Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогический класс / профессиональное самоопределение / дорожная карта / семейное воспитание / psychological and pedagogical class / professional self-determination / roadmap / family education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

В настоящее время в обществе происходит переоценка ценностных ориентиров, что влияет на выбор профессии сегодняшними школьниками. В статье актуализировано значение проблемы профессиональной ориентации обучающихся психолого-педагогических классов, ее особенности. Автором большое внимание уделяется мотивации выбора педагогической профессии. Профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью в жизни любого человека, значимым моментом в процессе его социализации, личностного становления. Автором указывается на необходимость учета различных факторов, влияющих на выбор профессии обучающимися. Так, по мнению автора, выбор профессии позволяет человеку приобрести определенный социальный статус, что в свою очередь влияет на стабильность положения в обществе, моральное и материальное удовлетворение в жизни. Обосновано, что важность выбора профессии, имеющей психолого-педагогическую направленность, носит особенный характер. В связи с этим при выборе педагогической профессии обучающимся в дальнейшем важное значение имеет семья. Также отмечена важность влияния педагогов на выбор профессии их обучающимися. В статье проанализирован опыт деятельность педагогического вуза по организации профессионального самоопределения обучающихся профильных психолого-педагогических классов, вовлечения их в педагогическую профессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемисина Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, there is a re-evaluation of value orientations in society, which affects the choice of profession by today's schoolchildren. The article actualizes the importance of the problem of professional orientation of students of psychological and pedagogical classes, its features. The author pays great attention to the motivation of choosing a teaching profession. Professional self-determination is an integral part in the life of any person, a significant moment in the process of his socialization, personal formation. The author points out the need to take into account various factors affecting the choice of profession by students. So, according to the author, the choice of profession allows a person to acquire a certain social status, which in turn affects the stability of the position in society, moral and material satisfaction in life. It is proved that the importance of choosing a profession with a psychological and pedagogical orientation is of a special nature. In this regard, when choosing a teaching profession for students in the future, the family is important. The importance of the influence of teachers on the choice of profession by their students was also noted. The article analyzes the experience of the pedagogical university in organizing professional self-determination of students of specialized psychological and pedagogical classes, involving them in the teaching profession.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

Педагогика

УДК 371.012

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация. В настоящее время в обществе происходит переоценка ценностных ориентиров, что влияет на выбор профессии сегодняшними школьниками. В статье актуализировано значение проблемы профессиональной ориентации обучающихся психолого-педагогических классов, ее особенности. Автором большое внимание уделяется мотивации выбора педагогической профессии. Профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью в жизни любого человека, значимым моментом в процессе его социализации, личностного становления. Автором указывается на необходимость учета различных факторов, влияющих на выбор профессии обучающимися. Так, по мнению автора, выбор профессии позволяет человеку приобрести определенный социальный статус, что в свою очередь влияет на стабильность положения в обществе, моральное и материальное удовлетворение в жизни. Обосновано, что важность выбора профессии, имеющей психолого-педагогическую направленность, носит особенный характер. В связи с этим при выборе педагогической профессии обучающимся в дальнейшем важное значение имеет семья. Также отмечена важность влияния педагогов на выбор профессии их обучающимися. В статье проанализирован опыт деятельность педагогического вуза по организации профессионального самоопределения обучающихся профильных психолого-педагогических классов, вовлечения их в педагогическую профессию.

Ключевые слова: психолого-педагогический класс, профессиональное самоопределение, дорожная карта, семейное воспитание.

Annotation. Currently, there is a re-evaluation of value orientations in society, which affects the choice of profession by today's schoolchildren. The article actualizes the importance of the problem of professional orientation of students of psychological and pedagogical classes, its features. The author pays great attention to the motivation of choosing a teaching profession. Professional self-determination is an integral part in the life of any person, a significant moment in the process of his socialization, personal formation. The author points out the need to take into account various factors affecting the choice of profession by students. So, according to the author, the choice of profession allows a person to acquire a certain social status, which in turn affects the stability of the position in society, moral and material satisfaction in life. It is proved that the importance of choosing a profession with a psychological and pedagogical orientation is of a special nature. In this regard, when choosing a teaching profession for students in the future, the family is important. The importance of the influence of teachers on the choice of profession by their students was also noted. The article analyzes the experience of the pedagogical university in organizing professional self-determination of students of specialized psychological and pedagogical classes, involving them in the teaching profession.

Key words: psychological and pedagogical class, professional self-determination, roadmap, family education.

Введение. На протяжении довольно долгого периода в масштабе жизни нескольких поколений, наша страна существовала по сути в хаотичном состоянии, близком к формату полного безразличия к будущему, без осуществления его стратегического планирования, в том числе дефицита и профицита профессий. Несправедливая система распределения материальных благ и неэффективное государственное администрирование заставили сотни тысяч талантливых людей отказаться от реализации своих планов и применения своего таланта в России, либо заниматься делом, к которому нет способностей.

Такая учесть постигла и представителей психолого-педагогических профессий. Осуществляя свой профессиональный выбор, старшеклассникам всегда приходится ориентироваться в большом количестве различных профессий, что совсем не просто, особенно учитывая небольшой, имеющийся у выпускников социальный опыт. На наш взгляд, в основе формирования позитивного отношения к той или иной профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из средств массовой информации и т.д.

Однако, такое положение не подходит при выборе дальнейшей профессии обучающимися психолого-педагогических классов, еще со школьной скамьи замотивированных на выбор дальнейшей профессии. Именно собственный опыт участия в различных проектах, имеющих психолого-педагогическую направленность, помогает обучающимся убедиться в правильности выбора дальнейшей профессии.

Изложение основного материала статьи. Актуализируя исследуемую проблему, можно отметить, что в настоящее время важное место в развитии любой отрасли играет человеческий фактор. Соответствующим образом, правильный выбор будущей профессии является залогом успешного карьерного роста, моральной удовлетворенности и социальной стабильности.

Изучению проблемы профессионального самоопределения посвящены работы Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, Л.М. Митиной, Г.В. Резапкиной, О.А. Рудей и других [1; 2; 3; 4; 5].

Профессиональное самоопределение играет важную роль в становлении личности, ее социальной зрелости, является наряду с жизненным и личностным самоопределениями составляющей системы взаимодействия человека и общества, не имея при этом четких временных ограничений, продолжаясь в течении всей жизни.

Зачастую, личностное самоопределение напрямую зависит от профессионального. На наш взгляд, профессиональное самоопределение, в отличии от личностного, является более зависимым от внешних обстоятельств, имеет возможность быть официально оформленным (принадлежность к той или иной профессии).

По мнению Е.А. Климова, профессиональное самоопределение проявляется на двух уровнях: во-первых, при перестройке сознания и самосознания (гностический уровень); во-вторых, на практическом уровне, когда человек изменяет свой социальный статус посредством приобретенной профессии. Именно педагогу в школе принадлежит роль руководителя в выборе обучающимся дальнейшей профессии, влияющего на его сознание, но не причиняющим при этом ущерба его личностному самоопределению и свободному развитию [3].

Формирование у обучающихся готовности к выбору дальнейшей профессии должен строится на основе реализации в образовательной организации профессиональных проб, дающих возможность обучающимся поучаствовать в той или иной профессии. Например, в рамках дней определенных профессий, проводимых на базе образовательной организации или на предприятии.

В настоящее время среди обучающихся распространено мнение о том, что необходимо «искать себя», чтобы понять какая из профессий подходит и может понравиться. Однако, часто такие поиски являются бессмысленными и

безрезультатными, длительно неоправданными. В итоге теряется драгоценное время, которое могло бы дать возможность освоить ту или иную профессию. В реальности, трудовая деятельность, это оторванная от школьной теории действительность, требующая от современного выпускника сформированности определенных навыков и качеств, помогающих в выборе профессии и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Проблема профессионального самоопределения является в сегодня актуальной еще и потому, что имея возможность при поступлении выбирать несколько вузов и специальностей, у обучающихся нет четкого представления об одной единственной профессии. Зачастую выбор получаемой специальности в вузе основан на материальной стороне (бюджетное место), на приоритете в выборе профессии у родителей обучающегося и так далее. То есть, на отсутствии устойчивого, осознанного, мотивированного выбора профессии у современного выпускника школы.

На наш взгляд, более конкретному профессиональному выбору будет способствовать возврат системы высшего образования, при которой можно было поступить только в один вуз и только на одну специальность, один раз в год. В данном случае, что абсолютно очевидно, будет возможность более четкого ранжирования престижности специальностей и вузов, а также количества претендентов на имеющиеся бюджетные места.

В процессе профессионального самоопределения необходимо учитывать различные факторы, влияющие на него. Так, по степени значимости особенно выделяются интересы обучающихся, основанные на имеющемся опыте, представлениях о будущей профессии. Современное поколение уделяет особое место отзывам профессионалов о своей профессии, раскрывающих как положительные стороны, так и отрицательные, например, низкий уровень материальной удовлетворенности профессией или большие временные затраты (шестидневная рабочая неделя).

Следующим важным фактором, влияющим на выбор профессии обучающимися, являются индивидуальные психологические особенности, к которым можно отнести темперамент, особенности нервной системы, черты характера и так далее.

Важно отметить, что широта кругозора, уровень успеваемости обучающегося на протяжении всего обучения в школе, также играют важную роль в выборе дальнейшей профессии. Важно учитывать и уровень физической подготовки, здоровый образ жизни обучающегося.

При выборе дальнейшей профессии, особенно психолого-педагогической направленности, имеет важное значение профессия родителей. Так, среди обучающихся психолого-педагогических классов, нередко встречаются представители педагогических династий. Думается, что решение проблемы профессионального самоопределения обучающихся должно носить комплексный характер, включающий в себя взаимодействие различных институтов в данной области, при особо активной позиции семей обучающихся.

Семейное воспитание оказывает значительное влияние на профессиональное самоопределение обучающихся, посредством формирования у подрастающего поколения определенных идеалов, устремлений, ценностных ориентаций. Негативное влияние на выбор профессии оказывает тот факт, что предметом обсуждения в семье дальнейшего выбора профессии ребенком, данная проблема становится в выпускных классах, хотя этот вопрос необходим обсуждать с детства.

Социальное расслоение в нашем обществе негативно влияет на выбор профессий, не всегда приносящих сочетание морального и материального удовлетворения. Так, профессия учителя не является высокорейтинговой в выборе ее обучающимися. При изучении мотивации в выборе профессии, обучающимися наиболее часто отмечается влияние родителей. Также на выбор дальнейшей профессии, по мнению обучающихся младших курсов педагогического вуза, по степени значимости влияют непредвиденные обстоятельства, общественная ситуация и друзья. В большинстве случаев, особенно при выборе педагогической профессии, не ее выбор влияет собственное мнение.

Однако, нельзя не отметить, что по окончанию педагогического вуза все выпускники идут работать по полученной профессии. Часто, профессиональный выбор делается не в пользу системы образования, что приводит к кадровому дефициту учителей предметников, психологов, социальных педагогов во многих образовательных организациях, особенно в отдаленных территориях.

Всеми вузами в настоящее время осуществляется профориентационная работа, включающая в себя мероприятия, направленные на выявление преобладающих способностей, интересов, стремлений, а также выявление психологических особенностей личности, влияющих на выбор будущей профессии.

Так, в Оренбургской области, под непосредственным руководством института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский педагогический университет», в рамках реализации Программы развития вуза на 2022-2026 годы, реализуется проект «Профильные психолого-педагогические классы (ПППК) Оренбуржья». Целью данного проекта является ранняя профессиональная ориентация обучающихся, проявляющих интерес к учительской профессии.

В рамках реализации Концепции ПППК Академии Министерства просвещения РФ в масштабе всей Российской Федерации запланировано создание порядка 5000 профильных психолого-педагогических классов. Нашим вузом обеспечивается открытие и организация ПППК на территории области, включая научно-методическое сопровождение деятельности данных классов.

Дорожная карта деятельности ПППК на 2022-2023 учебный год была реализована по следующим направлениям:

- организация взаимодействия вуза с Министерством образования Оренбургской области и с руководителями муниципальных органов управления образования;

- организация и проведение мероприятий с руководителями общеобразовательных организаций по деятельности ПППК;

- организация и проведение мероприятий для педагогов ПППК, организуемых непосредственно Институтом педагогики и психологии, другими институтами и факультетами ФГБОУ ВО «ОГПУ»;

- осуществление фиксации достижений обучающихся ПППК;

- организация освещения мероприятий в информационном пространстве.

Для обучающихся психолого-педагогических классов Оренбуржья преподавателями вуза в рамках сессий организуются занятия по различным учебным дисциплинам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, биология, химия, экономика обществознание, безопасность жизнедеятельности и другие). Также организуются занятия по специальным дисциплинам, таким, как педагогика, психология, специальная психология, обучение и воспитание ребенка.

В рамках реализованной дорожной карты деятельности ПППК, в соответствии с календарем мероприятий, составленным на учебный год для учащихся психолого-педагогических классов Оренбуржья были проведены различные мероприятия (педагогическая игра «Мой педагогический Оренбург», воркшоп «Педагогическое знание в действии», педагогический квест «Педагогическое мастерство или как воспитать успешного человека» и другие), имеющие своей целью профессиональную ориентацию на психолого-педагогическую деятельность и расширение профессиональных психолого-педагогических компетенций обучающихся.

Выводы. Таким образом, рассмотрение проблемы профессионального самоопределения обучающихся психолого-педагогических классов позволяет сделать вывод о том, что его особенность заключается в раннем вовлечении обучающихся в мир педагогической профессии, ее разностороннем изучении посредством специальных дисциплин и участия в профессионально ориентированных мероприятиях.

Повышение престижа педагогической профессии, на наш взгляд, в первую очередь зависит от актуализации ее значимости для будущего нашей страны, для формирования подрастающего поколения в любви и уважении к государству, в котором родился и вырос. Особо важное значение в привлечении обучающихся в педагогические вузы должно иметь семейное воспитание на основе преемственности профессии у разных поколений.

Повсеместное создание профильных психолого-педагогических классов при обязательном их сопровождении педагогическими вузами страны поможет решить проблему нехватки педагогических кадров в образовательных организациях в ближайшем будущем.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер, O.A. Рудей. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 256 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профконсультирования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 224 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.

4. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии / под редакцией Л.М. Митиной. - Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 179 с.

5. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. -Москва: Генезис, 2005. -208 с.

Педагогика

УДК 378.016:745

доцент кафедры ДПИ и дизайна Чомаева Лариса Мурадиновна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры ДПИ и дизайна Бостанов Казбек Хасанович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

СКУЛЬПТУРА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Аннотация. Одним из древних видов творения человека является скульптура. В ранний период своего существования люди высекали картины животных, птиц, фигурки с объемными круглыми формами орудием, похожим на лук и огнива. «Палеолитические Венеры», обнаруженные при раскопках на разных территориях земли схожи с женскими фигурами. Они приблизительно изготовлены в двадцать пятом тысячелетий до нашей эры. Эти фигурки не содержат признаков женственности и одухотворенности. У этих Венер бедра широкие, животы огромные, груди как мешки, такие приметы показывают, что у них был тяжелый труд и много детей. Изготовление подобных фигурок связано с культом плодородия, началом жизни, с силой матери в древние времена. Для людей того времени воплощенными богами сначала были фигурки, потом идолы. Поклонение идолом наблюдалось и у славянских народов. На всех этапах развития человеческого общества скульптура была его спутницей. Одни народы сменялись другими, государства процветали и приходили в упадок, но искусство было постоянно. Искусство помогло распознать быт, облик, историю ныне не живущих народов.

Ключевые слова: скульптура, народ, самобытность, развивать, упадок, сменять, одухотворенный, женственность, этика, мораль, художественный язык, эстетика, фигура, развивать.

Annotation. One of the ancient types of human creation is sculpture. In the early period of their existence, people cut out pictures of animals, birds, figures with voluminous round forms with tools similar to bows and fire. "Paleolithic Venuses", discovered during excavations in different territories of the earth, are similar to female figures. They are approximately made in the twenty-fifth century before our era. These figures do not contain signs of femininity and spirituality. These Venuses have wide hips, huge bellies, breasts like sacks, such signs show that they had a difficult labor and many children. The production of similar figures is connected with the cult of fertility, the beginning of life, with the power of the mother in ancient times. For the people of that time, the incarnated gods were first figurines, then idols. Idol worship was also observed by Slavic nations. At all stages of the development of human society, sculpture was his companion. Some peoples were replaced by others, states prospered and fell into decay, but art was constant. Art helped to recognize the way of life, appearance, history of peoples who are no longer living.

Key words: sculpture, nation, originality, develop, decline, change, spirited, femininity, ethics, morality, artistic.

Введение. Концепт «эстетика» имеет греческие корни (гречес. aisthesis), передает ощущение, чувственное восприятие окружающего мира. Данное понятие имеет связь с большим количеством предметов и явлений духовной и материальной жизни. Оно связано с жизнью человека, с его художественным творчеством, с природными красотами. В понятие эстетического воспитания входят развитие и совершенствование критериев этики, представлений и ощущений. Любовь к прекрасному, формирование художественного вкуса связаны с моральным воспитанием личности.

Развитие и формирование эстетических качеств студентов как будущих художников-педагогов имеет цель сформировать эстетические чувства, способности к творческой деятельности, активизации мышления, эмоционального восприятия проявлений окружающего мира. Сам характер, методика и содержание художественного образования требует единства эстетического воспитания и обучения на всех его этапах.

Изложение основного материала статьи. Каждый народ имеет свое неповторимое пространственное, динамичное, образное мышление, свой художественный язык. Художественный язык народа определяется национальным характером и традицией, восприятием мира и жизненным пониманием, его историей, природой. Народы с одной религией и географией редко имеют однотипное искусство [1].

Скульптура и все другие виды искусств, находятся в постоянной динамике, они развиваются и трансформируются. Этот вид искусства сопутствует жизнь народа, ощущает те же самые сдвиги и потрясения в истории, отражает чувства, мысли и восприятие мира представителями конкретной общности. Таким образом, скульптура представляется как в теоретическом понимании, так и историческом, но исторический образ этого искусства взаимосвязан с историей народа [2].

Материалом для выполнения скульптурных предметов служат твердые предметы как камень, цемент, металл, железобетон, дерево и другие. Воспроизводящей функцией обладает и скульптура, как и графика и живопись, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.