МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
В.М. Паршакова, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10671
Аннотация. В статье рассмотрена методика использования специальных физических упражнений для развития прыгучести у баскетболистов. Представлены некоторые факторы, оказывающие влияние на уровень скоростно - силовой подготовки занимающихся, дано определение одному из основных физических качеств баскетболиста - прыгучесть, перечислены, охарактеризованы методы, способы развития и совершенствования прыгучести. Проведено исследование с целью изучения влияния специальных физических упражнений на развитие прыгучести у баскетболистов и полученные в ходе эксперимента результаты представлены в диаграмме, специальные упражнения даны в таблице. В заключении сделаны выводы и дана оценка проведённому эксперименту.
Ключевые слова: прыгучесть, баскетбол, упражнения, сила, высота, прыжки, спорт, подготовка.
Эффективность движений, которые связаны с взаимодействием спортсменов с предметами окружения, определяется характером развивающихся при этих упражнениях сил, а также скоростью, темпом и направлением движений. Если говорить о скоростно-силовой подготовке, то большое количество авторов и исследователей рассматривают соотношение А. Хилла, который связывает обратно пропорциональную силу сокращений мышц и её скорость проявления в движениях, так, с падением влияния внешнего сопротивления скорость выполняемых движений увеличивается, а проявляемая при этом мышечная сила, падает [1].
Можно выделить два компонента силы в скоростно-силовых действиях [2]:
1. Силовой компонент силы (динамическая сила): чем выше скорость выполнения движения, тем больше увеличивается динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц.
2. Скоростной компонент силы: увеличение скоростных сократительных способностей мышц тел и совершенствование их координационной работы.
Большое значение имеет соотношение быстрых и медленных мышечных волокон.
Ю.М. Портнов выявил, что основными чертами проявления прыгучести являются: управление своим телом во время прыжка, своевременность и быстрота прыжка, неоднократное повторение прыжков (серийная прыгучесть), точность приземления и готовность к последующим действиям, выполнение прыжка с места или при коротком разбеге [3].
Баскетбол является видом спорта, который требует от игроков высокого проявления скоростно-силовых способностей. Различные типы прыжков являются одним из самых значимых составляющих соревновательной активности игроков. Подвижность баскетболистов во время тренировок и соревнований характеризуется высоким темпом мышечных сокращений. Часто в процессе игры от баскетболиста требуется передвигаться по площадке с максимальной скоростью, совершать резкие остановки, вкладывать максимум усилий в прыжки [4].
На спортивную активность баскетболистов оказывает большое влияние их уровень скоростно-силовой подготовки. Он же имеет большое значение при выполнении технических движений и действий. Решающим «оружием» каждого квалифицированного баскетболиста являются тех-
нические приемы, которые структурно связаны с проявлением прыгучести. Прыгучесть - одно из самых важных качеств, которое определяет скорость движения тела спортсмена в заключительной фазе отталкивания от поверхности. Чем выше скорость отталкивания, тем быстрее взлетает спортсмен. Для выполнения любых физических действий, включающих в себя прыжок, надо иметь высоко развитую ловкость, она особенно важна в полётной фазе прыжка. Нужно также обладать значительными силовыми и скоростными качествами, чтобы прыжок был длиннее и выше [5].
От показателя прыгучести зависит успех и эффективность баскетболиста, и его вклад в результаты его команды. В процессе матча могут присутствовать как прыжки одной ногой, так и двумя, в зависимости от ситуации. Каждый способ совершенствования качества прыгучести баскетболистов должен быть комплексным, развивая различные физические качества, которые в итоге позволяют добиться наибольшей мощности толчка. Существуют следующие основные методы развития прыгучести, как навыка:
- Метод повторных выполнений упражнений, который характеризуется выполнением упражнений определенное количество раз с интервалами на отдых (между подходами), чтобы спортсмен набрался сил. Данный метод способствует развитию определенных групп мышц тела. Продолжительность отдыха между упражнениями определяется: за счет изменений
возбудимости ЦНС, основываясь на пульсе, артериальном давлении, темпе дыхания и расходе кислорода. Продолжительность отдыха должна быть не слишком длинной, чтобы не упустить оптимальное состояние возбуждения ЦНС, но и не слишком короткой, чтобы спортсмен смог восстановить силы. При использовании этого метода тренирующее действие достигается в период утомления мышц после каждого подхода. Уровень прыгучести улучшается на 19-30% [6].
- Игровой метод. Развитие прыгучести баскетболиста в процессе игры зависит от него самого, от его активности в матче.
- Интервальный метод. Очень похож на повторный метод, но тут большое значение имеют и интервалы отдыха между упражнениями.
Наиболее полезными для совершенствования навыка прыгучести у баскетболистов являются упражнения динамические (выпрыгивание из приседа, выпрыгивание после прыжка, прыжки через предметы) выполняемые с отягощениями (свинцовыми поясами, гантелями), которые надевают на бедро, голень, руки. Во время тренировки силовые упражнения всегда должны выполняться перед выполнением скорост-но-силовых упражнений.
В рамках выполненного исследования был поставлен эксперимент, в котором участвовали 16 баскетболистов-студентов (8девушек и 8 юношей), у группы студентов на определения прыгучести провели контрольные тесты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
№ Описание Измеряют
Тест 1 Измеряют высоту выпрыгивания при толчке двумя ногами с места со взмахом рук и достижения отмеченной планки. К гимнастической стенку прикрепляется бумажная лента с разметкой от 0 до 250 см. Спортсмен становится боком к стенке и по сигналу прыгает. Высоту прыжка в см.
Тест 2 Стоя перпендикулярно к отметке, которая крепится к спортивной стенке, спортсмен шагает вперед и прыгает вверх, при этом взмахивая руками, достигая разметки пальцами. Высота выпрыгивания при одном толчке ногой при касании разметки рукой в см.
Тест 3 На полу закрепляется лента измерения (3 метра) Спортсмен встает у начала ленты и прыгает по команде. Точность измерения до 1 см Дальность прыжка двумя ногами в длину с места в см.
Тест 4 Ребром к спортивной стенке ставят скамейку на расстоянии 1 м. Спортсмен, по сигналу, спрыгивает со скамьи и прыгает, вверх используя обе ноги, взмахивая руками. Важна высота прыжка. Высота прыжка после вниз в см.
Далее в течение трёх месяцев на тренировках три раза в неделю студенты выполняли упражнения на развитие прыгучести представлены в таблице 2.
Таблица 2.
№ Упражнение дозировка
1 Прыжки в положении приседа. 1 мин
2 Прыжки в высоту через планку с мячом. 10-12 раз 2 подхода
3 Передачи мяча между тремя или пятью игроками по "восьмерке". Ловля и передачи выполняются только в одном прыжке 1-2 мин
4 Запрыгивание на тумбу и спрыгивание на пол. 10-12 раз 2 подхода
5 Серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Спортсмен выполняет прыжки, одновременно удерживая мяч в вытянутых над головой руках. 10-12 раз 2 подхода
6 Прыжки через обычную скакалку на двух или одной ноге. До 5 мин
7 Запрыгивание (и спуск) на препятствие высотой до 40 см не сгибая ног в коленях. 20-30 прыжков
8 Серийные прыжки - "разножка" с ведением одного или двух мячей. В каждом прыжке спортсмен выполняет мах ногами в стороны. 1 мин
9 Прыжки через барьер на двух или одной ноге с одновременным ведением мяча или передачей в высшей точке прыжка. 1-3 мин
10 Серийные прыжки - "ножницы" с ведением одного или двух мячей. В каждом прыжке спортсмен выполняет мах ногами - вперед и назад. 1-3 мин
11 Прыжки при повороте на 180, 360 с поднятыми вверх руками. 1 мин
12 Прыжки по лестнице на двух или одной ноге вниз и вверх. 1-3 мин
13 Прыжки через гимнастическую скамейку на двух или одной ноге с ведением мяча вперед-назад. 1-3 мин
По истечению трёх месяце студенты сдали контрольные тесты, результаты представлены на рисунке и в таблице 3.
250 200 150 100 50 0
II II II II
II II
у У У У У У У У /У/У/У /У
-А ¿у- Л? -А х^ ^Й-
I входящим результат
I итоговым результат
Рисунок Сравнительные результаты эксперимента Таблица 3. Сравнительные результаты эксперимента
Девушки средний результат Юноши средний результат
Тест Входящий Итоговый Входящий Итоговый
1 47см 51,5 см 69 см 73 см
2 59 см 63 см 83 см 85,5 см
3 182 см 186,5 см 225 см 232 см
4 37 см 40 см 48 см 52 см
В процессе эксперимента удалось выяснить положительную динамику во всех четырёх тестах, как у девушек, так и у юношей. Результаты улучшились на: 8,7% и 5,4% (тест 1), 6,3% и 2,9% (тест 2), 2,4% и 3% (тест 3), 11,9% и 7,6% (тест 4). Сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов. Поэтому наблюдается небольшой прирост результатов прыгучести у студентов. Следует всегда помнить, что навык
том, что совершенствуются одновременно быстрота и сила.
В заключении можно сделать вывод: развитие такого навыка, как прыгучесть является основным для тех, кто занимается баскетболом. Прыгучесть спортсмена совершенствуется при постоянных тренировках, выполнении упражнений, которые помогают развить силу, быстроту и ловкость. От способностей и подготовки одного игрока очень часто зависит успех его команды в соревнованиях и чемпионатах.
прыгучести совершенствуется только при
Библиографический список
1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 863 с.
2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: ФиС,1987. - 144 с.
3. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры /под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е издание, переработанное. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 420 с.
4. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол / Джон Р. Вуден. - М.: Физкультура и спорт, 1987 - 143 с.
5. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 1985 - 135 с.
6. Верхошанский Ю.В. основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
METHODS OF USING SPECIAL PHYSICAL EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF JUMPING ABILITY IN BASKETBALL PLAYERS
V.M. Parshakova, Senior Lecturer
Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)
Abstract. The article discusses the method of using special physical exercises for the development of jumping ability in basketball players. Some factors that influence the level of speed and strength training of students are presented, one of the main physical qualities of a basketball player is defined-jumping, methods, methods of development and improvement of jumping are listed and described. A study was conducted to study the effect of special physical exercises on the development of jumping ability in basketball players and the results obtained during the experiment are presented in the diagram, special exercises are given in the table. In conclusion, conclusions are made and the experiment is evaluated.
Keywords: jumping, basketball, exercises, strength, height, jumping, sports, training.