УДК 1/159.9 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10061
ББК 88 © В.А. Балашова, А.А. Звездина, 2018
Научная специальность 19.00.05 — социальная психология
СКЛОННОСТЬ К РИСКУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Вера Алексеевна Балашова, старший преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД, кандидат психологических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Анастасия Андреевна Звездина, курсант 4 курса ФПСОПП
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуется склонность к риску у будущих оперативных сотрудников полиции как психологическая готовность к преодолению препятствий в условиях противодействия. Представлена взаимосвязь склонности к риску с уровнем мотивации и типом поведения в конфликтных ситуациях. Склонность к риску рассматривается как детерминанта психологической готовности к преодолению негативных условий и обстоятельств, к противоборству и противодействию.
Ключевые слова: психология риска, склонность к риску, психологическая готовность, мотивация, конфликт, фрустрация, волевые качества личности, экстремальный характер деятельности, тип поведения.
RISK APPETITE AS PSYCHOLOGICAL READINESS TO OVERCOME OBSTACLES IN THE FACE OF COUNTERACTION
Vera A. Balashova, senior lecturer of the Department legal psychology of UNC PSD, candidate of psychological sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow,
ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Anastasia A. Zvezdina, student of the 4 course FPSOPP
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. This article is devoted to the study of risk propensity of future operational police officers as a psychological readiness to overcome obstacles in the face of resistance. The interrelation of risk propensity with the level of motivation and type of behavior in conflict situations is presented. The propensity to risk is considered as a determinant of psychological readiness to overcome negative conditions and circumstances, confrontation and opposition.
Keywords: risk psychology, risk propensity, psychological readiness, motivation, conflict, frustration, volitional qualities of personality, extreme nature of activity, type of behavior.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Балашова В.А., Звездина А.А. Склонность к риску как психологическая готовность к преодолению препятствий в условиях противодействия. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):309-313.
Риск в жизни человека играет особую роль. Каждый человек в своей жизни когда-либо тем или иным образом рискует, добиваясь желаемого результата. Для некоторых людей риск — это неотъемлемая часть жизни, способствующая получению незабываемых эмоций, проверки себя на прочность, проявлению авантюризма. Есть люди, которые получают удовольствие от того, что рискуют и становятся зависимыми от этого состояния. На сегодняшний день общество сталкивается с тем, что риск присутствует не только в экстремальных видах профессиональной деятельности, но также и в экстремальных увлече-
ниях, которые подчас становятся причиной жизненных трагедий.
Однако, благоразумная склонность к риску может быть обоснована и привести к достижению заветных целей. Как говорится, «Риск — дело благородное!».
Склонность к риску представляет собой устойчивую, но вторичную характеристику индивида, так как обусловливается наличием у человека других личностных особенностей — стремлением к поиску новых ощущений, упорством, импульсивностью, тревожностью и самоэффективностью [9, с. 51, 52].
Риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели [1, с. 104].
Актуальность исследования: профессиональная деятельность оперативного сотрудника полиции обладает выраженным экстремальным характером. Воздействие различного рода стрессовых факторов, интенсивное взаимодействие с асоциальными, аддиктив-ными и криминальными личностями, высокий уровень требований к профессионально-нравственным качествам и персональной ответственности обусловливают психическую напряженность в данной деятельности.
Профессиональная деятельность оперативных сотрудников — это экстремальный вид деятельности, связанный с опасностью, риском, необходимостью соблюдения конспирации, проявления находчивости, осмотрительности, значительной умственной и эмоциональной напряженности [18].
Под экстремальной ситуацией в оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД понимают ситуацию, которая возникла в условиях решения оперативно-служебной задачи, связана с повышенными умственными, психическими и физическими нагрузками, а также опасностью для жизни и здоровья [5].
Действия в экстремальных условиях выделяются значительной интенсивностью, напряженностью, высокими нагрузками, при которых человеческая психика действует в условиях максимально возможных нагрузок [15].
Особый психотравмирующий фактор деятельности оперативного сотрудника полиции связан с противодействием преступности, которое сопряжено с высоким уровнем риска для жизни, здоровья и безопасности.
Разнообразие социальных (нередко нестандартных) ситуаций, конспиративно-ролевое поведение, конфиденциальность информации, конфликтный характер взаимодействия с теми, кто преступает закон, иные специфические особенности служебной деятельности сотрудника оперативного подразделения подразумевают наличие не только развитых профессионально важных качеств таких, как коммуникативные, эмоционально-волевые, интеллектуальные, но и благоразумной склонности к риску.
Объект исследования: склонность личности к риску.
Предмет исследования: склонность к риску как психологическая готовность к противодействию.
Цель исследования: изучить склонность к риску у курсантов, обучающихся на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции, как детерминанту к противодействию.
Задачи исследования:
1. Определить степень склонности к риску у испытуемых.
2. Выявить доминирующий тип поведения в ситуациях, имеющих конфликтный характер.
3. Проанализировать взаимосвязь между склонностью к риску и типом поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: склонность личности к риску обусловливает ее психологическую готовность к преодолению негативных условий, т.е. к противодействию, а именно:
♦ высокой степени склонности к риску соответствует наступающий тип поведения;
♦ низкой степени склонности к риску соответствует уступающий и избегающий тип поведения;
♦ отрицающий тип поведения может проявляться при высокой и низкой склонности к риску.
Эмпирическая база исследования: курсанты 3-го и 4-го курсов факультета подготовки оперативных сотрудников полиции Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Методы исследования: психодиагностические методики: тестирование и проективная методика, методы количественного и качественного анализа.
Конкретного понятия риска не существует, поскольку каждый человек сам для себя определяет, что для него является риском. Риск обладает множественными и неоднозначными особенностями. Склонность к риску чаще всего имеет генетическую основу.
Интерес к психологии риска обусловлен наличием экстремальных профессий, увлечений, а также различного рода аварийно-опасных ситуаций. Изучение психологических особенностей личности, склонной к риску, и анализ условий, сопряженных с критическими ситуациями, направлены на минимизирование степени риска и связанных с ним негативных последствий.
Знания в области психологии риска представлены научными трудами отечественных и зарубежных авторов, такими как: М.А. Котика, О.С. Дейнека, Д. Клебельсберга, А.Д. Журавлева, Ф. Мерца,
А. Гора, Е.П. Ильина, Ю.А. Зубка, Б.Ф. Ломова, П. Словика, А.А. Кудрявцева и др.
Необходимость преодоления препятствий в условиях противодействия и противоборства имеет явный конфликтный характер, что требует проявления волевого усилия, а иногда и психологической готовности рисковать.
В ситуациях конфликтного взаимодействия выделяют четыре типа взаимодействия: наступающий, уступающий, избегающий, отрицающий.
Наступающий тип поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия характеризуется стремлением к преодолению препятствий и трудностей, добиваясь поставленных перед собой целей. При этом действия осуществляются напористо и агрессивно.
Уступающий тип поведения характеризуется согласием на любое предложение, которое даже не выгодно для самого субъекта, в связи с тем, что он хочет избавиться от дискомфорта. Чаще всего такие люди стараются присоединиться к тому, кто сможет за них все решить.
Избегающий тип поведения характеризуется желанием избежать обсуждения той или иной проблемы, это связано с чувством вины или недопониманием сути затронутой проблемы. Такой тип поведения присущ людям, которые не берут на себя ответственность, не проявляют инициативу и настойчивость из-за непонимания сути проблемы.
Отрицающий тип поведения не принимает никаких условий и обстоятельств актуального вопроса. Также, чтобы избежать дискомфорта от конфликта, отрицает наличие проблемы. Субъект данного типа поведения любые проблемы никому не рассказывает, а пытается решить самостоятельно.
Готовность к риску оперативного сотрудника полиции понимается как личностное свойство саморегуляции, проявляемое при принятии решений и выборе стратегий поведения в условиях неопределенности.
Согласно результатам проведенного исследования, у 60% курсантов факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции (ФПСОПП) выявлена средняя склонность к риску. Это означает, что испытуемые обладают склонностью к риску, которая проявляется в зависимости от фактических обстоятельств. Человек полностью осознает потенциальный риск, но, не отступая, настойчиво идет к решению поставленной задачи. Т.е.,
стремясь рисковать в одной ситуации, будет стремиться рисковать и в других.
У 40% курсантов ФПСОПП развита склонность к риску в небольшой мере, т.е. человек очень осторожен, не приспосабливается к опасности, а пытается ее устранить. Для людей, имеющих склонность к риску в небольшой мере безразлично, что выбирать — определенный результат с заданным исходом или ряд рискованных вариантов с одним и тем же математическим ожиданием. Такой сотрудник больше склонен к пассивности и замкнутому образу жизни.
Для будущих оперативных сотрудников свойственна средняя склонность к риску. Такой сотрудник решителен в действиях, имеет активную жизненную позицию и уверен в себе. Большинство курсантов обладают благоразумной склонностью к риску, наличие которой подразумевается в их профессиональной деятельности.
Как известно в психологии, склонность к риску связана с мотивацией достижения. В проведенном исследовании 35% курсантов ФПСОПП имеют умеренно высокий уровень мотивации. Данную мотивацию характеризует сильное стремление к успеху, активность, упорство и настойчивость. 24% курсантов ФПСОПП обладают слишком высоким уровенем мотивации. Такие люди много работают для достижения успеха. 23% испытуемых имеют средний уровень мотивации. Таким людям необоходимо вырабатывать в себе уверенность и целеустремленность. Остальные 18% курсантов имеют низкий уровень мотивации.
На основании полученных результатов исследования следует, что склонность к риску не может существовать без мотивации достижения успеха. Данная особенность ярко проявляется в ситуации противоборства. Возможно, именно это толкает оперативных сотрудников полиции на различные авантюры.
Выявление преобладающего типа поведения в ситуации конфликтного взаимодействия показало, что 33% курсантов ФПСОПП имеют наступающий тип поведения. Это означает, что будущие оперативные сотрудники стремятся к преодолению препятствий и трудностей, добиваясь поставленных перед собой профессиональных целей и решая служебные задачи. 24% испытуемых обладают уступающим типом поведения. Это может быть объяснимо спецификой профессиональной деятельности оперативного сотрудника полиции, которая представлена конспиративно-ролевым поведением, вынуждающим порой к «отступлению»
от открытого противоборства для достижения результативности оперативного мероприятия.
Следует также учитывать, что в системе органов внутренних дел существует принцип субординации, следование которому подразумевает тактику «приказ -подчинение».
В результате проведения данного исследования был выявлен, так называемый, смешанный тип поведения в ситуации противодействия, который включает в себя совокупность из двух типов поведения: 19% испытуемых — уступающе-наступающий тип, 9% испытуемых — наступающе-уступающий тип поведения. Выявление данных типов поведения означает наличие определенной психологической гибкости у лиц, профессиональная деятельность которых протекает в условиях конфликтного взаимодействия.
Незначительная часть испытуемых (5%) обладают таким доминирующим типом поведения, как наступающе-отрицающий, который характеризуется, с одной стороны, способностью к конфронтации, а с другой — отрицанием самой проблемы и способов ее решения. Другие 5% испытуемых проявляют насту-пающе-избегающий тип поведения, который характеризуется способностью настаивать на своем, уходя при этом от нежелательных особенностей конфликтного взаимодействия.
Следующие 5% испытуемых обладают уступающе-избегающим типом поведения. Данный тип поведения не может быть приоритетным в профессиональной деятельности, в которой ярко выражен конфликтный характер, поскольку не способствует реализации профессионально важных задач.
Таким образом, у испытуемых преобладает наступающий тип поведения на фоне средней склонности к риску и умеренно высокого уровня мотивации. Умеренно высокий уровень мотивации способствует достижению целей и формированию умения адекватно оценить ситуацию и способы действия.
Наступающий тип поведения в ситуации конфликтного взаимодействия способствует активному противодействию негативным обстоятельствам при достижении поставленной цели. Наличие вариаций данного типа поведения — наступающее-уступающий и уступающее-наступающий — означает психологическую гибкость и готовность действовать в соответствии с обстоятельствами, в том числе, проявляя и адаптивные способности, придерживаясь позиции, чтобы «выиграть войну, стоит проиграть битву».
Благоразумная склонность к риску в сочетании с умеренно высоким уровнем мотивации и наступающим типом поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия подразумевает, что все предпринимаемые действия должны быть продуманы в соответствии с поставленной в рамках профессиональной деятельности целью. В этом и проявляется психологическая готовность к преодолению препятствий в условиях противоречивости и столкновения интересов.
Умеренно высокий уровень мотивации, соответствует профессиональным требованиям личности оперативного сотрудника полиции. Он способствует достижению целей и формирует умение адекватно оценивать ситуацию.
Умеренный риск и адекватно высокая мотивация в сочетании с активной, защищающей свои интересы позицией позволяют адекватно оценить ситуацию, принять правильное решение и достигнуть желаемого результата.
Таким образом, будущим оперативным сотрудникам необходимо развивать такие качества, как стрес-соустойчивость, оперативность, ответственность, коммуникативность, а также психоэмоциональную устойчивость и умение немедленно переключить внимание на окружающие условия: людей, их действия, технические средства, характерные детали события.
В целом, профессиональная деятельность оперативного сотрудника полиции — это постоянный стресс, физическое и психическое напряжение. Именно этим сопровождается борьба с преступностью. И в этой борьбе главным является умение оперативно отреагировать, принять адекватные решения, исход которых должен быть на благо обществу.
Склонность к риску как психологическая готовность к противодействию уместна при профессиональном отборе сотрудников ОВД, а также в деятельности психолога органов внутренних дел с сотрудниками оперативных подразделений.
Литература
1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 2009.
2. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2014.
3. Андрианов А.С. Личностные и профессиональные качества сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
4. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел. Таншкент, 2002.
5. Ахматгатин А.А. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников полиции в экстремальных ситуациях // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2015. № 3(74).
6. Дмитриева Л.А. Психология профессионального общения в следственной деятельности: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2015.
7. Дружинина В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. М., 2001.
8. Желобкевич М.И. Сущность оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и ее значение в борьбе с преступностью: Курс лекций. Руза: МОФ ЮИ МВД России, 2013.
9. Ильин Е.П. Психология риска. СПб., 2012.
10. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Юнити-Дана, 2012.
11. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: Моногр. Пятигорск: ПГЛУ, 2011.
12. Лаундес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций. М., 2016.
13. Овчинников О.М. Профессионально значимые педагогические качества оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы как неотъемлемое условие эффективной служебной деятельности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 3 (39).
14. Шупейко И.Г., Борбот А.Ю., Доморац-кая Е.М., Пархоменко Д.А. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Мн.: БГУИР, 2008.
15. Гончарова Е.М., Марьясис И.Б., Простяков В.В., Бормотин В.Н. Психологические аспекты готовности сотрудников органов внутренних дел к действиям по борьбе с терроризмом // Юридическая психология. 2018. № 3.
16. Психология профессионального общения оперативных сотрудников полиции с гражданами: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2013.
17. Сидоренков А.В. Психология экстремальных ситуаций. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2003.
18. Хакунов А.Б., Гришаков И.А. Психологические значимые составляющие деятельность сотрудников уголовного розыска // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6.
19. Цветков В.Л. Юридическая психология. М.: Юнити-Дана, 2009.
20. ЧуфаровскийЮ.В. Психология оперативно-разыскной деятельности. М., 2006.
21. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: Моногр. М., 2014.
22. Юсупов Ф.М. Общая психология: Курс лекций. Казань: Казанский университет, 2013.
References
1. Aigin A.P. Risk i ego rol' v obshchestvennoy zhizni. M., 2009.
2. Aminov I.I. Yuridicheskaya psikhologiya: Ucheb. posobiye. M.: Yuniti-Dana, 2014.
3. AndrianovA.S. Lichnostnyye i professional'nyye kachestva sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov Rossiyskoy Federatsii. Cheboksary, 2016.
4. Asyamov S.V., Pulatov Yu.S. Professional'no-psikhologicheskiy trening sotrudnikov organov vnut-rennikh del. Tanshkent, 2002.
5. Akhmatgatin A.A. Psikhologicheskiye aspekty professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov politsii v eks-tremal'nykh situatsiyakh // Vestnik Vostochno-Sibir-skogo instituta MVD Rossii. 2015. № 3(74).
6. Dmitriyeva L.A. Psikhologiya professional'nogo obshcheniya v sledstvennoy deyatel'nosti: Ucheb. posobiye. M.: Yuniti-Dana, 2015.
7. Druzhinina V.N. Psikhologiya: Uchebnik dlya gumanitarnykh vuzov. M., 2001.
8. Zhelobkevich M.I. Sushchnost' operativno-ro-zysknoy deyatel'nosti organov vnutrennikh del i eye znacheniye v bor'be s prestupnost'yu: Kurs lektsiy. Ruza: MOF YUI MVD Rossii, 2013.
9. Il'in E.P. Psikhologiya riska. SPb., 2012.
10. Karayani A.G., Tsvetkov V.L. Psikhologiya obshcheniya i peregovorov v ekstremal'nykh usloviyakh. M.: Yuniti-Dana, 2012.
11. Krasnyanskaya T.M. Psikhologiya ekstremal'no-sti: lichnost', sub"yekt, bezopasnost': Monogr. Pyatigorsk: PGLU, 2011.
12. Laundes L. Kak govorit' s kem ugodno i o chem ugodno. Psikhologiya uspeshnogo obshcheniya. Tekh-nologii effektivnykh kommunikatsiy. M., 2016.
13. Ovchinnikov O.M. Professional'no znachimyye pedagogicheskiye kachestva operativnogo sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noy sistemy kak neot"yemlemoye usloviye effektivnoy sluzhebnoy deyatel'nosti // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gu-manitarnyye nauki. 2016. № 3 (39).
14. Shupeyko I.G., Borbot A.Yu., Domorats-kaya E.M., Parkhomenko D.A. Osnovy psikhologii i pe-dagogiki: praktikum dlya studentov vsekh spetsial'no-stey i vsekh form obucheniya. Mn.: BGUIR, 2008.
15. Goncharova E.M., Mar'yasis I.B., Prostya-kov V.V., Bormotin V.N. Psikhologicheskiye aspekty gotovnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del k dey-stviyam po bor'be s terrorizmom // Yuridicheskaya psikhologiya. 2018. № 3.
16. Psikhologiya professional'nogo obshcheniya ope-rativnykh sotrudnikov politsii s grazhdanami. M., 2013.
17. SidorenkovA.V. Psikhologiya ekstremal'nykh situatsiy. Rostov n/D.: Izd-vo RGU, 2003.
18. KhakunovA.B., GrishakovI.A. Psikhologicheskiye znachimyye sostavlyayushchiye deyatel'nost' sotrudnikov ugolovnogo rozyska // Mezhdunarodnyy studen-cheskiy nauchnyy vestnik. 2015. № 6.
19. Tsvetkov V.L. Yuridicheskaya psikhologiya. M.: Yuniti-Dana, 2009.
20. Chufarovskiy Yu.V. Psikhologiya operativno-razysknoy deyatel'nosti. M., 2006.
21. ShumilovA.Yu. Operativno-razysknaya nauka v Rossiyskoy Federatsii: Monogr. M., 2014.
22. Yusupov F.M. Obshchaya psikhologiya: Kurs lektsiy. Kazan': Kazanskiy universitet, 2013.