Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипунова Людмила Игоревна, Шешукова Екатерина Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании использования средств изобразительного искусства в эстетическом развитии школьников младших классов в общеобразовательной школе. На теоретическом уровне были рассмотрены понятия «эстетика», «воспитание», средства в изобразительном искусстве использовать которые, можно в процессе реализации общепедагогических методов. С практической точки зрения был проведен опрос среди учеников 2 класса общеобразовательной школы г. Тобольска, показывающий уровень эстетического развития школьников во втором классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипунова Людмила Игоревна, Шешукова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FINE ARTS

The article is devoted to the topical problem of research, the essence of which is the search, theoretical substantiation of the use of the means of the visual arts in the aesthetic development of primary schoolchildren in secondary schools. At the theoretical level, the concepts of "aesthetics", "education", means in the visual arts, which can be used in the process of implementing general pedagogical methods, were considered. From a practical point of view, a survey was conducted among 2nd grade pupils of a secondary school in Tobolsk, showing the level of aesthetic development of pupils in the 2nd grade.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

закрепить старый словарный запас научным путем, это сэкономит учащимся много времени и создаст более непринужденную и эффективную среду изучения английского языка для повышения успеваемости.

Аннотация. В статье затрагивается причина необходимости пополнения словарного запаса для наиболее эффективного изучения и освоения языка. Английский язык является не только языком международного общения, но и используется в научной и технической сферах, в дипломатии, при заключении торговых сделок, в бизнесе и предпринимательстве. В связи с этим возрастает необходимость современного человека во всестороннем и полноценном изучении английского языка. Рассматриваются отдельные методы, с помощью которых учителя могут доступно объяснить и помочь детям в пополнении словарного запаса, что заметно увеличит степень усвоения новой информации и улучшит процесс внедрения новых слов в существующий лексикон ребенка.

Ключевые слова: словарный запас, английский язык, словарные упражнения, учащиеся.

Annotation. The article deals with the reason for the need to replenish the vocabulary of the English language for the most effective learning and mastering of the language. The relevance of the topic we have chosen is determined by the fact that the importance of the English language in the modern world has been increasing recently. English is not only an international language of communication, but is also used in scientific and technical fields, in diplomacy, when concluding trade transactions, in business and entrepreneurship. Separate methods are considered, with the help of which teachers can explain and help children to expand their vocabulary, which will significantly increase the degree of assimilation of new information and improve the process of introducing new words into the existing vocabulary of the child.

Keywords: vocabulary, English, vocabulary exercises, students.

Литература:

1. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова // педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С. 152-154

2. Лепшокова Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск XVIII. -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. -С. 140-143.

3. Лепшокова Е.А. Деловые письма-поздравления на английском языке / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы X Международной научно-практической конференции. -Карачаевск: издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. -С. 171-174

4. Лепшокова Е.А. Функции проверки знаний при обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: материалы XIX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: 2020. - С. 114-120.

5. Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции // Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения). Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - C. 109-114.

УДК 372.8

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

студентка Шипунова Людмила Игоревна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Проблема эстетического воспитания младших школьников в последнее время стала весьма актуальной. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования новых качеств, поскольку благодаря детской любознательности, активности, проявлению интереса, ребенок быстро запоминает и усваивает новую информацию. Проблема эстетического воспитания находит отражение в Федеральном законе «Об образовании»: целью образовательного процесса является развитие индивидуальных качеств детей, формирование эстетических и этических ценностей подрастающего поколения [3]. Эстетическое воспитание - это не только о воспитании в ребенке определенных качеств, но и о формировании общей культуры ребенка. Суть проблемы заключается в поиске эффективных средств изобразительного искусства и методов обучения с целью эстетического воспитания младших школьников.

Изложение основного материала исследования. Для решения данной проблемы мы изучили такие понятия как: «эстетика» и «воспитание».

Анализ прекрасного рассматривалось в трудах Сократа, Платона, но «эстетика» как составляющая основа развития ребенка становится объектом изучения только в XVIII в. Введено философом из Бранденбурга (Германия) А. Баумгартеном. Философ описывал разделы эстетики, делили ее на практическую и теоретическую. Он писал: «Красота чувственного познания выражается трояко: через красоту вещей и мыслей, красоту порядка и красоту выражения...» [1, с. 250].

Понятие «воспитание», в педагогике, чаще, рассматривают в узком и широком смысле. В узком - это деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности, а в широком - это процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются эти же самые условия. Таким образом, сопоставив определение «эстетика» и «воспитание», можно сделать вывод, что «эстетическое воспитание» - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [2, с. 443].

Эстетическое воспитание ставит целью понимать и видеть прекрасное вокруг себя, формирование эстетической культуры. Одной из главных проблем в младшем школьном возрасте является плохая усидчивость и гиперактивность. В этом возрасте у ребенка увеличивается область взаимодействия с окружающим миром, развивается и совершенствуется потребность в общении, познании, а так же признании социума и самовыражения. Происходит освоение социальных ролей и моделей социального поведения.

Ведущей деятельностью младших школьников является учебная, которая требует развития абстрактного мышления. Но в первое время (1-2 класс) не является единственной, еще совсем немного она граничит с игровой деятельностью. Дети только привыкают к самоорганизации и самодисциплине, которая требуется для выполнения заданий в школе. В период младшего школьного возраста творческая деятельность является вспомогательным средством познания окружающего мира и учебного материала. Уроки изобразительного искусства способствуют развитию эмоциональной сферы, его воображения, способствуют расширению и освоению социального опыта. Произведения изобразительного искусства содержат в себе художественные образы, в которых есть представления о красоте, добре, культурных традициях других народов. Поэтому изобразительная деятельность является одним из основных средств развития эстетического воспитания. У каждого вида изобразительного искусства есть свои выразительные средства. Живопись и графика наиболее часто используются на уроках изобразительного искусства.

Выразительными средствами живописи являются цвет, линия, мазок. Благодаря цвету, художник передает все многообразие окружающего мира. Характер линии, контура показывают настроение ребенка, чувства и эмоции. Мазок - след кисти с любой краской, оставленной на холсте. Техника мазка зависит от каждого индивидуально. Часто мазок называют «словом» или «мыслью» художника.

Выразительными средствами графики являются точка, линия, пятно. Точка - это графический акцент на плоскости, из множества которых появляется точечное изображение. Линия - это протяженное движение карандаша на бумаге. Линия предназначена для определения характера формы, композиции, пропорции изображения. Пятно несет в себе больше выразительных средства - это и светлота, цветовой фон, насыщенность изображения.

Таким образом, можно сказать, что на уроках изобразительного искусства происходит формирование эстетического сознания школьников, поскольку они занимаются практической художественно-эстетической деятельностью, в ходе которой накапливают опыт эстетических переживаний во время выполнения различных заданий и упражнений различными средствами изобразительного искусства.

Использование средств изобразительного искусства можно в процессе в реализации следующих общепедагогических методов: методы беседы и иллюстрации, метод убеждения, метод проблемных ситуаций, побуждение к сопереживанию, анализ художественных произведений искусства.

Исследуя проблему, нами был проведен опрос среди учеников 2 класса средней общеобразовательной школы города Тобольска. Респондентами выступили 18 человек. Школьникам предлагалось ответить на 9 вопросов, которые были направлены на выявление уровня эстетического развития младших школьников.

На вопросы, которые указывали слуховое или зрительное восприятие красоты 67% респондентов отвечали «да», 27% ответили «иногда», 6% «нет». Примеры вопросов: «Нравится ли тебе наблюдать за природными явлениями?», «Нравится ли тебе слушать звуки природы?».

Следующий вопрос содержал информацию об интересе детей к созданию собственных персонажей, истории и т.д. На ответы «Да» и «Иногда» пришлось по 8 человек, что в сумме составило 88,8%, а двое ответило «Нет», что соответствует 11,1%.

В вопросе о знаниях художников предлагалось отметить тех, картины которых они видели, либо же слышали о таком. Были предложены такие художники как: Серов В.А. (собрал 5 ответов учеников из класса), Васнецов М.М.(4 ответа), Репин И.Е. (2 ответа), а Перова В.Г. и Шишкина И.И. отметили по 8 раз. Из 18 человек двое не отметили ни одного художника.

Исходя из результатов по данному вопросу, можно сказать, что дети младших классов хорошо знают художников, даже на слух. Можно сделать вывод, что дети видели картины русских художников на уроках изобразительного искусства, а также видели иллюстрации/картины в учебниках по литературе. Наше предположение подтвердила учитель.

В следующих двух вопросах ученикам предлагалось выбрать одну из двух картин. Особенность данных вопросов в том, что есть «неправильная» картина. Та, что названа «правильной» имеет композиционный центр, у картины имеется сюжет, в свою очередь «неправильная» не имеет композиционного центра, смысловой нагрузки, ярко выраженного художественного образа.

В одном из вопросов 100% учеников выбрали первую картину. (Картина И.К. Айвазовского «Корабли на Феодосийском рейде», 1897г.), вторая же картина, выполненная в стиле абстракционизм, не имела ни композиционного центра, ни сюжета. Большее количество опрошенных учеников нашли привлекательными «правильные» картины. Это показывает нам то, что они видят красоту там, где есть композиции, яркий художественный образ, что уже говорит о видении прекрасного.

Вопрос о том, ищут ли дети самостоятельно дополнительную информацию об искусстве, показал, что из 18 человек 22,2% ответили «Да» и 77,7% ответили «Нет». Такие результаты говорят о том, что у детей еще не сформирован устойчивый интерес к изобразительному искусству.

В последнем вопросе ученикам нужно было кратко описать картину Федора Решетникова «Опять двойка», свои ощущения от ее просмотра, какое настроение и какие оттенки присутствуют на картине. Дети писали о том, что на картине был грустный мальчик, но, несмотря на это, его радостно встречала собака. Заметили в картине «тусклые» цвета. Отмечали, что картина написана «тёмными» и «хмурыми» оттенками. В младшем возрасте дети хорошо находят связь между тем, какими оттенками писалась картина и тем, какое настроение у изображенных на ней людей. В холодных тонах они видят грусть, тоску, а вот в теплых -радость, тепло, счастье и т.п.

Можно сделать вывод, что дети чутко уловили настроение изображения через цветовое решение картины, глубоко проработанного художественного образа двоечника, а также контраста настроения животного и человека. Дети не только видят эту красоту, но и искренне восхищаются ей. Этим этот возраст и замечателен, поскольку любая картина, звук вызывают у них бурю эмоций, восхищения или сочувствия. Что еще раз доказывает важность эстетического воспитания младших школьников.

Выводы. Проанализировав литературу и изучив различные определения, мы рассмотрели на теоретическом уровне актуальность использования средств изобразительного искусства на уроках. С

помощью опроса пытались выявить уровень эстетического развития младших школьников. Дети проявляют интерес к наблюдениям состояний погоды, различным звукам и находят красивым пение птиц. Чутко улавливают настроение картины по тому, в каких тонах она написана. С легкостью «считывают» настроение, как самой картины, так и отдельно изображенных на них людей и животных. Активный интерес, которые проявляли дети, при опросе позволил сделать вывод о том, что в них есть задатки эстетической воспитанности.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании использования средств изобразительного искусства в эстетическом развитии школьников младших классов в общеобразовательной школе. На теоретическом уровне были рассмотрены понятия «эстетика», «воспитание», средства в изобразительном искусстве использовать которые, можно в процессе реализации общепедагогических методов. С практической точки зрения был проведен опрос среди учеников 2 класса общеобразовательной школы г. Тобольска, показывающий уровень эстетического развития школьников во втором классе.

Ключевые слова: эстетика, эстетическое воспитание, выразительные средства изобразительного искусства, методы обучения.

Annotation. The article is devoted to the topical problem of research, the essence of which is the search, theoretical substantiation of the use of the means of the visual arts in the aesthetic development of primary schoolchildren in secondary schools. At the theoretical level, the concepts of "aesthetics", "education", means in the visual arts, which can be used in the process of implementing general pedagogical methods, were considered. From a practical point of view, a survey was conducted among 2nd grade pupils of a secondary school in Tobolsk, showing the level of aesthetic development of pupils in the 2nd grade.

Keywords: aesthetics, aesthetic education, expressive means of fine arts, teaching methods.

Литература:

1. Баумгартен А.Г. Фрагменты по эстетике. Том 2. История эстетики / А.Г. Баумгартен. - Москва: Академия, 1964. - 588 с.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - Москва: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (с дополнениями и изменениями). URL: https://base.garant.ru/77706811/ (дата обращения: 25.05.2021)

УДК 371

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА И ПРОФИЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

старший преподаватель Шостак Марина Анатольевна Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что переход к новым методам управления, формирование рынка труда, объективная необходимость интеграции нашей страны в мировую экономику определяют потребности создания и развития новых методов и форм профессиональной подготовки, направленных на подготовку квалифицированных специалистов на рынке труда. Современный период характеризуется развитием культурных связей между различными странами, что привело к увеличению туристических маршрутов. В данном случае индустрия гостеприимства имеет особое значение и ее результаты положительно сказываются на благосостоянии многих стран.

Изложение основного материала исследования. Современная ситуация в сфере туризма предъявляет повышенные требования к качеству туристических услуг, что находит отражение в новых стандартах в сфере гостиничного бизнеса. В связи с этим особое значение приобретает вопрос подготовки кадров для индустрии гостеприимства, совершенствования материальной базы учебного процесса, теоретической и практической подготовки будущих специалистов.

Новые экономические отношения повлияли на процессы в сфере гостеприимства, обострили проблему подготовки специалистов и потребовали кардинального изменения деятельности гостинично-ресторанных предприятий [7]. Отсутствие государственной поддержки, опыта работы в конкурентной среде, ориентация на инновационные процессы - все эти факторы могут негативно сказаться на привлекательности клиентов из других стран, предпочитающих услуги крупнейших транснациональных брендов.

Актуальность исследования с точки зрения социального обучения обусловлена тем, что на рынке труда люди, способные адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде, быстро и творчески решают стоящие перед ними задачи в соответствии со своими профессиональными навыками.

Сотрудничество между профессиональными учебными заведениями и гостиницей в настоящее время ограничивается принятием студентов на учебную и подготовительную практику, поэтому возникает проблема неудовлетворительной практической подготовки выпускников.

По мнению экспертов, существующая система подготовки кадров в российской индустрии гостеприимства не позволяет обеспечить качественный уровень профессионального образования, отвечающий потребностям рынка труда [2]. Работодатели не полностью удовлетворены качеством образования выпускников учреждений профессионального образования, а сами выпускники зачастую не находят работу по этой причине. Возможно, это связано с отсутствием единых, объективных и обоснованных требований к выполнению должностных обязанностей, которые будут определять содержание и форму обучения будущих сотрудников, а также повышение квалификации или дополнительное профессиональное обучение действующих сотрудников.

В ближайшие годы основной задачей будет совершенствование деятельности действующих образовательных учреждений с целью создания условий для повышения квалификации работников сферы туризма и гостеприимства и принятия курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.