Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнительское искусство / музыка / музыкальный инструмент / Средняя Азия / культура. / performing arts / music / musical instrument / central Asia / culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вахидов Юсуфжон Кадирович

восточные музыкальные инструменты составляют основу большинства мировых музыкальных инструментов в целом, первоначально почти столько же копий национальных музыкальных инструментов было изобретено восточными учеными. Затем, распространяясь на другие государства, они идентичны по внешнему виду и структуре, отличаются друг от друга только средой, в которой они находятся, названием, формой, структурой, исполнением произведений. Например: у всех восточных народов встречаются най, дойра, сурнай, уд, танбур, дутор, чанг и другие музыкальные инструменты. В этой статье рассказывается о важности музыкальных инструментов в музыкальном исполнении в Центральной Азии. Самое главное, что предоставляется ценная информация о распространенности инструментального исполнительства в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE OF PERFORMING ARTS IN CENTRAL ASIA

оriental musical instruments form the basis of most of the world's musical instruments as a whole, initially almost as many copies of national musical instruments were invented by Oriental scientists. Then, spreading to other states, they are identical in appearance and structure, differ from each other only in the environment in which they are located, the name, form, structure, performance of works. For example: all Oriental peoples have nay, doira, surnay, ud, tanbur, dutar, chang and other musical instruments. This article discusses the importance of musical instruments in musical performance in Central Asia. Most importantly, valuable information is provided on the prevalence of instrumental performance in Central Asia.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА НА ТЕРРИТОРИИ

СРЕДНЕЙ АЗИИ Вахидов Ю.К.

Вахидов Юсуфжон Кадирович - преподаватель, кафедра инструментального исполнительства,

Государственный институт культуры и искусства Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: восточные музыкальные инструменты составляют основу большинства мировых

музыкальных инструментов в целом, первоначально почти столько же копий национальных музыкальных инструментов было изобретено восточными учеными. Затем, распространяясь на другие государства, они идентичны по внешнему виду и структуре, отличаются друг от друга только средой, в которой они находятся, названием, формой, структурой, исполнением произведений. Например: у всех восточных народов встречаются най, дойра, сурнай, уд, танбур, дутор, чанг и другие музыкальные инструменты. В этой статье рассказывается о важности музыкальных инструментов в музыкальном исполнении в Центральной Азии. Самое главное, что предоставляется ценная информация о распространенности инструментального исполнительства в Центральной Азии.

Ключевые слова: исполнительское искусство, музыка, музыкальный инструмент, Средняя Азия, культура.

THE EMERGENCE OF PERFORMING ARTS IN CENTRAL ASIA

Vakhidov Yu.K.

Vakhidov Yusufjon Kadirovich - Teacher,

DEPARTMENT OF INSTRUMENTAL PERFORMANCE,

STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ART OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: оriental musical instruments form the basis of most of the world’s musical instruments as a whole, initially almost as many copies of national musical instruments were invented by Oriental scientists. Then, spreading to other states, they are identical in appearance and structure, differ from each other only in the environment in which they are located, the name, form, structure, performance of works. For example: all Oriental peoples have nay, doira, surnay, ud, tanbur, dutar, chang and other musical instruments. This article discusses the importance of musical instruments in musical performance in Central Asia. Most importantly, valuable information is provided on the prevalence of instrumental performance in Central Asia.

Keywords: performing arts, music, musical instrument, central Asia, culture.

УДК 78.067

Народные инструменты появились в далеком прошлом. Согласно имеющимся данным, предполагается, что первые музыкальные инструменты появились на свет в XIII тысячелетии до нашей эры. В музыковедении первоначально появились ударные инструменты. Потому что древнейший трудовые песни были напрямую связаны с ритмической структурой работы.

После появились шумные инструменты, исполнители хлопали и подчеркивали ритм, усиливали эффект шумных инструментов. Ритмы хлопка женщин создавали уникальную, неповторимую красивую ситуацию.

Сфера музыкального исполнительства - это вид искусства, воплощающий богатые духовные ценности нашего народа, и его исторические основы уходят корнями в далекое прошлое. Главным оружием этой сферы были музыкальные инструменты, которые стали неотъемлемой частью его жизни, погруженной в народный образ жизни и трудовую деятельность. Музыкальные инструменты, пришедшие в нашу эпоху из древних времен, имели огромное значение в духовном воспитании, благотворно влияя на эстетические требования и потребности [1].

В лоне культуры Древнего Востока сформировались узбекские народные инструменты. Они сохранили свои характерные черты, звуковой тон на протяжении веков развития. благодаря своей уникальной структуре, най, сурнай, танбур, дутор, рубоб, гиджак, кубыз дошли до нас в традиционных формах.

В период рабовладельческого режима были Марканд, Нисо, Тупрокала, Термез и другие города. Во время раскопок, проведенных на территории этих городов, были найдены художественные поделки, изображения различных инструментов. Рабовладельческое общество было важным этапом в развитии культуры народов Средней Азии. Наряду с дальнейшим развитием народной музыки совершенствовались и инструменты.

Древнейшая история музыкальной культуры народов Центральной Азии всегда связана с музыкальными инструментами, изображения которых были зафиксированы еще в наскальных рисунках, в домашней утвари, предметах роскоши, памятниках изобразительного искусства и архитектуры. И они оказались доступными благодаря археологическим находкам на территории республик Средней Азии. Соответственно, изображения совершенных музыкальных инструментов - свидетельство большого исторического процесса

развития музыкального инструментария и инструментальной музыки, начиная с древнейших веков до наших дней [2].

Археологические экспедиции, организованные в 30-40 годах прошлого века (С.Л. Толстов, В. Авяткин, Под руководством Массона и др.) были получены ценные знания в изучении культуры Средней Азии, в том числе народных инструментов. Найденные культурные памятники изображающие исполнителей играющие на музыкальных инструментах как най, рубобовидном инструменте, домбире, напоминающий нынешний доира, и подобные инструменты. Это статуэтки из керамической посуды, найденные в таких городах, как Афросиёб, Тупроккала, Айратам (так называемый Фриз Айратама). В них описаны различные музыкальные инструменты: лютня, танбур, рубобовидный инструмент, канун, уд, руд, шемане, чагона, чилтор, най, бургу, сурнай, карнай, доира [3].

Народные инструменты стали неотъемлемой составляющей трудовой деятельности жителей Центральной Азии. Нам известно, что песни, игры и мелодии, исполняемые под аккомпанемент инструментов, исполнялись на больших церемониях и семейных торжествах народа. Праздники были больше связаны с временами года. В Средней Азии распространены такие сезонные праздники, как “Навруз”, “Лола сайли” (праздник тюльпанов), “Хосил байрами” (праздник урожая), “Ковун сайли” (празник дыни), “Узум сайли” (праздник винограда). Трудно представить себе и государственные праздники без фольклорных инструментальных ансамблей, певцов и музыкантов, а также танцоров. Музыкальные инструменты с карнай, сурнай, дойра, ногора особенно широко использовались в праздниках, культурных церемониях.

В конце IX века местной феодальной династии Саманидов удалось объединить значительную часть Средней Азии. Бухара, столица государства Саманидов, стала крупным культурным центром. Здесь процветали литература и музыка. В связи с изменением жизненных обстоятельств возросла социальная значимость музыкального искусства. Роль музыки в браке горожан и представителей высшего сословия значительно возросла. Уже в те времена существовали вокально-инструментальные музыкальные серии, включавшие сольную, ансамблевую музыку и танцы.

Одной из отличительных особенностей культуры средневекового музыкального исполнительства было то, что инструменталисты не только играли на нескольких видах музыкальных инструментов, но и сами сочиняли музыку. Инструменталисты были также зрелыми музыкантами и поэтами своего времени. В средневековых условиях музыкальная специализация привела к появлению специальных музыкальных мастерских. Здесь определились и развились традиции учителя-ученика. В это время совершенствовалась игра ансамбля, формировались основные проявления музыкального искусства и открывались новые образцы музыкальных инструментов [3].

Узбекский литературовед Н. Маллаев, опираясь на сведения из древних рукописей, говорит о том, что в X-XII веках в Средней Азии широко применялись такие музыкальные инструменты, как танбур, рубоб, куш, нагора, кубуз, табл, зума, най, чагона, шайпур, сурнай, карнай, арганун, канун а также ударные и духовые музыкальные инструменты. А также, в этот же период были созданы «Рост», «Хусравани», «Бода», «Ушшок», «Зурафканд», «Буслик», «Сирапхон», «Наво», «Баста», «Тарона» и многие другие музыкальные произведения.

В каждом столетии, периоде в народном музыкальном исполнительстве какой-либо музыкальный инструмент занимал главенствующее место. Например: у народов Востока и в Средней Азии с VII по XVIII века в музыкальном исполнении исполнялись произведения так называемого рода «Ун икки маком» в котором главным считался инструмент уд, а в конце XVIII-начале XIX века в Бухаре, одном из городов Средней Азии, где развивались литература, искусство и культура, вместо “Ун икки маком” исполнялся “Шашмаком” и танбур был основным музыкальным инструментом.

Список литературы /References

1. Джураев А.А. “Музыкальный трактат” Абдурахмана Джами: возможности музыкального инструмента

уд. «Проблемы современной науки и образования». № 1 (170), 2022.

2. ЗуфаровА.М. Узбекский танбур. «Вестник науки и образования». № 11 (65), часть 4, 2019.

3. Юсупова З.Х. Роль музыкальных инструментов в жизни людей в древней Центральной Азии., «Проблемы

современной науки и образования». № 3 (148), 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.