11REFERENCES
1. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Sport climbing: From elementary rock climbing competitions to Olympic Games", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 61-62.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2021
УДК 796.42:378
БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В БЕГОВЫХ ВИДАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Оксана Геннадьевна Ковальчук, старший преподаватель, Лидия Геннадьевна Костикова, старший преподаватель, Татьяна Юрьевна Белова, старший преподаватель, Петр Александрович Скрипников, старший преподаватель, Омский государственный
технический университет
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема подготовки студентов Омского государственного технического университета на занятиях легкой атлетики в течение учебного года. Авторская блочная технология построения академических занятий в беговых видах легкой атлетики разработана с учетом профессиональной направленности, отдающая предпочтение развитию скоростно-силовых качеств. Цель нашего исследования - выявление эффективности блочной системы подготовки студентов вуза на академических занятиях легкой атлетики с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств. Статья посвящена использованию блоковой системы трех типов: подготовительный, формирующий, реализационный блоки, представленные модулями, и последовательная их смена в каждом семестре. Годичный цикл включает в себя два цикла подготовки на академических занятиях первого и второго семестрах. Особое внимание уделено подготовке студентов-легкоатлетов в формирующем блоке, где нагрузка определяется с учетом уровня скоростно-силовой подготовленности студентов. В статье анализируется уровень физической подготовленности студентов на занятиях традиционной методикой. Автор приходит к выводу, что в учебном процессе при подготовке студентов в беговых видах легкой атлетики необходимо уделять внимание скорост-но-силовой подготовке, влияющей на формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега, обеспечивающей целенаправленное и ускоренное совершенствование способности ведущих мышечных групп к выполнению беговой работы. Низкий уровень развития скоростно-силовой подготовленности ограничивает скоростно-силовые возможности студентов-легкоатлетов при преодолении различных участков дистанции в беговых видах. Автором предложена определенная направленность занятий на развитие компонентов модулей трех блоков в период учебного года, соотношение учебной нагрузки на развитие компонентов (модулей) в блоках подготовки. Результаты могут быть использованы в учебном процессе для студентов, выбравших направление легкая атлетика.
Ключевые слова: студенты-легкоатлеты, физическая подготовленность, академические занятия, легкая атлетика, блочная технология, модули, компоненты модулей.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p160-166
BLOCK TECHNOLOGY OF TRAINING STUDENTS OF THE TECHNICAL UNIVERSITY IN RUNNING ATHLETICS
Oksana Gennadievna Kovalchuk, the senior teacher, Lidia Gennadyevna Kostikova, the senior teacher, Tatiana Yurievna Belova, the senior teacher, Petr Aleksandrovich Skripnikov, the
senior teacher, Omsk State Technical University
Abstract
This article examines the problem of training students of the Omsk State Technical University in the athletics classes during the academic year. The author's block technology of building up the academic
classes in running types of athletics is developed taking into account the professional orientation, giving preference to the development of speed-strength qualities. The purpose of our research is to reveal the effectiveness of the block system of training the university students at the academic classes of athletics, taking into account the level of development of speed-strength qualities. The article is devoted to the use of the block system of three types: preparatory, formative, implementation blocks, presented by modules, and their sequential change in each semester. The annual cycle includes two cycles of preparation for academic studies of the first and second semesters. Particular attention is paid to the training of students-track and field athletes in the formative block, where the load is determined taking into account the level of speed-strength readiness of students. The article analyzes the level of physical fitness of students in the classroom by traditional methods. The author comes to the conclusion that in the educational process, when preparing the students in running types of athletics, it is necessary to pay attention to speed-strength training, which affects the formation of the ability to high degree of concentration of efforts in different phases of running, providing the targeted and accelerated improvement of the ability of the leading muscle groups to perform running work. The low level of development of speed-power readiness limits the speed-power capabilities of students-track and field athletes when overcoming various parts of the distance in running events. The author proposes a certain orientation of the lessons on the development of the components of the modules of the three blocks during the academic year, the ratio of the teaching load to the development of the components (modules) in the training blocks. The results can be used in the educational process for students who have chosen the field of athletics.
Keywords: track and field students, physical fitness, academic studies, athletics, block technology, modules, module components.
ВВЕДЕНИЕ
Уровень физической подготовленности современных студентов оценивается как «ниже среднего» и «низкий», что указывает на отставание по основным параметрам их физической подготовленности. У студентов-юношей выявлено значительное отставание в беговых видах легкой атлетики [1]. При организации академических занятий по легкой атлетике на протяжении всего периода обучения необходимо учитывать уровень физической подготовленности студентов. При проведении занятий со студентами-легкоатлетами необходимо ориентироваться на их уровень скоростно-силовой подготовленности для повышения результата в беговых видах легкой атлетики [4].
Однако, на занятиях традиционной методикой не соблюдается один из принципов подготовки - принцип доступности, отражающий соответствие объема и интенсивности нагрузки уровню физической подготовленности студентов. Традиционная методика предлагает однотипные нагрузки, не учитывается их объем и интенсивность [5]. По мнению исследователей, для обеспечения результата в беговых видах легкой атлетики необходимо уделять внимание увеличению силы и скорости мышц, поэтому скоростно-силовые упражнения рекомендуется включать в программы физической подготовки студентов [3]. Тем не менее, наблюдается динамика ухудшения уровня развития скоростно-силовых качеств, несмотря на то, что их вклад в результат беговых видов легкой атлетики весьма существен [2, 6].
На сегодняшний день используется «блочная» система (периодизация) построения тренировки. В связи с этим нами была предложена педагогическая технология, реализуемая в двух цикловой годичной подготовке, представленная следующими блоками: подготовительный, формирующий, реализационный. Каждый блок включал модули, акценти-рованно развивающие конкретный компонент подготовки.
Подготовительный блок способствовал повышению эффективности функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, общей выносливости, укреплению мышечных групп, опорно-двигательного аппарата с помощью изометрических и статоди-намических упражнений, способствовал увеличению количества окислительных мышечных волокон.
Подготовительный блок каждого семестра охватывал 8 микроциклов, в состав блока входили 2 модуля: общая аэробная выносливость (ПМ1), общая аэробная силовая ста-
тодинамическая выносливость (ПМ2) (таблица 1).
Таблица 1 - Модули «подготовительного блока»
Модули ПМ1 ПМ2
Микроцикл МКЦ1 | МКЦ2 | МКЦ3 | МКЦ4 МКЦ1 | МКЦ2 | МКЦ3 | МКЦ4
На модули ПМ1 и ПМ2 отводилось 22% и 14% нагрузки соответственно от общего годового объема подготовительного блока. Запланированный объем аэробной и аэробно-анаэробной нагрузки в подготовительном блоке выполнялся в сочетании с комплексами упражнений силовой направленности для повышения общей аэробной силовой статоди-намической выносливости. Для увеличения силы мышц использовались статодинамиче-ские упражнения, которые увеличивали сократительную способность мышц, укрепляли опорно-двигательный аппарат.
Формирующий блок содействовал повышению скорости и силе сокращения мышц при выполнении работы скоростно-силового характера. Нагрузка формирующего блока повышала метаболическую мощность и емкость энергообразования, что благоприятствовало повышению скоростной выносливости студентов-легкоатлетов, реализуемой в следующем блоке.
Формирующий блок каждого семестра включал 6 микроциклов, в состав блока входили 2 модуля: общая взрывная динамическая сила (ФМ1); анаэробная скоростная и силовая выносливость (ФМ2) (таблица 2).
Таблица 2 - Модули «формирующего блока»
Модули ФМ1 ФМ2
Микроциклы МКЦ7 - МКЦ9 МКЦ11 - МКЦ13
На модули ФМ1 и ФМ2 отводилось 6% и 2% нагрузки соответственно от общего годового объема формирующего блока.
В формирующем блоке использовался концентрированный способ распределения нагрузок скоростно-силовой направленности. Модули формирующего блока представлены специальными микроциклами с различной преимущественной направленностью в сочетании с микроциклами втягивающего и восстановительного характеров, которые одновременно решают вопросы о продлении остаточных тренировочных эффектов.
Занятия легкой атлетикой формирующего блока организовывались с учетом ско-ростно-силовой подготовленности студентов: первая группа - спринт, вторая группа - бегуны на средние дистанции. В паузах студенты выполняли упражнения на развитие гибкости, так как после взрывной нагрузки мышцы должны освобождаться от специфической усталости.
Реализационный блок позволял поддерживать и повышать специальную скоростную выносливость и специальную скоростно-силовую выносливость у студентов-бегунов.
Реализационный блок учебного года включал 10 микроциклов, в состав блока входили 2 модуля: специальная скоростная выносливость (РМ1) и специальная скоростно-силовая выносливость (РМ2), реализационный блок включал в себя и сдачу тестов РМ(т), (таблица 3).
Таблица 3 - Модули «реализационного блока»
Модули РМ1 РМ2 РМ(т)
Микроциклы МКЦ29 - МКЦ34 МКЦ29 - МКЦ34 МКЦ35 - МКЦ36
На модуль РМ1 и РМ2 отводилось 4% и 1% нагрузки соответственно от общего годового объема реализационного блока. На академических занятиях реализационного блока доминирующие задания, направленные на реализацию специальной скоростной выносливости сочетались с дополнительными заданиями, направленными на реализацию специальной скоростно-силовой выносливости и организовывались также с учетом ско-ростно-силовой подготовленности студентов-легкоатлетов.
Разработанная педагогическая технология подготовки студентов вуза на занятиях легкой атлетики с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств способствовала приросту результатов в беговых видах легкой атлетики.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - выявление эффективности блочной системы подготовки студентов ОмГТУ на академических занятиях легкой атлетики с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств.
Исследованием решались следующие задачи: провести анализ готовности студентов-первокурсников (юношей) к сдаче контрольных тестов в беговых видах легкой атлетики; проанализировать влияние авторской методики блокового построения академических занятий легкой атлетики на результативность контрольных тестов в беговых видах легкой атлетики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогические тестирования определения физической подготовленности, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе Омского государственного технического университета (ОмГТУ) в период с сентября 2013 года по май 2017 года.
В педагогическом тестировании уровня физической подготовленности, проведенном в начале исследования, были использованы четыре общепринятых теста. В тестировании приняли участие 209 студентов-первокурсников (юношей), выбравших занятия легкой атлетикой. Оценить уровень развития занимающихся позволила пятибалльная система оценки. В дальнейшем, под наблюдением, направленным на академические занятия легкой атлетики, выделено 50 студентов-юношей, из них 25 человек - экспериментальная группа (ЭГ) и 25 человек - контрольная группа (КГ). В ЭГ - занятия проводились по разработанной нами модели подготовки студентов-легкоатлетов на основе применения блочной технологии с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств. КГ занималась по традиционной методике раздела «Легкая атлетика».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
На начало эксперимента проведены исследования с помощью общепринятых тестов, оценивающих скоростные (анаэробно-алактатные) возможности студентов-первокурсников по результатам бега на 100 метров, общую (аэробную) выносливость в беге на 3000 метров, уровень развития силы (анаэробно-гликолитической) в тесте «подтягивание на перекладине», уровень развития скоростно-силовой подготовленности (взрывной силы) по результатам «прыжка в длину с места» (таблица 4). Таблица 4 - Уровень физической подготовленности студентов-легкоатлетов первого курса на начало учебного года
Тесты, единицы измерения Показатели М±о Нормы сравнения Уровень развития
Количество испытуемых (п = 209)
Высокий Средний Низкий
Бег 100 м (с) 14,70±0,9 Количество испытуемых ,(%) 29 24 47
Должные нормы, (с) <13,8 13,7-14,2 >14,3
Бег 3000 м (с) 848±65,3 Количество испытуемых,(%) 25 12 63
Должные нормы, (мин., с) <12,40 12,39-13,59 >14,00
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 7±2,3 Количество испытуемых,(%) 16 29 55
Должные нормы, (кол-во раз) >12 8-11 <7
Прыжок в длину с места (см) 233±17,9 Количество испытуемых, (%) 20 54 26
Должные нормы, (см) >240 226-239 <225
Должные нормы - нормативы отдельных комплексов по физической подготовленности.
Оценка полученных показателей физической подготовленности на начало учебного года позволяет заключить, что в беге на 100 метров (14,70±0,9) 47% исследуемых студентов показывают «низкий» уровень результатов; в беге на 3000 метров (848±65,3) - 63% студентов показывают «низкий» уровень результатов, что указывает на недостаточный уровень скорости и общей выносливости студентов.
В тесте «подтягивание на перекладине» (7±2,3) «низкий» уровень результатов наблюдается у 55% студентов; в «прыжке в длину с места» (233±17,9) у 54% студентов «средний уровень», таким образом, только у половины студентов развита силовая выносливость и скоростно-силовые качества.
Полученные результаты указывают на слабый уровень физической подготовленности большинства студентов ОмГТУ
Для определения исходного уровня физической подготовленности у студентов легкоатлетов в КГ и ЭГ проведен срез батареи общепринятых тестов.
Статистическое сравнение показателей студентов-легкоатлетов ЭГ и КГ физической подготовленности в общепринятых тестах не выявило достоверных различий, то есть, обе группы имеют одинаковый уровень физической подготовленности.
По окончанию педагогического эксперимента в конце учебного года с целью изучения динамики исследуемых показателей студентов-легкоатлетов ЭГ и КГ был проведен второй срез батарей тестов. В тестах оценивающих физическую подготовленность студентов у легкоатлетов экспериментальной группы выявлены достоверные изменения показателей.
Сравнение показателей в тесте «бег 100 метров», оценивающих скоростную выносливость, полученных до и после педагогического эксперимента у легкоатлетов ЭГ и КГ отмечаются достоверные показатели. Но в экспериментальной группе прирост более значим, составил 8,5%, что в 10,5 раз превосходит прирост легкоатлетов в контрольной группе (0,8%).
У легкоатлетов ЭГ после завершения педагогического эксперимента отмечаются достоверные изменения показателей функциональной подготовленности в тесте «бег 3000 метров», прирост составил 5,5%. У представителей КГ достоверного прироста по данному показателю не отмечалось, прирост в КГ составил 1,4%.
В тесте, оценивающем силовую выносливость - «подтягивание на перекладине», у легкоатлетов ЭГ и КГ отмечаются достоверные показатели. У легкоатлетов ЭГ прирост более значим и составил 39,6%, что в 3 раза превосходит прирост легкоатлетов КГ (12,6%). При сравнении показателя «прыжок в длину с места», оценивающего скоростно-силовую подготовленность, полученного до и после педагогического эксперимента у легкоатлетов ЭГ и КГ отмечаются достоверные его изменения. В экспериментальной группе в тесте прирост в 5,6 раз выше и составляет 7,4%, по сравнению с показателями контрольной группы - 1,3%.
Повышение уровня физической подготовленности студентов находит свое отражение и в улучшении результатов в различных беговых видах легкой атлетики (бег 60, 200, 400 метров) (таблица 5).
Таблица 5 - Сравнение показателей в различных беговых видах студентов-легкоатлетов первого курса КГ и ЭГ до и после окончания педагогического эксперимента_
Тесты Экспериментальная группа (п=25) Контрольная группа (п=25)
До После Р Прирост (%) До После Р Прирост(%)
Бег 60 м (с) 8,30±0,04 7,86±0,07 * 5,6 8,46±0,11 8,33±0,10 * 1,5
Бег 200 м (с) 29,07±0,13 27,21±0,21 * 6,7 30,09±0,46 29,94±0,56 * 0,1
Бег 400 м (с) 66,90±0,51 62,73±0,93 * 6,6 67,88±1,00 67,19±1,04 * 1,1
Примечание: * - достоверность различий при Р<0,05.
Сравнивая показатели скоростной выносливости легкоатлетов ЭГ и КГ, выявлены достоверно-значимые различия тестов: «бег 60 метров», «бег 200 метров», «бег 400 мет-
ров». Анализ показателей прироста показал, что к концу годичного цикла академических занятий у представителей ЭГ улучшилась скоростная выносливость в беге на 60,200,400 метров, прирост составил 5,6%, 6,7%, 6,6% соответственно. В первом тесте в ЭГ группе прирост в 3,7 раза выше по сравнению с показателем КГ - 1,5%, во втором тесте - в 6,7 раз выше по сравнению с показателем КГ - 0,1%, в третьем - в 6 раз выше по сравнению с показателем КГ - 1,1%.
Таким образом, можно отметить, что в ходе оказанного педагогического воздействия в ЭГ произошло достоверное улучшение показателей результатов в беговых видах легкой атлетики в отличие от КГ. Прирост показателей можно объяснить включением блочной системы в учебный процесс студентов технического вуза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, свидетельством эффективности педагогической технологии подготовки студентов вуза на занятиях легкой атлетики с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств являются темпы прироста результатов в беговых видах легкой атлетики экспериментальной группы. Выявленные положительные приросты подтверждают правомерность включения блочной системы в учебный процесс студентов технического вуза. Повышение результативности в беговых видах легкой атлетики возможно, если:
- в подготовке выделить три блока: подготовительный блок преимущественной направленности на увеличение количества окислительных мышечных волокон; формирующий блок - преимущественной силовой и скоростной направленности, обеспечивающей повышение силы и скорости сокращения мышц при выполнении работы скорост-но-силового характера; реализационный блок - на повышение уровня специальной скоростной выносливости и специальной скоростно-силовой выносливости;
- модули, входящие в блоки подготовки, должны включать определенный объем учебной информации, цели и задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обсуждение результатов тестирования по ВФСК «Готов к труду и обороне» студентов аграрного вуза в гендерном аспекте / С.Н. Блинков, В.А. Мезенцева, С.Е. Бородачева, О.А. Ишкина, Н.В. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 40-46.
2. Марков К.К. Скоростно-силовая подготовка спортсменов в современном спорте : монография / К.К. Марков ; Иркутский национальный исследовательский университет. - Иркутск : [б. и.], 2019. - 164 с.
3. Павлова О.И. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики / О.И. Павлова // Теория и методика детско-юношеского спорта. - 2019. - Выпуск 1 (45). - ч. 5. - С. 29-34.
4. Хаменя С.В. Развитие быстроты у легкоатлетов, занимающихся в спортивных школах г. Кургана / С.В. Хаменя, Е.А. Колесникова., Т.О. Михайлова // Спорт и физическая культура : интеграция научных исследований и практики : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Курган, 2017. - С. 101-103.
5. Чернышева Е.Н. Моделирование двигательной подготовки в процессе учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях сельскохозяйственного вуза / Е.Н Чернышева, Н.И. Лавриненко // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. -2019. - № 1 (26). - С. 62-72.
6. Шилько Т.А. Мониторинг физической подготовленности студентов-бакалавров, поступивших на 1-й курс томского государственного университета / Т.А. Шилько, Г.И. Головко, Е.В. Ло-сон // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 440. - С. 190-194.
REFERENCES
1. Blinkov, S.N., Mezentseva, V.A., Borodacheva, S.E., Ishkina, O.A. and Romanov, N.V. (2019), "Discussion of the test results for WFSK" Ready for Labor and Defense "of students of an agricultural university in the gender aspect", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft, No. 2 (168), pp. 40-46.
2. Markov, K.K. (2019), Speed-strength training of athletes in modern sports: monograph, Irkutsk National Research University, Irkutsk.
3. Pavlova, O.I. (2019), "Pedagogical technology for managing the content and structure of long-term training of young athletes in cross-country athletics", Theory and methods of youth sports, Issue 1 (45), part 5, pp. 29-34.
4. Khamenya, S.V., Kolesnikova E.A. and Mikhailova T.O. (2017), "Development of speed among athletes involved in sports schools in Kurgan", Sport and physical culture: integration of research and practice: materials of the VI All-Russian scientific-practical conference with international participation, Kurgan, pp. 101-103.
5. Chernysheva, E.N. and Lavrinenko N.I. (2019), "Modeling of motional training in the process of educational and training sessions in athletics in an agricultural university", Izvestia of the Velikie Luki State Agricultural Academy, No. 1, (26), pp. 62-72.
6. Shilko, T.A., Golovko, G.I., Lawson E.V. (2019), "Monitoring the physical fitness of bachelor students who entered the 1st year of Tomsk State University", Bulletin of Tomsk State University, No. 440, pp. 190-194.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2021
УДК 796.03
ПОКАЗАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ВЫБОРЕ НАГРУЗОК И СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОНДИЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКИ МУЖЧИН 40-55 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ В ПОЗВОНОЧНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТАХ
София Сергеевна Кованова, аспирант, Шуйский филиал Ивановского государственного университета; Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет
Аннотация
Введение. Целью исследования стала разработка рекомендаций в выборе средств оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки мужчин второго зрелого возраста со структурно-функциональными нарушениями позвоночника. В статье представлены результаты оценки функционального состояния позвоночника и позвоночно-двигательных сегментов (подвижность, мобильность, степень свободы), дана характеристика структурно-функциональных нарушений позвоночника мужчин 40-55 лет. Полученные данные выступили ориентирами для определения показаний и ограничений в выборе средств оздоровительно-кондиционной тренировки и выстраивания методики занятий фитнесом с данным контингентом.
Ключевые слова: мужчины зрелого возраста (40-55 лет), структурно-функциональные нарушения позвоночника, оздоровительно-кондиционная (фитнес-) тренировка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p166-171
INDICATIONS AND RESTRICTIONS IN THE SELECTION OF LOADS AND MEANS IN WELLNESS-CONDITIONING TRAINING OF MEN (40-55 AGE) WITH DISORDERS IN THE SPINE-MOTOR SEGMENTS
Sofia Sergeevna Kovanova, the post-graduate student, Shuya branch of Ivanovo State University; Olga Nikolaevna Stepanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow Pedagogical State University
Abstract
The purpose of the study was to develop recommendations in the choice of means of health-improving and conditioning (fitness) training for men of the second mature age with structural and functional disorders of the spine and spinal motion segments (mobility, mobility, degree of freedom), the characteristics of structural and functional disorders of the spine of men 40-55 years old. The obtained data