- принимать во внимание, что в подвижных и спортивных играх такие подростки не видят никого из партнёров, кроме лидера, поэтому будет рационально не ставить в команду с лидером. Рекомендовать выполнять задания, которые требуют инициативных действий и принятию результативных независимых решений;
- выполнение решение выполнения задания с позиции силы, допустимые для конкретного возраста (напр. Собственного веса);
- советовать индивидууму, когда он выполняет большое количество гимнастических и акробатических упражнений, самому составлять различные комбинации из этих упражнений.
После исследования процесса формирования личностных качеств индивидуумов, которые относятся, типу антиобщественного поведения мы сделали заключение. Что, применяя методы и средства физической культуры и спорта, а также комплекс психолого-педагогических условий на основе индивидуального подхода, всё это оказывает положительное воздействие на нравственное и психологическое состояние индивидуумов с девиантным поведением.
Литература:
1. Кочеткова, Т.Н. Физическое воспитание в сибирском вузе: рек. УМО по спец. пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений / Т.Н. Кочеткова. - Красноярск; Лесосибирск: СФУ, 2018.
2. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуация у подростков / А.Е. Личко. - Ленинград: Медицина. 1983. - С. 255.
3. Новичкова, Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. .. канд.пед.наук: 13.00.04. - Москва., 1996. - 115 с.
4. Петрусевич, Д.Ф. Особенности коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта / Д.Ф. Петрусевич // Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№6 (25). - С. 80-82.
УДК 372.8
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
студентка Кошеленко Дарья Андреевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В условиях быстро развивающегося социума, появляется острая необходимость в формировании личности, которая будет отвечать современным требованиям общества и обладать такими качествами, как активность, креативность, гибкость, целеустремленность. Согласно федеральному образовательному стандарту начального общего образования ставится цель, направленная на развитие эстетического вкуса, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Проблема эстетического воспитания стоит весьма остро. Во-первых, в школах зачастую эстетическое воспитание обособляют от других форм воспитания. Но оно не может существовать отдельно, поскольку это большой аспект нравственного, художественного, трудового, экологического или патриотического воспитания. О необходимости системного и целенаправленного воздействия на ребенка писал и Б.М. Неменский: «система эстетического воспитания в школе должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования культуры и личности школы» [4, С. 64].
Во-вторых, в реалиях общедоступности интернета дети испытывают острую нехватку в качественном контенте в сфере искусства. Это заметно, например, в современных мультфильмах, где искажены цвета, нарушаются законы композиции и пропорциональности.
В-третьих, обозначается формальность отношений «учитель-ученик». Иногда, в начальной школе, например, урок изобразительного искусства ведет учитель физкультуры или музыки. А бывает и так, что по образованию учитель филолог, но прошел курсы повышения квалификации и стал учителем изобразительного искусства. В таком случае наблюдается формальная связь с учеником, нежелании глубоко вдумываться в предмет, скудность методов и приемов обучения. Последние исследования в этой области доказали, что только организованное педагогическое воздействие на ребенка способствует целенаправленному вовлечению детей в активную деятельность, которая призвана решать вопросы формирования творческого мышления, эстетического вкуса, любви к искусству и постоянной потребности в творческой деятельности.
В-четвертых, существует проблемы создания среды, в которой ребенок непосредственно будет существовать в школе. Педагог должен не только рассказывать детям об искусстве, но и окружать их этим искусством. На самом деле данная проблема очень проста в своем решении. Для начала будет достаточно, просто украсить кабинет портретами, картинами, картами. Озеленить класс, а главное создать теплую и дружескую атмосферу творчества и сотрудничества.
В начальной школе закладываются основы сознательного отношения человека к искусству, родной природе, добру и злу, красивому и безобразному. Искусство отражает жизнь и быт во всех красках, воздействует на личность, и через сопереживание формирует в ребенке эстетические чувства. Таким образом актуальность темы обуславливается необходимостью изучения воспитательной силы искусства.
Изложение основного материала исследования. Проблематику эстетического воспитания рассматривали такие великие педагоги как A.C. Макаренко, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский. Все они писали о необходимости и важности эстетического воспитания в жизни ребенка. На данный момент разработано множество программ по эстетическому воспитанию детей, однако большая их часть так и остается совершенно неопробованной в реалиях современной школы. Для понимания и решения проблемы «эстетического воспитания» мы рассмотрим понятия «эстетика» и «воспитание».
По мнению великого педагога A.C. Макаренко, эстетика - это красота во всем, начиная от интерьера помещения, в которой учится ребенок и заканчивая окружающей средой на территории школы, поскольку сама окружающая красота становится воспитывающим фактором. Поэтому эстетика является важнейшей задачей педагога [2]. Если же говорить простыми словами, то эстетика - это наука о красоте, которая непосредственно воздействует на чувствительную сторону нашего мышления.
Теперь следует изучить понятие «воспитание». По мнению П.И. Пидкасистого, воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребёнка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека [5, С. 56].
В своем труде Н.И. Болдырев писал о том, что воспитание - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их взаимоотношения в процессе этой деятельности, содействующей развитию личности и коллективов [1, С. 33].
Из представленных определений мы можем сделать вывод о том, что воспитание - это очень сложный процесс, требующий длительного времени. Именно поэтому все исследователи в области воспитания сходятся в одном - оно должно начинаться уже с первых дней жизни.
Таким образом рассмотрев два определения «эстетика» и «воспитание» мы можем прийти к изучению понятия «эстетическое воспитание».
Говоря об эстетическом воспитании К. Маркс отмечал: «эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое и безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, С. 102].
Из определений эстетического воспитания мы можем прийти к выводу, что основными задачами данного процесса является формирование эстетического вкуса, выработка постоянной потребности и интереса в общении с искусством, формирование эмоционально-чувственной стороны психики, то есть способности эстетически реагировать на произведения искусства, понимать и переживать увиденное или услышанное, а также на основе усвоенного опыта способность создавать новые художественные образы.
Как мы уже отметили, эстетическое воспитание может присутствовать во всех школьных предметах, но, конечно, же больше всего проявляется себя в творческой деятельности. Изобразительное искусство - это самая понятная деятельность ребенку, которая может упростить и ускорить процесс эстетического воспитания одновременно. Бесспорно, роль изобразительного искусства огромна, ведь ее отличительной особенностью от других видов искусства является передача окружающей действительности через создание художественного образа, которые воздействуют на чувства и эмоции человека, формируют в нем определенный взгляд на быт, историю, события и людей разного времени. Школьники в начальной школе при работе с красками, кистью или же карандашом учатся пользоваться линией, цветом, пятном. Осваивая новые умения, ребенок осваивает и новые средства выражения своих чувств и эмоции на холсте.
Так, например, на уроках изобразительного искусства младшие школьники изучают цвет в предметном окружающем мире - природа, предметы быта. Изучая цвет, его свойства и сочетания формируется чувство цвета, а значит и эмоциональная сфера ребенка. Линия является одним из самых простых и основных средств графики. Свойство линии заключаются в ограничении формы, создании композиции, передача пропорции. Линия - это протяженное движение предметом, например, кистью или карандашом, на бумаге. В связи с тем, что линии могут быть прямыми, короткими, длинными, прерывистыми, ломанными и др. у данного средства большой потенциал в выражении чувств и эмоции юного художника. Пятно - это основное средство выражения на плоскости. Пятна, как и линии могут быть бесконечно разными, это и след от кисти, округлые, маленькие, протяженные и др. Еще одним уникальным средством являются тональные переходы, которые создают контрасты. Например, сильные резкие переходы цветов могут рассказать о драматических чувствах школьника: обида, страх, гнев и другие. Мягкие переходы на сближенных оттенках в цвете наоборот говорит об обратном.
Таким образом, использование ребенком этих средств в совокупности показывает нам неповторимый характер юного художника. Изобразительное искусство посредством изучения живописи, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства развивает у ребенка зрительное восприятие, воображение, память. А все в совокупности воздействует на эмоциональную сферу ребенка, которая и является основным механизмом развития гармоничной, духовно богатой и счастливой личности.
При организации процесса эстетического воспитания учителю необходимо:
- создавать условия для вовлечения школьников в мир искусства с помощью бесед, обсуждения, сказок, игровых приемов, иллюстрации, то есть применения разнообразных методов и приемов;
- любое знакомство с произведением должно идти по принципу от общего к частному;
- создать благоприятную атмосферу своим поведением, открытостью, готовностью слушать рассуждения ученика и способностью создавать ситуации успеха;
- обеспечить условие самостоятельности ребенка. Он должен научиться осваивать различные художественные материалы, экспериментировать с цветом, формой.
При таком формате построения уроков по изобразительному искусству ребенок проявляет свое личностное отношение к происходящему. А значит и обеспечивается процесс развития эстетического переживания.
Педагогами-практиками в области изобразительного искусства также были выявлены наиболее эффективные методы, способствующие формированию эстетических чувств, оценок, суждений, которые являются частью эстетического воспитания:
- метод убеждения: изучение материала сопровождается словесным описание или анализом изучаемого, например, рассматривание репродукции картин известных художников, их обсуждение и анализ влияния этих картин на восприятие и чувства ребенка;
- метод проблемных ситуаций способствует развитию творческих способностей ребенка, побуждению к творческой активности, например, по итогу прочтения отрывка художественного произведения можно предложить детям нарисовать того героя, который им понравился больше всего, обсудить его качества, поступки;
- метод побуждения к сопереживанию, который направлен на эмоциональную отзывчивость ребенка к прекрасному;
- метод иллюстрации, когда учитель не просто рассказывает урок, но и иллюстрирует материал картинками, методическими пособиями, презентациями. Так как у детей развито больше образное мышление, то и усваивать информацию им проще на базе иллюстративного материала.
Выводы. Таким образом, путем оттачивания художественных навыков, выполнения творческих заданий, а также наблюдения окружающего мира, в детях формируется эстетическое отношение к природе, быту, человеку. Задача педагога направить и организовать урок таким образом, чтобы восприятие мира шло через призму созерцания, сопереживания, которое и обуславливает процесс эстетического воспитания младших школьников.
Аннотация. Данная статья рассматривает проблему эстетического воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства. Авторы статьи рассуждают о важности эстетического воспитания, и актуальности проблемы. На теоретическом уровне были рассмотрены понятия «эстетика», «воспитание», «эстетическое воспитание», средства изобразительного искусства. При анализе литературы нами были выявлены проблемы внедрения эстетического воспитания
в современную школу. Эстетическое воспитание не может реализовываться обособлено от процесса воспитания в целом. Поэтому в данной статье был обозначен воспитательный потенциал изобразительного искусства. Также раскрывается сущность эстетического воспитания средствами изобразительного искусства и его влияние на формирование личности ребенка.
Ключевые слова: эстетика, воспитание, эстетическое воспитание, эстетический вкус, изобразительное искусство.
Annotation. This article considers the problem of aesthetic education of junior schoolchildren by means of fine arts. The authors of the article talk about the importance of aesthetic education, and the relevance of the problem. At the theoretical level, the concepts of "aesthetics", "education", "aesthetic education", means of fine arts were considered. When analyzing the literature, we identified the problems of introducing aesthetic education into the modern school. Aesthetic education cannot be realized separately from the process of education as a whole. Therefore, in this article, the educational potential of fine arts was identified. The essence of aesthetic education by means of fine arts and its influence on the formation of the child's personality is also revealed.
Keywords: aesthetics, upbringing, aesthetic education, aesthetic taste, art.
Литература:
1. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы. / Н.И. Болдырев. - Москва: Академия, 2014. - 368 с.
2. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко; Сост. и автор вступ. статьи В.В. Кумарин. -Москва: Педагогика, 1972. - 332 с.
3. Маркс, К. Об эстетике и эстетическом воспитании / К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин; Авт. предисл. К.М. Долгов и др. - Москва: Политиздат, 1988. -293 с.
4. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - Изд. 2-ое, перераб. и доп. - Москва, 1987. - 413 с.
5. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.
UDK 378.2
INTERACTIVE BOARD MIRO IN HYBRID LANGUAGE TEACHING AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Lecturer at the chair of Foreign Languages Nsl of economic department Lyugaeva Tatiana Victorovna Plekhanov Russian University of Economics (Moscow)
Introduction. Hybrid teaching, as an alternative to traditional teaching models, necessitates the use of online technologies in the language-learning process in virtually all educational institutions nowadays. Traditional methods do not provide the same level of efficiency because of the shift to distance learning in the conditions of the world pandemic outbreak. As a result, teachers are encouraged to make changes in the process of teaching disciplines, turning to online educational platforms and resources and switching to virtual classrooms \2, P. 821. As communication plays an integral part in learning foreign languages, the development of these skills may be hindered if solely asynchronous approaches are employed. Thus, one of the solutions can be the use of an online board Miro which enables teachers to create a stimulating environment for both synchronous and asynchronous communication at classes and outside classrooms.
The main body. Over the years teaching languages has been changing and adapting to the transformations occurring in society and business across the globe. English as an international language is no exception. Traditional synchronous lessons, which imply the presence of both a teacher and a student at the same time in the same place, have been replaced by synchronous online [6, P.97] teaching. That is a significant advancement in schooling as it gives more opportunities to students from different countries to collaborate with one another and develop their language skills. Zoom or Webinar platforms are available to give the virtual space to teachers and students to meet online and interact with each other within the online classroom. In addition, the development of online applications and platforms like Google Classroom, Eduardo.com. makes it possible to create asynchronous learning environments and gives full-time students and working professionals an option to pursue their education on their own time.
This combination of face-to-face and online teaching and learning which is known as blended learning [5] has been embraced rapidly since it is regarded as one of the most effective approaches in the educational teaching and learning process. W.S. Albiladi of the University of Arcansas provides an in-depth analysis of this approach, noting not only the benefits but also the potential drawbacks [1,P. 235].
However, the society of teachers has recently encountered a hybrid teaching model as a branch of blended teaching. This new way of teaching languages differs from blended teaching in the sense that hybrid teaching employs two distinct learning modes which may be switched at any time [5, P. 4]. Hybrid teaching is a model which enables a part of learners to participate in face-to-face discussions in a physical classroom while others attend the same lesson from home. Thus, an asynchronous teaching method is utilized to supplement the synchronous teaching approach, which takes precedence in this scenario.
The introduction of the Hybrid teaching model has been triggered by CoVID pandemic, which, firstly, accelerated the development of online teaching and, secondly, allowed those who tested positive for CoVid to continue studying from home. The implementation of this approach gives students opportunities not to impede the learning process, maintain contact with teachers and peers and make educational achievements regardless of circumstances.
Despite the fact that the Hybrid teaching method has been criticized and does not provide the ideal teaching environment that academicians are willing to have, this approach is gaining popularity among educational institutions and universities start integrating it in their programmes It is worth emphasizing the need and importance of using this model when teaching students from European and Asian universities who participate in student exchange programmes and can join online lessons and collaborate with students in physical classrooms. It goes without saying that creating a motivating environment for online interaction with students from different backgrounds and cultures assists students in developing not only language skills but also intercultural communication skills which are important in forming and maintaining relations with business partners from different countries.
Undoubtedly, an online collaboration board Miro [8] is one of the most efficient tools which is employed in a wide range of educational programmes by teachers at Plekhanov Russian University of Economics. Miro, with its wide spectrum of functions, allows all participants in a lesson, both online and offline, to not only see the course structure but also to work effectively on tasks and communicate effectively before, during, and after the lesson. This instrument helps teachers meet the needs of Business and professional English language course while utilizing blended and hybrid teaching methods. The following are among the advantages of the Miro platform:
1. integration of video and audio files from different sources;
2. availability of attachments (images, presentations, and pdfs);
3. possibility to use mind maps, charts, and tables;