3. Katenkov, A. N. (2015), "Simulation of improving the technical preparedness of runners for short distances", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No 1 (34), pp. 55-63.
4. Pavlova, O. I. (2004), "Pedagogical technology of managing the content and structure of long-term training of young athletes in cross-country athletics", Herald of sports science, No. 3, pp. 29-34.
5. Pianzin, A. I. and Solodenov, E. V. (2008), "The proportionality of the repulsion parameters in the formation of model characteristics of the preparedness of qualified sprinters", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 46-50.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2018
УДК 796.422.12
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТАПНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-НОВИЧКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА
Татьяна Адамовна Непомнящих, старший преподаватель, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор,
Людмила Григорьевна Харитонова, доктор биологических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
Цель исследования заключается в разработке содержания методики подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега. Предварительные исследования позволили определить содержание этапов подготовки легкоатлетов-новичков в студенческой секции спринтерского бега с распределением их на 3 года обучения с учетом специфики студенческого спорта.
Ключевые слова: студенты, секция спринтерского бега, легкоатлеты-новички, нефизкультурный вуз, физическая подготовка, физические способности.
CONTENTS OF STAGE-BY-STEP TRAINING OF NEWCOMERS TRAINING IN THE STUDENT SECTION OF SPRINTER RUN
Tatyana Adamovna Nepomnyashchikh, the senior teacher, Siberian State Automobile and Highway University, Omsk, Inessa Yurevna Gorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Lyudmila Grigoryevna Kharitonova, the doctor of biological sciences, professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
The purpose of the study is to develop the content of the training methodology for beginner athletes engaged in the student section of the sprint race. Preliminary studies have made it possible to determine the contents of the stages of training beginner athletes in the student section of the sprint race with their distribution for 3 years of training, taking into account the specifics of student sport.
Keywords: students, sprint running section, athletes, beginners, non-physical higher school, physical training, physical abilities.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современный этап развития студенческого спортивного движения в России характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей школе, направленных не только на развитие физических способностей студентов, но и стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом, на формирование ценностей здорового образа жизни, на реализацию задач по профилактике социально-негативных явлений
в молодежной среде [1, 4, 10].
Студенческий спорт является важным звеном системы высшего образования в стране, значительным этапом подготовки резерва национальных сборных команд по видам спорта. Студенческий спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений с присущими каждому из них целями и задачами [6, 7].
Занятия студентов легкой атлетикой в спортивной секции способствуют развитию интереса к занятиям физической культурой в целом, прививают потребность в систематических занятиях спортом, решают оздоровительные и прикладные задачи [3].
В тренировочном процессе спринтеров необходимо учитывать взаимосвязи между упражнениями и их вкладом в развитие специальной подготовленности. При подготовке спринтеров специалисты рекомендуют обращать внимание на проведение специализированных воздействий на организм спортсменов специфическими специально-подготовительными упражнениями, имеющими прямую взаимосвязь с соревновательным упражнением [5].
Преподавателям, которые реализуют работу спортивных секций по видам спорта в вузе, необходимо за короткий промежуток времени подготовить студентов к студенческим соревнованиям. Сжатые сроки спортивной подготовки легкоатлетов-новичков студенческой секции привели к поиску эффективных подходов, средств, методов осуществления секционной работы с учетом особенностей контингента участников секции.
Цель исследования заключается в разработке содержания методики подготовки легкоатлетов-новичков студенческой секции спринтерского бега нефизкультурного вуза.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ и обобщение научно-методической литературы; тестирование общей и специальной физической подготовленности студентов; антропометрические измерения; методика оценки типа мышечных волокон и типа адаптации человека к мышечным нагрузкам; компьютерное психомоторное тестирование АПК; методы оценки функционального состояния; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Исследование проводилось на базе кафедры естественно-научных дисциплин СибГУФК и на базе кафедры «Физвоспитание» СибАДИ, а также на базе легкоатлетического манежа БУ ОО «СШОР» (г. Омск). В исследовании приняли участие 59 студентов, занимающихся в секции легкой атлетики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основе предварительных исследований и данных научно-методической литературы обосновано содержание методики подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега. В процессе разработки содержания сделан акцент на развитие специальной физической и технической подготовки, так как это связано с особенностями контингента занимающихся. Учитывался также режим жизнедеятельности и возраст студентов, краткие сроки подготовки и трудности достижения прироста спортивных результатов, разный исходный уровень физической подготовленности. Кроме того, спецификой разработанной методики является расширенное использование соревнований (постепенное увеличение количества соревнований с 1-го года занятий в секции по 3-й год в качестве базового средства специальной подготовки).
Предварительные исследования позволили определить содержание этапов подготовки легкоатлетов-новичков в студенческой секции спринтерского бега с распределением их на 3 года обучения [2].
Подготовка студентов должна планироваться таким образом, чтобы показать наивысший результат в апреле-мае (период основных официальных студенческих соревнований). В разработанной методике подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, тренировка построена на основе двух
макроциклов (двухцикловое) в учебном году: осенне-зимнем и весенне-летнем. В каждом макроцикле выделяется подготовительный, соревновательный и переходный период. Оба цикла подготовки состоят из мезоциклов продолжительностью от двух до четырнадцати недель. Подготовка легкоатлетов-новичков планируется исходя из общих задач содержания этапов тренировочной подготовки.
Было предложено соотношение средств общей и специальной физической подготовки, которое составляет 20% и 80%, это соотношение рассчитано на три года с учетом специфики подготовки легкоатлетов-новичков и необходимости быстрого достижения соревновательного результата, минуя многолетний процесс спортивной подготовки. В разработанной методике подготовки легкоатлетов-новичков предложено сопряженное использование специальной физической и технико-тактической подготовки в работе над увеличением длины бегового шага за счет улучшения техники и повышения скоростно-сило-вых способностей.
При подготовке легкоатлетов-новичков студенческой секции с целью достижения планируемого спортивного результата было осуществлено планирование и определение средств и методов тренировки, их объема и интенсивности, а также содержание контроля функционального состояния. В процессе исследования обосновано и разработано содержание основных компонентов учебно-тренировочного процесса легкоатлетов-новичков (рисунок 1).
Рисунок 1 - Содержание учебно-тренировочного процесса легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега
В разработанной методике подготовки легкоатлетов-новичков планирование использования средств общей и специальной физической подготовки осуществлялось с учетом выявленной неоднородности состава учебно-тренировочной группы по уровню подготовленности занимающихся. Акцент делался на прирост наиболее значимых для успешности достижения соревновательного результата показателей: скоростных и скоростно-си-ловых способностей, а также скоростной выносливости. Наиболее отстающими являлись показатели скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости, в связи с чем наибольший объем занимали средства, направленные на совершенствование этих показателей. Основной задачей физической подготовки являлось достижение на 2 году занятий в студенческой секции у легкоатлетов-новичков значительного прироста и стабильности показателей ОФП и СФП.
Для решения задачи технической подготовки легкоатлетов-новичков подготовка велась сосредоточено на акцентированной работе над увеличением длины шага при прохождении дистанции (ввиду низких приростов частоты шагов в этом возрастном диапазоне). Здесь работа планировалась по двум аспектам: совершенствование скоростно-сило-вых способностей (взрывная сила ног) и коррекция техники. Отличительной особенностью разработанной методики является использование технических средств контроля, самоконтроля и коррекции техники выполнения соревновательного упражнения в учебно-тренировочном процессе (программа видеоанализа движений, видеопросмотр собственного выполнения с ориентацией на «модельное» выполнение). Видеоанализ движений используется на всех этапах подготовки, анализ выполняется в подготовительном периоде 3-4 раза в процессе контрольных соревнований внутри учебно-тренировочной группы, чтобы разобрать технику бега с низкого старта, стартового разбега и бега по дистанции и контрольный анализ в предсоревновательном периоде 2 раза, чтобы разобрать модель пред-соревновательной подготовки.
В процессе подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, важна тактическая подготовка. В ходе исследования выявлено, что спортсмен должен уметь оптимально распределять силы по всей дистанции, действия в спринтерском беге должны быть эффективны и осознаны. В учебно-тренировочном процессе со студентами необходимо использовать приемы, элементы и варианты тактического ведения соревнований во время контрольных соревнований внутри учебно-тренировочной группы и на «прикидках».
Учитывая специфику и лимитированное время для подготовки к участию в соревнованиях, необходимость совмещения нагрузок учебного процесса, тренировочных и соревновательных нагрузок, теоретическая подготовка осуществлялась в процессе реализации разных компонентов тренировочного процесса во время занятий в секции, то есть рассредоточено. В процессе теоретической подготовки обсуждались следующие вопросы: какая двигательная задача решается в данном физическом упражнении; какой эффект может быть достигнут от физического упражнения; как развивать мышечную память и двигательные ощущения; как контролировать амплитуду, темп и свободу движений; когда наступает легкое или полное утомление. Также необходимо четко представлять структуру движения; понимать модель техники упражнения.
В ходе дальнейшего исследования было определено, что важным компонентом секционной подготовки является планирование личных спортивных достижений у студентов. Учитывая ограниченное время на подготовку в сравнении с традиционным процессом многолетней спортивной подготовки, в тренировочный процесс было включено использование соревнований (участие в соревнованиях, начиная с первого года подготовки) в качестве средства совершенствования физической и технической подготовленности. Соревнования применялись в качестве одного из основных эффективных средств интегральной подготовки, занимающихся в секции. Включение в учебно-тренировочный процесс со студентами контрольных соревнований или «прикидок» способствует контролю уровня
физической подготовленности студентов, сохранению техники и свободы движений, выполняемых с предельной скоростью. Таким образом, это позволяет студентам обрести уверенность и практику в выступлениях. В подготовке легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, применялось поэтапное увеличение количества участий в соревнованиях.
Для проверки эффективности разработанной методики подготовки легкоатлетов-новичков студенческой секции спринтерского бега был организован и проведен педагогический эксперимент, длительность его составила 3 учебных года. ЭГ занималась по разработанной нами методике. В КГ входили студенты, занимающиеся в такой же секции легкой атлетики ОмГУ, специализирующиеся в спринтерском беге. Анализ результатов эксперимента свидетельствует об эффективности примененного подхода, о чем свидетельствуют достоверно значимые приросты по изучаемым показателям, произошедшим в ЭГ (таблицы 1, 2). В ЭГ значимо улучшились показатели соревновательного результата, в процессе подготовки студентов ЭГ улучшились спортивные результаты в среднем по группе и индивидуально.
Таблица 1 - Изменение показателей физических и психомоторный способностей, функционального состояния в экспериментальной и контрольной группах у юношей в ходе педагогического эксперимента_
Показатели До эксперимента Р После эксперимента Р
КГ, п=15 | ЭГ, п=18 КГ, п=15 | ЭГ, п=18
Физические способности
Бег 30 м (с) 4,2±0,1 4,2±0,1 >0,05 4,1±0,1 3,9±0,1 <0,05
Бег 30 м с ходу (с) 3,5±0,2 3,4±0,2 >0,05 3,4±0,2 3,1±0,2 <0,05
Бег 40 м с ходу (с) 4,4±0,3 4,4±0,3 >0,05 4,2±0,3 4,0±0,3 <0,05
Бег 60 м (с) 7,7±0,3 7,7±0,3 >0,05 7,5±0,2 7,3±0,2 <0,05
Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с в максимальном темпе (кол-во шагов) 54±3,2 54±5 >0,05 58±1,5 62±2,1 <0,05
Челночный бег 3x10 м (с) 7,4±0,4 7,2±0,3 >0,05 7,2±0,3 6,8±0,3 <0,05
Прыжок в длину с места (см) 245±11 260±16 >0,05 265±10 280±7,7 <0,05
3-ой прыжок с места (м) 7,65±0,3 7,75±0,5 >0,05 7,80±0,3 8,8±0,3 <0,05
10-й прыжок с места (м) 27,1±1,5 27,5±1,5 >0,05 27,25±1,4 28,9±0,9 <0,05
Бросок ядра снизу вперед (м) 14±0,8 14,10±0,8 >0,05 14,50±0,7 16,57±0,4 <0,05
Челночный бег 10x10 м (с) 26,2±1,4 25,4±1,7 >0,05 25,4±1,3 23,0±0,9 <0,05
Бег 150 м (с) 22,0±0,9 21,0±1,0 >0,05 21,0±0,9 18,7±0,9 <0,05
Бег 300 м (с) 43,0±1,3 43,0±1,5 >0,05 41,5±0,9 40,0±1,5 <0,05
Бег 500 м (мин) 1.23±3,5 1.22±2,0 >0,05 1.20±3,2 1.17±1,3 <0,05
Бег 1000 м (мин) 3.12±8,9 3.10±7,5 >0,05 3.08±7,5 2.55±3,3 <0,05
Средняя длина шага в беге на 100 м (м) 1,8±0,1 1,8±0,1 >0,05 1,8±0,1 2,0±0,1 <0,05
Психомоторные способности
Теппинг-тест рукой (кол-во) 59±8,2 59±8,2 >0,05 61±4,8 65±2,5 <0,05
Время реакции на движущийся объект (с) 0,05±0,04 0,04±0,03 >0,05 0,05±0,04 0,03±0,02 <0,05
Время реакции на свет рукой (с) 0,35±0,1 0,36±0,1 >0,05 0,33±0,05 0,25±0,03 <0,05
Время реакции на звук рукой (с) 0,39±0,1 0,35±0,1 <0,05 0,36±0,1 0,28±0,04 <0,05
Время реакции на свет ногой (с) 0,4±0,1 0,35±0,1 <0,05 0,37±0,1 0,21±0,03 <0,05
Время реакции на звук ногой (с) 0,35±0,1 0,29±0,1 <0,05 0,33±0,05 0,21±0,04 <0,05
Теппинг-тест ногой (кол-во) 53±9,1 53±9,1 >0,05 59±7,0 66±2,4 <0,05
Функциональные пробы
Проба Штанге (с) 44±24 46±24 >0,05 51±24 77±18 <0,05
Проба Генчи (с) 38±18 36±18 >0,05 45±17 50±10 <0,05
Таблица 2 -Изменение показателей физических и психомоторный способностей, функционального состояния в экспериментальной и контрольной группах у девушек в ходе педагогического эксперимент_
Показатели До эксперимента Р После эксперимента Р
КГ, п=11 | ЭГ, п=15 КГ, п=11 | ЭГ, п=15
Физические способности
Бег 30 м (с) 5,1±0,3 5,0±0,2 >0,05 5,0±0,3 4,7±0,2 <0,05
Бег 30 м с ходу (с) 4,0±0,1 3,9±0,1 >0,05 3,9±0,1 3,6±0,1 <0,05
Показатели До эксперимента После эксперимента Р
КГ, п=11 | ЭГ, п=15 КГ, п=11 | ЭГ, п=15
Физические способности
Бег 40 м с ходу (с) 5,6±0,3 5,5±0,3 >0,05 5,5±0,3 5,1±0,2 <0,05
Бег 60 м (с) 9,2±0,3 9,1±0,3 >0,05 9,0±0,3 8,6±0,2 <0,05
Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с в максимальном темпе (кол-во шагов) 50±4,5 48±4,7 >0,05 55±4,0 58±1,4 <0,05
Челночный бег 3x10 м (с) 8,2±0,3 8,1±0,3 >0,05 8,1±0,2 7,5±0,2 <0,05
Прыжок в длину с места (см) 197±13,2 203±11,2 >0,05 210±10,6 225±7,9 <0,05
3-ой прыжок с места (м) 6,10±0,3 6,14±0,3 >0,05 6,22±0,3 6,73±0,1 <0,05
10-й прыжок с места (м) 21,15±0,9 21,27±1,1 >0,05 21,35±0,8 23,5±0,4 <0,05
Бросок ядра снизу вперед (м) 10,6±0,9 10,65±0,09 >0,05 11±0,8 13,14±0,7 <0,05
Челночный бег 10x10 м (с) 29,0±0,5 28,5±0,2 >0,05 28,3±0,5 26,0±0,1 <0,05
Бег 150 м (с) 24,0±1,4 24,0±1,3 >0,05 23,0±0,8 21,5±0,4 <0,05
Бег 300 м (с) 54,0±2,5 54,0±2,5 >0,05 51±1,3 48±0,9 <0,05
Бег 500 м (мин) 1.46±7,0 1.44±3,9 >0,05 1.43±5,1 1.35±3,9 <0,05
Бег 1000 м (мин) 4.10±10,5 4.04±12,6 >0,05 4.06±9,1 3.47±10,1 <0,05
Средняя длина шага в беге на 100 м (м) 1,6±0,04 1,6±0,04 >0,05 1,6±0,04 1,9±0,04 <0,05
Психомоторные способности
Теппинг-тест рукой (кол-во) 59±7,8 59±7,3 >0,05 60±6,7 63±5,5 <0,05
Время реакции на движущийся объект (с) 0,30 ±0,2 0,27±0,2 >0,05 0,3±0,2 0,20±0,1 <0,05
Время реакции на свет рукой (с) 0,4±0,2 0,4±0,2 >0,05 0,38±0,2 0,29±0,1 <0,05
Время реакции на звук рукой (с) 0,41±0,2 0,38±0,2 >0,05 0,39±0,2 0,30±0,1 <0,05
Время реакции на свет ногой (с) 0,45±0,2 0,4±0,2 >0,05 0,40±0,2 0,30±0,1 <0,05
Время реакции на звук ногой (с) 0,8±0,2 0,56±0,4 >0,05 0,7±0,1 0,40±0,3 <0,05
Теппинг-тест ногой (кол-во) 54± 10,1 54±12,1 >0,05 60±7,0 66±5,8 <0,05
Функциональные пробы
Проба Штанге (с) 40±13,8 42±11,9 >0,05 44±13,6 60±5,3 <0,05
Проба Генчи (с) 28±8,4 30±7,8 >0,05 30±8,1 43±6,1 <0,05
Таким образом, разработанное и обоснованное содержание методики поэтапной подготовки легкоатлетов-новичков, занимающихся в студенческой секции спринтерского бега, обеспечивает решение основных задач студенческого спорта: повышение физической и технической подготовленности, функционального состояния, что в конечном итоге отражается на спортивном результате, приводит к повышению эффективности студенческого спортивного движения, вуз становится более конкурентоспособным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дутов, С. Ю. Физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья молодежи / С. Ю. Дутов // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 10 (114). - С. 186-190.
2. Кардаш, Т. А. Методические подходы в подготовке студентов нефизкультурного вуза, занимающихся в секции легкой атлетики, специализирующихся в спринтерском беге / Т. А. Кардаш, И. Ю. Горская // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 224.
3. Коновалов, И. Е. Технология обучения видам легкой атлетики в программе образовательной школы (учебное пособие) / И. Е. Коновалов, А. А. Черняев, И. Ш. Мутаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 3-2. - С. 216-217.
4. Корнев, В. Г. Международное и современное российское спортивное студенческое движение в прошлом и в настоящее время / В. Г. Корнев, М. С. Турский // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - № 5 (5). - С. 93-97.
5. Панова, О. С. Повышение эффективности управления тренировочным процессом юных бегунов на короткие дистанции по средствам использования моделей специальной подготовленности и соревновательной деятельности / О. С. Панова, А. С. Юдин // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 6. - С. 109-113.
6. Пешкова, Н. В. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля / Н. В. Пешкова, Л. И. Лубышева, А. А. Пешков // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 88-90.
7. Соколов, Н. Г. О некоторых проблемах развития студенческого спорта в вузах / Н. Г. Соколов, И. В. Путенко // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2014. - № 23. - С. 186-189.
8. Тагиров, А. М. Влияние XXVII Всемирной летней Универсиады на развитие студенческого спорта в стране / А. М. Тагиров // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 23-24.
9. Шиндина, И. В. Методика спортивной подготовки юных легкоатлетов спринтеров / И. В. Шиндина, В. А. Шамонин // Science Time. - 2015. - № 7 (19). - С. 258-262.
REFERENCES
1. Dutov, S. Yu. (2012), "Physical culture and sport as a factor in strengthening youth health", Bulletin of Tambov University. Humanitarian sciences, No 10 (114), pp.186-190.
2. Kardash, T. A. and Gorskaya, I. Yu. (2016), "Methodological approaches in the preparation of students of a non-physical high school involved in the athletics section specializing in sprinting", Modern problems of science and education, No 5, P. 224.
3. Konovalov, I. E., Chernyaev, A. A. and Mutaeva, I. Sh. (2015), "Technology of training athletics in the program of an educational school (textbook)", International Journal of Experimental Education, No 3-2, pp. 216-217.
4. Kornev, V. G. and Tursky M. S. (2015), "International and modern Russian sports student movement in the past and now", Unique researches of the 21st century, No 5 (5), pp. 93-97.
5. Panova, O. S. and Yudin, A. S. (2016), "Improving the efficiency of managing the training process of young runners for short distances using the models of special preparedness and competitive activity", Successes of modern science and education, T. 1, No 6, pp. 109-113.
6. Peshkova, N. V., Lubysheva L. I. and Peshkov, A. A. (2013), "Sports of physical education as a condition for the development of student sports in universities of non-sports profile", Theory and practice of physical culture, No 12, pp. 88-90.
7. Sokolov, N. G. and Putenko I. V. (2014), "On Some Problems of the Development of Student Sport in Universities", Physical Culture, Sport and Health, No 23, pp. 186-189.
8. Tagirov, A. M. (2014), "The influence of the XXVII World Summer Universiade on the development of student sport in the country", Theory and practice ofphysical culture, No 1, pp. 23-24.
9. Shindina, I.V. and Shamonin, V.A. (2015), "Technique of sports training of young athletes of sprinters", Science Time, No. 7 (19), pp. 258-262.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2018
УДК 378.147+796.077.4
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тарас Анатольевич Нескреба, преподаватель, Дмитрий Алексеевич Чернышев, доктор педагогических наук, доцент, Донецкий национальный университет, г. Донецк, ДНР
Аннотация
Современные требования к личности учителя физической культуры выводят его развитие на качественно новый уровень, решение которого направленно на систему дополнительного педагогического образования. Поэтому в данной статье, представлена методическая система, позволяющая раскрыть процесс повышения уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры в системе дополнительного педагогического образования. Целью статьи является определение доступного и качественного инструментария, при использовании которого будет повышаться уровень профессиональной компетентности в системе дополнительного педагогического образования. Методология и методы исследования включали в себя эмпирический анализ научно-методической литературы направленной на повышение уровня профессиональной компетентности личности учителя физической культуры, моделирование, анкетирование учителей физической культуры с различным стажем работы и их квалификацией. Результаты исследования включают в себя разработанный экспериментальный аппарат, который способствует повышению уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры в системе