5. Шутова, Т.Н. Изучение состава тела женщин и мужчин разных возрастных периодов в управлении состоянием здоровья / Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 299-303.
6. Юдашкина, Е.Е. Стратегическое планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода / Е.Е. Юдашкина, А. Л. Никазаченко, К. А. Лебедев // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-2 (85). - С. 1062-1065.
7. Muller, S. Analysis of national and international performance development in ski jumping / S. Muller, S. Kreibich, G. Wiese // Training science. - 2014. - No. 21 (2). - P. 97-111.
REFERENCES
1. Kovtun, V.A., Averyanova Y.O., Vitko S.Y. and Barkovsky E.S. (2018), "Sports nutrition and its types", Materials of scientific and practical conference: Psychology of sport: current challenges and the way of development, Moscow. pp.168-172.
2. Lebedev, G. K. (2016), "Improvement of stage and operational control in the training process of ski jumpers on the example of sports school "Stork" (N. Tagil)", Problems of improvement of physical culture, sports and Olympism, No. 1, рp. 125-131.
3. Nutsalov, N.M. and Barkovsky E.S. (2019), "Research of means determining the level of development of General endurance", Materials of the International scientific and practical conference: Physical culture, sports, tourism: innovative projects and best practices, Moscow, pp. 225-228.
4. Pichaev, R.R, Salavatov K.A. and Musayev A.S. (2019), "Body composition and physical fitness ski jumpers 16-20 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), рр. 353357.
5. Shutova, T. N. and Rybakova, E.O. (2018), "Study of body composition of women and men of different age periods in health management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (166), рp. 299-303.
6. Yudashkina, E.E., Nikazachenko. A.L., and Lebedev. K.A. (2017), "Strategic planning of socioeconomic processes based on the cognitive approach", Economics and entrepreneurship, No. 8-2 (85), pp. 1062-1065.
7. Muller, S, Kreibich S. and Wiese G. (2014). "Analysis of national and international performance development in ski jumping", Training science, No. 21 (2), pp. 97-111.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.02.2020
УДК 796.325
РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Диана Александровна Кривошеева, студент, Тихоокеанский государственный университет,
г. Хабаровск
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы прыжковой игровой деятельности в волейболе, улучшения специальной физической подготовки волейболистов в тренировочный период, а также значимости этого инструментария для результативности соревновательной деятельности. Особое внимание уделено механизму, средствам и методам развития прыгучести. Представлены универсальные упражнения для развития прыгучести, которые целесообразно включать в тренировочный процесс волейболистов разных половозрастных групп, в том числе и юных волейболистов. На основе результатов анкетирований о предпочтении студентами занятий волейболом в рамках реализации элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в вузе, обосновано, что его использование является средством привлечения обучающихся к учебным занятиям по физической культуре в школе, в вузе и к внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: волейбол, прыжковая игровая деятельность, прыгучесть, упражнения, элективная физическая культура, вуз.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p469-475
JUMPING ABILITY DEVELOPMENT IN A TRAINING PROCESS OF VOLLEYBALL PLAYERS
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Diana Ale-ksandrovna Krivosheeva, the student, Pacific National University, Khabarovsk
Abstract
The article deals with the volleyball jumping game activity issues, improvement of volleyball players' special physical preparation in the training period, as well as the importance of this tool on the effectiveness of competitive activity. Particular attention is paid to mechanism, means and methods of jumping ability development. Universal exercises for jumping ability development are presented, which would be appropriate to include into the training process of the volleyball players of different age and gender groups, including young volleyball players. Basing on the results of questionnaires on students' preference for volleyball in the framework of elective disciplines' (modules') implementation in physical education and sport at a University, it is substantiated that its use is a means of attracting students to physical education classes at school, at the University and to extracurricular sports activity.
Keywords: volleyball, jumping game activity, jumping ability, exercises, elective physical education, University.
ВВЕДЕНИЕ
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической, технической и тактической подготовки игроков. Прыжковая игровая деятельность доминирует в соревновательном процессе волейболистов. Прыжковая подготовленность волейболистов во многом определяет исход игры, так как до 90-95% выигрыша очков в игре достигается борьбой над сеткой (блок, нападение). Главной составляющей прыжковой игровой деятельности является прыгучесть. В связи с чем оптимизация средств и методов развития прыгучести у волейболистов и повышение эффективности их прыжковой подготовки являются актуальными.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Прыгучесть - это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, подач, блокирования и вторых передач в прыжке. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила (способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения), проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон [2].
Для раскрытия представления о прыгучести разберём технику выполнения прыжка, которая состоит из двух фаз:
1) фазы амортизации (сгибание ног). В этой фазе центр тяжести направляется вниз и приближается к точке опоры; угол сгибания в коленном суставе, при выполнении прыжка для нападающего удара, колеблется от 90 до 110 град.; работа мышц приобретает уступающий характер;
2) фазы активного отталкивания. В данной фазе происходит удаление центра тяжести от опоры, характер работы мышц меняется на преодолевающий. Максимум усилий возникает в момент перехода от уступающей работы к преодолевающей.
По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-сило-вых упражнений с ациклической структурой движений, где в главном звене - толчке - развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер.
Кривая взрывного усилия трёхкомпонентная и качественно определяется такими свойствами нервно-мышечного аппарата, как максимальная сила мышц, способность к
быстрому проявлению внешнего усилия в начале напряжения мышц (стартовая сила), способность к наращиванию рабочего усилия в процессе разгона перемещаемой массы - ускоряющая сила. Но силу мгновенно проявить нельзя. Мышцам необходимо время, чтобы проявить максимальную силу. Поэтому ведущим фактором силовых способностей будет не сама величина проявляемой силы, а скорость её нарастания, т. е. градиент силы. Чем меньше длительность нарастания силы до её максимального значения, тем выше результативность выполнения прыжков.
В связи с чем в скоростно-силовых упражнениях повышение максимальной силы может не привести к улучшению результата. Спортсмен, имеющий меньшие силовые показатели, но высокие значения градиента, может выиграть у соперника с большими силовыми возможностями [5].
Таким образом, для развития прыгучести решающее значение имеют следующие факторы:
1) способность мышц быстро проявлять необходимый максимум динамической силы, а не быстроты движений;
2) реактивная способность нервно-мышечного аппарата спортсмена, проявляющаяся в быстроте переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую [4].
В результате развития прыгучести нападающий игрок поднимает высоту съема мяча, что при превосходстве данного показателя над блоком соперника может позволить нападать из 2-й, 3-й и 4-й зоны над блоком, делая его абсолютно бесполезным. В случаях, когда это невозможно, развитие вертикального прыжка позволяет нападающему открыть для себя больше плоскости для нападения как из 2-3-4-й зоны, так и при выполнении «Пайпа» (игрок первого темпа создает впечатление нападающего удара, в то время как игрок шестой зоны на самом деле бьёт по мячу). Это способствует увеличению коэффициента полезного действия вертикального прыжка и улучшению процента удачно выполненных элементов. В свою очередь высокий вертикальный прыжок блокирующего даёт возможность уменьшить риски удара над блоком, что, собственно, и увеличивает его шансы на успешное блокирование.
Наибольший вклад в вертикальный прыжок обеспечивается разгибанием ног в коленных суставах (в среднем 56%) и разгибанием в голеностопных суставах. Суммарный вклад мышц в разгибание коленного и голеностопного суставов ног в преодолевающем режиме составляет в среднем 78%, основная доля этого вклада приходится на мышцы задней поверхности бедра и голени.
Итак, прыгучесть - это комплексное качество, основу которого составляют сила мышечных групп, участвующих в прыжке, и скорость сокращений мышечных волокон при оптимальной амплитуде движения. Прыгучесть определяется способностью нервно-мышечного аппарата (достижение достаточно высоких показателей силы ног в максимально короткое время) [4, 6].
Существенно важен для достижения тренировочного эффекта и спортивного результата на всех этапах подготовки волейболистов оптимальный выбор средств и методов развития прыгучести. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные (собственно нападающие удары, блокирование) и имитационные упражнения [2]. Эффективные средства для развития прыгучести: скоростно-силовые упражнения с отягощениями; прыжки через препятствия; прыжки в «глубину», которые служат сильным раздражителем нервно-мышечного аппарата и в большей мере обеспечивают проявление значительных усилий при отталкивании [3]. При этом, как отмечают ряд авторов [4, 6], упражнения с отягощением выполняют роль дополнительного средства развития прыгучести, а основным средством являются прыжковые упражнения.
Развитие прыгучести начинается с развития силы с помощью упражнений общего воздействия, а в дальнейшем мышечную силу и скорость сокращения мышц рекомендуется
развивать параллельно [2].
Упражнения, используемые в прыжковой подготовке волейболистов, можно условно разделить на специфические и неспецифические. К специфическим упражнениям относят такие упражнения, как нападающие удары, блокирование и их имитация, к неспецифическим - упражнения с отягощениями и прыжковые упражнения (многоскоки, перепрыгивания через предметы, прыжки в длину, прыжки на одной ноге и др.), не сходные по своей биомеханической структуре со специфическими [1, 4].
В упражнениях с отягощением вес отягощения подбирается в зависимости от мор-фофункциональных особенностей и уровня подготовленности волейболиста, а также в процентах от его массы тела и в зависимости от характера упражнения: приседание - до 80%, выпрыгивание - до 40%, выпрыгивание из приседа - до 30%.
Для развития и совершенствования прыгучести в основном используют следующие методы: повторный метод, метод круговой тренировки, метод сопряженного (совмещенного) воздействия, метод кратковременных усилий, соревновательный метод, игровой метод, интервальный. Выбор метода зависит от конкретных задач тренировочного процесса, избираемого способа регулирования и дозирования параметров нагрузки (длительность, интенсивность, количество повторений упражнений, продолжительность и характер отдыха), а также от возрастных особенностей волейболистов. Так, для развития прыгучести юных волейболистов до 14 лет рекомендуется использовать только повторный, круговой тренировки, соревновательный, игровой методы.
Основным методом прыжковой подготовки является повторный метод, который имеет две разновидности [4]:
1) многократное преодоление непредельного сопротивления с предельной скоростью сокращения мышечных волокон.
Пример для тренировки:
- прыжки вверх из положения полуприседа (максимальные мышечные усилия в короткое время);
- имитация нападающих ударов, блокирования на месте и после перемещения (несколько серий);
2) многократное преодоление непредельного сопротивления с непредельным числом повторений со сменой усилий.
Пример для тренировки:
- серийные прыжки с разбега с доставанием разметки, как можно выше (7-8 раз), -1 серия;
- продвижение прыжками с одной ноги на другую со штангой на плечах (10-15 раз в серии) - 2 серии;
- прыжки вверх из глубокого приседа (10-15 раз) - 3-4 серии.
В целенаправленной тренировке ведущей задачей в совершенствовании прыгучести у подготовленных волейболистов является специальная подготовка, направленная на укрепление тех групп мышц, которые несут основную нагрузку в прыжках, - это разгибатели коленного, тазобедренного суставов и сгибатели стопы.
Величина и направленность сдвигов в организме спортсмена при выполнении упражнений зависит от компонентов физической нагрузки (интенсивности, продолжительности, времени отдыха, числа повторений). Варьируя компоненты физической нагрузки, можно добиться различного тренировочного эффекта при выполнении одного и того же упражнения.
По характеру ответных физиологических реакций основные упражнения можно разделить на следующие группы:
1) упражнения для скоростно-силовой подготовки (смешанное аэробно-анаэробное воздействие): интенсивность выполнения - переменная (ЧСС от 150 до 190 уд/мин); методы тренировки - переменный, повторный;
2) упражнения для развития специальной выносливости (прыжковой выносливости) (анаэробно-гликолитическое воздействие нагрузки): интенсивность выполнения -близкая к максимальной; продолжительность выполнения одной серии - 1-4 мин; паузы отдыха между сериями - 2-4 мин; количество серий - 5-7; повторный метод тренировки.
Прыжковая выносливость волейболиста характеризуется способностью к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Для её развития необходимо многократное, высокоинтенсивное, но непродолжительное воздействие нагрузки, чтобы организм спортсмена работал в условиях кислородного долга, в режиме соревновательного упражнения. Средствами тренировки являются прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без них, имитационные, основные упражнения.
При построении серии упражнений для развития специальной выносливости можно исходить не из стандартного времени пауз отдыха, а устанавливать эти паузы в зависимости от быстроты возвращения частоты пульса к уровню 120-130 уд./мин. Практически это выглядит так: после каждой «порции» работы волейболист подсчитывает пульс пальпа-торно по 10-секундным отрезкам. Как только пульс снизится до 20-21 удара за 10 с, можно начинать следующую серию упражнений [2].
Практический опыт и данные научно-методических работ позволили нам выделить универсальные упражнения для развития прыгучести, которые целесообразно включать в тренировочный процесс волейболистов разных половозрастных группах, в том числе и юных волейболистов.
Перечень упражнений для развития прыгучести:
1. Зашагивание на тумбу (степ-шаг). Чередование сериями с правой и с левой ноги (в серии не менее 10 раз на каждую ногу).
2. Зашагивание на тумбу с выпрыгиванием вверх. Чередование сериями с правой и с левой ноги (в серии не менее 10 раз на каждую ногу).
3. Запрыгивание на тумбу на две ноги, вниз сшагивание.
4. Запрыгивание на тумбу с выпрыгиванием вверх, вниз сшагивание.
5. Прыжки через барьеры с двух ног без подскоков и без остановок (не менее 10 барьеров).
6. Запрыгивание на тумбу, спрыгивание с тумбы с быстрым запрыгиванием на другую тумбу - с продвижением вперёд.
7. Прыжки со скакалкой - высокое отталкивание со «складыванием». Максимальное отталкивание от поверхности, в воздухе подтягивание прямых ног вперёд.
8. Прыжки на одной, двух ногах вперёд по лестничным ступенькам.
9. Прыжки вверх на одной, двух ногах, подтягивая колени к груди.
10. Прыжки вверх из положения полуприседа, из глубокого приседа.
11. Прыжки из глубокого приседа вверх, подтягивая колени к груди.
12. Лёжа на спине - отталкивание подвижного груза ногами.
Безусловно, представленный перечень не исчерпывает всего разнообразия упражнений для развития прыгучести. Творческий подход при составлении плана тренировок поможет тренеру использовать многообразие комплексов на основе приведенных упражнений.
Использование на тренировках различных упражнений целесообразно и необходимо для того, чтобы, во-первых, не было однотонной физической работы, которая подавляла бы психику спортсмена и вызывала переутомление, во-вторых, чтобы с помощью разнообразия не допускать пассивности волейболиста при выполнении большого количества упражнений.
При планировании прыжковой подготовки необходимо соизмерять прыжковый тренировочный объем с соревновательным объемом и не допускать перетренированности волейболистов.
Количество повторений упражнений определяет величину воздействия нагрузки на организм. Если увеличить число повторений при работе со средней интенсивностью, то будет поддерживаться на высоком уровне деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем длительное время. При выполнении упражнений с максимальной интенсивностью увеличение числа повторений может привести к исчерпыванию энергетических ресурсов спортсмена, что может негативным образом сказаться на его работоспособности.
Регулярные тренировки на фоне утомления приводят к тому, что структура динамических скоростно-силовых навыков выполнения технических приёмов расстраивается, движения становятся плавными, без акцентов проявления мощности, что сказывается на конечном результате волейболистов.
Важное значение в организации тренировочного процесса имеет сочетание нагрузок в недельных микроциклах. Так, прирост прыгучести наблюдается при выполнении упражнений с незначительными отягощениями - через день, а без отягощения - при выполнении прыжковых упражнений (в небольшом объеме) ежедневно. Что необходимо учитывать при составлении плана тренировок.
Волейбол - это командная спортивная игра, поэтому планирование развития и совершенствования прыгучести необходимо осуществлять как для каждого игрока, так и для всей команды. Для этого необходим контроль уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости волейболистов по тестам, что позволит судить о возможностях волейболиста и вносить коррективы в планы становления «прыжковой» формы.
При планировании прыжковой подготовки необходимо уделять внимание развитию гибкости волейболистов. Способность выполнять движения с большой амплитудой обеспечивает быстроту и экономичность движений, в то время как недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений спортсмена, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. Поэтому необходимая амплитуда движений различных звеньев тела (суставов позвоночного столба, тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и др.) - также важное условие успешного выполнения прыжка.
Безусловно важно, что волейбол в настоящее время вызывает интерес в молодёжной среде, и его использование является средством привлечения обучающихся к учебным занятиям по физической культуре в школе, в вузе и занятиям во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.
Так, проведённое нами в 2016 г. анкетирование студентов 1-3-х курсов, на примере Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), показало [7], что из 22 предложенных видов спорта или двигательной активности, которыми они хотели бы заниматься в рамках реализации элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в вузе, волейбол занял первое место в рейтинге, его выбрали 25,3% опрошенных студентов (при возможности выбора нескольких вариантов ответа).
Аналогичное анкетирование в сентябре 2019 г., в котором приняли участие 529 первокурсников, поступивших в ТОГУ, показало, что волейбол выбрали 27,8% студентов, он занял второе место в общей оценке юношами и девушками популярных видов спорта или двигательной активности для занятий по интересам в рамках элективной физической культуры.
В связи с чем организация учебно-тренировочных групп по волейболу будет способствовать повышению интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе, повышению уровня их общей и специальной физической подготовки.
Таким образом, прыгучесть можно отнести к одному из ключевых специальных физических качеств, необходимых волейболисту для успешной игровой деятельности. Прыгучесть - это комплексное качество, зависящее от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями, основные и имитационные упражнения. Необходима индивидуализация работы по совершенствованию прыгучести
волейболистов, планирование прыжковой подготовки как для команды, так и для каждого игрока. Интерес обучающихся к занятиям волейболом свидетельствует о целесообразности его использования как средства привлечения школьников и студентов к учебным занятиям по физической культуре и к внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев, А.В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 37.
2. Волейбол / под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - Москва : ТВТ Дивизион, 2009. -
360 с.
3. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - Москва : Академия, 2004. - 520 с.
4. Суханов, А.В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов / А.В. Суханов, Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина. - Москва : Всероссийская федерация волейбола, 2012. - 24 с.
5. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - Москва : Советский спорт, 2010. - 464 с.
6. Фомин, Е.В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, Л.В. Силаева. - Москва : Спорт, 2018. - 192 с.
7. Щетинина, С.Ю. К вопросу об организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / С. Ю. Щетинина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 30-32, 49.
REFERENCES
1. Belyaev, A.V. and Bulykina, L.V. (2004), "Jumping preparation of volleyball players in the preparatory period basing on an analysis of their competitive activity", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 37.
2. Belyaev, A.V. and Savin, M.V. (2009), Volleyball, TVT Division, Moscow.
3. Zheleznyak, Yu.D. and Portnov, Yu.M. (2004), Sports: technique, tactic, teaching methodology, Academy, Moscow.
4. Suhanov, A.V., Fomin, E.V. and Bulykina, L.V. (2012), Jumping ability and jumping preparation of volleyball players, VFV, Moscow.
5. Kuramshin, Yu.F. (2010), Theory and methodology of physical culture, Soviet Sport, Moscow.
6. Fomin, E.V., Bulykina, L.V. and Silaeva, L.V. (2018), Physical development and physical training of young volleyball players, Sport, Moscow.
7. Schetinina, S.Yu. (2017), "Some aspects of education process design for academic physical education discipline in context of Federal State Higher Education Standard (FSHES) implementation", Physical culture: upbringing, education and training, No. 2, pp. 30-32, 49.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.02.2020
УДК 796.856.2
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ ВТФ ЗА СЧЁТ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗНОИНТЕРВАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,
г. Москва
Аннотация
В статье осуществлен поиск и исследование наиболее эффективных методов построения тренировочных занятий, анализ различных подходов при развитии возможностей спортсменов ударных