The role and importance of improving the quality of sound extraction on the Rubab prima and Afghan rubab, expanding the range and performance capabilities, as well as enriching with new timbre colors and expressive means is emphasized.

Keywords: uzbek folk musical instruments, innovation, Rubab prima and Afghan rubab, design, scale, scale, timbre, performing arts.

В нынешнее время значительно возрастает интерес к инструментально-исполнительскому искусству не только в Узбекистане, но и за рубежом. Музыкальные инструменты имеют непосредственное отношение к духовной культуре, определяют эстетические вкусы, сложившиеся на определенном этапе развития общества. Не следует также забывать о том, что музыкальные инструменты и способы их изображения в памятниках материальной культуры - надёжный, а иногда и единственный источник сведений о музыкально-общественной жизни прошлых эпох. Это особенно важно для создания модифицированных музыкальных инструментов.

Разработка на научной основе инновационных модифицированных музыкальных инструментов, удобных и приспособленных к физиологии различных возрастов учеников, студентов и профессиональных исполнителей, внедрение научных достижений в практику являются одной из актуальных задач, стоящих перед учёными-специалистами и музыкальными мастерами на сегодняшный день. Успешному решению насущных задач благоприятно способствуют современные возможности, условия и технологии. Инструменты, изготовленные примерно 100 лет тому назад, в настоящее время преимущественно не соответствуют современным требованиям исполнительства.

Рис. 1. Рубаб прима

Рубаб прима, занимающий самый высокий регистр в семействе рубабов, своим резким звучанием сильно отличался среди оркестровых инструментов и не сливался с семейством рубабов. Из-за короткой мензуры инструмента расстояние между ладами было узким, что и требовало от исполнителей больших усилий для достижения точного и чистого звукоизвлечения. Особенно, при исполнении виртуозных произведений возникали определенные трудности и воспроизводились неточные, фальшивые звуки. А также звук инструмента был сухим и ему недоставало мягкости. Простое расширение грифа инструмента, могло бы привести к неправильному расположению ладов. Поэтому для обеспечения правильного расположения мензуры инструмента и разбивки ладов автором данной статьи разработана модификация на научной основе.

Основная цель изобретения - создать и рекомендовать к практике инновационный инструмент с расширенными исполнительскими возможностями, всесторонне удобный, полностью отвечающий современным требованиям исполнительства, имеющий нежный и качественный звук, для студентов и профессиональных музыкантов.

На модифицированном рубабе прима студенты и профессиональные музыканты имеют возможность свободно исполнять и в верхнем регистре. Рубаб прима, изготовленный инновационным способом, превалирует над рубабом прима до модификации. Инновационный рубаб прима обладает новой мензурой и широким расстоянием между ладами, удобством для исполнения, нежным тембром и полноценным звукоизвлечением.

Рис. 2. Рубаб прима до модификации

Рис. 3. Модифицированный рубаб прима

Рубаб прима апробирован в исполнительской деятельности Государственного камерного оркестра узбекских народных инструментов «Согдиана», Государственного Академического оркестра народных инструментов, педагогами и студентами «Кафедры исполнительства на народных инструментах» Государственной консерватории Узбекистана и рекомендован к практическому применению. В результате созданный высококачественный инновационный рубаб прима для студентов и профессиональных музыкантов, полностью отвечает современным требованиям сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства.

Афганский рубаб имеет своеобразную форму, необычный корпус, обусловливающие известные трудности игры на данном инструменте. Поэтому до модификации при исполнении в верхнем регистре пальцы музыканта не достигали до определенных ладов. Большой палец левой руки, выполняющий точку опоры, должен был быть над грифом. Из-за неудобства большой палец спускали вниз, несоблюдение правил постановки приводило к возникновению неточного и некачественногого звукоизвлечения, музыкант не мог полноценно исполнять произведение и в значительной мере продемонстрировать свое мастерство. Для достижения качественного и чистого звука он был вынужден играть изгибая тело в левую сторону. Для решения этих проблем автором данной статьи создан на научной основе модифицированный афганский рубаб.

Основная цель изобретения - создать и рекомендовать к широкому практическому применению инновационный афганский рубаб для студентов и профессиональных исполнителей, всесторонне удобный, полностью отвечающий требованиям сегодняшнего дня, имеющий качественное и полноценное звукоизвлечение, с расширенным диапазоном и исполнительскими возможностями.

Рис. 4. Пятиструнный афганский рубаб

Рис. 5. Модифицированный семиструнный афганский рубаб

Для осуществления цели вместо пятиструнного афганского рубаба необходимо было создать семиструнный афганский рубаб, полностью отвечающий современным требованиям, имеющий возможность в верхнем регистре свободно исполнять и издавать качественные звуки.

На модифицированном афганском рубабе студенты и профессиональные исполнители играют свободно, соблюдая правила постановки. Самое главное, за счет расширения диапазона и исполнительских возможностей инструмента, в верхнем регистре тоже извлекаются чистые и качественные звуки. На данном инструменте музыканты развивают свое исполнительское мастерство, а также без трудностей исполняют виртуозные произведения.

Достигнутый результат был апробирован и рекомендован к исполнительской практике Государственным камерным оркестром узбекских народных инструментов «Согдиана», Государственным Академическим оркестром народных инструментов, педагогами и студентами кафедры исполнительства на народных инструментах Государственной консерватории Узбекистана, а также лауреатом республиканских и международных конкурсов, обладателем Государственной премии «Ни^ол» ведущим педагогом Республиканского колледжа искусств Фазлиддином Шафоатовым. В результате, создан модифицированный семиструнный афганский рубаб, полностью отвечающий современным требованиям исполнительства.

Следует подчеркнуть, что модифицированные музыкальные инструменты для студентов и профессиональных исполнителей необходимы при участии талантливых молодых музыкантов в престижных международных конкурсах, а также в пропаганде узбекских народных инструментов на мировых сценах.

Научные процессы модификации и инновации, поскольку совершенствование узбекских народных музыкальных инструментов и исполнительство на них не имеют предела. Начатые творческие инициативы автора данной статьи несомненно получат продолжение и развитие не только в Узбекистане, но и в других странах мира.

Список литературы /References

1. Петросянц А. Инструментоведение. Узбекские народные инструменты. Т.,1990.

2. Ташматова А. Антология узбекских народных инструментов. Т.,2014.

3. Ташматова А. История исполнительского искусства. Т., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.