УДК 796.012.114
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ НАГРУЗКИ И СПОСОБЫ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Евгения Викторовна Кичко, старший преподаватель, Анжелика Андреевна Бюркланд,
старший преподаватель, Ирина Анатольевна Венедиктова, старший преподаватель, Северо-Западный Государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Владислав Иванович Дубатовкин, старший преподаватель, Московский государственный университет пищевых производств, Москва
Аннотация
В статье приведены и рассмотрены способы совершенствования скоростно-силовой подготовки студентов на занятиях физической культуры. Многолетний опыт работы в высшем учебном заведении со студентами показывает, что занятия легкой атлетикой, не всегда находят понимание среди студентов. Актуальной задачей на сегодняшний день, является поиск, развитие и внедрение в учебный процесс различных форм воспитания скоростно-силовых качеств студентов. Исследования направлены на выявление динамики роста психофизического качества - быстрота и взрывная сила, с помощью контрольных тестов, зачётных и промежуточных нормативов. Результаты проведенного исследования позволили сформировать основные направления совершенствования учебного процесса по физической культуре в вузе студентов медицинского профиля. Использование пошагового алгоритма методов повышения скоростно-силовых способностей с учетом особенностей практического учебного модуля позволило повысить физическую работоспособность студентов в среднем на 12%.
Ключевые слова: быстрота, взрывная сила, комплекс ГТО, методика, студент, тренировка, скоростно-силовые качества, физические свойства, физическая культура, энергозатраты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p206-210
SPEED AND POWER LOADS AND WAYS TO IMPROVE THEM IN THE PREPARATION OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES Evgeniya Viktorovna Kichko, the senior teacher, Angelika Andreevna Byurkland, the senior teacher, Irina Anatolyevna Venediktova, the senior teacher, I.I. Mechnikov Northwestern State Medical University, St. Petersburg; Vladislav Ivanovich Dubatovkin, the senior teacher, Moscow State University of Food Production, Moscow
Abstract
The article presents and discusses ways to improve the speed and strength training of students in physical education classes. Many years of experience in higher education with students shows that athletics classes do not always find understanding among students. An urgent task today is the search, development and introduction into the educational process of various forms of education of speed and strength qualities of students. The research is aimed at identifying the dynamics of the growth of psychophysical quality - speed and explosive power, with the help of control tests, credit and intermediate standards. The results of the study made it possible to form the main directions for improving the educational process in physical culture at the university of medical students. The use of a step-by-step algorithm of methods for increasing speed and strength abilities, taking into account the features of the practical training module, allowed to increase the physical performance of students by an average of 12%.
Keywords: speed, explosive force, GTO complex, methodology, student, training, speed and strength qualities, physical properties, physical culture, energy consumption.
Физическая культура, является основным компонентом развития личности. Оздоровительная и воспитательная функции физической культуры в полной мере реализуются в целенаправленном физическом воспитании студентов. Наиважнейшей задачей физического воспитания является гармоничное развитие и совершенствование их физических
качеств, таких как быстрота, сила, ловкость, выносливость.
Скоростно-силовые качества человека - это способность к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Они характеризуются умеренным напряжением мышц, проявляемых с необходимой, часто максимальной мощностью в физическом упражнении, выполняемых на высокой скорости, не достигающей максимальной скорости и мощности. Ско-ростно-силовые качества делятся на две составляющие - быстроту и взрывную силу. Быстрота - это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Взрывная сила - это способность человека выполнять двигательное действие и при этом достигать максимальных показателей силы в предельно короткое время. Скоростно-силовая подготовка занимает важное место в оптимизации жизнедеятельности, она считается необходимой составляющей физического здоровья. Особое значение эта задача возникает в процессе обучения студентов на занятиях физической культуры на фоне ухудшения их физической подготовленности, наличия в среднем у 40% студентов хронических заболеваний и снижения двигательной активности в целом.
Изучением скоростно-силовой подготовки занимаются многие специалисты в разных областях науки не одно десятилетие. Большинство исследователей раскрывают биологические и физиологические аспекты развития быстроты и взрывной силы. Широту исследований охватывает достаточно большой возрастной период увеличения быстроты, в основном от 12 до 20 лет, когда рекомендовано интенсивно развивать данное качество. Студенческий возраст предполагает дальнейшее совершенствование этого процесса совершенно в иных условиях, учитывая особенности будущей профессиональной деятельности будущих специалистов.
Решить задачу совершенствования быстроты во многом не позволяет отсутствие развитой спортивной инфраструктуры во многих вузах, сокращение часов для практических занятий и вынужденная замена основных модулей на второстепенные и, как результат, другая направленность занятий по физической подготовке.
Целью исследования является повысить эффективность программ по физической культуре и спорту для студентов с помощью научно-обоснованного внедрения технологии и методологической структуры применения средств и методов физического совершенствования скоростно-силовых возможностей с использованием нормативов комплекса ГТО для тестирования студентов. Научная новизна теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методика совершенствования выносливости студентов медицинского профиля в учебном процессе. Важно находить эффективные формы и подходы в способах воспитания и совершенствования быстроты у обучающихся, опираясь на современные технологии и интересы студентов, с учетом требований всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Критериями эффективности служили показатели проведения тестирования и сравнивание их между собой в экспериментальной группе. Экспериментальным путём доказано, что для укрепления здоровья и физического развития студентов с помощью совершенствования быстроты на дистанции100 метров, взрывной силы, при помощи прыжков в длину с места и со скакалкой, становится основной задачей исследования. Как показывает многолетний опыт работы в вузе, упражнения на скорость, на сегодняшний день особой популярностью среди студентов не пользуются. Хотя если выбирать между забегами на длинную дистанцию (3000 м) и бег на короткую дистанцию (60м. и 100м.) многие предпочитают короткие дистанции. Поэтому актуальной задачей является поиск, развития и применения различных форм быстроты и взрывной силы студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Чтобы определить динамику роста быстроты в учебных группах студентов вуза на протяжении года занятий, были предложены следующие упражнения, включенные в про-
межуточное тестирование и зачётные нормативы мужчин: прыжки через скакалку, бег 100 метров, прыжки в длину с места. Прыжки через скакалку в рамках комплекса физических упражнений используются как замена занятиям на кардио тренажерах. Польза такого вида тренинга позволяет включать его в комплекс, направленный не только на интенсивные энергозатраты, но и на наращивание мышечной массы, улучшение прыгучести и работы вестибулярного аппарата. В таблицу 1 включены нормативы, взятые из государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» VI ступень (мужчины)
Таблица - Нормативы, взятые из государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно -спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» VI ступень (мужчины)
№ Уровень Оценка по 5-и балльной шкале Прыжки через скакалку за 1 мин. Бег 100 метров (с) Прыжки в длину с места(см)
1 высокий 5 150 14,1 240
2 выше среднего 4 140 14,1 225
3 средний 3 130 14,4 210
4 низкий 2 120 14,8 200
С начала сентября 2020 года по конец июня 2021 года, проводились исследования среди 40-ка студентов в экспериментальной группе, Северо-Западного Государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, очной формы обучения, с целью оценки готовности к физическим нагрузкам на скоростно-силовые качества. Студенты, составляющие контрольную группу в количестве 40-ка человек, тестировались в обычном режиме в конце семестра. В октябре все студенты прошли предварительное тестирование, для фиксации первичного результата. Далее, в контрольной группе тесты проводились, как положено, раз в семестр, а в экспериментальной группе раз в месяц. Бег на скорость проводился по беговой дорожке стадиона. Максимальное количество участников забега - 20 человек. Прыжки в длину с места проводился в секторе для прыжков, на открытом воздухе и спортзале, количество участников тестирования - 40 человек. Прыжки со скакалкой проводились в спортивном зале.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Стоит отметить, что после продолжительной экзаменационной сессии и каникул, показатели у всех категорий ухудшились, но при непрерывных занятиях физической культурой прослеживается тенденция восстановления до прежнего уровня и дальнейшее развития физической подготовленности студентов. Несмотря на месячный перерыв, многие студенты, привыкшие к нагрузкам, продолжали занятия самостоятельно, на каникулах. Результаты ежемесячных тестирований были занесены в таблицы и благодаря им, можно проследить тенденцию прохождения испытаний, в учебных группах (таблица 2). В результате испытаний были установлены следующие показатели в экспериментальных группах в % соотношении.
Таблица 2 - Тенденции прохождения испытаний, в учебных группах
Высокий уровень
Курс Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь Февраль-март Апрель Май-июнь
I 43%/9 чел. 45%/9 чел. 45%/9 чел. 43%/8 чел. 43%/9 чел. 46%/10 чел.
II 40%/8 чел. 40%/8 чел. 45%/9 чел. 44%/8 чел. 43%/9 чел. 50%/11 чел.
III 27%/5 чел. 30%/6 чел. 35%/7 чел. 35%/7 чел. 35%/7 чел. 35%/7 чел.
Выше среднего
Курс Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь Февраль-март Апрель Май-июнь
I 30%/5 чел. 35%/7 чел. 36%/7чел. 40%/8 чел. 35%/7 чел. 39%/8 чел.
II 25%/4чел. 29%/5 чел. 34%/7 чел. 35%/7 чел. 29%/5 чел. 34%/7 чел.
III 39%/8 чел. 41%/8 чел. 35%/7 чел. 40%/8 чел. 30%/6 чел. 41%/8 чел.
Средний
Курс Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь Февраль-март Апрель Май-июнь
I 14%/3 чел. 14%/3 чел. 19%/4 чел. 11%/2 чел. 15%/3 чел. 16%/3 чел.
II 25%/5 чел. 20%/4 чел. 16%/3 чел. 16%/3 чел. 21%/4 чел. 21%/4 чел.
III 16%/3 чел. 20%/4 чел. 14%/3 чел. 19%/4 чел. 21%/4 чел. 22%/5 чел.
Низкий
Курс Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Январь Февраль-март Апрель Май-июнь
I 20%/4 чел. 5%/1 чел. 0%/0 чел. 0%/0 чел. 10%/2 чел. 5%/1 чел.
II 19%/4 чел. 17%/3 чел. 17%/3 чел. 16%/3 чел. 10%/2 чел. 5%/1 чел.
III 20%/4 чел. 10%/2 чел. 15%/3 чел. 5%/1чел. 20%/4 чел. 5%/1 чел.
Данные результаты позволили дать оценку по основным критериям развития быстроты для студентов медицинского профиля обучения. Построение учебно-тренировочного процесса по физической культуре в группах медицинского профиля обучения, необходимо проводить с учётом формирования модели профессионально-прикладной физической подготовки. В основе данной модели, обеспечивающей наиболее эффективную работу работников медицинских специальностей - скоростно-силовая подготовка, как профессионально значимое физическое качество. В возрастную категорию VI ступени ГТО входят лица мужского и женского пола в возрасте от 18 до 29 лет, что соответствует возрастным критериям обучающихся в вузе студентов. В нашем случае тестирование производилось с мужской частью обучающихся.
При помощи проведённого эксперимента была протестирована работа групп мышц, шеи, рук, туловища и ног, задействованных в подготовке к скоростно-силовой работе при профессиональной деятельности студентов - медиков. Приобретённые ранее умения и навыки совершенствуются в ходе учебного процесса и позволяют, при наличии такой модели, улучшить развитие процесса физического воспитания в вузе. Занятия легкой атлетикой включены в программу по физической культуре с первого курса, но для улучшения психофизической подготовки будущих специалистов, необходимо проводить забеги на короткие дистанции 30 м., 60 м. и 100м., способствующие улучшению физического состояния студента, что было доказано в процессе эксперимента. Установлено, что студентам проще всего выполнять задания на воспитание быстроты, на дистанциях 30 и 60 метров. При забегах на расстоянии 100 метров, требуется более длительная подготовка, так как на этой дистанции распределение нагрузки не такое равномерное, как на 30 и 60 метрах. В прыжках через скакалку, в первую очередь, были затруднения с навыком владения скакалкой. Вторым препятствием оказалась техника самих прыжков. Постепенно, в процессе тренировки, студенты успешно овладели навыками, и по истечении третьего месяца учебно-тренировочных занятий прыжки через скакалку проходили без особых усилий в штатном режиме. При прыжках в длину с места, трудности возникали в основном с неправильной техникой прыжка - постановка ног, правильное отталкивание и приземление. Второй проблемой стало недостаточное развитие мышц ног, отвечающих за взрывную силу, в момент толчка от поверхности.
Повышения работоспособности организма на основе различных видов двигательной активности, предусмотренных при разработке обязательных программ физического воспитания, являются основой формирования скоростно-силовой подготовки студентов. Существуют методики для развития быстроты, силы, координации, выносливости и ловкости, и реализация этих методик помогает достигать высокого уровня подготовки спортсмена.
Инструментами для развития скоростно-силовой подготовки являются упражнения, в которых задействованы в определённых скоростных режимах различные группы мышц. Такая мышечная работа в основном обеспечивается анаэробным источником - интенсивность работы может быть взрывной, общая продолжительность упражнений на скорость составляет от минуты (прыжки через скакалку) до нескольких десятков секунд (бег 30, 60 и 100 метров). В подготовке к соревнованиям и улучшении физической фор-
мы, используются упражнения циклического характера, такие как бег на различные спринтерские дистанции, катание на коньках, езда на велосипеде, использование круговой тренировки с применением упражнений на скорость и взрывную силу. Основными требованиями к круговой тренировке являются выполнение упражнений проводимых в зонах высокой и средней производительности, продолжительностью 30-45 минут, при полном привлечении как крупных, так и более мелких групп мышц. Прыжки в длину с места, в высоту и через скакалку, можно включить как один из этапов круговой тренировки. Альтернативой могут служить прыжки через гимнастическую скамейку на одной или двух ногах.
ВЫВОДЫ
В основу методики совершенствования скоростно-силовой направленности, предложены упражнения аэробного и анаэробного характера. Учитывая специфику подготовки студентов-медиков, разработан учебный модуль «легкая атлетика». На базе элективных курсов по физической культуре и общефизической подготовки, предлагается использовать интервальный метод, который включает упражнения с регулярной и переменной нагрузкой, строго управляемые и запланированные периоды восстановления (время отдыха между упражнениями составляет 30 сек.-2 минут). Таким образом, тренировочный эффект будет иметь место не только во время выполнения тренировочных нагрузок, но и в период релаксации.
Методом круговой тренировки для развития быстроты и прыгучести, пользуются многие ведущие сборные команды по лёгкой атлетике. Метод включает в себя выполнение упражнений с участием различных групп мышц и функциональных систем в соответствии с типом непрерывной или интервальной работы. Спортсмен выполняет до 10 упражнений на «станциях», проходя их по 1-3 раза, в зависимости от уровня подготовки. Применяя один или несколько других методов для тренировки, каждый раз определяется направление нагрузки для развития заявленного качества, в данном случае - быстроты и прыгучести.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2022
УДК 796.332
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД В ВЕРОЯТНОСТНЫХ УСЛОВИЯХ
Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва
Аннотация
Цель работы - разработать наборы специальных тренировочных средств футболистов в вероятностных условиях для повышения эффективности их соревновательной деятельности. Методика и организация исследования. В работе использовались традиционные способы определения показателей физической и технической подготовленности футболистов. Исследование проводилось в период 2020-2021 учебный год, принимало участие 31 футболист студенческой команды РГСУ, проанализированы 24 технических протоколов футбольных матчей. Результаты исследования и их обсуждение. Для футболистов экспериментальной группы характерна более высокая эффективность выполнения специальных двигательных действий, они существенно превосходили соперников по уровню двигательной активности, результативности выполнения двигательных действий. При анализе игровой деятельности футболистов экспериментальной группы обращала на себя внимание сбалансированность их показателей сформированности двигательных действий: технико-тактические приемы выполняли в основном быстро и точно, допускали меньше грубых ошибок в