Научная статья на тему 'Развитие скоростно-силовых качеств студентов на академических занятиях физической культурой с применением нетрадиционных средств'

Развитие скоростно-силовых качеств студентов на академических занятиях физической культурой с применением нетрадиционных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL ABILITY / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ACADEMIC STUDIES / КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ И НОРМАТИВЫ / CONTROL TESTS AND STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук О.Г., Костикова Л.Г.

В статье проанализирован уровень физической подготовленности студентов Омского государственного технического университета. С учетом профессиональной направленности и приоритетного развития скоростно-силовых качеств у студентов разработана авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки. В авторской методике представлены специальные учебные занятия c преимущественной направленностью на силу и скорость. При последовательном чередовании на таких занятиях специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия с использованием нетрадиционных средств сохраняется высокий уровень развития физических качеств, необходимый для сдачи контрольных тестов и нормативов. Проанализированы результаты по итогам сдачи контрольных тестов и нормативов на начало и конец педагогического эксперимента. В результате проведенных исследований выявлено, что авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки для успешности профессиональной деятельности способствует гармоничному развитию, а также увеличению уровня физической подготовленности студентов ОмГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук О.Г., Костикова Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES IN STUDENTS DURING ACADEMIC CLASSES IN PHYSICAL CULTURE THROUGH INNOVATIVE METHODS

The article analyzes the level of physical abilities of students from Omsk State Technical University. Taking into consideration the professional orientation and priority development of speed-strength qualities in students, the authors developed a methodology for constructing academic studies with the help of innovative means of training. The author's method proposes special training sessions focused on strength and speed. With the consequent alternation of special microcycles of concentrated training and with the use of innovative means, the level of development of physical qualities, which is necessary for passing control tests and standards, remains high. The authors have analyzed the results of control tests and standards at the beginning and at the end of the pedagogical experiment. The study revealed that the author's method of constructing academic studies using innovative means of preparation for successful professional activity contributes to harmonious development, as well as to the increase in physical abilities in OmSTU students.

Текст научной работы на тему «Развитие скоростно-силовых качеств студентов на академических занятиях физической культурой с применением нетрадиционных средств»

Therefore, the aim of this work is to reveal organizational and practical aspects of the introduction of the All-Russia national physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defense» in the Republic of Sakha (Ya-

Key words: Russian national physical culture and sport complex; legal framework; constituent entities of the Russian Federation; the Republic of Sakha (Yakutia); compliance with the requirements; distinctions; students; pu-

About the authors: Svetlana Stepanovna Gulyaeva , Candidate of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Vice Rector for Research Policy; Aitalina Fedorovna Syrovatskaya2, Lecturer at the Department of Theory and Methodology of Physical Culture. Place of employment: Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports12

Гуляева С.С., Сыроватская А.Ф. Результаты внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в республике Саха (Якутия) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 81-88.

Gulyaeva S.S., Syrovatska A.F. The results of introduction of the all-russia physical culture and sports complex «ready for labour and defense» in the republic of Sakha (Yakutia) // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 81-88.

УДК 796:378.147 О. Г. Ковальчук, Л. Г. Костикова

г. Омск, Россия

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. В статье проанализирован уровень физической подготовленности студентов Омского государственного технического университета. С учетом профессиональной направленности и приоритетного развития скоростно-силовых качеств у студентов разработана авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки. В авторской методике представлены специальные учебные занятия с преимущественной направленностью на силу и скорость. При последовательном чередовании на таких занятиях специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия с использованием нетрадиционных средств сохраняется высокий уровень развития физических качеств, необходимый для сдачи контрольных тестов и нормативов.

Проанализированы результаты по итогам сдачи контрольных тестов и нормативов на начало и конец педагогического эксперимента. В результате проведенных исследований выявлено, что авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки для успешности профессиональной деятельности способствует гармоничному развитию, а также увеличению уровня физической подготовленности студентов ОмГТУ.

Ключевые слова: студенты; физическая подготовленность; академические занятия; контрольные тесты и нормативы.

Сведения об авторе: Оксана Геннадьевна Ковальчук1, доцент кафедры физического воспитания и спорта; Лидия Геннадиевна Костикова2, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Место работы: Омский государственный технический университет1'".

Контактная информация: '644112, г.Омск, ул.Туполева, д. 56, тел.: 89136732542, e-mail: oksanakovalcnuk@yandex.ru; 2644073, г.Омск, ул. 3-я Любинская, д. 23, тел.: 89836240579, e-mail: lida-krilova@yandex.ru.

Дисциплина «Физическая культура» является средством становления всестороннего гармоничного развития личности студентов. На настоящем этапе государственного переустройства гармоничное воспитание здорового, физически крепкого молодого поколения является приоритетным направлением социальной политики России. Высшее образование призвано обеспечить все сферы жизни общества высококвалифицированными, конкурентоспособными.

творческими кадрами, способными ускорить инновационное развитие страны. Исследователи указывают на необходимость модернизации высшей профессиональной школы, которая рассматривается не только как производитель образовательных и иных услуг, но и как творческая среда (Орленко и др. 2015: 176-179).

Образовательное пространство необходимо организовывать таким образом, чтобы все в совокупности способствовало гармоничной и

продуктивной реализации студентов на основе единства и взаимосвязи двигательного и интеллектуального потенциала в процессе профессионального обучения (Иванова 2012: 207-209; Артеменков 2015: 24).

Анализ литературных данных показал, что в результате исследования эффективности традиционной системы физического воспитания выявлен недостаточный уровень физической подготовленности студенческой молодежи (Колокольцев, Абрумянц 2013: 338-345; Коновалова и др. 2013: 349-353; Хорькова 2011: 24).

Согласно проведенным исследованиям большую озабоченность вызывает состояние студенческой молодежи технических специальностей (Филимонова и др. 2015: 246), поэтому возникает необходимость максимально использовать на академических занятиях нетрадиционные средства для развития всех физических качеств студентов.

Проведенный анализ динамики функционального состояния и физической подготовленности юношей-студентов технического вуза в скоростно-силовых упражнениях, по мнению некоторых авторов (Королев, Бардушкин 2011: 58-62), показывает, что от года к году наблюдается все большее количество совершенно не подготовленных физически студентов.

В настоящее время получило признание использование нетрадиционных средств на академических занятиях физической культурой, направленных на усиление потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью в системе образования (Шавырина 2011: 24; Викторов и др. 2015: 161-165). Одним из таких средств является лестница скорости и координации, предназначенная для повышения скоростно-силовых качеств у студентов.

Мы согласны с мнением авторов (Богато-вой 2011: 287; Гонтарь 2012: 26), что подготовить студентов к выполнению программных требований по физической культуре можно только путем проведения целенаправленных занятий, где основное внимание следует уделить воспитанию силы, скорости.

Исследователи (Ко81ек и др. 2007: 18-23) отмечают, что сила способствует значительному ускорению движений. У занимающихся студентов различный уровень природной силы. Совершенствование скоростно-силовых качеств зависит от особенностей учебного процесса (Ниск1сксгпкс8 2003: 34-38), который должен способствовать развитию взрывной силы. В связи с этим разработана авторская методика построения академических занятий с ис-

пользованием нетрадиционных средств подготовки и последовательной их сменой в каждом семестре. В нашем случае это постоянное использование лестницы скорости и координации на специальных учебных занятиях преимущественной направленности на силу и скорость для повышения эмоциональности и интенсивности занятий.

Годичный цикл состоит из двух полугодичных циклов - академических занятий первого и второго семестров. Основой учебной деятельности студентов, занимающихся по направлению «легкая атлетика», является микроцикл, представленный неделей с двухразовыми занятиями в течение 90 минут, что обусловлено режимом учебной деятельности, лимитирующим количество занятий в неделю, и относительно стандартной величиной интервалов между занятиями. В каждом семестре после выполнения работы общего характера (развитие общей выносливости, общей физической и технической подготовленности) в течение двух месяцев вводится по 6 специальных занятий силового и скоростного направления, в которых основная работа преимущественной направленности постоянно сочетается с выполнением упражнений данных направлений на лестнице скорости и координации. Специальным занятиям на силу целесообразно отводить 3 микроцикла, причем нагрузку снижать в последнем микроцикле, на последних двух занятиях; специальным тренировочным занятиям на скорость целесообразно отводить 3 микроцикла.

При разработке авторской методики учитывалось мнение J. Verkchoshanskij (Verkho-shansky 2007: 34-35), M. Costa (Costa и др. 2012: 449-458), утверждающих, что выполнение работы с определенной интенсивностью длительное время обеспечивают три различных энергетических системы: высокую интенсивность обеспечивает алактатная и гликолитиче-ская система, а длительную работу с низкой интенсивностью - аэробная. Многократное применение нагрузок в авторской методике построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки преимущественной направленности на силу и скорость за счет креатинфосфатного пути ресинте-за АТФ положительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств у студентов.

При последовательном чередовании специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия разной преимущественной направленности с использованием

нетрадиционных средств подготовки сохраня- честв (табл. 1). ется высокий уровень развития физических ка-

Таблица 1

__ Примерное построение микроциклов силовой и скоростной направленности_

Я" « Содержание работы силового характера Содержание работы скоростного характера

МКЦ основной части учебного занятия / основной части учебного занятия /

я и п Интенсивность (механизм энергообеспечения) Интенсивность (механизм энергообеспечения)

I семестр II семестр I семестр II семестр

0,6 т 0,8 т 0,12 км 0,15 км

Выполняется 2 серии Выполняется 2 серии по Бег 4x30 м через 3 мин Бег 5x30 м через 1,5

по 6-7 упражнений с небольшим отягоще- 7-8 упражнений с небольшим отягощением /90-100% мин/90-100%

1 нием (3-5 кг) в быст- (3-5 кг) в быстром тем-

ром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% пе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80%

« а Ankle Skips (4 повто- Прыжки с высоким под- Бег с высоким подни- Бег с высоким подни-

1. к рения) ниманием колен (4 по- манием колен (4 по- манием колен (4 по-

о <D ч вторения) вторения) вторения)

0,4 т 0,6 т 0,12 км 0,18 км

Выполняется 2 серии Выполняется 2 серии по Бег 2x60 м через 3 мин Бег 3x60 м через 1,5

по 4-5 упражнений с небольшим отягоще- 5-6 упражнений с небольшим отягощением /90-100% мин/90-100%

9 нием (3-5 кг) в быст- (3-5 кг) в быстром тем-

ром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% пе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80%

лестница Боковые прыжки с поворотом (4 повторения) Широкие прыжки (4 повторения) Бег приставными шагами (4 повторения) Бег приставными шагами (4 повторения)

0,6 т 0,8 т 0,18 км 0,24 км

Выполняется 2 серии Выполняется 2 серии по Бег 3x60 м через 3 мин Бег 4x60 м через 1,5

по 6-7 упражнений с небольшим отягоще- 7-8 упражнений с небольшим отягощением /90-100% мин/90-100%

Т. нием (3-5 кг) в быст- (3-5 кг) в быстром тем-

2. ром темпе. Продолжительность 30 с (10 по- пе. Продолжительность 30 с (10 повторений),

вторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80%

а =Г Быстрые прыжки (4 2 внутри, 2 снаружи (4 Бег вбок с высоким Бег вбок с высоким

Я я повторения) повторения) подниманием колен (4 подниманием колен (4

о щ Ч повторения) повторения)

Окончание Таблица 1

4 0,4 т Выполняется 2 серии по 4-5 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,6 т Выполняется 2 серии по 5-6 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,2 км Бег 4x50 м через 3 мин /90-100% 0,25 км Бег 5x50 м через 1,5 мин/90-100%

лестница Кроличьи прыжки (4 повторения) Прыжки на одной ноге (4 повторения) Бег (4 повторения) Бег (4 повторения)

5 0,1 т Выполняется 2 серии по 2 упражнения с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,3 т Выполняется 2 серии по 5-6 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,12 км Бег 2x60 м через 3 мин /90-100% 0,18 км Бег 3x60 м через 1,5 мин/90-100%

3. лестница Hop Scotch (4 повторения) Лыжные прыжки (4 повторения) Бег (4 повторения) Бег (4 повторения)

6 0,1 т Выполняется 2 серии по 2 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,3 т Выполняется 2 серии по 5-6 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,1 км Бег 2x50 м через 3 мин /90-100% 0,15 км Бег 3x50 м через 1,5 мин/90-100%

лестница Зигзаги (4 повторения) Hop Scotch (4 повторения) Бег (4 повторения) Бег (4 повторения)

Целью настоящего исследования является выявление эффективности построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки для успешной сдачи контрольных нормативов.

Задачи:

1. Провести анализ физической подготовленности студентов-первокурсников (юношей) ОмГТУ.

2. Проанализировать влияние авторской методики построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки на результативность сдачи контрольных нормативов.

Организация исследования.

Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические тестирования для определения физической подготовленности.

В исследовании были использованы методы математической статистики. Темпы прироста результатов внутри групп в процентном отношении рассчитывались по формуле С. Броди. При определении достоверности результатов применяли G-критерий знаков с помощью табличного процессора MS Excel.

Исследование проводилось на базе Омского государственного технического университета в период с сентября 2015 г. (I период исследования) по май 2015 г. (II период исследования). Для наблюдения было выделено 50

студентов-юношей, из них 25 человек - экспериментальная группа (ЭГ) и 25 человек - контрольная группа (КГ). В ЭГ занятия проводились по разработанной нами авторской методике построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки, КГ занималась по традиционной методике.

Результаты исследования и их обсуждение.

На начало исследования в контрольной и экспериментальной группах необходимо было

выявить исходный уровень развития физических качеств у исследуемых студентов. Следует отметить, что проведенное до начала эксперимента тестирование не выявило достоверных различий между студентами ЭГ и КГ по всем двигательным качествам, т. е. обе группы имели одинаковый уровень физической подготовленности (табл. 2).

Во время педагогического эксперимента была выявлена динамика показателей физической подготовленности студентов в ЭГ и КГ (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности студентов в течение педагогического эксперимента

Исследуемые качества Тесты (ед. измер.) Периоды исследования ЭГ (11=25) кг (11=25) Достоверность различий эг/кг

Темпы прироста (%) х±5?

Скоростные Бег 100 м, с I 14,50±0,05 14,71±0,19 >0,05

II 13,33±0,11 14,60±0,19 <0,05

Темпы прироста Ш 8,5* 0,8*

Общая выносливость Бег 3 ООО м, мин, с I 13,46±0,12 14,23±0,24 >0,05

II 13,21±0,16 14,23±0,28 <0,05

Темпы прироста Ш 2* 0,1

Силовая выносливость Подтягивание на перекладине, кол-во раз I 11,52±0,57 11,52±0,42 >0,05

II 13,24±0,66 11,60±0,46 <0,05

Темпы прироста Ш 14,1* 0,5*

Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см I 233,04±4,26 232,16±3,72 >0,05

II 250,48±3,32 235,48±4,24 <0,05

Темпы прироста Ш 7,4* 1,3*

Гибкость Наклон вперед, см I 4,12±0,36 3,96±0,37 >0,05

II 5,68±0,53 4,48±0,32 >0,05

Темпы прироста Ш 32,6* 21*

Координация Челночный бег 3x10 м, с I 7,53±0,09 7,62±0,15 >0,05

II 7,43±0,07 7,54±0,14 >0,05

Темпы прироста Ш 1,3* 1*

Примечание: * - различия темпов прироста статистически достоверны при р<0,05.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя данные таблицы 1, можно отметить, что в ходе оказанного педагогического воздействия в ЭГ произошло достоверное улучшение всех исследуемых показателей, в отличие от КГ. Прирост показателей можно объяснить включением нетрадиционных средств подготовки в учебный процесс студентов технического вуза.

Таким образом, методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки в организации учебного процесса по дисциплине «физическая культура» способствует повышению

уровня скоростно-силовых качеств и физической подготовленности в целом.

Заключение. Свидетельством эффективности методики являются темпы прироста результатов физической подготовленности экспериментальной группы. Выявленные положительные приросты по физической подготовленности подтверждают правомерность включения нетрадиционных средств подготовки в учебный процесс студентов технического вуза. Повышение уровня развития скоростно-силовых качеств обеспечивает прочную основу для развития функциональных возможностей студентов.

ЛИТЕРАТУРА

Артеменков А. А. 2015. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Череповец.

Богатова И. И. 2011. Физическая подготовка студентов в условиях вуза // Лебединский В.Д. (ред.). Восток - Россия -Запад. Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 13-14 сентября 2011 г.). Иркутск: Изд-во «Ас-принт». Т. 2, 8-11.

Викторов Д. В.. Смирнова Л. В., Целищева Е. И. 2015. Физическая культура как компонент физкультурного образования // Гурьев С.В. (ред.). Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Материалы IV международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф,-пед. ун-т, 162-166.

Гонтарь О. П. 2012. Развитие физической культуры личности студента технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул.

Иванова В. В. 2012. Формирование умственной работоспособности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки // Омский научный вестник 1, 207-209.

Колокольцев М. М., Абрумянц Р. А. 2013. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов технического вуза в условиях поликультурной образовательной среды // Драндрова ГЛ. (ред.). Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Сб. научных статей. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т. Вып. 4, 338-345.

Коновалова Л. В., Горлова Л. А., Россошанская Н. С. 2013. Использование новых технологий для улучшения физической подготовленности и физической работоспособности студентов // Драндрова ГЛ. (ред.). Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Сб. научных статей. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т. Вып. 4, 349-353.

Королев В. Г.. Бардушкин В. В. 2011. Физическая подготовленность студентов-юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 1, 58-62.

Орленко Н. А., Оргеева С. В., Старостина Е. В. 2015. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования // Гурьев С.В. (ред.). Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Материалы IV международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 176-179.

Филимонова С. И., Виленский М. Я.. Новикова Е. Ю. 2015. О физическом состоянии студентов, в том числе допризывной молодежи // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: Сб. научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). Ульяновск: УлГТУ, 246-256.

Хорькова А. С. 2011. Развитие силовых способностей у студенток с использованием модульной технологии в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва.

Шавырина С. В. 2011. Методика физического воспитания на основе учета индивидуально-типологических особенностей темперамента студенток вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула.

Costa М., Breitenfeld L.. Silva A.J.. Pereira A., Izquierdo М., Marques М.С. 2012. Genetic Inheritance Effects on Endurance and Muscle Strength // Sports Medicine 42(6), 449-458.

Hiicklekemkes J. 2003. Der schnelle Lauf im Lauf der Zeit // Leicht athletik training 14 (2-3), 34-38.

KostekM., Hubal M., Pescatello L. 2007. Genetic Roles in Muscle Strength //ACSM's Health & Fitness Journal 11, 18-23.

Verkchoshansky Y. 2007. The training system in middle distance running // Sport Strength Training Methodology 3 // http://www.verkhoshansky.com/LinkClick.aspx?fileticket=4jXTgyX%2FSYw%3D&tabid =80&mid=426 (2018. 21 февр.).

REFERENCES

Artemenkov A. A. Koncepciya optimizacii funkcional'nogo sostoyaniya i povysheniya adaptacionnyh vozmozhnostej chelo-veka [Concept for optimization of the functional state and enhancement of human adaptive capacity: An author's abstract of the thesis for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences], Cherepovets. 2015. (In Russian)

Bogatova 1. 1. In: Vostok - Rossiya - Zapad. Sovremennye problemy i innovacionnye tekhnologii v razvitii fizicheskoj kul'tury i sporta: Sbomik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Irkutsk, 13-14 sentyabrya 2011 g.) [East - Russia - West. Modern problems and innovative technologies in the development of physical culture and sports: Proceedings of the international scientific and practical conference (Irkutsk, 13-14 September 2011]. Ed. by Lebedinky V.D. Irkutsk: Izd-vo'Asprint", 2011. (In Russian)

Viktorov D. V.. Smirnova L. V., Tselischeva E. I. In: Problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v novom tysyacheletii: Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 27 fevralya 2015 g.) [Problems of the development of physical culture and sports in the new millennium: Proceedings of the IV international scientific and practical conference, Yekaterinburg, 27 February 2015]. Ed. by Gur'eva S.V. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University, 2015. (In Russian)

Gontar O. P. Razvitie fizicheskoj kul'tury lichnosti studenta tekhnicheskogo vuza [The development of physical culture of a student as a personality in technical university: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences], Barnaul, 2012. (In Russian)

Ivanovo V. V. In: Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin], No. 1 (105) (2012): 207-209. (In Russian)

Kolokoltsev M. M., Abrumyants R. A. In: Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta: sbomik nauchnyh statej. Vypusk 4 // pod red. G. L. Drandrova [Current problems of physical culture and sports: Collection of scientific papers] Ed. by G.L. Dran-drova. Cheboksary: Chuvash state pedagogical University. Is. 4 (2013): 338-345. (In Russian)

Konovalova L. V.. Goiiova L. A., Rossoshanskaya N. S. In: Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta: sbornik nauchnyh statej. Vypusk 4 // pod red. G. L. Drandrova [Current problems of physical culture and sports: Collection of scientific papers] Ed. by G.L. Drandrova. Cheboksary: Chuvash state pedagogical University. Is 4. (2013): 349-353. (In Russian)

Korolyov V. G. In: Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Education, Learning, Train-

ing]. No. 1. (2011): 58-62. (In Russian)

Orlenko N. A., Orgeeva S. V.. Starostina E. V. In: Problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v novom tysyacheletii: Ma-terialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 27 fevralya 2015 g.) [Problems of the development of physical culture and sports in the new millennium: Proceedings of the IV international scientific and practical conference, Yekaterinburg, 27 February 2015]. Yekaterinburg. Russian State Vocational Pedagogical University, 2015. (In Russian)

Filimonova S. I., Vilensky M. Ya., Novikova E. Yu., In: Social'no-pedagogicheskie aspekty fizicheskogo vospitaniya molo-dezhi: Sb. nauchnyh trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (27 fevralya 2015 g.) [Socio-pedagogical aspects of physical education of youth: collection of scientific papers of the III international scientific and practical conference, February 27, 2015]. Ulyanovsk: Ulyanovsk state technical University, 2015. (In Russian)

Khorkova A.S. Razvitie silovyh sposobnostej u studentok s ispol'zovaniem modul'noj tekhnologii v processe fizicheskogo vospitaniya [Development of power abilities in students with the use of modular technology in the process of physical education: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Moscow, 2011. (In Russian)

Shavyrina S. V. Metodika fizicheskogo vospitaniya na osnove ucheta individual'no-tipologicheskih osobennostej tempera-menta studentok vuza [Methodology of physical education on the basis of the individual-typological features of the temperament of university female students: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Tula, 2011. (In Russain)

Costa M. BreitenfeldL., SilvaA. J.. PereiraA., Izquierdo M., Marques M. C. In: Sports Medicine. No.42 (2012): 449-458.

Hiicklekemkes J. (2003). In: Leicht athletic training. No.14 (2-3) (2003): 34-38.

KostekM.. HubalM., Pescatello L. In: ACSM's Health & Fitness Journal. No.l 1 (2003): 18-23.

Verkchoshanskij J. (2007). In: Journal of Sport Strength Training Methodology. No.3 (2007). Available at: http://www.verkhoshansky.com/LinkClick.aspx?fileticket=4jXTgyX%2FSYw%3D&tabid =80&mid=426. (Accessed on 2018. 21 Feb.).

O. G. Kovalchuk, L. G. Kostikova

Omsk, Russia

DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES IN STUDENTS DURING ACADEMIC CLASSES IN PHYSICAL CULTURE THROUGH INNOVATIVE METHODS

Abstract. The article analyzes the level of physical abilities of students from Omsk State Technical University. Taking into consideration the professional orientation and priority development of speed-strength qualities in students, the authors developed a methodology for constructing academic studies with the help of innovative means of training. The author's method proposes special training sessions focused on strength and speed. With the consequent alternation of special microcycles of concentrated training and with the use of innovative means, the level of development of physical qualities, which is necessary for passing control tests and standards, remains high.

The authors have analyzed the results of control tests and standards at the beginning and at the end of the pedagogical experiment. The study revealed that the author's method of constructing academic studies using innovative means of preparation for successful professional activity contributes to harmonious development, as well as to the increase in physical abilities in OmSTU students.

Key words: students; physical ability; academic studies; control tests and standards.

About the authors: Oksana Gennadievna Kovalchuk1, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sports, Lidia Gennadievna Kostikova2, Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sports.

Place of employment: Omsk State Technical University1'2.

Ковальчук О.Г., Костикова Jl.Г. Развитие скоростио-силовых качеств студентов на академических занятиях физической культурой с применением нетрадиционных средств // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 88-95.

Kovalchuk O.G., Kostikova L.G. Development of speed and strength qualities in students during academic classes in physical culture through innovative methods // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 88-95.

УДК 796.526 Ю. В. Котченко

Севастополь, Россия

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СТАРТОВОГО ОТРЕЗКА ТРАССЫ СКАЛОЛАЗАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, характеризующего влияние времени прохождения стартового участка трассы на итоговый результат выступления в спортивном скалолазании. В работе использованы данные, полученые в ходе анализа 483 стартов высококвалифицированных спортсменов на крупных международных соревнованиях в лазании на трудность. Исследования позволили установить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.