Научная статья на тему 'Соотношение нагрузок основных средств на академических занятиях физической культурой по направлению легкая атлетика'

Соотношение нагрузок основных средств на академических занятиях физической культурой по направлению легкая атлетика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ И НОРМАТИВЫ / STUDENTS / PHYSICAL FITNESS / ACADEMIC STUDIES / CHECK-UP TESTS AND STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Оксана Геннадьевна

В статье представлены объем и интенсивность нагрузок основных средств, используемых в авторской методике при проведении академических занятий по направлению легкая атлетика, динамика развития показателей физической подготовленности студентов. Авторская методика блоковой периодизации построения академических занятий по направлению легкая атлетика учитывает профессиональную направленность и приоритетное развитие скоростно-силовых качеств у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Muscle loading ratio of basic means of physical education academic studies in the track and field athletics

The article presents the volume and intensity of loads of basic means used in the proprietary methodology for academic studies in the track and field athletics and the dynamics of development of physical fitness indicators of students. The proprietary methodology of block periodization of the academic studies construction in the athletics considers the professional orientation and priority development of speed-power qualities of students.

Текст научной работы на тему «Соотношение нагрузок основных средств на академических занятиях физической культурой по направлению легкая атлетика»

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Yakovlev, Yu.V. (2014), "The factors defining inclusiveness of students of mountain specialties in sports activity", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 58.

2. Volkov, A.V., Panchenko, I.A. and Bolotin, A. E. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-37.

3. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 113-117.

4. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E. and Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

Контактная информация: karpovaSN@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2019

УДК 796.011.3

СООТНОШЕНИЕ НАГРУЗОК ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЛЕГКАЯ

АТЛЕТИКА

Оксана Геннадьевна Ковальчук, доцент, Омский государственный технический университет

Аннотация

В статье представлены объем и интенсивность нагрузок основных средств, используемых в авторской методике при проведении академических занятий по направлению легкая атлетика, динамика развития показателей физической подготовленности студентов. Авторская методика блоковой периодизации построения академических занятий по направлению легкая атлетика учитывает профессиональную направленность и приоритетное развитие скоростно-силовых качеств у студентов.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, академические занятия, контрольные тесты и нормативы.

MUSCLE LOADING RATIO OF BASIC MEANS OF PHYSICAL EDUCATION ACADEMIC STUDIES IN THE TRACK AND FIELD ATHLETICS

Oksana Gennadyevna Kovalchuk, the senior lecturer, Omsk State Technical University

Annotation

The article presents the volume and intensity of loads of basic means used in the proprietary methodology for academic studies in the track and field athletics and the dynamics of development of physical fitness indicators of students. The proprietary methodology of block periodization of the academic studies construction in the athletics considers the professional orientation and priority development of speed-power qualities of students.

Keywords: students, physical fitness, academic studies, check-up tests and standards.

ВВЕДЕНИЕ

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», особое внимание уделяется физическому воспитанию молодежи. Использование современных технологий позволяет поставить образование студентов на иной уровень, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения в области физической культуры и спорта [3].

Ведущее положение в образовательной системе занимает легкая атлетика, место легкой атлетики в системе физического воспитания обусловлено ее доступностью [4].

На то, что легкая атлетика обладает наиболее объемным арсеналом средств для направленной физической подготовки студентов в рамках академических занятий, указывают многие исследователи [1, 5].

Автор подчеркивает, что подготовить студентов к выполнению программных требований по физической культуре, занимающихся на академических занятиях по направлению легкая атлетика, используя целенаправленные занятия, где основное внимание уделять воспитанию силы, скорости и определенное соотношение объема и интенсивности основных средств подготовки. Планирование академических занятий по направлению легкая атлетика представлено двух цикловой годичной подготовкой на первом курсе, повторяющейся по такой же схеме на втором курсе. Первый цикл охватывает занятия первого семестра: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Второй цикл - занятия второго семестра: февраль, март, апрель, май.

Построение каждого цикла в двух цикловой годичной подготовке предполагает последовательную смену трех мезоцикловых блоков подготовки: подготовительного, формирующего и реализационного. С помощью нагрузок преимущественной направленности на силу и скорость найдены эффективные тренирующие воздействия для параметров нагрузок основных средств и распределение их в рамках того или иного семестра для повышения работоспособности при оптимальном количестве учебной работы.

Автором рассмотрены основные средства, используемые на академических занятиях по направлению, легкая атлетика - бег до 80 метров (91-100%); бег свыше 80 метров (91-100%); бег свыше 80 метров (80-90%); бег свыше 80 метров (менее 80 %); упражнения с отягощениями; прыжковые упражнения. При распределении объемов нагрузок на разных этапах подготовки, подбора эффективных средств и методов на занятиях легкой атлетикой мы придерживаемся мнения А.В. Колот, отмечающего, что эффективность на занятиях легкой атлетикой достигается за счет определения рационального соотношения средств и методов различной направленности [2].

Рассматривая количественные компоненты нагрузок основных средств, выраженных в объеме, автор отмечает, что увеличивается интенсивность упражнений, которая выражается в увеличении объема нагрузки основных средств подготовки, выполняемой с предельной и около предельной скоростью в беге, в более энергичном, повышенном темпе и ритме специальных упражнений, что сохраняет достаточный уровень развития физических качеств (таблица 1).

Таблица 1 - Изменение объема нагрузки основных средств подготовки

Средства Объем

1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр

Основные

Бег до 80 м (91-100%), км 0,9 1,2 1,5 1,8

Бег свыше 80 м (91-100%), км 0,5 0,6 1,1 1,4

Бег свыше 80 метров (80-90%), км 1,4 1,6 3,1 3,2

Бег свыше 80 метров (менее 80%), км 1,2 4,2 4,5 5,2

Упражнения с отягощениями, т 2,2 3,4 4,2 4,6

Прыжки, кол-во отталкиваний 400 600 680 850

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические тестирования определения физической подготовленности. В исследовании были использованы методы математической статистики. Темпы прироста результатов внутри групп в процентном отношении рассчитывались по формуле С. Броди. При определении достоверности результатов применяли G критерий знаков с помощью табличного процессора MS Excel.

Исследование проводилось на базе Омского государственного технического университета в период с сентября 2015 года (I период) по май 2017 года (II период). Для наблюдения выделено 50 студентов-юношей, из них 25 человек - экспериментальная группа (ЭГ) и 25 человек - контрольная группа (КГ). В ЭГ - занятия проводились по разработанной нами авторской методике построения академических занятий с использованием представленного соотношения объема и интенсивности нагрузок основных средств, КГ занималась по традиционной методике.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На начало исследования в контрольной и экспериментальной группах необходимо было выявить исходный уровень развития физических качеств у исследуемых студентов. Следует отметить, что проведенное до начала эксперимента тестирование не выявило достоверных различий между студентами ЭГ и КГ по всем двигательным качествам, то есть, обе группы имеют одинаковый уровень физической подготовленности (таблица 1).

Во время педагогического эксперимента была выявлена динамика показателей физической подготовленности студентов в ЭГ и КГ (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика показателей физической подготовленности студентов в течение педагогичен_

Исследуемые качества Тесты (ед. изм.) Периоды исследования ЭГ (n=25) КГ (n=25) Достоверность различий ЭГ/КГ

Темпы прироста (%) x±S<

Скоростные Бег 100 м, с I 14,50±0,05 14,71±0,19 >0,05

II 13,14±0,10 14,38±0,17 <0,05

Темпы прироста !/П 9,9* 2,3*

Общая выносливость Бег 3000 м, мин., с I 13,46±0,12 14,23±0,24 >0,05

II 12,54±0,15 14,04±0,27 <0,05

Темпы прироста !/П 5,6* 1,4*

Силовая выносливость Подтягивание на перекладине, кол-во раз I 11,52±0,57 11,52±0,42 >0,05

II 15,72±0,83 11,92±0,52 <0,05

Темпы прироста !/П 30,7* 2,8*

Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см I 233,04±4,26 232,16±3,72 >0,05

II 255,64±3,58 238,56±4,21 <0,05

Темпы прироста !/П 9,4* 2,7*

Гибкость Наклон вперед, см I 4,12±0,36 3,96±0,37 >0,05

II 8,44±0,61 5,92±0,41 <0,05

Темпы прироста !/П 72,0* 47,0*

Координация Челночный бег 3x0 м, с I 7,53±0,09 7,62±0,15 >0,05

II 7,03±0,07 7,44±0,13 <0,05

Темпы прироста !/П 6,8* 2,3*

Примечание: * - различия темпов прироста статистически достоверны при р <0,05

Анализируя данные таблицы 2, можно отметить, что в ходе оказанного педагогического воздействия в ЭГ произошло достоверное улучшение всех исследуемых показателей, темпы прироста в ЭГ значительно выше, чем в КГ. Прирост показателей можно объяснить включением в учебный процесс студентов технического вуза определенного соотношения объема и интенсивности нагрузок основных средств.

Таким образом, методика построения академических занятий с использованием определенного соотношения объема и интенсивности нагрузок основных средств в организации учебного процесса по дисциплине «физическая культура» для студентов, занимающихся по направлению легкая атлетика, способствует повышению уровня скоростно-си-ловых качеств и физической подготовленности в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свидетельством эффективности методики являются темпы прироста результатов физической подготовленности экспериментальной группы. Выявленные положительные

приросты по физической подготовленности подтверждают правомерность включения определенного соотношения объема и интенсивности нагрузок основных средств в учебный процесс студентов технического вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жестков, С.Г. Физическое состояние студентов в процессе систематических занятий легкой атлетикой / С.Г Жестков, С.Ф. Гончаренко, И.В. Ткачев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. выпуск. - 2015. - № 2. - С. 7-12.

2. Колот, А.В. Современные проблемы совершенствования технического мастерства высококвалифицированных спортсменов в легкой атлетике / А.В. Колот // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2016. - № 2. - С. 26-31.

3. Манжелей, И.В. Информационные технологии в физическом воспитании студентов / И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы I всероссийской научной конференции с международным участием (29 марта 2017 г.). - Чурапча, 2017.

- С. 11-17.

4. Хельмут, Д. Перспективы мировой легкой атлетики // Легкоатлетический вестник ИААФ.

- 2014. - № 2 (29). - С. 73-76.

5. Черкашин, В. Д. Содержание и методика реализации кроссовой подготовки на учебно-тренировочных занятиях в ДЮСШ / В. Д. Черкашин, С.В. Гурьев // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы IV международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27 февраля 2015 г). - Екатеринбург, 2015. - С. 363-366.

REFERENCES

1. Zhestkov, S.G., Goncharenko, S.F., and Tkachev, I.V. (2015), "A physical condition of students in the course of the systematic occupations track and field athletics", News of the Tula state university. Physical education. Sport. Release, No. 2, pp. 7-12.

2. Kolot, A.V. (2016), "Modern problems of improvement of technical skill of highly skilled athletes in track and field athletics", Pedagogics, psychology and medical-biological problems of physical training and sport, No. 2, pp. 26-31.

3. Manzheley, I.V. and Chernyakova, S.N. (2017), "Information technologies in physical training of students", Physical education, sport, science and education: materials of the first All-Russian scientific conference with the international participation, on March 29, 2017, Churapcha, pp. 11-17.

4. Helmut, D. (2014), "Prospects of world track and field athletics", Bulletin of track and field athletics IAAF, No. 2 (29), pp 73-76.

5. Cherkashin, V. D., Guryev S. V. (2015), "Contents and a technique of realization of cross preparation on educational and training occupations in sports school", Problems of development ofphysical education and sport in the new millennium: materials IV of the international scientific and practical conference, Ekaterinburg, pp. 363-366.

Контактная информация: oksanakovalcnuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.07.2019

УДК 796.011

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ

Владимир Иванович Косяченко, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Евгеньевич Бочков, преподаватель, Дмитрий Владимирович Егоренков, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

Патрульно-постовая служба полиции (ППСП) является гарантом поддержания порядка и борьбы с преступностью на территории Российской Федерации. Прогрессивное изменение российского законодательства, регламентирующего деятельность полиции в сфере охраны общественного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.