Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ НАРОДНОЙ КУКЛЫ ДЛЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ'

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ НАРОДНОЙ КУКЛЫ ДЛЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / НАРОДНАЯ КУКЛА / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Наталья Александровна, Щиповскова Инна Владимировна, Ламонова Татьяна Сергеевна

В представленной статье рассматривается комплекс обучающих методов по созданию народной куклы для мультипликации. Особое внимание уделялось организации творческой деятельности, мотивации учащихся к народному творчеству. Предложенные авторами методы ориентированы на занятия в общеобразовательных учреждений и организации дополнительного образования детей. Описанная система методов экспериментально проверена. Рассматривая методы обучения создания народной куклы, мультипликацию можно расценивать как средство приобщения детей к народной культуре и развитию способностей у детей младшего школьного возраста. Использую народную куклу как персонажа для мультипликации, наблюдается мотивация к изучению народной культуры. Применяемый метод, влияет на эмоционально-чувственный мир ребенка, мотивирует на дальнейшую деятельность, активизирует процесс изучения народной куклы. Одним из важных компонентов является создание ситуации успеха, важной для обучающихся, при которой необходимо учитывать возможности каждого ребенка, не требуя от него невозможного, что определяет индивидуальный путь к успеху. Создавая рукотворный продукт и применив его в мультипликации, у учащихся расширяется кругозор, формируется представление о культуре народа и, в общем, обогащается учебный процесс. Для решения проблемы обучения созданию народной куклы для мультипликации, предлагается сформировать методы обучения детей младшего школьного возраста, которые будут способствовать успешному видеотворчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Наталья Александровна, Щиповскова Инна Владимировна, Ламонова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN TO CREATE A FOLK DOLL FOR ANIMATION

The article presents a set of training methods for creating a folk doll for animation. Special attention was paid to the organization of creative activity, motivation of students to folk art. The methods proposed by the authors are focused on classes in general education institutions and the organization of additional education for children. The described system of methods has been experimentally tested. Considering the methods of teaching the creation of folk dolls, animation can be regarded as a means of introducing children to folk culture and developing the abilities of children of primary school age. I use a folk doll as a character for animation, there is a motivation to study folk culture. The applied method affects the emotional and sensory world of the child, motivates further activity, activates the process of studying folk dolls. One of the important components is the creation of a success situation, important for students, in which it is necessary to take into account the capabilities of each child, without demanding the impossible from him, which determines the individual path to success. By creating a man-made product and using it in animation, students broaden their horizons, form an idea of the culture of the people and, in general, enrich the educational process. To solve the problem of learning how to create a folk doll for animation, it is proposed to form methods of teaching children of primary school age that will contribute to successful video creation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ НАРОДНОЙ КУКЛЫ ДЛЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»

Выводы. Таким образом, выше перечисленные виды занятий, отличные от традиционных способствуют развитию познавательного интереса студентов к изучаемой науке - иностранному языку. Занятия иностранного языка в нетрадиционной форме относятся к методическим технологиям активного обучения, поскольку развивают и сохраняют мотивацию студентов к получению знаний до истечения срока обучения в вузе.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова / Пособие для учителя. -Москва: АРКТИ, 2003. - 192 с.

2. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. -Москва: Высшая школа, 1982. - 373 с.

3. Лепшокова, С.М. Формирование учебно-языковой и культурной компетенций учащихся при обучении анализу компонентного состава фразеологизмов / С.М. Лепшокова, Э.К. Текеева, С.Р. Халилов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - № 74-1. -С. 147-150

4. Лепшокова, С.М. Проблема фразеологических единиц в современной лингвистике / С.М. Лепшокова // Тенденции развития лексики и грамматики карачаево-балкарского языка. Сборник научных статей. К 70-летию Махти Зейтуновича Улакова. - Нальчик: Принт Центр, 2021. - С. 119-122

5. Лепшокова, С.М. Словообразовательные модели производных существительных / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. Выпуск XVIII. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 154-158

6. Лепшокова, С.М. Словообразование как лексикологический феномен / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. Выпуск XVII. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 144-148

7. Лепшокова, С.М. Повтор как лексико-синтаксическое средство взаимодействия реплик в диалоге / С.М. Лепшокова, А.И. Болатчиев // Языки и литературы в поликультурном пространстве россии: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения народного поэта КЧР Назира Ахъяевича Хубиева. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 218-222

8. Лепшокова, С.М. Реплики диалога в английском языке / С.М. Лепшокова, А.И. Болатчиев // Языки и литературы в поликультурном пространстве России: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения народного поэта КЧР Назира Ахъяевича Хубиева. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 222-226

9. Лепшокова, С.М. Проблема эмоциональной окрашенности речи в языкознании / С.М. Лепшокова // Клычевские чтения - 2020. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева. - 2020. - С. 274-278

10. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - Москва: Просвещение, 2012. - 224 с.

Педагогика

УДК 371.398

кандидат педагогических наук, доцент Терещенко Наталья Александровна

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Щиповскова Инна Владимировна

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Ламонова Татьяна Сергеевна

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ НАРОДНОЙ КУКЛЫ ДЛЯ

МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Аннотация. В представленной статье рассматривается комплекс обучающих методов по созданию народной куклы для мультипликации. Особое внимание уделялось организации творческой деятельности, мотивации учащихся к народному творчеству. Предложенные авторами методы ориентированы на занятия в общеобразовательных учреждений и организации дополнительного образования детей. Описанная система методов экспериментально проверена. Рассматривая методы обучения создания народной куклы, мультипликацию можно расценивать как средство приобщения детей к народной культуре и развитию способностей у детей младшего школьного возраста. Использую народную куклу как персонажа для мультипликации, наблюдается мотивация к изучению народной культуры. Применяемый метод, влияет на эмоционально-чувственный мир ребенка, мотивирует на дальнейшую деятельность, активизирует процесс изучения народной куклы. Одним из важных компонентов является создание ситуации успеха, важной для обучающихся, при которой необходимо учитывать возможности каждого ребенка, не требуя от него невозможного, что определяет индивидуальный путь к успеху. Создавая рукотворный продукт и применив его в мультипликации, у учащихся расширяется кругозор, формируется представление о культуре народа и, в общем, обогащается учебный процесс. Для решения проблемы обучения созданию народной куклы для мультипликации, предлагается сформировать методы обучения детей младшего школьного возраста, которые будут способствовать успешному видеотворчеству.

Ключевые слова: методы обучения, мультипликация, народная кукла, ситуация успеха, познавательный интерес, воображение.

Annotation. The article presents a set of training methods for creating a folk doll for animation. Special attention was paid to the organization of creative activity, motivation of students to folk art. The methods proposed by the authors are focused on classes in general education institutions and the organization of additional education for children. The described system of methods has been experimentally tested. Considering the methods of teaching the creation of folk dolls, animation can be regarded as a means of introducing children to folk culture and developing the abilities of children of primary school age. I use a folk doll as a character for

animation, there is a motivation to study folk culture. The applied method affects the emotional and sensory world of the child, motivates further activity, activates the process of studying folk dolls. One of the important components is the creation of a success situation, important for students, in which it is necessary to take into account the capabilities of each child, without demanding the impossible from him, which determines the individual path to success. By creating a man-made product and using it in animation, students broaden their horizons, form an idea of the culture of the people and, in general, enrich the educational process. To solve the problem of learning how to create a folk doll for animation, it is proposed to form methods of teaching children of primary school age that will contribute to successful video creation.

Key words: teaching methods, animation, folk doll, success situation, cognitive interest, imagination.

Введение. Стремительно развивающееся общество широко использует мультимедиа, сетевые технологии. Успешность применения инновационных технологий в области мультипликации на занятиях, как в общеобразовательных школах, так и в дополнительном образовании позволяет прогнозировать динамику эффективных методов применяемых в творческой деятельности, развитие творческого потенциала.

Желание перевоплощаться присуще детям с раннего возраста, особенно активно наблюдается у младших школьников. У кого-то эта способность достаточно ярко выражена, зачастую на высоком уровне, другим присуще зажатость, стеснение. Современная педагогика ставит задачу воспитать творческую, самодостаточную личность, ребенок в игре воображает себя в роли различных персонажей. Большинство младших школьников реализуют свои желания перевоплощения в кукле, которую сделали своими руками. При создании текстильной куклы, юные творцы фантазируют, перевоплощаются вместе с персонажем, сочиняют текст и т.д. А для сохранения результативного обучения применяют рукотворную куклу в мультипликации, что вызывает неподдельный интерес к созданию народной куклы и народному творчеству в целом.

Л.С. Выготский утверждает, все, что сделано вокруг нас, является рукотворным продуктом человеческого воображения и творчества [1]. Абсолютно любой фантастический образ имеет общее с действительностью, опирается на опыт человека, отражает его настроение. Благодаря такой особенности ребенок без труда может создавать замыслы умственных действий. Поэтому дети младшего школьного возраста активно проявляют себя в литературе, изобразительном искусстве, театре, перевоплощаясь, реализуя свою фантазию.

Мультипликация тесно связана с интеллектуальной и творческо-познавательной деятельностью. В своем исследовании мы опираемся на концепцию Ж. Пиаже о развитии интеллекта ребенка, в основе, которой лежит понимание механизмов «равновесия» между ребенком и вещами. Автор концепции описывает теорию развития основных стадий ребенка. У детей младшего школьного возраста появляются познавательные структуры, называемые группировками. Благодаря таким мыслительным действиям, ребенок уже способен понимать отношение предметов, их качества, свойства. Следовательно, работая над видеотворчеством, дети младшего школьно возраста справляются с задачами съемочного процесса, проявляя умственные способности в творческой деятельности. В результате приобретённых знаний ребенок оказывается в состоянии «равновесия», баланса взаимодействия с окружающим миром, где рассматривается роль взрослого во взаимодействии с миром вещей. Наличие знаний у ребенка, еще не может служить показателем уровня развития логических форм его мышления [6].

Изложение основного материала статьи. Изготавливая народную куклу для мультипликационного фильма, детям прививают нравственные качества, любовь, идею гуманного образования. Включая в учебный процесс видеотворчество, ребенок развивает коммуникативные навыки, учится правильно ставить голос, расставлять интонации, развивает творческие способности. При использовании тряпичной куклы в мультипликации, наблюдается мотивация к изучению народной культуры, также применяемый метод, влияет на эмоционально-чувственный мир ребенка, мотивирует на дальнейшую деятельность, активизирует процесс изучения рукотворного продукта. Процесс приобщения детей, к традиционной тряпичной кукле используя видеотворчество, предполагает решение определенных воспитательно-образовательных задач:

- развитие эстетического воспитания, привитию интереса и любви к народным традициям на примере рукотворной куклы;

- умение самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного творчества, в процессе которого формируются практические навыки работы с текстильными материалами;

- обучение работать по технологическим картам при работе по изготовлению народной куклы.

Изучая психолого-педагогические условия младших школьников на занятии по мультипликации, в процессе наблюдается желание ребенка проявить себя, выявить возможности тряпичной куклы. В ходе занятий педагогу необходимо изучить возрастные особенности учащихся, их возможности в творческом процессе, ожидания рукотворного продукта и оживления его средствами мультипликации. Несмотря на то, что при съемочном процессе двигаются только куклы, учащиеся должны быть в хорошей физической форме, так как кукол необходимо длительное время удерживать, не перемещая согласно анимационной технологии. Осваивая правила управления, оживления персонажа, ребенок должен убедительно передать характер куклы, где необходимо владение имитации голоса. Важным моментом психолого-педагогических условий обучения созданию народной куклы для мультипликации является организационная составляющая, выраженная в методах обучения.

Для организации творческой деятельности на занятиях с младшими школьниками необходимо создать благоприятные условия для творчества, организовать ресурсное обеспечение. Для успешного обучения учащихся необходимо применять методы, способствующие развитию творческих способностей, знанию культуры русского народа, умениям в работе, как с народной куклой, так и с инновационными технологиями, мотивации к творческой деятельности. Согласно словарю терминов и понятий цифровой дидактики, понятие инновация гласит как нововведение, новшество, качественно новое изобретение [7, С. 12]. Методами можно назвать анализ видов искусств, решение творческих задач на практике и т.д. Мультипликация не так давно внедрилась в педагогическую систему, но, тем не менее, результативность на практике достаточно высокая. Рассматривая методы обучения создания народной куклы, мультипликацию можно расценивать как средство приобщения детей к народной культуре и развитию способностей у детей младшего школьного возраста.

Потребность к эмоциональному общению играет большую роль в развитии детей младшего школьного возраста. Для достижения положительных результатов в творческой деятельности, или наоборот торможения отрицательных, используют метод поощрения. Спектр поощрений достаточно широк. Это может быть похвала, награждение, подбадривание, выставление высокой оценки. Также поддерживать интерес к творческой деятельности использование игр и игровых форм организации. По мнению А.С. Макаренко, игра для ребёнка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Как ребёнок показывает свои способности в игре, так во многом взрослый человек будет проявлять себя в работе. Игра выступает, как мотив радости в учении [3]. Видеотворчество погружает ребенка в мир игры, при которой развиваются личностные способности ребенка, перерастая из одинокой игры с куклой в групповую, приобретая новые формы с понятиями коллективного интереса.

Создание ярких наглядно-образных представлений на занятиях дает ребенку повышенную прочность запоминания материала. Наглядный показ иллюстраций, схем по созданию народной куклы, учебных фильмов по мультипликации и т.д., помогает стремительнее осмыслить материал.

Для достижения результативности в работе с народной куклой, как при создании интересного видеотворчества, так и коллективного творчества в целом, необходимо создать ситуацию успеха, где будет выполнено четкое сочетание условий.

Словарь Ожегова С.И. гласит, что ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка [4, С. 1126]. Ситуация успеха важна в работе с детьми, так как позволяет преодолеть пассивность, снять агрессию. В. А. Сухомлинский в своих трудах писал, что очень важно определить, на что способен ученик в данный момент свой творческой деятельности. Необходимо учитывать возможности каждого ребенка, не требуя от него выше его сил, определить индивидуальную тропинку к успеху.

Не менее важная задача в педагогической деятельности воспитать личность, стремящуюся к познанию. По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». Одна из особенностей познавательного интереса заключается в наполнении эмоциями мыслительной и интеллектуальной деятельностью [8]. Познавательный интерес младших школьников совершается с радостью и увлечением, при условии мотивационного средства, в данном случае, где выступает мультипликация. Он влияет положительно не только на творческую деятельность учащихся, но и на протекание психических процессов как память, воображение, мышление. Процесс детского видеотворчества имеет свою особенность, которая заключается в непосредственном взгляде на мир. Пусть недостаточно профессиональна в техническом исполнение, но в ней наблюдается присутствие детства. Применяя на практике методы обучения в работе с народной куклой, необходимо мотивировать учащихся, создать комфортную, творческую атмосферу. Чтобы дети испытывали потребность в творческой деятельности, важно заинтересовать, организовать мотивацию. Достаточно частой мотивацией служит рукотворный подарок для близкого человека или игрушка, которая может послужить демонстрационным материалом или персонажем для анимации [5]. Создавая рукотворный продукт и применив его в мультипликации, у учащихся расширяется кругозор, формируется представление о культуре народа и, в общем, обогащается учебный процесс. Совместный творческий процесс учащихся и педагога при изготовлении народной куклы для мультипликации положительно влияет на раскрытие потенциала, развитие моторики, формирует воображение. Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными стимуляторами творческой активности, способствуют познавательному интересу у детей младшего школьного возраста. Творческий процесс создания мультипликационного фильма, дает возможность ребенку создавать своими руками не только тряпичную куклу, но и оживлять его при помощи инновационных мультимедийных инструментов. В работе над созданием мультипликационной истории, учащейся примеряет роль не только создателя персонажей, но и режиссера, актера, монтажера. На всех этапах юный мультипликатор знакомится с разными видами творческой деятельности, получает бесценный опыт и много интересной информации. Оживление объемных текстильных образов основывается на покадровой съемки персонажей и декорациях. Полученные кадры соединяются в определенной последовательности, и мы наблюдаем иллюзию движения кукол. Именно интерес к компьютерным технологиям и мультфильмам позволили приобщить детей к истокам народной культуры, сформировать у них элементарные представления о народной игрушке, о способах и последовательности ее изготовления, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Видеотворчество с участием народной куклы оказывает значимое влияние на формирования у детей представления о добре и зле, сравнивая героев мультфильма, учится уважению к другим. Придуманные события позволяют развить у детей младшего школьного возраста мышление, воображение, сформировать его мировоззрение. Медиообразование, а тем более театральное действие, в результате которого зрителю демонстрируются «настоящие» предметы, направлено на обогащение духовного мира культуры ребенка, подготовка его к многообразию информационной среды. В мультипликации реальность отсутствует, замещаясь иной «реальностью», границы которой совпадают с границами человеческого воображения [2].

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Необходимо организовать работу в группах для поисковой деятельности, изготовить народную куклу и оживить ее, применив технологии мультипликации.

Выводы. Следует отметить, что значимость видеотворчества в обучении подрастающего поколения не менее значимый процесс, чем освоение общеобразовательных предметов в школе. Использование средств мультипликации для подачи информации, способствует более легкому восприятию материала, являясь достаточно мощным средством, которое воздействует на сознание ребенка. Высокое эмоциональное восприятие характерно детям младшего школьного возраста, поэтому просмотр продукта созданного своими руками, способствует игровой мотивации, познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных результатов. Экспериментально проверив методы обучения на занятиях с младшими школьниками, создавая рукотворный персонаж, используя ресурс мультипликации, авторы предлагают применить данные методы в образовательном процессе учреждений дополнительного образования.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1991. - 93 с.

2. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня. - Москва: Просвещение, 1991. - 128 с.

3. О воспитании: Золотой фонд педагогики / [А.С. Макаренко]; под ред. Д.И. Латышина. - Москва: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.

4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры, 1994. - С. 1126.

5. Педагогика творчества саморазвития: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманит. спец. и группе спец / [В.И. Андреев]; под ред. В.И. Андреева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 500 с.

6. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Генезис, 2003. - 192 с.

7. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики / Сост. Н.В. Ломовцева, К.М. Заречнева, О.В. Ушакова, С.Ю. Ярина. - Екатеринбург: РГППУ: Ажур, 2021. - С. 12.

8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. -Москва: Педагогика, 1981. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.