Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЗОЦИКЛЫ / СПРИНТ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ATHLETICS / STUDENTS / PHYSICAL TRAINING / MESOCYCLES / SPRINT / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Ольга Юрьевна, Попов Александр Петрович

В статье раскрывается влияние физической нагрузки на организм студентов, занимающихся легкой атлетикой, рассматриваются циклы подготовки спортсменов - легкоатлетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Ольга Юрьевна, Попов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF SPORTS TRAINING OF TRACK AND FIELD ATHLETES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article reveals the impact of physical exertion on the body of athletics students, and considers the cycles of training athletes - track and field athletes.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

IMPROVING THE SYSTEM OF SPORTS TRAINING OF TRACK AND FIELD ATHLETES

IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Семенова Ольга Юрьевна

студент

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Semenova Olga Yrievna student

faculty of preschool and primary education Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Попов Александр Петрович

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия

Popov Aleksandr Petrovich senior teacher of physical culture Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье раскрывается влияние физической нагрузки на организм студентов, занимающихся легкой атлетикой, рассматриваются циклы подготовки спортсменов - легкоатлетов.

Abstract. The article reveals the impact of physical exertion on the body of athletics students, and considers the cycles of training athletes - track and field athletes.

Ключевые слова: легкая атлетика, студенты, физическая подготовка, мезоциклы, спринт, тренировочный процесс.

Keywords: athletics, students, physical training, mesocycles, sprint, training process.

Спортивные занятия в жизни студентов являются одним из ключевых средств воспитания молодежи. Систематические занятия спортом положительно влияют на степень физической подготовленности, положительно воздействуют на организм человека [Кряжев В. Д., 2003].

Необходимо понимать, что студенческий спорт подразумевает не только организацию и проведение различных соревнований, но и систематизацию занятий. В организации учебно-тренировочного процесса у студентов, необходимо проводить занятия с учетом индивидуальных особенностей, акцентировать внимание на более слабые места физической подготовки [3, с. 390].

Легкая атлетика — олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания.

Студенты, занимающиеся в свободное время в секциях легкой атлетики, по уровню физической подготовленности значительно отличаются от других спортсменов. Важным фактором реализации скоростных возможностей в их подготовке является необходимое соотношение длины и частоты шагов во время бега, которые формируются в процессе совершенствования техники бега, что вызывает затруднения у тех, кто только начинает заниматься данным видом спорта. Новички, как правило, бегают на коротком шаге и низкой частоте.

Анализ динамики уровня физической подготовленности студентов, занимающихся в секции легкой атлетики, в ходе эксперимента, стал целью данного этапа исследования.

Спринт — совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены соревнуются в беге на короткие (спринтерские) дистанции по стадиону. Спринтом считаются дистанции до 400 метров включительно [Никифоров В.И., 2016].

Эффективные занятия по бегу снижают ошибки, возникающие у большинства новичков: нога ставится на поверхность в основном с пятки или с носка, люди «натыкаются» на собственную ногу в каждом шаге, из-за чего снижается скорость бега. Если частота шагов и средняя длина шага, то нога ставится больше «под себя», чем вперед. За счет чего эффективность бега значительно повышается. Быстрота движений спортсмена напрямую зависит от силы мышц, поэтому эти способности нужно развивать одновременно.

Таким образом, можно предположить, что улучшение спортивных результатов у студентов, занимающихся этим видом спорта, возможно за счет коррекции техники бега и длины бегового шага.

Студенты, занимающиеся регулярно легкой атлетикой, подготавливаются к соревнованиям в более меньший срок, чем занимающиеся нерегулярно. Студенты должны быть готовыми к выступлению в нескольких совершенно разных дисциплинах легкой атлетики на студенческих соревнованиях. Это требует повышенных показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости и других способностей в очень короткие сроки.

Достижение спортивных результатов у студентов зависит от методики физической и технической подготовки на разных этапах тренировочной и соревновательной деятельности. Задачами, учебно-тренировочного процесса по подготовке студентов - легкоатлетов являются:

^ Обеспечение разностороннего развития личности;

^ Формирование потребностей в здоровом образе жизни;

^ Повышение уровня физической подготовленности;

^ Рост спортивных результатов.

В ходе исследования были определены этапы тренировочной подготовки. Эти этапы были распределены на 3 года обучения в ВУЗе, так как многие начинают ходить в секцию не с 1 курса.

У студентов, занимающихся легкой атлетикой, свои особенности в построении процесса тренировки, где важным принципом является индивидуальный подход к каждому спортсмену с целью быстрого достижения результата.

Таким образом, подготовительный процесс имеет такие особенности, как: выполнение комплекса средств, направленных на повышение физической подготовленности студентов на каждом этапе тренировок, а также сконцент-рирование на специальной физической подготовке.

Хорошее построение тренировочного процесса студентов, занимающихся легкой атлетикой, зависит от рационального планирования занятий и цикла, с учетом режима тренировок.

Методика тренировки основывается на следующем:

- Подготовка спортсмена должна планироваться, чтобы получился высокий результат к периоду официальных студенческих соревнований;

- Учитывается реакция организма на физическую нагрузку;

- Развитие спортивной формы является индивидуальным процессом каждого занимающегося.

В процессе подготовки студентов - легкоатлетов выделяют два цикла подготовки: осенне-зимний и весенне-летний. Циклы состоят из мезоциклов, продолжительность которых от 5 до 30 недель, в процессе чего решаются определенные задачи подготовки. Также необходимо учитывать особенности тренировок с их нагрузкой на организм студента. Для примера служат осенне-зимний и весенне-летний цикл подготовки студентов 1 года занятий в секции легкой атлетики.

1-й мезоцикл - общефизическая подготовка (12 недель). Задачами, которого является повышение функциональных возможностей и уровня физической подготовки, развитие выносливости занимающегося.

2-й мезоцикл - специальная физическая подготовка (10 недель). Развитие специальной выносливости, осуществление контроля и коррекции тренировочных процессов.

3-й мезоцикл - техническая подготовка (10 недель). Развитие скоростных возможностей.

4-й мезоцикл - соревновательная подготовка (5 недель). Достижение запланированных результатов, проверка возможностей с помощью соревнований.

На базе ВГСПУ нами был проведен педагогический эксперимент.

Контингент испытуемых - студенты сборной Вуза по легкой атлетике в количестве 20 человек. Среди них 10 девушек и 10 юношей в возрастной группе 19 - 23 года. В начале и в конце учебного года были проведены контрольные тесты: бег 100м, бег 1500м, прыжок в длину с места, подтягивание (юноши), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки), наклон вперед в положении стоя на гимнастической скамейке, челночный бег 10х10м (таблица 1).

Таблица 1.

Средние показатели результатов контрольных испытаний

Контингент Бег Бег Прыжок Подтягивания и Тест на Челночный

испытуемых 100м 1500м в длину отжимания от гибкость бег 10х10

(сек) (мин) с места (см) пола (количество раз) (см) (сек)

Юноши 1-й сем. 12,9 5.15 230 8 +10 28,2

А V 2-й 12,8 5.00 250 12 +13 26,5

сем.

Девушки 1-й сем. 15,0 6.12 175 15 +12 33,3

А V 2-й 14,3 5.59 185 23 +16 30,1

сем.

Эксперимент длился в течение одного года и показал положительные результаты. Большинство испытуемых имели положительную динамику, что говорит об улучшении адаптационных возможностей организма спортсмена.

При подготовке студентов-легкоатлетов важно не только планировать тренировки, но и обязательно применять медицинский контроль функционального состояния. В ходе эксперимента нами делались замеры биометрических показателей: ЧСС в покое и при нагрузке, АД в покое и при нагрузке, частота дыхания до выполнения упражнения и после. Это позволяет корректировать тренировочные процессы у студента. В группе студентов, занимающихся в секции легкой атлетики, проводятся срезы в виде внутригрупповых соревнований.

Компоненты тренировочного процесса:

> Внешние факторы (место проведения тренировки);

> Средства и методы (физическая подготовка);

> Средства контроля (контрольные тесты и соревнования);

> Коррекция процесса тренировки.

Подготовка студентов, занимающихся в секции легкая атлетика, планируется, исходя из задач этапа тренировочной подготовки. Планированию подлежат физические нагрузки и характер выполняемых нагрузок. В подготовке новичков делается акцент на соотношение средств, методов и параметров физической нагрузки. В процессе тренировок нужно учитывать индивидуальные особенности студента и концентрировать внимание на применении упражнений для освоения выбранного им вида легкой атлетики.

Использование специальных упражнений повышает двигательную активность, выносливость, скорость и другие способности.

Результат проведенного тестирования по окончанию тренировочного процесса, выявил увеличение большинства показателей физической подготовленности у студентов, занимающихся легкой атлетикой.

Литература

1. Кряжев В. Д. Методология развития, сохранения и восстановления двигательных возможностей человека в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре : дис.... д-ра пед. Наук: 13.00.04. - Москва, 2003. - 336 c.

2. Серженко Е. В. Технологии физической культуры в системе высшего профессионального образования / Е. В. Серженко, И. Ф. Нагайцева, Е. Г. Ткачева // Аграрная наука - основа успешного развития апк и сохранения экосистем : материалы Международной научно-практической конференции. - Волгоградский государственный аграрный университет : Волгоград. - 2012. - С. 432-434.

3. Скрипко А. Д. Технологии кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов : дис. ... д-ра пед. Наук : 13.00.04, 01.02.08. - Москва, 2004. - 390 c.

4. Физическая культура. Легкая атлетика : учебное пособие / В. И. Никифоров. -Самара ФГБОУ ВО ПГУТИ, 2016. - 62 с.

References

1. Kryazhev V. D. Metodologiya razvitiya, sokhraneniya i vosstanovleniya dvigatel'nykh vozmozhnostey cheloveka v sportivnoy trenirovke i ozdorovitel'noy fizicheskoy kul'ture. Dis. dr. ped. nauk [Methodology of development, preservation and restoration of human motor abilities in sports training and health physical culture. Diss. dr. ped. sci.]. Moscow, 2003, 336 p.

2. Sergenko E. V., Nagaytseva I. F., Tkacheva E. G. Tekhnologii fizicheskoy kul'tury v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Technologies of physical culture in the system of higher professional education]. Agrarnaya nauka - osnova uspeshnogo razvitiya apk i sokhraneniya ekosistem. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. [Agricultural science is the basis for successful development of agriculture and conservation: proceedings of the International scientific-practical conference]. Volgograd, Volgograd state agrarian University Publ., 2012, pp. 432-434. (In Russ.).

3. Skripko A. D. Tekhnologii konditsionnoy i sportivnoy podgotovki v sisteme fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya i studentov. Dis. dr. ped. nauk [Technology conditioning and sports training in the system of physical education of students. Diss. dr. ped. sci.]. Moscow, 2004, 390 p.

4. Nikiforov V. I. Fizicheskaya kul'tura. Legkaya atletika [Physical culture. Athletics]. Samara, FSBEI of PHUTI Publ., 2016, 62 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.