Научная статья на тему 'Скоростная и силовая подготовка баскетболистов'

Скоростная и силовая подготовка баскетболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9924
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗРЫВНАЯ СИЛА / BASKETBALL / SPEED-STRENGTH TRAINING / PHYSICAL EDUCATION / EXPLOSIVE POWER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжов Анатолий Сергеевич

В данной статье рассматриваются основные средства, методы и упражнения, с помощью которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. «Взрывная» сила одна из наиболее важных способностей, необходимых в баскетболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжов Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH SPEED AND POWER TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS

This article discusses the basic tools, methods and exercises by which the speed-strength training of basketball players. "Explosive" power is one of the most important abilities needed in basketball

Текст научной работы на тему «Скоростная и силовая подготовка баскетболистов»

СКОРОСТНАЯ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ HIGH SPEED AND POWER TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS

Рыжов Анатолий Сергеевич

старший преподаватель кафедра «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт управления — филиал

г. Орёл, Россия RRyzhov Anatolij Sergeevich senior lecturer department of Physical Education Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management

Orel, Russian

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные средства, методы и упражнения, с помощью которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. «<Взры1вная»> сила - одна из наиболее важных способностей, необходимых в баскетболе.

Abstract. This article discusses the basic tools, methods and exercises by which the speed-strength training of basketball players. ""Explosive"" power is one of the most important abilities needed in basketball

Ключевые слова: баскетбол, скоростно-силовая подготовка, физическое воспитание, взрывная сила.

Keywords: basketball, speed-strength training, physical education, explosive power.

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания студентов разных возрастов. Регулярные занятия спортивными играми способствуют всестороннему развитию учащихся, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость, а также содействуют воспитанию морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Непосредственно игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Именно поэтому спортивные игры, в частности баскетбол, в учебном плане представлены как основной материал, незаменимый на факультативных занятиях.

Современный баскетбол - это атлетическая игра и, для того чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств. Баскетболист сегодня - это спортсмен подвижный, отлично координированный и, конечно же, быстро мыслящий на площадке.

Рассмотрим характеристику скоростно-силовой подготовки. Скоростно-силовая подготовка направлена на решение основной задачи развития быстроты движения, ее цель - развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц. В свою очередь сила может быть проявлена в одном из четырех специфических видов:

1. Абсолютная сила, т.е. максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в статическом и динамическом режиме;

2. Взрывная сила - это способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу движения в возможно меньшее время;

3. Быстрая сила, которая во многом обусловливает скоростные возможности;

4. Силовая выносливость как способность совершать длительные мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности.

Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств в баскетболе можно разбить на три группы:

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела, к ним относятся: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т.д.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением, например, различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т.д.).

Основная задача системы упражнений скоростно-силовой подготовки -развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Ее решение может осуществляться по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы, т.е. упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы развития быстроты двигательной реакции: метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал и расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Цель скоростно-силового направления - развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц, что предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

В процессе многолетней скоростно-силовой подготовки баскетболиста можно выделить несколько этапов.

1. Этап начальной тренировки, направленный на укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств и устранение недостатков физического развития. На данном этапе кроме специально-подготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, а также всевозможным эстафетам,

которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность студентов.

2. Этап специализации. Он заключается в повышении объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Этот этап представляет собой уже более специализированную работу над совершенствованием физических качеств. Скоростно-силовая подготовка на этом этапе, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

• скоростное, где решается задача повышения скорости бега;

• скоростно-силовое - сочетание упражнений без отягощений или с небольшими отягощениями, бег и прыжки против ветра, в гору, по опилкам, песку и т.д.;

• силовое, что характеризуется парными и групповыми упражнениями с сопротивлением, акробатикой, гимнастическими упражнениями на снарядах и силовыми упражнениями со штангой небольшого веса.

3. Этап спортивного совершенствования специализируется на неуклонном повышении объема и интенсивности тренировочных нагрузок, работе по совершенствованию основных физических качеств. На этом этапе подготовки целесообразно использовать физические упражнения, которые воздействуют на мышечные группы, испытывающие основную нагрузку в беге.

4. Этап реализации спортивного потенциала. Основная цель - значительное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, в том числе и скоростно-силовых. Требуется максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Значительно возрастает число занятий в недельных микроциклах.

Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов. Выполнение значительного объема скоростно-силовых упражнений на этом этапе препятствует стабилизации уровня быстроты; возникновению так называемого "скоростного барьера".

5. Заключительный этап соревновательной карьеры. Определяется сугубо индивидуальный подход к тренировочным и соревновательным нагрузкам, поскольку большой тренировочный опыт спортсмена помогает всесторонне изучить присущие только ему способности, найти резервы в вариантах планирования тренировочной нагрузки и выявить наиболее эффективные средства и методы скоростно-силовой подготовки.

Баскетбол - это довольно контактный вид спорта. Примерно 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми, что требует специальной подготовки. В большей степени это касается центровых игроков, у которых должна быть особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток времени, иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.

Специфика силовой подготовки центровых игроков заключается в том, что первым делом нужно создать базу, своего рода фундамент для развития силы, а после этого ее постоянно накапливать. Абсолютной силой называют предельную силу баскетболиста во время выполнения движений, не учитывая его веса. Относительной силой называют силу в соотношении с весом спортсмена. Как правило, игроки высокого роста предрасположены к деформациям и искривлениям позвоночника, именно поэтому им следует укрепить брюшные мышцы и создать мышечный корсет, для поддержания позвоночного столба. Сделав все это можно смело переходить к тренировкам с большим весом.

Методы физического воспитания подразумевают под собой способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются только две группы методов: это специфические и общепедагогические.

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1. Методы строго регламентированного упражнения;

2. Игровой метод;

3. Соревновательный метод.

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

1. Словесные методы;

2. Методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:

1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по строго предписанной программе;

2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

4) избирательно воспитывать физические качества;

5) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:

I. Методы обучения двигательным действиям;

• Целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения). Его сущность состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. С помощью данного метода возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания студентов на необходимых частях техники. Недостаток целостного метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного движения есть возможность закрепления ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно.

• Расчленено - конструктивный. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы необходимо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

В практике физического воспитания целостный и расчленено-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

• Сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, то техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

II. Методы воспитания физических качеств.

Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются:

а) равномерное упражнение;

б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных "барьеров". Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы:

1. Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью.

2. Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками.

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

Круговой метод заключается в последовательном выполнении специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от 1 до 3 раз. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

Рассмотрим упражнения для развития взрывной силы, которые необходимы любому баскетболисту, да и другим спортсменам.

1. Толкание ногами медицинбола из сидячего и лежачего положений.

2. Толкания медицинбола и ядра.

3. Выталкивания из круга боком, грудью и спиной, не помогая руками.

4. Пас медицинбола крюком, из-за головы, от плеча, сбоку, снизу, одной и двумя руками.

5. Выпрыгивания из полуприседа максимально вверх, на максимальной скорости.

6. Элементы самбо, приемы вольной борьбы. Это упражнение выполняем в борцовском зале.

7. Игроки становятся в круг, состоящий из 3-6 игроков, и начинают передавать гири из рук в руки. Вес гири или блина 20-25 килограмм.

8. Передача гири в максимально быстром темпе между двумя игроками, стоящих друг к другу спиной.

9. Обычные отжимания с добавлением хлопка ладонями в воздухе, после отталкивания от пола.

10. Два игрока, стоящих друг от друга на расстоянии 3-4 м, передают мединцинболы ногами.

После выполнения всех перечисленных упражнений у занимающихся увеличится взрывная сила, следовательно, улучшатся и результаты в спорте.

Настоящий спортсмен должен быть хорошо развит со всех сторон, у него должны быть сильные ноги, руки, туловище и, конечно же, плечевой пояс. Довольно часто случается так, что какая-то часть тела развита недостаточно, именно поэтому существует большое количество упражнений, направленных на устранение данной проблемы. Итак, к примеру, рассмотрим упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса:

1. Поднимание рук через стороны вверх, а затем опускание обратно вниз при сопротивлении партнера.

2. Отжимания с хлопками.

3. Отжимания с сопротивлением партнера.

4. Броски набивных мячей разного веса, из разных положений и на различные расстояния.

Необходимо заметить, что в баскетболе также велика значимость штрафных бросков, ведь очень часто от них зависит победа в матче. Чем лучше баскетболист будет исполнять штрафные броски, тем более ценным игроком он будет для своей команды. Кроме того, если игрок будет отлично исполнять штрафные броски, у него будет отличное чувство мяча и хороший процент попадания с игры, именно поэтому необходимо постоянно тренироваться и изо дня в день совершенствовать штрафные броски.

Представим упражнения для тренировки штрафных бросков, выполняя которые можно значительно повысить свой процент попадания со штрафной линии.

1. Выполняем штрафные броски сериями по 2-3 броска в парах. В этом упражнении должно присутствовать соревнование: победит та пара, которая быстрее забьет 15-30 раз.

2. Выполняется индивидуально. Штрафные броски во время утомления. 6-10 попаданий со штрафной линии подряд в конце тренировки.

3. Штрафные броски до второго промаха. Можно выполнять индивидуально либо в парах. Побеждают тот, кто попадет в кольцо большее количество раз из двух попыток.

4. В парах либо индивидуально. После каждых трех штрафных бросков игроки делают ускорение к противоположной стороне площадки, где совершают новую серию штрафных бросков. Побеждает тот, кто попадет в кольцо большее количество раз за 3 минуты, либо за 10 ускорений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Баскетболист выполняет серию прыжков 1-2 минуты, после чего сразу же бросает 15-20 раз подряд со штрафной линии. Побеждает тот, кто забросит большее количество раз

6. Команды пробивают по 15 штрафных бросков (3 броска каждому игроку) во время перерыва между таймами. Сумма очков, которые забивают команды со штрафной линии, прибавляется к очкам, набранным в первом тайме.

7. Во время отработки интенсивных элементов баскетбола: быстрым прорывом, прессингом и т.п., в тренировке делается небольшой перерыв для пробития штрафных бросков по парам. Сначала один игрок подает другому, затем они меняются. Каждый из них должен забросить по 10 штрафных бросков. Та пара, которая попала 20 бросков первой - выиграла. Остальные отжимаются.

8. Штрафные броски индивидуально либо в парах по 10 раз. Во время четных бросков мяч должен попасть в корзину от щита, а по нечетным броскам -чисто, не задевая его. Это упражнение тренирует уверенность в каждом броске.

Выполняя все или многие из этих упражнений на тренировках, можно значительно повысить свой процент попадания со штрафной линии во время игры в баскетбол.

Скоростно-силовые качества, такие как прыгучесть, необходимы для игры в баскетбол. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой во время отталкивания развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая «взрывная» сила или же развитие максимальных напряжений в минимально короткое время - прыжок.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок, и специальную прыгучесть, т.е. способность развивать высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, иными словами, это сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высокоразвитой ловкостью, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными и силовыми качествами. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в баскетболе.

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление, в этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы,

то в зоне больших и внешних сопротивлений это приводит к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело, но задача повышения силовых возможностей разрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений.

Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях. Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника. Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться как с места - при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении - отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации). Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые действия в защите. Самым эффективным броском в кольцо в баскетболе считается «бросок сверху» - это когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броска практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и силой вкладывается в него.

Еще скоростно-силовые качества применяются в игре при накрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Здесь баскетболист должен уметь высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием.

Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что скоростно-силовая подготовка - это ключевое звено в жизни баскетболиста. Она развивает абсолютно все необходимые навыки: ловкость, быстроту, силу и координацию движений.

Литература

1. Баскетбол : учебник для вузов физической культуры / под. ред. Ю. М. Портнова. - М. : Физкультура и Спорт, 1997.

2. Бондарь А. И. Учись играть в баскетбол А. И. Бондарь. — Минск : Полынья, 1986.

3. Вальтин А. И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1984.

4. Вуден Д. Современный баскетбол / Д. Вуден . - М. : Физкультура и спорт, 1997.

5. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1970

6. Кудряшов В. А. Физическая подготовка юны/х баскетболистов В. А. Кудряшов. -Минск, 1980.

7. Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение / Ф. Линденберг. - М. : Физкультура и спорт, 1971.

8. Теория и методика физического воспитания / под ред. Г Д. Харабуги. - М. : Физкультура и спорт, 1969

9. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. вы/сш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр "Академия", 2000. — 480 с.

References

1. Portnov Yu. M. (ed.) Basketbol [Basketball]. Moscow, Physical Culture and Sport PubI, 1997.

2. Bondar A. I. Uchis' igrat' v basketbol [Learn to play basketball]. Minsk, Polynya Pub/., 1986.

3. Val'tin A. I. Metodika sovershenstvovaniya v tekhnike broskov myacha v igre basketbol. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Method of improvement in the technique of throwing the ball in a basketball game. Author's abstract of cand. ped. sci. diss.]. Kiev, 1984.

4. Vuden D. Sovremennyj basketbol [Modern basketball]. Moscow, Physical culture and sport Pub/., 1997.

5. Zaciorskij V. M. Fizicheskie kachestva sportsmen [The physical qualities of an athlete]. Moscow, Physical culture and sports Publ, 1970

6. Kudryashov V. A. Fizicheskaya podgotovka yunyh basketbolistov [Physical training of young basketball players]. Minsk, 1980.

7. Lindenberg F. Basketbol: igra i obuchenie [Basketball: game and training]. Moscow, Physical culture and sport Publ,, 1971.

8. Kharabugi G. D. (ed.). Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical education]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1969.

9. Kholodov Zh. K., Kuznetsov B. C. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sport]. 2nd ed. Moscow, Akademiya Publ., 2000, 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.