УДК 796.42:378
О.Г. Ковальчук, O.G. Kovalchuk, e-mail: [email protected] Б.В. Кимейша, B.V. Kimeysha
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА С УЧЕТОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
METHOD DEVELOPMENT OF TRAINING EXERCISES FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY OF TRACK AND FIELD ATHLETICS SPECIALIZATION CONSIDERING PHYSICAL FITNESS, PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS
В статье приводятся физические, антропометрические, психофизиологические и личностные данные студентов, выбравших специализацию легкая атлетика.
Дана характеристика основных компонентов построения тренировочной нагрузки, учитывающая блоковый метод, специализированную разминку, расширенное использование игрового метода и упражнений на координацию, гибкость.
Physical, anthropometrical, psychophysiological and personal data of the students who have chosen track and field athletics specialization are provided in the article.
The characteristic of main components of training load development, considering a block method, specialized warm-up, expanded use of a game method and coordination, flexibility exercises is presented.
Ключевые слова: физическая культура личности, студенты, психофизиологические характеристики, темперамент, уровень физической подготовленности, экстраверсия, интроверсия, легкая атлетика.
Keywords: physical culture of a person, students, psychophysiological characteristics, temperament, physical fitness level, extroversion, introversion, track and field athletics
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности занятий по физической культуре студентов легкоатлетов ОмГТУ строится на основании учета исходного состояния физических, биологических, психофизиологических и личностных характеристик. Повышение интенсивности тренировочных нагрузок осуществляется с помощью использования блокового метода (использование микроциклов с двумя тренировочными занятиями в неделю с преобладанием в них физических нагрузок специфического характера), специализированной разминки, расширенного использования игрового метода и упражнений на координацию, гибкость. Две тренировки преимущественно скоростной направленности образуют «микроблок однонаправленной нагрузки» [1, 25; 4, 168].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В данной работе приводятся результаты тестирования студентов первого курса специализации легкая атлетика: факультета транспорта нефти и газа (ФТНГ), машиностроительного института (МСИ) и результаты студентов остальных специальностей, объединенных в общую группу. В общей сложности в исследовании было задействовано 150 студентов. На факультетах транспорта нефти и газа (ФТНГ), машиностроительного института (МСИ) учебно-тренировочные занятия в течение учебного года проводились с использованием микроциклов блоковым методом. В течение первого семестра учебного года преобладала работа скоростной направленности. Студенты остальных специальностей занималась по обычной рабочей программе.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Средние показатели физической подготовленности, физической работоспособности и функционального состояния студентов 1-го курса специализации легкая атлетика представлены в таблицах.
Физическая подготовленность оценивалась в соответствии с таблицей нормативных данных и спортивной классификации для присвоения спортивных разрядов в легкой атлетике 2010 года. Выявление уровня физической работоспособности проводилось с использованием 12-ти минутного теста Купера (К. Купер, 1989) (табл. 1).
Таблица 1
Средние показатели физической подготовленности и работоспособности студентов 1-го курса
специализации легкая атлетика
Контрольные упражнения Специальности по специализации легкая атлетика
ФТНГ (n=25) МСИ(п=25) Остальные специальности (n=100)
Сентябрь 2013-2014 учебного года
Физическая подготовленность
X Q X Q X Q
Прыжок в длину с места (см) 232 ±3,28 228 ±3,96 223 ±1,05
Подтягивания на перекладине (кол. раз) 13 ±0,6 12 ±0,44 12 ±0,11
Бег 60 м. (сек) 7,9 ±0,05 8,6 ±0.06 8,9 ±0,01
Бег 200 м. (сек) 27,6 ±0,17 29,7 ±0,24 30,8 ±0,04
Бег 400 м. (сек) 1.03,2 ±0,60 1.08,9 ±0,75 1.10,8 ±0,15
12-минутный тест Купера (км) 2,7 ±0,03 2,3 ±0,05 2,1 ±0,01
Кистевая динамометрия (кг) 45,8 ±0,96 42,8 ±2,13 41,9 ±1,97
Становая динамометрия (кг) 116 ±3,21 107 ±4,3 105 ±4,7
Примечание: X - средняя величина показателя; Q -стандартное отклонение.
Результаты контрольных тестирований (табл. 1) по всем показателям выше у студентов специальности ФТНГ (приближены к III взрослому разряду, у студентов же МСИ и остальных специальностей приближены к I-II юношеским разрядам), что предполагает внесение корректив в параметры тренировочной нагрузки, а также сказывается в темпах роста спортивных результатов студентов. Физическая работоспособность у студентов ФТНГ оценивается как отличная, у студентов МСИ и остальных специальностей как удовлетворительная.
Программа антропометрических измерений включала в себя измерения роста, веса, окружности грудной клетки, ЖЕЛ (Э. Г. Мартиросов,1982). Метод динамометрии применялся для контроля уровня силовой подготовленности студентов (М.А. Годик и др., 1994). Определение весо-ростовых показателей рассчитывалось по индексу Кетле, пропорциональность между ростом и окружностью груди рассчитывалась по индексу Эрисмана, гармоничность телосложения рассчитывался по индексу Пенье (А.Г. Дембо, 1986) (табл. 2).
Таблица 2
Средние показатели функционального состояния студентов 1-го курса специализации легкая атлетика
Контрольные упражнения Специальности по специализации легкая атлетика
ФТНГ(п=25) МСИ(п=25) Остальные специальности (п=100)
Сентябрь 2013-2014 учебного года
Функциональное состояние
X Q X Q X Q
Рост (см) 178 ±0,88 177 ±0,86 175 ±0,91
Вес (кг) 67 ±0,93 68 ±1,3 69 ±1,37
Окружность грудной клетки (см) 88,3 ±0,61 89,7 ±2,06 90,1 ±1,99
ЖЕЛ (мл) 4600 ±148,5 5200 ±253,2 4500 ±152,8
Индекс Кетле (г / см). 37,66 ±0,50 38,58 ±1,43 38,61 ±1,52
Индекс Эрисмана (см) 0,76 ±0,12 1,42 ±1,36 1,53 ±1,47
Индекс Пинье (ед.) 22,6 ±1,28 18,74 ±1,06 18,81 ±1,07
Примечание: X - средняя величина показателя; Q -стандартное отклонение.
Анализ данных таблицы 2 позволяет сделать вывод, что у студентов ФТНГ в целом функциональное состояние оценивается как удовлетворительное, остальные имеют сниженный уровень функционального состояния.
Для исследования функционального состояния нервной системы и нервно-мышечного аппарата у студентов применялся широкий набор исследовательских методов (пробы Ромберга, Штанге, Генчи, теппинг - тест, кинематометрии, линиограмм, а также опросные тесты Айзенка и Кеттелла).
Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата у студентов ФТНГ по многим параметрам (проба Ромберга, теппинг - тест, проба Штанге) несколько выше, чем у студентов МСИ.
В исследовании спортсменов выделяют два психологических типа: экстравертов и интровертов. Среди студентов ФТНГ преобладают экстраверты, у студентов МСИ экстравертов и интровертов примерно равное количество.
Изучение психофизиологических характеристик студентов по методике «Кинематометр» (Е.П. Ильин, 1981) показало: преобладание внешнего торможения (41 %); преобладание внутренней подвижности возбуждения (54 %) и подвижности торможения (51 %). Баланс подвижности возбуждения и торможения у студентов ФТНГ составляет 57 % (преобладание подвижности возбуждения), а у студентов МСИ - 45 %.
Метод линиограмм (личностный уровень) выявил преобладание средних оценок (соответствие норме) по психомоторному тонусу, агрессивности и тревожности, кроме показателя экстра-интровертированности, где преобладает интровертированная направленность у 53 %.
Исследования личностных характеристик по методике Р. Кеттелла (16 РБ), позволило выявить преобладание: практичности, приверженности к выполнению правил и норм общества, сохранение присутствия и выдержки в экстримальных ситуациях (фактор М); естественности, бесхитростности, прямолинейность в поведении (фактор К); ровное настроение, уверенность в своих способностях (фактор Q).
ВЫВОДЫ
Полученные в результате тестирования данные о физических, биологических, психофизиологических и личностных характеристик студентов первокурсников выбравших специализацию легкая атлетика позволили скорректировать блоки физической нагрузки разной направленности. Определить объем и интенсивность основной части, специальной разминки, место игрового метода в тренировке, а также подобрать адекватные приемы, стиль взаимодействия преподавателя и студентов.
Библиографический список
1. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2005 - № 4. - С. 24-26.
2. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. - М. : ФиС, 1980. - 136 с.
3. Дембо, А. Г. Практические занятия по врачебному контролю / А. Г. Дембо // Пособие для институтов физической культуры / под общ. Ред. А. Д. Дембо. - М. : Физкультура и спорт, 1986. -С.31-32.
4. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : монография / В. Б. Иссу-рин. - М. : Советский спорт, 2010. -288 с.
5. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 222 с.
6. Мартиросов, Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. -М. : Физкультура и спорт, 1982. - 129 с.
7. Ильин, Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики) / Е. П. Ильин. - Л. : Изд. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. - 88 с.