Закон и право. 2024. № 11. С. 173-176. Law and legislation. 2024;(1 1):173-176.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья УДК 343.98
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-173-176 NIION: 1997-0063-11/24-572
EDN: https://elibrary.ru/HDGJWI MOSURED: 77/27-001-2024-11-772
Следственные ситуации первоначального этапа расследования
нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и алгоритм действий следователя по ним
Лейла Юсуповна Аксенова1, Наталья Ивановна Ревенко2
1 Омская академия МВД России, Омск, Россия
2 Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск, Россия
Аннотация. Для криминалистики крайне важны ситуационный анализ преступления и построение на его основе алгоритма действий следователя. В статье излагаются краткие рекомендации в области расследования нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств на первоначальном этапе путем анализа типичных следственных ситуаций с предложением оптимального перечня следственных действий и иных мероприятий
Ключевые слова: методика расследования преступлений, следственная ситуация, нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, алгоритм действий следователя, дорожно-транспортное происшествие.
Для цитирования: Аксенова Л.Ю., Ревенко Н.И. Следственные ситуации первоначального этапа расследования нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и алгоритм действий следователя по ним // Закон и право. 2024. № 11. С. 173—176. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-173-176 EDN: https://elibrary.ru/HDGJWI
CRIMINAL LAW SCIENCES
Original article
Investigative situations of the initial stage of the investigation of violations of traffic rules and vehicle operation and the algorithm of the investigator's actions on them
Leila Yu. Aksenova1, Natalia I. Revenko2
1 Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia
2 Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia
Abstract. For forensic science, situational analysis of a crime and the construction of an algorithm of investigator's actions on its basis are extremely important. The article presents brief recommendations in the field of investigation of violations of traffic rules and operation of vehicles at the initial stage by analyzing typical investigative situations with a proposal for an optimal list of investigative actions and other measures
Keywords: crime investigation methodology, investigative situation, violation of traffic rules and operation of vehicles, algorithm of investigator's actions, traffic accident.
For citation: Aksenova L.Yu., Revenko N.I. Investigative situations of the initial stage of the investigation of violations of traffic rules and vehicle operation and the algorithm of the investigator's actions on them // Law and legislation. 2024; (11): 173—176. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-173-176 EDN: https://elibrary.ru/HDGJWI
© Аксенова Л.Ю., Ревенко Н.И. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 11-2024
Традиционно типичные следственные ситуации по делам о нарушении Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (далее — ПДД) классифицируются по такому основанию, как наличие определенного объема сведений о подозреваемом, которым в данном случае является водитель транспортного средства, а также о самом транспортном средстве, участвовавшем в дорожно-транспортном происшествии (далее — ДТП), с момента возбуждения уголовного дела.
Выделим три типичных следственных ситуации по уголовным делам данной категории:
■ совершено преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, имеются сведения о транспортном средстве и водителе, которые находятся на месте происшествия, либо их местонахождение установлено;
■ совершено преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, имеются сведения о транспортном средстве, сведения о водителе отсутствуют;
■ совершено преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, сведений о транспортном средстве, водителе транспортного средства недостаточно или они отсутствуют.
Вторая ситуация, когда следует установить местонахождение скрывшегося водителя и принять меры к его задержанию, является неблагоприятной; на ней и остановимся подробнее. Так, могут быть выдвинуты следующие версии: преступление совершено владельцем автомобиля; преступление совершено лицом, имевшим разрешение либо право на управление указанным транспортным средством (например, лицом, вписанным в страховой полис ОСАГО); преступление совершено лицом, незаконно завладевшим транспортным средством; обнаруженное транспортное средство отношения к преступлению не имеет.
Для проверки данных версий алгоритм действий следователя может быть выстроен следующим образом:
1. Осмотр места происшествия. В ходе него осматривается салон транспортного средства с целью обнаружения следов рук на панели приборов, зеркале заднего вида, микроволокон ткани одежды, волос на сиденьях; следов употребления продуктов питания; биологических выделений человека.
2. Поручение производства оперативно-розыскных мероприятий в целях установления лица, совершившего преступление и скрывшегося с места происшествия, а также камер видео-
наблюдения на месте происшествия и в направлении движения скрывшегося водителя.
3. Направление запроса в подразделения ГАИ с целью получения информации о владельце транспортного средства, сведений об административных правонарушениях, связанных с нарушением ПДД и эксплуатации транспортных средств, на данное транспортное средство, что может позволить установить круг лиц, управлявших автомобилем [3, с. 85].
4. Допрос потерпевшего, свидетеля. Помимо общих вопросов устанавливаются приметы водителя и направление, в котором он скрылся.
5. В случае обнаружения камер видеонаблюдения производство выемки видеозаписей необходимо производить в максимально короткие сроки, в связи с тем, что информация в хранилище данных (жесткие диски, сервера, к которым подключены видеокамеры) постоянно обновляется.
А.В. Головчанским выявлены следующие способы изъятия видеозаписей на стадии предварительной проверки сообщения о преступлении: в ходе осмотра места происшествия; запроса об изъятии записей с камер видеонаблюдения; добровольной выдачи лицом и приобщении к объяснению лица, рапорту сотрудника.
В рамках возбужденного уголовного дела следующим путем: посредством производства выемки и обыска; в случае добровольного предоставления видеозаписей путем приобщения к протоколу допроса лица либо путем вынесения постановления об удовлетворении ходатайства о приобщении представленных доказательств.
В случае изъятия видеозаписей с камер из ведения различных организаций следователями преимущественно используются выемка либо направление запроса в соответствующую организацию [2, с. 333—339].
6. В целях получения информации о ДТП (механизм деяния, лицо, совершившее ДТП, автотранспортное средство, свидетели и очевидцы ДТП) целесообразно размещать информацию в социальных сетях, в том числе с приложением записей с видеорегистраторов.
7. Производство осмотра предметов и документов, изъятых в ходе проведения проверочных мероприятий и следственных действий.
8. Назначение судебных экспертиз [4, с. 41]. Чаще всего на первоначальном этапе назначают следующие экспертизы:
■ дактилоскопическую — в целях исследования следов рук, выявленных в транспортном средстве, водитель которого скрыл-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024
ся с места происшествия, а также следов рук, принадлежащих иным лицам, находившимся в транспортном средстве;
■ трасологическую — в целях исследования следов обуви, изъятых в ходе осмотра места происшествия;
■ автотехническую — для исследования транспортного средства на предмет исправности механизмов, агрегатов;
■ биологическую экспертизу тканей и выде -лений человека;
■ медицинскую экспертизу живого лица (трупа);
■ экспертизу материалов, веществ и изделий в целях исследования обнаруженных и изъятых следов краски, горюче смазочных материалов и др.
9. Используются криминалистические учеты, ведущиеся в ЭКП МВД России, специальные типовые планы розыска [1, с. 32].
После установления местонахождения водителя главной задачей следователя является установление причастности лица к совершенному ДТП. Алгоритм действий в данной ситуации следующий:
1. Получение от подозреваемого образцов для сравнительного исследования (следы пальцев рук, биологических следов (слюна, волосы).
2. Освидетельствование подозреваемого в целях обнаружения телесных повреждений, полученных в ходе ДТП, состояния опьянения.
3. Допрос подозреваемого в целях установления трех групп обстоятельств: сведения, характеризующие механизм ДТП, а также личность водителя, его действия до, во время и после совершения ДТП, поведение других участников ДТП; сведения, характеризующие восприятие ДТП: видимость, обзорность, погодные условия, качество проезжей части и др.; сведения относительно водителя: физическое и психическое состояние, одежда и обувь и др.
4. Обыск (выемка) одежды, обуви, в которой находился подозреваемый в момент совершения ДТП.
5. Осмотр предметов и документов (одежда, обувь) в целях обнаружения следов крови, микроследов (волокон) обивки сидений автомобиля, следов биологического происхождения.
6. Назначение судебных экспертиз по вновь полученным образцам.
7. Предъявление для опознания подозреваемого.
Работа в третьей следственной ситуации ведется в трех направлениях: получение доказа-
тельств о событии деяния; установление скрывшегося с места происшествия виновного, транспортного средства. В данной следственной ситуации могут быть выдвинуты версии по местоположению транспортного средства, оно находится: в гараже, на стоянке либо во дворе дома подозреваемого или его связей; в автосервисах, на станциях технического обслуживания, расположенных неподалеку от места совершения ДТП; в черте населенного пункта либо на трассах, проходящих через населенный пункт, где совершено ДТП.
Алгоритм действий следователя следующий:
1. В ходе осмотра места происшествия следует обращать внимание на следы транспортного средства, деталей, механизмов (осколков стекла, обломков пластика, следов лакокрасочного покрытия, горюче-смазочных материалов); установить характеристики транспортного средства (колесную базу, ширину колеи автомобиля, ширину шин и др.), рисунок протектора.
2. Осмотр трупа (при его наличии) в целях установления повреждений и следов, оставленных транспортным средством.
3. Осмотр одежды потерпевшего (трупа) в целях установления повреждений, оставленных транспортным средством, частиц лакокрасочного покрытия.
4. Дача поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) (установление водителя, транспортного средства, свидетелей; установление и изъятие записей с камер видеонаблюдения, информирование общественности и др.).
5. Допрос потерпевшего, свидетелей по обстоятельствам совершенного ДТП, приметах водителя, видимых повреждениях, марке, модели, государственном регистрационном знаке, направлении движения.
6. Назначение судебных экспертиз (в большинстве своем характерных и для второй ситуации). Однако имеются и специфические экспертизы: автотехническая — в целях определения вида, марки транспортного средства по объектам и характеристикам, установленным в ходе расследования; экспертиза материалов, веществ и изделий в целях исследования обнаруженных и изъятых следов на одежде потерпевшего.
При обнаружении автомобиля алгоритм может быть следующим:
1. Осмотр транспортного средства, в ходе которого необходимо установить наличие технических повреждений, а также следов крови, кожи, костей, волос, иных биологических выде-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2024
лений человека, а также следов, указанных при рассмотрении второй следственной ситуации.
2. Допрос свидетелей на месте обнаружения автомобиля.
3. Допрос собственника транспортного средства об обстоятельствах ДТП, его местонахождении во время совершения ДТП, лицах, пользующихся транспортным средством помимо него, и др.
4. Назначение и производство судебных экспертиз (аналогичны экспертизам во второй следственной ситуации, по отношению к транспортному средству).
5. Предъявление для опознания.
При задержании водителя транспортного средства, подозреваемого в совершении ДТП, необходимо проводить мероприятия, указанные в алгоритме ко второй следственной ситуации.
Итак, знание и понимание следственной ситуации способствует определению круга необходимых мероприятий, а выверенные действия следователя на первоначальном этапе расследования уголовного дела о нарушении Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств позволят получить достаточное количество доказательств.
Список источников
1. Василенко Л.А., Овчинникова О.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: Учеб.-метод. пособие. М., 2011.
2. Головчанский А.В. К вопросу о тактике изъятия камер видеонаблюдения при расследовании уголовных дел / / Вестник Воронежского ин-та МВД России. 2021. № 2. С. 333-339.
3. Использование специальных учетов и автоматизированных информационных систем в деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения: Учеб. пособие / Л.Д. Матросова и др. Орел, 2016.
4. Отдельные вопросы расследования нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Учеб. пособие / Л.Ю. Аксенова, А.Т. Анешева, А.Б. Соколов. Омск, 2019.
References
1. Vasilenko L.A., Ovchinnikova O.V. Investigation of traffic crimes: an educational and methodological manual. M., 2011.
2. Golovchansky A. V. On the issue of tactics of seizure of video surveillance cameras in the investigation of criminal cases // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 2. Pp. 333-339.
3. The use of special accounting and automated information systems in the activities of road safety departments: Textbook / L.D. Matrosova et al. Orel, 2016.
4. Selected issues of investigation of violations of traffic rules and operation of vehicles: Textbook / L.Yu. Aksenova, A.T. Anesheva, A.B. Sokolov. Omsk. 2019.
Информация об авторах
Аксенова Л.Ю. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики
Ревенко Н.И. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 09.09.2024; одобрена после рецензирования 08.1 0.2024; принята к публикации 14.10.2024.
Information about the authors
Aksenova L.Yu. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of criminalistics
Revenko N.I. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of criminal procedure and criminalistics
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 09.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024