Научная статья на тему 'СКУЛЬПТУРА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА'

СКУЛЬПТУРА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скульптура / народ / самобытность / развивать / упадок / сменять / одухотворенный / женственность / этика / мораль / художественный язык / эстетика / фигура / развивать / sculpture / nation / originality / develop / decline / change / spirited / femininity / ethics / morality / artistic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чомаева Лариса Мурадиновна, Бостанов Казбек Хасанович

Одним из древних видов творения человека является скульптура. В ранний период своего существования люди высекали картины животных, птиц, фигурки с объемными круглыми формами орудием, похожим на лук и огнива. «Палеолитические Венеры», обнаруженные при раскопках на разных территориях земли схожи с женскими фигурами. Они приблизительно изготовлены в двадцать пятом тысячелетий до нашей эры. Эти фигурки не содержат признаков женственности и одухотворенности. У этих Венер бедра широкие, животы огромные, груди как мешки, такие приметы показывают, что у них был тяжелый труд и много детей. Изготовление подобных фигурок связано с культом плодородия, началом жизни, с силой матери в древние времена. Для людей того времени воплощенными богами сначала были фигурки, потом идолы. Поклонение идолом наблюдалось и у славянских народов. На всех этапах развития человеческого общества скульптура была его спутницей. Одни народы сменялись другими, государства процветали и приходили в упадок, но искусство было постоянно. Искусство помогло распознать быт, облик, историю ныне не живущих народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чомаева Лариса Мурадиновна, Бостанов Казбек Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the ancient types of human creation is sculpture. In the early period of their existence, people cut out pictures of animals, birds, figures with voluminous round forms with tools similar to bows and fire. "Paleolithic Venuses", discovered during excavations in different territories of the earth, are similar to female figures. They are approximately made in the twenty-fifth century before our era. These figures do not contain signs of femininity and spirituality. These Venuses have wide hips, huge bellies, breasts like sacks, such signs show that they had a difficult labor and many children. The production of similar figures is connected with the cult of fertility, the beginning of life, with the power of the mother in ancient times. For the people of that time, the incarnated gods were first figurines, then idols. Idol worship was also observed by Slavic nations. At all stages of the development of human society, sculpture was his companion. Some peoples were replaced by others, states prospered and fell into decay, but art was constant. Art helped to recognize the way of life, appearance, history of peoples who are no longer living.

Текст научной работы на тему «СКУЛЬПТУРА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА»

Выводы. Таким образом, рассмотрение проблемы профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов позволяет сделать вывод о том, что его особенность заключается в раннем вовлечении обучающихся в мир педагогической профессии, ее разностороннем изучении посредством специальных дисциплин и участия в профессионально ориентированных мероприятиях.

Повышение престижа педагогической профессии, на наш взгляд, в первую очередь зависит от актуализации ее значимости для будущего нашей страны, для формирования подрастающего поколения в любви и уважении к государству, в котором родился и вырос. Особо важное значение в привлечении обучающихся в педагогические вузы должно иметь семейное воспитание на основе преемственности профессии у разных поколений.

Повсеместное создание профильных психолого-педагогических классов при обязательном их сопровождении педагогическими вузами страны поможет решить проблему нехватки педагогических кадров в образовательных организациях в ближайшем будущем.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер, O.A. Рудей. - Москва: Пзд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Пзд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профконсультирования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 224 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.

4. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии / под редакцией Л.М. Митиной. - Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 179 с.

5. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. -Москва: Генезис, 2005. -208 с.

Педагогика

УДК 378.016:745

доцент кафедры ДПИ и дизайна Чомаева Лариса Мурадиновна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры ДПИ и дизайна Бостанов Казбек Хасанович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

СКУЛЬПТУРА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Аннотация. Одним из древних видов творения человека является скульптура. В ранний период своего существования люди высекали картины животных, птиц, фигурки с объемными круглыми формами орудием, похожим на лук и огнива. «Палеолитические Венеры», обнаруженные при раскопках на разных территориях земли схожи с женскими фигурами. Они приблизительно изготовлены в двадцать пятом тысячелетий до нашей эры. Эти фигурки не содержат признаков женственности и одухотворенности. У этих Венер бедра широкие, животы огромные, груди как мешки, такие приметы показывают, что у них был тяжелый труд и много детей. Изготовление подобных фигурок связано с культом плодородия, началом жизни, с силой матери в древние времена. Для людей того времени воплощенными богами сначала были фигурки, потом идолы. Поклонение идолом наблюдалось и у славянских народов. На всех этапах развития человеческого общества скульптура была его спутницей. Одни народы сменялись другими, государства процветали и приходили в упадок, но искусство было постоянно. Искусство помогло распознать быт, облик, историю ныне не живущих народов.

Ключевые слова: скульптура, народ, самобытность, развивать, упадок, сменять, одухотворенный, женственность, этика, мораль, художественный язык, эстетика, фигура, развивать.

Annotation. One of the ancient types of human creation is sculpture. In the early period of their existence, people cut out pictures of animals, birds, figures with voluminous round forms with tools similar to bows and fire. "Paleolithic Venuses", discovered during excavations in different territories of the earth, are similar to female figures. They are approximately made in the twenty-fifth century before our era. These figures do not contain signs of femininity and spirituality. These Venuses have wide hips, huge bellies, breasts like sacks, such signs show that they had a difficult labor and many children. The production of similar figures is connected with the cult of fertility, the beginning of life, with the power of the mother in ancient times. For the people of that time, the incarnated gods were first figurines, then idols. Idol worship was also observed by Slavic nations. At all stages of the development of human society, sculpture was his companion. Some peoples were replaced by others, states prospered and fell into decay, but art was constant. Art helped to recognize the way of life, appearance, history of peoples who are no longer living.

Key words: sculpture, nation, originality, develop, decline, change, spirited, femininity, ethics, morality, artistic.

Введение. Концепт «эстетика» имеет греческие корни (гречес. aisthesis), передает ощущение, чувственное восприятие окружающего мира. Данное понятие имеет связь с большим количеством предметов и явлений духовной и материальной жизни. Оно связано с жизнью человека, с его художественным творчеством, с природными красотами. В понятие эстетического воспитания входят развитие и совершенствование критериев этики, представлений и ощущений. Любовь к прекрасному, формирование художественного вкуса связаны с моральным воспитанием личности.

Развитие и формирование эстетических качеств студентов как будущих художников-педагогов имеет цель сформировать эстетические чувства, способности к творческой деятельности, активизации мышления, эмоционального восприятия проявлений окружающего мира. Сам характер, методика и содержание художественного образования требует единства эстетического воспитания и обучения на всех его этапах.

Изложение основного материала статьи. Каждый народ имеет свое неповторимое пространственное, динамичное, образное мышление, свой художественный язык. Художественный язык народа определяется национальным характером и традицией, восприятием мира и жизненным пониманием, его историей, природой. Народы с одной религией и географией редко имеют однотипное искусство [1].

Скульптура и все другие виды искусств, находятся в постоянной динамике, они развиваются и трансформируются. Этот вид искусства сопутствует жизнь народа, ощущает те же самые сдвиги и потрясения в истории, отражает чувства, мысли и восприятие мира представителями конкретной общности. Таким образом, скульптура представляется как в теоретическом понимании, так и историческом, но исторический образ этого искусства взаимосвязан с историей народа [2].

Материалом для выполнения скульптурных предметов служат твердые предметы как камень, цемент, металл, железобетон, дерево и другие. Воспроизводящей функцией обладает и скульптура, как и графика и живопись, в

пространстве, то, что воспринимается глазом и ощущается осязанием, но уже не на плоскости. Этой особенностью характеризуются все виды изобразительного искусства.

Сила и величие власти, утверждение незыблемости символизировали скульптурные изготовления в древнейшие времена. Скульптурное искусство Египта тому доказательство, которое создавалось, чтобы прославить фараонов.

Фигуры фараонов рельефно выделялись большими размерами, вырезались глубже, чем остальные фигуры. Грандиозность их статуй масштабно подавляла все, что их окружало. Их скульптурные изображения, казалось, показывали не человеческие существа, а какие-то создания сверхъестественные, неведомые человеку, свободные от временного понятия, законов человеческой жизни.

Если мы сравним даже какие-либо рельефы античности с хроникой истории, и этого сопоставления достаточно не будет. Кроме отражения событий, которые происходят в жизни людей, скульптура призвана возрождать и их духовную сторону. Скульптурное искусство дает возможность последовательно ознакомиться с историей народов, с их духовной жизнью с лаконичным, острым и ярким эмоциональным восприятием. Многие художники, профессионально занимающиеся этим видом искусства, и те, которые, так или иначе, имели дело с ним, знакомятся со скульптурными произведениями, не обращая внимания на значения его формы, стиль, материал, на профессиональное исполнение.

Такая проблема возникает по причине отсутствия должного внимания созданию и совершенствованию понимания и восприятия этого вида искусства личностью, начиная с раннего возраста. Знакомство с ним происходит в школе и продолжается во взрослой жизни [3].

Для многих молодых художников обычным путем стать профессионалом является учеба в университете или академии. Во время учебной программы студенты посещают различные курсы и/или работают в мастер-классах, которые включают обучение в малых группах. Наставничество со стороны преподавателей, различные практические занятия и социальное взаимодействие происходят в процессе обучения [4].

Это позволяет провести интенсивный обмен мнениями и практическим опытом с сокурсниками и преподавателями, в ходе которого студенты получают навыки профессионализма. Однако в изобразительном искусстве еще недостаточно изучены типы обратной связи и форматы обучения, которые считаются полезными для художественного развития обучающегося.

Занимаясь скульптурой, обучающиеся учатся чувствовать материал, форму пластики, у них развивается способность выполнять тонкую работу вручную, совершенствуется глазомер. Этот вид искусства, как и все виды изобразительного искусства, формирует у личности художественный, эстетический вкус. В творческом процессе закладывается твердая основа для деятельности обучающегося во всех сферах в будущем во благо государство.

Скульптура и лепка играют важную роль в процессе развития художественного творчество обучающегося. Эти виды искусства одновременно развивают у личности образное мышление и его изображение. Он не только правильно передает в процессе работы увиденное, но и воплощает в нем художественный замысел, творчески выражает собственный взгляд к изображаемому предмету. Художнику-педагогу необходимо составить такие задания для обучающихся, которые актуальны для решения.

У каждого обучающегося свои специфические потребности, возможности, способности. Он проявляет себя в творчестве неповторимым образом. Преподавателю следует хорошо знать особенности каждого обучаемого для решения творческих задач при обучении лепке и скульптуре в системе высшего образования. Любое определенное занятие обладает конкретными критериями «успешности», они дают оценку проделанной работе [5].

Художественное творчество применяет специфические мерки «успешности». При оценивании работы по критериям художественных произведений в первую очередь рассматривается ее образность, после выразительность, ну а потом как мастер воплотил задуманное. Такие занятия скульптурой помогают развитию многих определенных навыков, они чувствуют всю глубину формы и воспринимают ее как целостная составляющая. При подготовке учителей изобразительного искусства в вузах в учебный план включается скульптура и пластическая анатомия в качестве обязательных дисциплин для изучения. Пластическая форма определенного объема есть главное выразительное средство, при изучении такой формы происходит процесс достижения цели обучения скульптуре [6].

Реальный объем, место в пространстве, форма предмета - необходимые понятия для студента в процессе лепки. Для успешной работы нужно рассмотреть и изучить модель со всех сторон, студент должен также научиться тотчас, видеть плод своего творчества. Такая компетенция ценное свойство любого профессионала. Для великого Микеланджело, например, бесформенный каменный блок был образом человека.

В высшем учебном заведении будущих художников-педагогов обучают навыкам скульптуры, начиная с образов античной классики. Античные образцы отличаются простатой исполнения, имеют глубокий смысл и очень пластичны. Обучающимся доступна их суть, смысл, эстетика и они их копируют с легкостью в пластичном материале [7].

Скульптура - это целый философский мир, включающий структуру человека и животного с пластическими характеристиками. Она включает в себя также образно-эстетическое решение в дереве, бронзе или в камне людей и зверей. Толкование эстетической сути категории мастерства влияет на понимание теории процесса творчества в искусстве и на практическое направление работы художника-педагога в целом.

Студенты в вузе получают необходимые знания на занятиях по скульптуре, чтоб впоследствии научить обучающихся этому ремеслу. В общеобразовательной школе учащиеся получают элементарные навыки по лепке, после задания усложняются, следуя принципу - от простого к сложному [8].

Главным объектом на занятиях по скульптуре является человек, обучающиеся изучают и практикуют его изображение в процессе обучения. Художнику-педагог учить своих учеников работе с пластилином или с глиной, кроме этого им нужны знания для понимания и анализа скульптурного произведения.

Компетентный учитель грамотно строит занятия, его методика доступна, она показывает смысл, эстетику и суть, красоту скульптуры. Педагог понимает, что не все ученики станут художниками, но его цель - научить своих подопечных понимать и оценить всю красоту этого вида искусства [9].

Но ни в коем случае не допускается примитивность эстетического воспитания при получении художественного образования. Каждый ученик должен быть если не художником, то ценителем искусства, понимать, наслаждаться его красотой, он должен быть зрителем понимающим искусство. Для формирования таких качеств и работает педагог, систематически развивая творческие способности и органы чувств в учебном процессе. Обучающиеся сориентируются в специфике памятников скульптуры, которые украшают парки, площади, скверы наших городов и населенных пунктов при условии преемственности воспитания в эстетическом направлении. Эстетическое воспитание на основе художественного образования охватывает все этапы обучения.

Скульптура одна из базовых дисциплин художественного цикла в системе высшего образования. Она удовлетворяет творческие и художественные потребности человека и общества. Это искусство, помогающее человеку найти гармонию с

самим собой и с реальным миром. Посредством скульптуры общество познает мир, в котором живет, это самая древняя форма познания мира с помощью изобразительного искусство.

Для скульптур используются твердые или пластичные материалы, дающие различные возможности для медиа: камень, дерево, воск, глина, стекло, гипс и так далее. Глина и воск часто имеют органический эффект, в то время как металл кажется твердым и холодным. При изготовлении скульптур из мягких материалов, таких как глина, материал добавляется по ходу работы. В процессе создания в произведение искусства могут быть внесены фундаментальные изменения (например, изменение позы фигуры), а затем могут быть отлиты скульптуры (например, из бронзы или цемента).

Скульптуры из твердого материала обрабатываются иначе. С дерево или камня материал удаляется, и это процесс, который нельзя обратить вспять. Литература о скульптуре часто имеет дело с известными художниками или произведениями искусства; эмпирические исследования встречаются редко. Поэтому данная статья посвящена скульптуре.

Выводы. Хотя в области изобразительного искусства есть много субдисциплин, каждая со своим акцентом, некоторые важные навыки преподаются одинаково во всех субдисциплинах. Основной деятельностью художников является восприятие и создание произведений искусства, которые могут сильно различаться в зависимости от подобласти. Восприятие позволяет составить сложную композицию произведения искусства, выявить несоответствия пропорций, отсутствие объема в скульптуре и т.д.

Возможности скульптуры, с точки зрения ее форм и проявлений, а также функциональных характеристик, весьма многообразны. Как вид изобразительной деятельности скульптура представляет собой широчайшую область для самореализации личности и удовлетворения творческих потребностей художника.

Литература:

1. Ватагин, В.А. Изображение животного. Записки анималиста / В.А. Ватагин. - Москва: Сварог и К, 1999. - 170 с.

2. Головин, В.П. От амулета до монумента: книга об умении видеть и понимать скульптуру / В.П. Головин. - Москва: Изд-во МГУ, 1999 - 128 с.

3. Кочкарова, З.К. Факторы по формированию и развитию интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку / З.К. Кочкарова, С.М. Лепшокова, Э.К. Текеева. - Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. -№75-4. -С. 144-146

4. Лепшокова, С.М. Формирование учебно-языковой и культурной компетенций учащихся при обучении анализу компонентного состава фразеологизмов / Э.К. Текеева, С.Р. Халилов // Проблемы современного педагогического образования. - №74-1,2022. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - С. 147-150

5. Лепшокова, С.М. Культура личности в лингвокультурологии: Манифестации и отражение перспектив / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 139-144

6. Лепшокова, С.М. Культура личности в лингвокультурологии: Манифестации и отражение перспектив / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 139-144

7. Лепшокова, С.М. Жанровые особенности английской фантастической литературы / С.М. Лепшокова / Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2022. - С. 174-181

8. Лепшокова, С.М. Повтор как лексико-синтаксическое средство взаимодействия реплик в диалоге / С.М. Лепшокова / Языки и литературы в поликультурном пространстве России: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения народного поэта КЧР Назира Ахъяевича Хубиева. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 218-222

9. Чомаева, Л.М. Применение компьютерных технологий в обучении студентов художественному дизайну / Л.М. Чомаева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2022. - №74 (3). - С. 285-287

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат филологических наук, доцент Шамсутдинова Альбина Равилевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Ахметшина Ландыш Василовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается один из методов наглядности, позволяющий обеспечить мотивацию изучения иностранного языка у студентов факультетов физической культуры и спорта. Этот метод индивидуализирует процесс овладения иностранным языком, способствует развитию лексических и грамматических навыков, концентрации внимания студентов, приобщает к культуре и традициям другой страны, знакомит с особенностями менталитета носителей изучаемого языка. Развитие профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке является условием успешной адаптации учащихся в социальном пространстве. Для реализации цели подготовки компетентного специалиста необходимо учитывать психофизиологические особенности студентов факультетов физической культуры и спорта, которые более восприимчивы к усвоению коротких интересных текстов. В зарубежной практике в качестве одного из эффективных способов наглядности широко используются комиксы. Они обеспечивают зрительную опору раскрытия предмета высказывания, снимая трудности удержания в памяти логической последовательности излагаемых суждений. Одним из важнейших преимуществ такой формы изучения иностранного языка является формирование интереса к чтению с целью обогащения словарного запаса и последующего применения новой лексики в коммуникации. Необходимым условием эффективности использования рассматриваемого метода на занятиях иностранного языка является соответствие содержания текстов возрастным особенностям студентов, а также учет их интересов и выбранной ими специализации. В связи с этим для студентов, обучающихся в спортивном вузе, лексический материал, содержащийся в комиксах, должен быть связан с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.