МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ
В.М. Паршакова, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10670
Аннотация. В статье анализируется, какие методики используются для развития скоростно-силовых качеств студентов. Представлены причины необходимости совершенствования скоростно-силовой подготовки, дан перечень командных, в том числе, игровых видов спорта, в которых требуется применение основных средств скоростно-силовых качеств. В частности, разработан комплекс специально подобранных прыжковых упражнений, подходящий для исследования с целью изучения влияния их на развитие скоростно-силовых качеств у студентов, а также поведён эксперимент и представлены способы оценивания достигнутых результатов.
Ключевые слова: прыжковые упражнения, скорость, сила, физкультура, комплекс, физическая подготовка.
Скоростно-силовая подготовка - важная составная часть разносторонней физической подготовки. Два этих качества, постоянно связаны с движением и определяют его. Различные прыжковые упражнения очень популярны среди молодёжи и студентов, так как ещё с детства являются неким «развлекающим» моментом на занятиях физической культурой. По этой причине крайне интересно подметить, что подобные упражнения помогают развивать скоростно-силовые качества. Скоростно-силовая подготовка - это совокупность средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы с целью обеспечения всестороннего гармонического физического развития человека. Для развития скоро-стно-силовых качеств используют, помимо прочих, метод динамических усилий. В его состав входят: прыжки, прыжковые упражнения с отягощением и без такового, упражнения со штангой, гирями, гантелями и другие [1].
Скоростно-силовая подготовка необходима студенту по многим причинам, среди которых: повышение мышечного тонуса, общее оздоровление организма и другие. Можно также отметить, что данные качества необходимы человеку для участия в командных видах спорта, в том числе игровых, например, футбол, баскетбол, во-
лейбол. Во всех перечисленных спортивных играх требуются прыжки, рывки (быстрый бег на небольшие дистанции). Естественно, что одной только скорости и силы для успехов в этих видах спорта (или досуга) недостаточно (требуется ещё, как минимум, техника и выносливость), но развития описываемых выше качеств обязательно. Стоит обратить внимание на то, в чём проявляются скоростно-силовые качества. А именно - отталкивание в прыжках в длину и в высоту (с места и с разбега), последнее усилие при метании различных снарядов и другие. При этом, чем значительнее внешняя нагрузка, препятствующая спортсмену при выполнении упражнения (например, штанга), тем больше задействован силовой компонент, а если внешняя нагрузка мала или вовсе отсутствует, сильно растёт значимость скоростного компонента. Методы оценки подготовленности индивида по данным показателям, а также способы развития изучаемых качеств при помощи различных прыжковых упражнений. Большая часть ученых полагает, что самая правильная демонстрация на каком уровне находится развитие скорости и силы - это показатели прыжка в высоту с места, когда спортсмен отталкивается двумя ногами [2, 3].
Часть исследователей, например, Алабин В.Г., рассуждая касательно проявления скоростно-силовых показателей, используют понятие «прыгучесть». Этот исследователь выявил, что степень развития прыгучести влияет на совершенствование достижений в легкой атлетике (и не только) детей школьного возраста [2].
Изучение взрослых и молодых спортсменов продемонстрировало, что хотя прыгучесть - это, в какой-то мере, врожденный навык человека, с помощью специальных физических упражнений можно сильно совершенствовать ее уровень, тем самым повысив скоростно-силовую подготовленность спортсменов. Однако это воз-
Далее в течение семестра два раза в неделю на занятиях физической культуры студенты экспериментальной группы до-
можно, только если будет сделан грамотный подбор способов и техник тренировки, которые будут учитывать возраст и половые особенности человека [3].
В рамках выполненного исследования был проведён эксперимент, в котором участвовали студенты третьего курса. Из студентов были сформированы экспериментальная группа и контрольная группа по (5девушек и 5 юношей в каждой) все студенты имели основную медицинскую группу здоровья. У контрольной и экспериментальной групп студентов провели контрольные тесты на определения скоро-стно-силовых качеств (таблице 1).
полнительно выполняли комплекс прыжковых упражнений, представленный в таблице 2.
№ Упражнение дозировка
1 Прыжки с подтягиванием коленей к груди на месте. Исходное положение: Прямо, ноги на ширине плеч. Правила выполнения упражнения: Оттолкнувшись двумя ногами, подпрыгнуть на максимально большую высоту и подтянуть колени как можно ближе к груди. Движения рук вверх и вниз помогут сохранить равновесие в ходе прыжка. Мягко приземлиться (с носочков) и тут же совершить следующий прыжок. Усложнением этого упражнения может быть продвижение вперёд во время прыжков. 5-7 повторений 3-4 подхода
2 Прыжки из глубокого выпада со сменой ног. Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч. Правила выполнения упражнения: Наклониться вперед, согнуть немного ноги в коленях, сделать прыжок вперед и приземлиться на правую ногу, согнутую в коленном суставе. Левая нога при этом находится в воздухе, баланс осуществляется только на правой ноге. Левая рука касается земли для равновесия. Сразу повторить упражнение на другой ноге. Норма выполнения: по 5-7 прыжков на каждую ногу, а затем выполнить пробежку трусцой 10-20 метров. Повторить упражнение 35 серий. 5-7 прыжков на каждую ногу, затем выполнить бег трусцой 10-20 метров. 3-4 подхода
3 Широкая разножка со сменой ног. Исходное положение: правая нога впереди на всей стопе чуть согнута в коленном суставе, руки согнуты в локтевых суставах, левая нога - на носке. Правила выполнения упражнения: Быстрым движением выполнить смену ног так, чтобы левая нога оказалась впереди. Впереди стоящая нога должна быть согнута под углом 90 градусов, сзади стоящая нога - на носке, спина прямая. 3-4 серии по 16 повторений.
4 Выпрыгивания вверх со сменой ног на скамейку. Исходное положение: Стоя лицом к скамейке, правая нога на скамье, спина прямая. Толчком правой ноги выполнить резкую смену ног, помогая руками толкнуться вверх как можно выше. Следить за тем, чтобы нога на скамейку ставилась на всю стопу. Повторить 3-4 серии по 20 - 30 раз. 3-4 серии по 20 -30 раз.
5 Выпрыгивания на одной ноге на скамейке. Исходное положение: Стоя спиной к скамейке, правую ногу поставить на скамейку (на переднюю, часть стопы), левая нога при этом стоит на полу, на всей стопе, руки на поясе. Согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах под углом 90 градусов, быстрым движением выпрыгнуть вверх, сохраняя равновесие. Колени не сводить. Тело при этом опускается медленно, а прыжок происходит быстро. 3-4 серии по 7-10 раз на каждую из ног.
Таблица 1. Контрольные тесты на определения скоростно-силовых качеств
Тест описание измерения
1 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. см
2 Поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 1 минуту. кол-во раз
3 Челночный бег 3*10 сек.
4 Прыжки на скакалке на двух ногах за 1 минуту. кол - во раз
Таблица 2. Комплекс прыжковых упражнений
В конце семестра студенты контрольной и экспериментальной групп сдали контрольные тесты, результаты представлены в таблице 3.
аблица 3. Результаты проведения контрольного тестирования
Девушки (средний рез-т.) Юноши (средний рез-т.)
Тес входящий итоговый входящий итоговый
т Контроль- Экспери- Контроль- Экспери- Контроль- Экспери- Контроль- Экспери-
ная мент. ная мент. ная мент. ная мент.
1 173 см. 169 см. 175 см. 180 см. 219 см. 221 см. 222 см. 229 см.
2 40 раз. 43 раза 43 раза 50 раз 42 раза 43 раза 44 раза 50 раз
3 9,1 сек. 9,3 сек. 9,1 сек. 8,8 сек. 8,4 сек. 8,3 сек. 8,2 сек. 7,8 сек.
4 144 раза 140 раз 146 раз 154 раза 135 раз 137 раз 137 раз 145 раз
В процессе эксперимента удалось выяс- положительную динамику показала экспе-нить, что результаты тестов улучшились в риментальная группа, результаты пред-обеих группах, но значительно большую ставлены в таблице 4.
Таблица 4. Динамика результирующих показателей контрольной и экспериментальной групп_
Тест Девушки Юноши
Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная
1 1,1% 6,1% 1,3% 3,4%
2 6,9% 14% 4,5% 14%
3 0% 5,6% 1,2% 6,4%
4 1,3% 9% 1,4% 5,5%
Исходя из приведённой выше информации, можно сделать вывод, что прыжковые упражнения можно и нужно использовать для развития скоростно-силовых качеств индивида. Более того, некоторые из них используются и для оценивания результатов подготовки. Но не стоит забывать о
но выполнения подобного рода упражнений. Например, студентам с проблемами зрения, проблемами с нервной системой такие упражнения выполнять не рекомендуется. Для развития скоростно-силовых качеств таких студентов могут применяться альтернативные методики.
том, что далеко не всем студентам показа-
Библиографический список
1. Кайгородова А.В., Митриченко Р.Х. Физические упражнения для развития скоростно-силовых способностей: учебно-методическое пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. - 35 с.
2. Алабин В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. - М.:Харьков: Основа, 2000. - 245 с.
3. Кузнецов О.В. Бег, прыжки, метания. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 405 с.
METHODS OF USING JUMPING EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF SPEED
AND STRENGTH QUALITIES IN STUDENTS
V.M. Parshakova, Senior Lecturer
Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)
Abstract. The article analyzes what methods are used for the development of speed and strength qualities of students. The reasons for the need to improve speed and strength training are presented, and a list of team sports, including game sports, in which the use of basic means of speed and strength qualities is required is given. In particular, we have developed a set of specially selected jumping exercises suitable for research in order to study their influence on the development of speed and strength qualities in students, as well as behavioral and presented ways to evaluate the results achieved
Keywords: jumping exercises, speed, strength, physical culture, complex, physical training.