Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИГРА / ФУНКЦИЯ / РАЗВЛЕЧЕНИЕ / МОТИВ / СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамбиева Лейла Азреталиевна

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса студентов в процессе обучения иностранному языку в высшем учебном заведении. Студент осознанно должен понимать, что учеба основное и жизненно важное для него дело, ему это необходимо для получения хорошей профессиональной подготовки и дальнейший успех как специалиста зависит от качества его деятельности на занятиях в вузе. Необходимо сохранить его интерес как к изучаемым наукам в вузе, так и воспитать в нем другие моральные качества. Важно обеспечивать мотивацию, поддерживаемую постоянным познавательным интересом. Для этого необходимо методически правильно построить занятие, содержание которого может глубоко мотивировать обучающегося, а не создавать мгновенные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамбиева Лейла Азреталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the problem of developing the cognitive interest of students in the process of teaching a foreign language in a higher educational institution. The student must consciously understand that studying is the main and vital thing for him, he needs it to get good professional training and further success as a specialist depends on the quality of his activity in the classroom at the university. It is necessary to preserve his interest both in the sciences studied at the university, and to cultivate other moral qualities in him. It is important to provide motivation supported by constant cognitive interest. To do this, it is necessary to build a lesson methodically correctly, the content of which can deeply motivate the student, and not create instant interests.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

8. Gardner, Howard. Multiple Intelligence: theory in practice / G. Howard. - New York: Basicbook, A Division of HarperCollins Publishers, Inc. 1993. - 324 p. - URL: https://archive.org/details/multipleintellig00gard/page/n5/mode/2up (дата обращения: 20.02.2023)

Педагогика

УДК 378.2

доцент кафедры германской филологии Тамбиева Лейла Азреталиевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса студентов в процессе обучения иностранному языку в высшем учебном заведении. Студент осознанно должен понимать, что учеба основное и жизненно важное для него дело, ему это необходимо для получения хорошей профессиональной подготовки и дальнейший успех как специалиста зависит от качества его деятельности на занятиях в вузе. Необходимо сохранить его интерес как к изучаемым наукам в вузе, так и воспитать в нем другие моральные качества. Важно обеспечивать мотивацию, поддерживаемую постоянным познавательным интересом. Для этого необходимо методически правильно построить занятие, содержание которого может глубоко мотивировать обучающегося, а не создавать мгновенные интересы.

Ключевые слова: иностранный язык, игра, функция, развлечение, мотив, сознательное отношение, познавательный интерес.

Annotation. The article deals with the problem of developing the cognitive interest of students in the process of teaching a foreign language in a higher educational institution. The student must consciously understand that studying is the main and vital thing for him, he needs it to get good professional training and further success as a specialist depends on the quality of his activity in the classroom at the university. It is necessary to preserve his interest both in the sciences studied at the university, and to cultivate other moral qualities in him. It is important to provide motivation supported by constant cognitive interest. To do this, it is necessary to build a lesson methodically correctly, the content of which can deeply motivate the student, and not create instant interests.

Key words: foreign language, game, entertainment function, motive, conscious attitude, cognitive interest.

Введение. В статье исследуется особенный подход развития интереса к познаниям студентов младших курсов на основе обучения иностранному языку.

Учебная и воспитательная деятельность в вузе побуждают любопытство у студента, непосредственный интерес к тому, что он изучает. Он стремится к выполнению деятельности, которая для него значима в высшем учебном заведении, у него появляется желание к отличной учебе. Он ощущает приятные внутренние эмоции при оценке его работы хорошими и отличными оценками.

В большинстве случаев плохое оценивание и сложность обучения приводит к травме психики обучающегося. В младших курсах оценка работы преподавателем в основном зависит от самооценки студента. Студенты в младших курсах уделяют большое внимание своим умственным способностям, особенно тогда, когда они оцениваются другими людьми. Для них первостепенным является всеобщее признание положительных оценок их деятельности в учебном процессе [31.

Цель исследования состоит в изучении технологий развития интереса к познанию студентов и его сохранение в процессе обучения английскому языку в образовательном пространстве. Предмет работы представлен творческой работой обучающего на занятии иностранного языка.

Самооценка обучающегося складывается на гуманном отношений обучающего и сверстников к обучаемому. Доброжелательное отношение положительно сказывается и способствует развитие личности. Воздействие успеха и неудачи на предыдущее действие - уровень требования к себе. В целом, неудачу обучающегося на младших курсах порождает тенденция к ожиданию неудач будущего, и напротив, успех предыдущей работы определяет положительное ожидание и будущее успеха. Повторение неудачи в учебных действиях студентов, которые также подкрепляются низкой оценкой их знания преподавателем, приводят к усилению ощущения неполноты их знаний.

Изложение основного материала статьи. Важнейшей задачей высшей школы является сохранение первоначального интереса студентов к учебе и вне учебной деятельности вообще от начала до конца периода обучения.

Как можно сделать это? Когда молодому человеку хочется быть на улице и проводить свое свободное время со сверстниками, он должен сидеть и заниматься изучением языка, разобраться со словами, предложением. Если работникам вуза не воспитать волю у студента перебороть себя, отказаться в период обучения от действий, которые его отвлекают от учебы, у него начинает постепенно пропадать интерес к учебе в силу возрастных особенностей. Кроме того, к ослаблению познавательного интереса к учебе добавляются большие учебные задания, которые не всегда хорошо оформлены, неинтересные учебники, а также монотонные занятия и так далее. Поэтому, очевидно, что у студента на начальном этапе теряется мотив к учебе. Кроме этой проблемы есть и другие проблемы, которые являются причиной уменьшения интереса к обучению.

Когда теряется интерес к получению знаний, студенты уже на начальном этапе обучения пропускают беспричинно занятия. На последующих этапах обучения, приходя в вуз, они посещают те занятия, которые на их взгляд наиболее интересны, а занятия неинтересные заменяются футболом на спортивной площадке или спортивным клубом.

Для обучающегося в вузе студента учеба должна быть основным и жизненно важным делом, ему необходимо внушить то, что основой получения хорошей профессиональной подготовки и дальнейший успех зависит от качества его деятельности на занятиях. Необходимо сохранить как интерес к изучаемым наукам в вузе, так и воспитать в нем другие моральные качества.

Важно обеспечивать мотивацию, поддерживаемую постоянным познавательным интересом. Это нужно проводить с начальной стадии подготовки. Методически грамотно организованный преподавателем иностранного языка учебный процесс рождает и развивает у студентов на младших курсах обучения такие важнейшие познавательные качества для последующей жизненной деятельности, как необходимость теоретического осознания событий, умения видеть их практическое применение, которые повысят самооценку [11.

При разработке индивидуальных рабочих программ по дисциплине, выборе типа занятия, описаний и дидактического материала педагогу следует помнить о потребностях обучающихся, знать текущие уровни знаний, вероятные перемены. По содержанию образовательный материал и отдельные занятия должны соответствовать текущим требованиям и кругозорам

обучающихся и полностью способствовать тому, чтобы сформировать и развивать новые потребности, необходимые дальнейшему образовательному процессу [21.

Таким образом, содержание каждого курса должно глубоко мотивироваться, а не создавать мгновенные интересы. Необходимо использовать ссылки, которые будут иметь практические значения в дальнейшей жизни, и, прежде всего, это решит вопросы научного и практического понимания изменений в реальной действительности, объектов окружающей среды, освоения технологий такого понимания. Только такой вид работы стимулирует студентов изучать знакомые и постоянно наблюдаемые события, которые станут основой их участия в значительных учебных мероприятиях. Они имеют направление на содержание, а не на второстепенные цели этого вида работы [71.

В современной методике обучение протекает в период обучения. Преподаватель иностранного языка видит результат своей деятельности, из которой состоит образовательный контент, какие разделы содержания связаны между собой, т.е. от структуры образовательных мероприятий, результатов образования, от образовательных и формирующих ролей, взаимоотношений со студентами, к своей работе в большинстве случаев, в целом организации преподавателем образовательного процесса [81.

В своей профессиональной деятельности преподаватель обязан использовать всевозможные технологии, которые станут способом повышения интереса обучающихся к иностранному языку в образовательной системе, создание мотива к его изучению, подъема активности и у обучающихся должно быть желание общаться на не родном языке.

Одной из таких технологии работы в учебном процессе является игра. На занятии иностранного языка игра выполняет не только функцию развлечения, но и является также коммуникативной деятельностью. Большинство выдающихся педагогов признают эффективность использования игрой методики на занятии иностранного языка. Они показали, что игра повышает эффективность работы с обучающимися, только если она правильно организована.

Такая методика работы преподавателя развивает интерес получения знаний студентом. Необходимы различные подходы, которые создают новую и интересную атмосферу достижения поставленных целей обучения. С помощью игровой методики, занятий интегрированного содержания, при создании проблемных ситуаций преподавателем и их практики на занятиях иностранного языка можно развить творческое мышление для выполнения нетрадиционных заданий, которые им нужны для управления и планирования поисковых действий [9].

Такая постановка обучения развивает важные мыслительные качества: гибкость, критичность и видение проблемы глубже. Независимое мышление, креативность, вырабатывание основ исследовательских умений входят в основные задачи образования в вузе. Для решения этих задач преподавателю иностранного языка необходимо широко использовать видеозанятия, учебные экскурсии, занятия в форме спектаклей, интервью - занятия, занятия праздники, что в целом составляет базу нестандартной методики при обучении языкам в вузе [41.

Основные преимущества этих методов существенно усиливаются при применении и реализации интернет технологий. Интернет технологии дают огромные информационные возможности.

Неудивительно, что преподаватели иностранного языка так широко используют на своих занятиях потенциал, предлагаемый глобальной сетью. Он используется для решения конкретных целей занятия, дидактических задач. Но при этом необходим учет возрастных особенностей обучающихся. Интернет - занятия отличаются своими уникальными возможностями при изучении иностранного языка. Он предлагает языковую среду носителей, уже доступную в начальных курсах. Важно помнить цели, для которых используются весь ресурсный потенциал Интернета. Например [5]:

- включение учебного материала, помещенного в сеть в содержание курса;

- для поиска обучающимися информации в рамках проекта;

- сбора недостающего информационного материала.

Информационный ресурс интернета как учебный материал по языку позволяет преподавателю вести занятие более эффективно, интегрируя его в обучение, он решает определенные задачи курса дидактического содержания:

- улучшить возможности прослушивания на базе реальных записанных текстов;

- восполнять активный и пассивный лексический запас;

- сформировать стабильную мотивацию для усвоения иностранного языка [61.

Известный методист Г.В. Рогова предлагает включение следующих Интернет-материалов в объём курса, развивающих интерес к получению знаний [101.

Видео-занятие.

Видео-занятие запланированное преподавателем иностранного языка решает важную коммуникативную задачу. На основе реальных и воображаемых речевых ситуаций развиваются навыки диалогической и монологической речи. Предлагая вести диалог по воображаемым ситуациям, преподаватель включает обучающихся в школу культурных ценностей носителей языка. Поэтому для этой цели используются аутентичные и видеоматериалы.

Аутентичные и видеоматериалы способствуют выполнению наиболее важных требований коммуникативной техники -представление владения языком как в естественной среде, понимание и использование студентами языковой культуры носителя.

Видеофильм развивает различные аспекты умственной деятельности, в частности память и внимание. На занятиях создается рабочая атмосфера, развивается познавательную деятельность. Видеофильм интересен даже пассивному студенту, он делает его активным. Использование такого вспомогательного средства обучения на занятии иностранного языка имеет свое преимущество - его эмоциональное воздействие на студента. Вследствие этого, личное мнение обучающегося к тому, что он просмотрел, должно быть принято во внимание преподавателем.

Итак, психологические особенности воздействия учебных видеороликов на обучающихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетентности студентов.

Занятие-экскурсия. Студент заочно совершает поездку в город познакомиться с культурой иностранного гостя, умеет общаться с зарубежным гостем и т.д. Культурный диалог включает в себе использование культурологического материала своей страны и его сравнение с культурой изучаемых языков.

Использование языковой литературы на занятиях по иностранным языкам повышает навыки речи и способствует созданию коммуникативной, когнитивной, эстетической мотивации. Подготовка к спектаклю является творческой работой, способной развивать языковые навыки студентов и объяснять индивидуальные творческие способности.

Занятие-спектакль. Такое занятие стимулирует умственную и речевую деятельность студентов, повышает их интерес к литературе, служит лучшим методом усвоения языка и в то же время углубляет знание изучаемого языка, поскольку происходит процесс запоминания слов.

Занятие-праздник. Такое мероприятие расширяет знания студентов об обычаях и традициях носителей изучаемого иностранного языка, повышает их способность общаться на другом языке, позволяя им участвовать в различных ситуациях межкультурного общения.

Выводы. Таким образом, выше перечисленные виды занятий, отличные от традиционных способствуют развитию познавательного интереса студентов к изучаемой науке - иностранному языку. Занятия иностранного языка в нетрадиционной форме относятся к методическим технологиям активного обучения, поскольку развивают и сохраняют мотивацию студентов к получению знаний до истечения срока обучения в вузе.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова / Пособие для учителя. -Москва: АРКТИ, 2003. - 192 с.

2. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. -Москва: Высшая школа, 1982. - 373 с.

3. Лепшокова, С.М. Формирование учебно-языковой и культурной компетенций учащихся при обучении анализу компонентного состава фразеологизмов / С.М. Лепшокова, Э.К. Текеева, С.Р. Халилов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - № 74-1. -С. 147-150

4. Лепшокова, С.М. Проблема фразеологических единиц в современной лингвистике / С.М. Лепшокова // Тенденции развития лексики и грамматики карачаево-балкарского языка. Сборник научных статей. К 70-летию Махти Зейтуновича Улакова. - Нальчик: Принт Центр, 2021. - С. 119-122

5. Лепшокова, С.М. Словообразовательные модели производных существительных / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. Выпуск XVIII. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 154-158

6. Лепшокова, С.М. Словообразование как лексикологический феномен / С.М. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. Выпуск XVII. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 144-148

7. Лепшокова, С.М. Повтор как лексико-синтаксическое средство взаимодействия реплик в диалоге / С.М. Лепшокова, А.И. Болатчиев // Языки и литературы в поликультурном пространстве россии: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения народного поэта КЧР Назира Ахъяевича Хубиева. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 218-222

8. Лепшокова, С.М. Реплики диалога в английском языке / С.М. Лепшокова, А.И. Болатчиев // Языки и литературы в поликультурном пространстве России: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения народного поэта КЧР Назира Ахъяевича Хубиева. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 222-226

9. Лепшокова, С.М. Проблема эмоциональной окрашенности речи в языкознании / С.М. Лепшокова // Клычевские чтения - 2020. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева. - 2020. - С. 274-278

10. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - Москва: Просвещение, 2012. - 224 с.

Педагогика

УДК 371.398

кандидат педагогических наук, доцент Терещенко Наталья Александровна

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Щиповскова Инна Владимировна

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Ламонова Татьяна Сергеевна

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ НАРОДНОЙ КУКЛЫ ДЛЯ

МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Аннотация. В представленной статье рассматривается комплекс обучающих методов по созданию народной куклы для мультипликации. Особое внимание уделялось организации творческой деятельности, мотивации учащихся к народному творчеству. Предложенные авторами методы ориентированы на занятия в общеобразовательных учреждений и организации дополнительного образования детей. Описанная система методов экспериментально проверена. Рассматривая методы обучения создания народной куклы, мультипликацию можно расценивать как средство приобщения детей к народной культуре и развитию способностей у детей младшего школьного возраста. Использую народную куклу как персонажа для мультипликации, наблюдается мотивация к изучению народной культуры. Применяемый метод, влияет на эмоционально-чувственный мир ребенка, мотивирует на дальнейшую деятельность, активизирует процесс изучения народной куклы. Одним из важных компонентов является создание ситуации успеха, важной для обучающихся, при которой необходимо учитывать возможности каждого ребенка, не требуя от него невозможного, что определяет индивидуальный путь к успеху. Создавая рукотворный продукт и применив его в мультипликации, у учащихся расширяется кругозор, формируется представление о культуре народа и, в общем, обогащается учебный процесс. Для решения проблемы обучения созданию народной куклы для мультипликации, предлагается сформировать методы обучения детей младшего школьного возраста, которые будут способствовать успешному видеотворчеству.

Ключевые слова: методы обучения, мультипликация, народная кукла, ситуация успеха, познавательный интерес, воображение.

Annotation. The article presents a set of training methods for creating a folk doll for animation. Special attention was paid to the organization of creative activity, motivation of students to folk art. The methods proposed by the authors are focused on classes in general education institutions and the organization of additional education for children. The described system of methods has been experimentally tested. Considering the methods of teaching the creation of folk dolls, animation can be regarded as a means of introducing children to folk culture and developing the abilities of children of primary school age. I use a folk doll as a character for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.