Научная статья на тему 'Технико-тактическая подготовка легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега'

Технико-тактическая подготовка легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1296
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЛЕГКОАТЛЕТЫ-НОВИЧКИ / СЕКЦИЯ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА / НЕФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ВУЗ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непомнящих Татьяна Адамовна, Горская Инесса Юрьевна, Карпеев Анатолий Георгиевич

Исследование затрагивает проблемы массового студенческого спорта, особенности подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега. Категория студентов, приходящих в спортивную секцию, является не адаптированной, к ней относятся студенты, имеющие базовую физкультурную подготовку, которые являются новичками в области специализированных занятий легкой атлетикой. Предложено содержание технико-тактической подготовки, которое подобрано с учетом специфики подготовки легкоатлетов-новичков студенческой секции спринтерского бега. Содержание технической подготовки сосредоточено на акцентированной работе над увеличением длины шага при прохождении дистанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Непомнящих Татьяна Адамовна, Горская Инесса Юрьевна, Карпеев Анатолий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical-tactical training of NEWCOMERS - trainees in the student section of sprinter run

The study touches on the problems of mass student sport, the features of training beginner athletes engaged in the student section of the sprint race. The category of students coming to the sports section is not adapted, it includes students who have basic physical training, who are new to specialized athletics. The content of the technical and tactical training is suggested, which is selected considering the specificity of training athletes who are new to the student section of the sprint race. The content of technical training is focused on the accentuated work on increasing the length of the step when passing the distance.

Текст научной работы на тему «Технико-тактическая подготовка легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега»

zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 83, No.1, pp. 58-63.

8. Dzhuell, L. (2001), Industrial-organizational psychology, Piter, St. Petersburg.

9. Muzychenko, V.V. (2003), "Methods of evaluating the effectiveness of training", Personnel management: tutorial, Akademiya, Moscow, pp. 248-353.

Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2018

УДК 796.422.12

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ-НОВИЧКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА

Татьяна Адамовна Непомнящих, старший преподаватель, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Анатолий Георгиевич Карпеев, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

Исследование затрагивает проблемы массового студенческого спорта, особенности подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега. Категория студентов, приходящих в спортивную секцию, является не адаптированной, к ней относятся студенты, имеющие базовую физкультурную подготовку, которые являются новичками в области специализированных занятий легкой атлетикой. Предложено содержание технико-тактической подготовки, которое подобрано с учетом специфики подготовки легкоатлетов-новичков студенческой секции спринтерского бега. Содержание технической подготовки сосредоточено на акцентированной работе над увеличением длины шага при прохождении дистанции.

Ключевые слова: студенты, легкоатлеты-новички, секция спринтерского бега, нефизкультурный вуз, техническая подготовка, тактическая подготовка.

TECHNICAL-TACTICAL TRAINING OF NEWCOMERS - TRAINEES IN THE STUDENT SECTION OF SPRINTER RUN

Tatyana Adamovna Nepomnyashchikh, the senior teacher, Siberian State Automobile and Highway University, Omsk, Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anatoly Georgievich Karpeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

The study touches on the problems of mass student sport, the features of training beginner athletes engaged in the student section of the sprint race. The category of students coming to the sports section is not adapted, it includes students who have basic physical training, who are new to specialized athletics. The content of the technical and tactical training is suggested, which is selected considering the specificity of training athletes who are new to the student section of the sprint race. The content of technical training is focused on the accentuated work on increasing the length of the step when passing the distance.

Keywords: students, athletes, beginners, sprinting section, non-physical high school, technical training, tactical training.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка студентов нефизкультурных вузов, занимающихся во внеучебное время в секции спринтерского бега, отличается от многолетней системы подготовки спортсменов, так как успехи в спортивной деятельности во многом обусловлены природными задатками детей, подростков, юношей и девушек, и правильным выбором и распределением во времени

педагогических воздействий на протяжении всей многолетней подготовки [1, 4].

Спринтерский бег представляет высокие требования к скоростным способностям, обеспечивающим достижение максимального для достигнутого уровня тренировки результата. Кроме того, необходимо индивидуально работать над техникой бега каждого спортсмена в беговых видах легкой атлетики [2, 3].

В технике бега на короткие дистанции быстрота движений формируется под воздействием большого количества факторов и условий и задействует функции всего организма. Одной из особенностей спринтерского бега является регулирование мышечных усилий, поэтому эффективность бега существенно определяется состоянием опорно-двигательного аппарата [3, 5].

Большое значение для роста спортивно-технических результатов имеет техника бега, совершенствование которой должно идти во взаимосвязи с развитием таких качеств как сила воли, упорство, настойчивость, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. У студентов вузовской секции спринтерского бега, в связи с ограниченным количеством учебно-тренировочных занятий и сжатыми сроками подготовки к соревнованиям, необходимо сосредоточиться на специальной физической подготовке, использовать более плотный анализ техники бега, сделать упор на постановку длины шага.

Цель исследования: овладение правильной техникой бега для достижения результатов в спринтерском беге легкоатлетами-новичками студенческой секции спринтерского бега.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ и обобщение научно-методической литературы; программа видеоанализа движений; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент. Исследование проводилось на базе кафедры естественно-научных дисциплин СибГУФК и на базе кафедры «Физвоспитание» СибАДИ, а также на базе легкоатлетического манежа БУ ОО «СШОР» (г. Омск). В исследовании приняли участие 59 студентов, занимающихся в секции легкой атлетики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ведущим фактором реализации скоростных способностей в подготовке бегунов на короткие дистанции является обеспечение оптимального соотношения частоты и длинны беговых шагов. Так как в студенческую секцию приходит большинство новичков, бег у них проходит на низкой частоте и чаще на коротком шаге. Нога-стопа не выносится вперёд и ставится на поверхность в основном с пятки или с носка, студенты «натыкаются» на собственную ногу в каждом шаге, это снижает эффективность бега. Как показывает практика, у студентов в отличие от процесса систематической многолетней тренировки спортсменов развить качество быстроты в полной мере невозможно.

Таким образом, мы предположили, что улучшение спортивных результатов у студентов возможно за счет коррекции техники бега и длины бегового шага. Содержание технической подготовки сосредоточено на акцентированной работе над увеличением длины шага при прохождении дистанции (ввиду низких приростов частоты шагов в этом возрастном диапазоне). Здесь работа планировалась по двум аспектам: совершенствование ско-ростно-силовых способностей (взрывная сила ног) и коррекция техники (применялись такие подходы, как бег по разметке, бег с заданной длиной шага, пробегание отрезков по ориентирам, бег за лидером, прыжки и многоскоки с заданными пространственно-силовыми параметрами, бег в упоре с высоким подниманием бедра с фиксацией на каждый 3-й шаг, бег на месте с высоким подниманием бедра с переходом в ускорение, «колесо» в упоре о барьер или гимнастическую стенку (имитация бегового шага) и др.).

Отличительной особенностью в подготовке легкоатлетов-новичков студенческой секции спринтерского бега является использование технических средств контроля,

самоконтроля и коррекции техники выполнения соревновательного упражнения в учебно-тренировочном процессе (программа видеоанализа движений, видеопросмотр собственного выполнения с ориентацией на «модельное» выполнение). Видеоанализ движений (рисунок 1) используется на всех этапах подготовки, анализ выполняется в подготовительном периоде 3-4 раза в процессе контрольных соревнований внутри учебно-тренировочной группы, чтобы разобрать технику бега с низкого старта, стартового разбега и бега по дистанции и контрольный анализ в предсоревновательном периоде 2 раза, чтобы разобрать модель предсоревновательной подготовки.

Рисунок 1 - Сравнительный анализ техники бега студента Ш-ка, занимающегося в студенческой секции спринтерского бега с общепринятыми (модельными) параметрами техники бега (программа видеоанализа техники)

В процессе применения программы видеоанализа движений при подготовке легкоатлетов-новичков студенческой секции спринтерского бега были выявлены типичные ошибки. В процессе занятий студентов в секции спринтерского бега при устранении типичных ошибок в технике бега учитывались индивидуальные особенности занимающихся и их специализация. Применялись целенаправленные специальные беговые и специально -подготовительные упражнения, исходя из необходимости освоения техники бега. При этом для улучшения техники бега студенты должны осознано использовать свои двигательные возможности. Вначале учебно-тренировочного занятия все студенты выполняют одинаковые специальные упражнения, в основной части изучается и совершенствуется техника бега с учетом специализации (спринт или длинный спринт), что способствует развитию силы, быстроты, выносливости, координации движений.

Тактическая подготовка использовалась нами в учебно-тренировочном процессе легкоатлетов-новичков во взаимодействии с другими видами подготовки, в большей степени с технической, так как техническая и тактическая подготовки тесно связаны между собой, чем большим техническим объемом владеет спортсмен, тем больше у него будет тактических вариантов ведения спортивной борьбы. На тренировочных занятиях с легкоатлетами-новичками отрабатывались тактические элементы ведения бега по прямой, а именно переключение студента после стартового разбега на бег по дистанции и после бега по дистанции на финиширование. Также отслеживалась тактика выполнения бега по виражу и перехода с виража на прямую. Развитию тактической подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, способствовало многократное участие студентов в различных по значимости соревнованиях (внутри учебно-тренировочной группы, официальных студенческих и др.).

Таким образом положительное влияние на техническую подготовленность выразилось в том, что снизилось количество технических ошибок у легкоатлетов-новичков, степень их выраженности, произошло достоверное увеличение показателя длины бегового шага на 10% у юношей и 15,7% у девушек, частоты шагов на 11-18%. У большинства легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, практиче-

№ п/п Типичные ошибки в технике бега у легкоатлетов-новичков Частота встречаемости технических ошибок

До эксперимента После эксперимента

1. Недостаточный вынос бедра вперед 80 % 10 %

2. Недостаточный выхлест голени вперед 90 % 10 %

3. Неправильная постановка стопы (опускание на носок или на всю стопу) 90 % 5 %

4. Чрезмерный захлест ноги назад 90 % 10 %

5. Неправильная работа рук 80 % 5 %

6. Неправильное положение туловища (чрезмерный прогиб назад или сильный наклон вперед) 70 % 5 %

7. Неправильное положение головы (запрокинута назад или сильно наклонена вперед) 50 % 0 %

8. Кисти сжаты в кулак 70 % 0 %

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-40.

2. Кардаш, Т. А. Подготовка легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега / Т. А. Кардаш, И.Ю. Горская // Успехи современной науки. - 2017. - № 1. - Т. 1. - С. 33-38.

3. Катенков, А. Н. Моделирование повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции / А. Н. Катенков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1 (34). - С. 55-63.

4. Павлова, О. И. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики / О. И. Павлова // Вестник спортивной науки. - 2004. - № 3. - С. 29-34.

5. Пьянзин, А. И. Соразмерность параметров отталкивания в формировании модельных характеристик подготовленности квалифицированных спринтеров / А. И. Пьянзин, Е. В. Солоденов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 46-50.

REFERENCES

1. Balsevich, V. K. (1999), "Prospects for the development of general theory and technologies of sports training and physical education (methodological aspect)", Theory and practice of physical culture, No 4, pp. 21-40.

2. Kardash, T. A. and Gorskaya, I. Yu. (2017), "Preparation of beginner athletes engaged in the student section of the sprint race", Progress in Modern Science, No 1, T. 1, pp. 33-38.

3. Katenkov, A. N. (2015), "Simulation of improving the technical preparedness of runners for short distances", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No 1 (34), pp. 55-63.

4. Pavlova, O. I. (2004), "Pedagogical technology of managing the content and structure of long-term training of young athletes in cross-country athletics", Herald of sports science, No. 3, pp. 29-34.

5. Pianzin, A. I. and Solodenov, E. V. (2008), "The proportionality of the repulsion parameters in the formation of model characteristics of the preparedness of qualified sprinters", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 46-50.

Контактная информация: kardash23-07@mail.ru, mbofkis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2018

УДК 796.422.12

СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТАПНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-НОВИЧКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА

Татьяна Адамовна Непомнящих, старший преподаватель, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор,

Людмила Григорьевна Харитонова, доктор биологических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

Цель исследования заключается в разработке содержания методики подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега. Предварительные исследования позволили определить содержание этапов подготовки легкоатлетов-новичков в студенческой секции спринтерского бега с распределением их на 3 года обучения с учетом специфики студенческого спорта.

Ключевые слова: студенты, секция спринтерского бега, легкоатлеты-новички, нефизкультурный вуз, физическая подготовка, физические способности.

CONTENTS OF STAGE-BY-STEP TRAINING OF NEWCOMERS TRAINING IN THE STUDENT SECTION OF SPRINTER RUN

Tatyana Adamovna Nepomnyashchikh, the senior teacher, Siberian State Automobile and Highway University, Omsk, Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Lyudmila Grigoryevna Kharitonova, the doctor of biological sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

The purpose of the study is to develop the content of the training methodology for beginner athletes engaged in the student section of the sprint race. Preliminary studies have made it possible to determine the contents of the stages of training beginner athletes in the student section of the sprint race with their distribution for 3 years of training, taking into account the specifics of student sport.

Keywords: students, sprint running section, athletes, beginners, non-physical higher school, physical training, physical abilities.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Современный этап развития студенческого спортивного движения в России характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей школе, направленных не только на развитие физических способностей студентов, но и стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом, на формирование ценностей здорового образа жизни, на реализацию задач по профилактике социально-негативных явлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.