Научная статья на тему 'Развитие физических качеств студентов средствами легкой атлетики'

Развитие физических качеств студентов средствами легкой атлетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ФИЗ / STUDENTS / ATHLETICS / PHYSICAL TRAINING / SPEED AND STRENGTH EXERCISES / INTERVAL METHOD / COMPETITIVE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокшаров Андрей Валериевич, Трещева Ольга Львовна, Мироненко Егор Николаевич

Предложена методика физической подготовки студентов средствами легкой атлетики с использованием повторного, интервального и соревновательного методов с целью комплексного развития физических качеств и доказана ее эффективность. Проанализировано влияние экспериментальной методики на развитие различных физических качеств юношей. Проведен сравнительный анализ результатов тестирования с разрядными нормативами беговых дисциплин легкой атлетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокшаров Андрей Валериевич, Трещева Ольга Львовна, Мироненко Егор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS BY A THLETICS

The technique of physical training of students by means of athletics with use of repeated, interval and competitive methods for the purpose of complex development of physical qualities is offered and its efficiency is proved. The influence of experimental methods on the development of various physical qualities of young men is analyzed. A comparative analysis of the test results with the discharge standards of cross-country disciplines of athletics.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств студентов средствами легкой атлетики»

УДК 796.42

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

А.В. Кокшаров, О.Л. Трещева, Е.Н. Мироненко

Предложена методика физической подготовки студентов средствами легкой атлетики с использованием повторного, интервального и соревновательного методов с целью комплексного развития физических качеств и доказана ее эффективность. Проанализировано влияние экспериментальной методики на развитие различных физических качеств юношей. Проведен сравнительный анализ результатов тестирования с разрядными нормативами беговых дисциплин легкой атлетики.

Ключевые слова: студенты, легкая атлетика, физическая подготовка, скоростно-силовые упражнения, интервальный метод, соревновательный метод.

В результате исследования эффективности традиционной системы физического воспитания выявлен недостаточный уровень физической подготовленности студенческой молодежи [3, 5]. По данным ряда авторов наибольшую трудность для студентов представляет норматив, связанный с проявлением общей выносливости [6, 7]. В программе по физической культуре для вузов и в комплексе ГТО беговые дисциплины представлены дистанциями 100 и 3000 м. Проведенный нами опрос студентов и практический опыт показывают, что менее всего студентам нравится выполнять упражнения, связанные с преодолением длинных дистанций в равномер -ном темпе. Вместе с тем, в студенческом возрасте высоко развиты стремление к соперничеству и соревновательный компонент мотивации при занятиях физической культурой и спортом.

Всесторонне развивающим средством, позволяющим совершенствовать основные физические качества студентов, являются подготовительные и соревновательные упражнения из арсенала легкой атлетики [2]. В соревновательных дисциплинах легкой атлетики наиболее доступными для студентов являются беговые дистанции, которые широко представлены на различных студенческих соревнованиях. Достижение определенных результатов в беговых дисциплинах легкой атлетики невозможно без разносторонней и специальной физической подготовки, без достаточного уровня развития быстроты, силы и скоростно-силовых качеств, а также координационных способностей [1]. По нашему мнению, специальные легкоатлетические упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых в беговых дисциплинах, необходимо использовать в физической подготовке студентов.

С учетом низкого уровня физической подготовленности, недостаточной мотивации к процессу физической подготовки большинства современных студентов необходим поиск новых педагогических подходов, средств и методов физического воспитания обучающихся в вузах. Кроме того, в условиях Сибирского региона большую часть учебного года акаде -

мические занятия проводятся в условиях игрового зала, что ограничивает выбор средств, используемых для развития выносливости. По нашему мнению, в сложившихся условиях не до конца раскрыт потенциал использования скоростно-силовых упражнений из арсенала легкой атлетики для комплексного развития физических качеств студентов.

Целью нашего исследования является оценка эффективности методики физической подготовки студентов на академических занятиях с использованием повторного, интервального и соревновательного методов, включающей скоростно-силовые легкоатлетические упражнения для комплексного развития физических качеств.

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе Омского государственного университета путей сообщения в период с сентября 2017 г. по май 2018 г. В педагогическом эксперименте приняли участие 48 студентов-юношей

2-го курса основной медицинской группы (из них 24 чел. -экспериментальная группа и 24 чел. - контрольная группа). В экспериментальной группе (ЭГ) учебные занятия проводились по разработанной нами методике подготовки студентов, включающей скоростно-силовые упражнения из арсенала легкой атлетики с использованием повторного, интервального и соревновательного методов.

Контрольная группа (КГ) занималась по учебной программе, направленной на разностороннюю физическую подготовку с использованием средств разных видов спорта.

В исследованиях, проведенных еще в 50-е и 60-е годы XX века, утверждалось, что наибольший тренировочный эффект при развитии аэробных возможностей дает не равномерная длительная работа умеренной интенсивности, а анаэробная работа, выполняемая интервальным ме -тодом. После такой работы под влиянием продуктов анаэробного распада первые 10-30 с потребление кислорода и некоторые показатели сердечной производительности продолжают увеличиваться. При правильном соотно -шении в интервальной тренировке компонентов нагрузки, отдыха и количества повторений это служит мощным стимулом для повышения дыхательных возможностей [4, 8].

В разработанной нами методике интервальные нагрузки представ -ляли собой беговые задания, включающие в себя бег с интенсивностью 170-180 уд/мин в течение 1-1,5 мин и интервалами отдыха 2 мин.

Кроме того, в основной части занятия студенты в парах выполняли беговые упражнения продолжительностью 5-10 с и интервалами отдыха

3-6 мин. С помощью данных заданий реализовывались повторный и соревновательный методы тренировки.

Соревновательный метод также был реализован через подготовку и участие студентов во внутривузовских соревнованиях по легкой атлетике.

Студенты экспериментальной группы были ориентированы на повышение спортивных результатов и выполнение нормативов спортивных разрядов, что, по нашему мнению, служило дополнительным фактором, повышающим мотивацию студентов в процессе развития и тестирования физических качеств.

Уровень развития физических качеств студентов оценивался с использованием контрольных упражнений, рекомендованных государственной программой по дисциплине «Физическая культура и спорт», и тестов ВФСК ГТО. Общая выносливость оценивалась по тесту «Бег на 3000 м», силовая выносливость - «Подтягивание в висе на высокой перекладине», скоростные качества - «Бег на 100 м», скоростно-силовые качества - «Прыжок в длину с места», гибкость - «Наклон вперед из основной стойки», координационные способности, проявляемые в локомоциях - «Челночный бег 3*10 м».

До начала и в конце эксперимента было проведено тестирование студентов обеих групп. Проведенное до начала эксперимента тестирование не выявило достоверных различий между показателями уровня развития физических качеств студентов контрольной и экспериментальной групп (таблица).

Показатели тестирования физических качеств студентов до и после педагогического эксперимента (М±т)

Исследуемые качества Тесты, ед. изм. Периоды иссл. ЭГ (п=24) КГ (п=24) Р1

Общая выносливость Бег на 3000 м, с До 843±46 844±52 >0,05

После 812±41 839±45 <0,05

Р2 <0,05 >0,05

Силовая выносливость Подтягивание, кол-во раз До 7±5 8±4 >0,05

После 9±4 9±4 >0,05

Р2 >0,05 >0,05

Скоростные качества Бег на 100 м, с До 14,5±1,9 14,5±1,8 >0,05

После 13,4±1,8 14,4±1,7 <0,05

Р2 <0,05 >0,05

Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места, см До 233±15 232±14 >0,05

После 242±11 235±12 <0,05

Р2 < 0,05 > 0,05

Гибкость Наклон вперед, см До 6±2 6±3 >0,05

После 10±4 8±4 <0,05

Р2 <0,05 <0,05

Координационные способности Челночный бег 3x10 м, с До 7,4±0,5 7,6±0,5 >0,05

После 6,9±0,4 7,4±0,6 <0,05

Р2 <0,05 >0,05

Примечание: Р1 - достоверность различий между показателями студентов ЭГ и КГ;

Р2 - достоверность различий показателей группы до и после эксперимента.

Анализ результатов тестирования в конце эксперимента показал достоверное положительное изменение большинства показателей развития физических качеств студентов экспериментальной группы, кроме показателя, характеризующего уровень силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса.

У студентов контрольной группы положительные изменения выявлены в тесте, характеризующем качество «гибкость», в остальных показателях за время эксперимента изменения статистически не достоверны.

При сравнении среднегрупповых показателей тестирования студентов по окончании эксперимента выяснилось, что результаты тестов «Бег на 3000 м», «Бег на 100 м», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперед из основной стойки» и «Челночный бег 3*10 м» у студентов экспериментальной группы достоверно выше, чем у студентов контрольной группы.

Достоверное улучшение скоростных, скоростно-силовых качеств и координационных способностей студентов экспериментальной группы можно объяснить влиянием нагрузок алактатно-анаэробной направленности и скоростно-силовых упражнений из арсенала подготовки легкоатлетов.

У студентов ЭГ отмечается прирост общей выносливости, что, на наш взгляд, связано с применением повторного и интервального методов, а также соединением аэробных и силовых нагрузок, обеспечивающих лучшие окислительные возможности.

Статистически значимый прирост гибкости связан с тем, что скоростно-силовые упражнения сочетались с упражнениями на растягивание, расслабление.

До начала эксперимента результаты в беге на 3000 м лишь у пяти студентов экспериментальной группы соответствовали нормативам юношеских разрядов, а в беге на 100 м показатели трех студентов находились на уровне взрослых разрядов и десяти - юношеских спортивных разрядов.

Анализ результатов тестирования по окончании эксперимента показал, что 11 студентов экспериментальной группы выполнили нормативы юношеских разрядов в беге на 3000 м, 9 студентов - нормативы взрослых разрядов и 13 - нормативы юношеских разрядов в беге на 100 м.

Таким образом, проведенное исследование доказывает эффективность методики физической подготовки студентов на академических занятиях с использованием повторного, интервального и соревновательного методов, включающей скоростно-силовые легкоатлетические упражнения, для комплексного развития физических качеств.

Список литературы

1. Бобровник В.И. Система оценки и прогнозирования физического состояния квалифицированных спортсменов в легкой атлетике // Педагогика и психология. 2013. № 3. С. 12-19.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. 3-е изд. М.: Советский спорт, 2013. 216 с.

3. Виноградов И.Г., Токарева А.В. Экспериментальное тестирова -ние уровня и динамики физической подготовленности студентов СПБГАСУ // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 6(136). С. 30-33.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М.: Физкультура и спорт, 1966. 200 с.

5. Кокшаров А.В., Мироненко Е.Н. Динамика показателей физиче -ского развития и физической подготовленности студентов железнодорожного вуза // Омский научный вестник. 2013. № 3(119). С. 186-189.

6. Манжелей И.В. Педагогическое сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в вузе // Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред.

B.В. Эрлиха, А.П. Исаева, А.И. Федорова. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2015. С. 420-425.

7. Трещева О.Л. Готовность студентов технического вуза к сдаче норм ГТО // Стратегия формирования здорового образа жизни молодежи: опыт и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н.А. Матвеевой, Е.В. Четошниковой. Барнаул: АлтГПУ, 2017.

C.261-264.

8. Sinisalo V.V., Inurtola T. Physical training // The Res.Quarterly. 1957. V. 28. № 3. P. 288-292.

Кокшаров Андрей Валериевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Омск, Омский государственный университет путей сообщения,

Трещева Ольга Львовна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Омск, Омский государственный университет путей сообщения,

Мироненко Егор Николаевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, fvs-omgups@ yandex.ru, Россия, Омск, Омский государственный университет путей сообщения

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS BY A THLETICS A. V. Koksharov, O.L. Treshcheva, E.N. Mironenko

The technique of physical training of students by means of athletics with use of repeated, interval and competitive methods for the purpose of complex development of physical qualities is offered and its efficiency is proved. The influence of experimental

methods on the development of various physical qualities of young men is analyzed. A comparative analysis of the test results with the discharge standards of cross-country disciplines of athletics.

Key words: students, athletics, physical training, speed and strength exercises, interval method, competitive method.

Koksharov Andrey Valerievich, senior lecturer, ak2nite@rambler. ru, Russia, Omsk, Omsk State University of Ways of Report,

Treshcheva Olga Lvovna, doctor of pedagogical sciences, professor, olga56@inbox. ru, Russia, Omsk, Omsk State University of Ways of Report,

Mironenko Egor Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair, fvs-omgups@yandex. ru, Russia, Omsk, Omsk State University of Ways of Report

References

1. Bobrovnik V.I. Sistema ocenki i prognozirovaniya fizicheskogo sostoyaniya kvalificirovannyh sportsmenov v legkoj atletike [A system for assessing and predicting the physical condition of qualified athletes in athletics] // Pedagogika i psihologiya [Pedagogy and Psychology]. 2013. No. 3. P. 12-19.

2. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj silovoj podgotovki v sporte [Fundamentals of special strength training in sports]. 3rd ed. M.: Soviet Sport, 2013. 216 p.

3. Vinogradov I.G., Tokareva A.V. Eksperimental'noe testirovanie urovnya i dinamiki fizicheskoj podgotovlennosti studentov SPBGASU [Experimental testing of the level and dynamics of physical fitness of students of SPbGASU] // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2016. No. 6 (136). P. 30-33.

4. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena (osnovy teorii i metodiki vospitaniya) [Physical qualities of an athlete (foundations of the theory and methods of education)]. M.: Physical education and sport, 1966. 200 p.

5. Koksharov A.V., Mironenko E.N. Dinamika pokazatelej fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti studentov zheleznodorozhnogo vuza [Dynamics of indicators of physical development and physical fitness of students of a railway university] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2013. No. 3(119). P. 186-189.

6. Manzhelej I.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» v vuze [Pedagogical support of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" at the university] // Scientific and methodological support and support of the physical education and sports training system in the context of the implementation of the TRP complex: materials of Intern. scientific-practical conf. Chelyabinsk: Publ. Center of SUSU, 2015. P. 420-425.

7. Treshcheva O.L. Gotovnost' studentov tekhnicheskogo vuza k sdache norm GTO [The willingness of students of a technical university to pass the standards of the TRP] // Strategy for the formation of a healthy lifestyle for young people: experience and development prospects: proceedings of the Intern. scientific-practical conf. / ed. N.A. Matveeva, E.V. Chetoshnikova. Barnaul: AltSPU, 2017. P. 261-264.

8. Sinisalo V.V., Inurtola T. Physical training // The Res.Quarterly. 1957. V. 28. No. 3. P. 288-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.