лучить в семье; усвоить новые формы поведения; осознать и в конечном итоге решить свои проблемы. В процессе занятий люди учатся удовлетворять свои социальные потребности личности: быть любимыми, оцененными, признанными. Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе. Эмоциональный касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих успехов и неуспехов, преимуществ и недостатков, переживания переосмысления изменяющейся самооценки. Конативный, или поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных спо-
собов. Все это в совокупности способствует профилактике рисков в межличностных отношениях.
Таким образом, в процессе тренинговой деятельности его участники расширяют ассортимент поведенческих стратегий в построении межличностных отношений, учатся достижению целей с использованием технологий сотрудничества, осознают допустимую для себя степень самораскрытия в различных межличностных контактах, учатся творчески преобразовывать ситуации взаимодействия и тем самым создавать условия для невозникновения риска, предупреждения тех ситуаций, которые могут вызвать ущерб, нарушить безопасность. В итоге развивается устойчивость к новым неопределенным ситуациям взаимодействия, готовность и навыки творчески проявлять себя в изменяющихся условиях общения и межличностных отношениях.
Примечания
1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. СПб. ; М., 1882. Т. 4. С. 96.
2 См.: Kahneman D., TverskyA. Prospect theory : an analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. № 47(2). P. 263-291 ; Iidem. Advances in prospect theory: cumulative representation of uncertainty // Journal of Risk and Uncertainty. 1992. № 5. P. 297-232.
3 См.: ДиевВ. С. Философская парадигма риска // Журнал ЭКО. 2008. № 12. С. 27-38.
4 МясищевВ. Н. Психология отношений. М., 2003. C. 7.
5 См.: Лактионова Е. Б. Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования // Экопсихологические исследования : сб. материалов 5-й Российской конф. по экологической психологии (Москва, 26-27 ноября 2008 г.) / под ред. В. И. Панова. М., 2009. C. 204.
УДК 141.201.1
И. В. МАЛЫШЕВ
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Психологические характеристики рисков в экстремальных ситуациях
В статье рассматриваются психологические характеристики рисков в аспекте экстремальных условий деятельности. Приводится краткий теоретический обзор проблематики и анализ понятий «риск», «фактор риска», «экстремальные ситуации». Обосновывается характеристика рисков с точки зрения их экстремальности. Представлены результаты анализа и эмпирического исследования склонности и готовности к риску представителей экстремальных профессий (сотрудников органов внутренних дел).
Ключевые слова: риск, экстремальные ситуации, фактор риска, склонность и готовность к риску.
I. V. MALYSHEV
Psychological Characteristics of Risks in Extremal Situations
In the paper psychological characteristics of risks in the aspect of extremal conditions of activity are considered. A short theoretical review of the problem and the analysis of the notions "risk", "risk factor", "extremal situation" are given. The characteristic of risks from the point of view of their extremality is proved. The results of analysis and empirical study of the inclination and readiness to the risk of the representatives of extremal professions (employees of security services) are represented.
Key words: risk, extremal situations, risk factor, inclination and readiness to the risk.
© Малышев И. В., 2011
Проблематика риска в психологической
науке в последнее время привлекает внимание многих ученых. Зачастую это определяется серьезными изменениями, происходящими как в мире, так и в российском обществе. Риски в экономике, политике неизбежно затрагивают и массовое сознание, и личность отдельного человека. Особое значение приобретают психологические составляющие риска в экстремальных ситуациях. Деятельность многих специалистов, жизнь обычных людей все более обусловлена экстремальными условиями, и от принятия единственно правильного решения часто зависит их существование.
Риск как понятие является неотъемлемой частью экстремальной ситуации. Его можно рассматривать с точки зрения опасности - «риск и опасность» - или принятия решения в ситуации неопределенности, в сложных ситуациях выбора и т. д. Так, по мнению Т. В. Корниловой, риск знания (или риск незнания) предполагает оценку некоторой опасности для субъекта, просматриваемую в аспекте целедостижения1. «Опасность» как психологическое понятие имеет двоякую направленность: опасности можно подвергаться самому (принимая то или иное решение) и опасности можно подвергать других, т. е. риск здесь может учитываться не только в аспекте его связи с последствиями, но и направленностью изменений ситуации. Например, интеллектуальное решение имеет риск опасности для лица, принимающего решение, или для других людей. Связь риска с опасностью вводит проблему ответственности за принятие решения в соответствии с ее социальной или юридической оценкой2.
В. Даль глагол «рисковать» определяет как «пускаться наудачу, на неверное дело, наудалую, отважиться, идти на авось, делать что-то без верного расчета, подвергаться случайности, действовать смело, предприимчиво, надеясь на счастье, ставить на кон, подвергаться чему-то, известной опасности, превратнос-ти...»3 Здесь прослеживается связь результата действий с не зависящими от субъекта обстоятельствами, с неподготовленностью или непродуманностью его действий. Это те характеристики поведения человека, в котором, с одной стороны, заметно активное начало, а с другой - эта активность означает готовность к неподготовленному действию, которое не всегда зависит от субъекта.
В психологическом словаре термин «риск» обозначен как «ситуативная характе-
ристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха»4. В соответствии с данным пониманием риск в психологической науке принято рассматривать с трех сторон: он может быть обозначен в качестве меры ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, которая определяется сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий. Другое понимание риска связано с неким действием, грозящим субъекту определенной потерей (проигрышем, травмой, ущербом). В соответствии с этим выделяют риск мотивированный (в расчете на ситуативные преимущества в деятельности) и риск не мотивированный, а также риск оправданный и неоправданный. Риск выступает и как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия, исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями: менее привлекательным, но более надежным и более привлекательным, но менее надежным5. В настоящее время понятие риска все более раскрывается в аспекте его принятия, например активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному.
Т. В. Корнилова выделяет «негативный контекст понимания риска как возможного ущерба в результате выбора или действия вероятностно представленных внешних факторов», или «риск потерь», который рассматривается как следствие выбора в условиях неопределенности6.
Риск в экстремальных ситуациях имеет свои специфические составляющие, которые во многом граничат с самим пониманием термина «экстремальный». В соответствии с этим необходим анализ данного понятия.
В психологии термин «экстремальный» обозначен как «крайний, предельный», а понятие «экстремальная ситуация» предполагает усложнение условий жизни и деятельности личности и имеет для нее особую значимость7. Данное понятие многогранно и определяется, в первую очередь, ситуациями и факторами. Определяющим фактором является опасность, непосредственная угроза для жизни и здоровья людей или катастрофическое разрушение их деятельности. Экстремальные ситуации могут быть стрессовыми, чрезвычайными, трудными.
Н. И. Наенко считает, что трудная ситуация характеризуется сложностью задачи, ее повышенной значимостью, строгими усло-
виями, риском, высокой ценой возможной ошибки, в то время как от разрешения экстремальной ситуации зависит дальнейшее существование субъекта8. Экстремальность, таким образом, означает не только уровень чрезвычайного воздействия, обладающего предельными значениями, но и характеризует индивидуальные особенности субъекта и его актуальные возможности.
В. Л. Марищук под экстремальными факторами понимает эмоциогенные воздействия в связи с опасностью (повышенный риск для жизни, физического и психического здоровья) и трудностью работы9.
А. М. Столяренко отмечает, что экстремальные ситуации характеризуются предельным внутренним напряжением и перенапряжением, которые испытывает человек. Здесь высока вероятность снижения успеха, срыва действий. Гиперэкстремальные ситуации предполагают нагрузки, значительно превышающие возможности человека, которые приводят к опасным последствиям и разрушают его обычное поведение10. В профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов автор определяет следующие экстремальные факторы: большую персональную ответственность, дефицит времени при принятии решений, необходимость постоянной готовности к неожиданным ситуациям, высокий уровень конфликтных ситуаций, воздействия криминогенных структур и т. д.
Важное значение имеют и индивидуальные особенности отношения личности к экстремальным условиям. По мнению В. А. Петровского, возможны две категории реакций: 1) избегания, ухода от опасности; 2) стремления навстречу опасности (продиктовано социальной установкой). Под влиянием психологических и социально-психологических условий отношение к опасности приобретает индивидуальные черты и становится компонентом экстремальной устойчивости личности11.
Б. А. Смирнов к экстремальным условиям деятельности относит: высокую «стоимость» (ответственность) принимаемых решений; работу в уникальных условиях, сопряженных с опасностью для жизни; усложнение выполняемых функций; увеличение темпа деятельности; монотонность работы в условиях ожидания сигнала к экстренным действиям (труд ожидания); совмещение различных по целям действий в одной деятельности (совмещен-
ная или раздвоенная деятельность); переработка больших объемов и потоков информации (перегрузка информацией); дефицит времени на выполнение требуемых действий; усложненные факторы рабочей среды и т. п.12
Существенное значение для понимания психологической характеристики рисков в экстремальных ситуациях имеет понятие «фактор риска». Фактор риска является одним из проявлений экстремальных условий и оказывает существенное влияние на переживания человека в экстремальных ситуациях. Он представляет собой психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризуется наличием угрозы жизни. Так, в изменившихся (непривычных) условиях возникает психическая напряженность, которая проявляется в мимике, речевой активности, глубине сна и т. д. Как отмечает Б. А. Смирнов, у людей, попадающих в измененные условия впервые, сразу же после преодоления психологического барьера психическая напряженность сменяется чувством радости, доходящим до эйфории и психомоторного возбуждения. В генезе развития аффективных состояний прослеживается неподготовленность человека к деятельности в условиях угрозы для жизни; развиваются аффективные неврозы в виде страха, выраженных двигательных возбуждений и длительного ступора, которые часто приводят к неадекватным реакциям13.
Т. А. Корчемный на примере деятельности спасателей классифицировал основные группы факторов риска, которые относятся к разряду экстремальных. Среди них принято выделять внешние факторы - макросреду (надежность экономики страны, морально-психологическая обстановка в регионе), внешние факторы - микросреду (подготовленность и укомплектованность группы, уровень руководства), социально-психологические особенности подразделения, организации (цели, интересы, настроения, социальные чувства, лидерство, конфликты и т.д.), факторы, способствующие восприятию проблемных ситуаций как субъективно экстремальных (индивидуальные особенности личности, социально обусловленные личностные качества, которые проявляются в особенностях межличностного взаимодействия)14.
Соотнесение понятий «риски» и «экстремальные ситуации» позволяет обозначить их общие психологические характеристики. Это восприятие ситуации как угрожающей жизни
и здоровью; ощущение неопределенности, особенно в процессе выбора сложного решения; внезапность возникновения чего-то, которая требует высокой мобилизации и готовности личности; изменение адаптационного баланса, приближение его к пороговым значениям; ощущение угрозы ведущим жизненным ценностям, недостаточное количество времени для принятия правильного решения; необходимость поддержания высокой мобилизационной готовности, которая сочетается с состоянием монотонности, обусловленной однообразием в работе; напряженность, высокий риск возникновения сложных взаимоотношений в семье, с коллегами; риск конфликтности во взаимоотношениях с населением или с криминализированными личностями в чрезвычайных ситуациях (в деятельности правоохранительных органов, военных); риск привлечения к уголовной (административной) ответственности за неправильное (несвоевременное или поспешное) принятое решение и т. д.
Таким образом, на первый план выходят внешние факторы рисков. Это собственно экстремальные ситуации и их психологические составляющие, характеризующие риски в особых условиях деятельности, например негативные факторы среды (шум, вибрация, излучение, температурные условия, монотонность, совмещенные действия, непрерывность действий и т. д.). Среди этой группы факторов выделяют информационные (дефицит и перегрузка информацией), а также факторы влияния, характеризующие отдельные виды экстремальной деятельности (оказание психологического давления со стороны правонарушителей). Особое значение имеют внутренние факторы рисков, к которым следует отнести индивидуальные и социально-психологические характеристики личности. Сюда в первую очередь относится уровень личностной стабильности (надежность, уверенность в себе, стрессо-устойчивость, уровень социальной активности, коммуникативность, ценностные ориентации личности и т. д.). В этой связи нас интересует личностный аспект проблематики риска в экстремальных ситуациях. Как полагает Т. В. Корнилова, существенным свойством интеллектуально-личностной регуляции принятия решения является готовность субъекта к решениям в условиях неопределенности, предполагающая «принятие риска». Людям в разной степени присуще понимание
того, когда от них требуется самостоятельность в принятии решения, и они в разной степени чувствительны к восприятию риска в ситуации принятия решения15. Таким образом, склонность и готовность к риску играют важную роль в его принятии в экстремальных ситуациях.
В соответствии с изложенным целью нашего исследования является изучение склонности и готовности к риску людей, служащих в экстремальных ситуациях.
В эмпирическом исследовании в качестве диагностических методов применялись: методика диагностики степени готовности к риску А. Шуберта, опросник изучения склонности к риску А. Г. Шмелева, анкета, разработанная для изучения особенностей риска в экстремальных ситуациях деятельности (в правоохранительных органах) и выявления «зоны» рисков. Выборку исследования составили сотрудники органов внутренних дел (служащие в Саратовской области), реализующие свою профессиональную деятельность в экстремальных условиях. Всего в исследовании участвовали 42 человека, в возрасте от 24 до 45 лет.
Анализ результатов диагностики склонности к риску специалистов, взаимодействующих в сложных или экстремальных условиях, показывает, что у большинства испытуемых средний уровень склонности к риску (79 %). Низкий уровень выявлен у 12 % и высокий только у 9 % испытуемых. Учитывая служебный стаж большинства, а он достаточно велик (от 7 лет и более), можно сказать, что значительное влияние на склонность к риску сотрудников ОВД оказывают их профессиональная социализация и характер выполняемой деятельности. Исходя из этого, специалисты становятся более осмотрительными, их действия - продуманными, а риски - оправданными и зависят от конкретной ситуации.
Результаты диагностики по методике Шуберта свидетельствуют о низкой готовности к риску большинства служащих (62 %), средний уровень выявлен у 29 % и высокий только у 9 %. Низкая готовность к риску характеризует особенности данного служебного коллектива, так как не является закономерным явлением для служащих в экстремальных условиях. Можно предположить, что это, скорее всего, ситуационная характеристика. В пользу этого говорят результаты анкетирования. Из них следует, что более 80 % сотрудников готовы рисковать для дости-
жения своей цели. Так, 100 % испытуемых будут «рисковать своей жизнью ради спасения» товарища, друга, близкого человека, а 94 % способны рисковать собой ради незнакомого человека или нарушителя. 88 % сотрудников ОВД способны рискнуть своим материальным положением, чтобы оказать помощь своему другу, сослуживцу, а 63 % будут рисковать своим служебным положением, чтобы помочь близкому человеку. Многие служащие (более 80 %) готовы пойти на риск, выполняя каждодневные обязанности или сложное, ответственное поручение. В то же время более 60 % испытуемых считают, что «ни при каких обстоятельствах» не будут рисковать своей карьерой, жизнью или материальным положением. Такое противоречие в данных отчасти подтверждает предыдущие результаты, связанные с готовностью к риску, которые ближе к средним показателям.
Можно определенно сказать, что в особых, экстремальных ситуациях, связанных с реальной опасностью, большинство служащих будут рисковать своей жизнью, но при этом у них возникнут сомнения, трудности выбора. В целом недостаточно высокие результаты готовности рисковать могут быть связаны с воздействием не только профессиональных факторов, возрастных особенностей, но и социальных процессов, так как исследование проводилось накануне крупной реорганизации службы, что привело к высокому самоконтролю, установочному поведению участников эксперимента.
Психологические составляющие рисков в экстремальных ситуациях во многом характеризуются наличием экстремальных условий и факторов, под влиянием которых протекает деятельность специалистов, например, это ощущение явной или скрытой угрозы для жизни в экстремальной ситуации риска, сопряженной с опасностями; способность быстро принимать решения в сложных условиях
деятельности (при дефиците времени); необходимость поддержания высокой мобилизационной готовности личности и т. д. Существенное значение в этом процессе играют не только характеристика ситуаций, связанных с риском, но и личностные особенности служащих, которые изменяются под влиянием социальной среды и профессии: к ним в первую очередь относятся индивидуальные и социально-психологические характеристики личности (склонность и готовность личности к риску, ее жизненно важные ценности, социальная установка и позиция и т. д.).
Результаты экспериментального исследования в целом указывают на средний уровень готовности и склонности к риску служащих, взаимодействующих в экстремальных ситуациях. Видно, что в процессе их профессиональной социализации готовность к риску снижается, т. е. им свойственна осмотрительность, ответственность при принятии решения, опыт, проявляющийся при решении социальных и профессиональных вопросов, трезвый взгляд на вещи и т. д. Однако в сложных экстремальных ситуациях данный уровень готовности к риску не всегда приемлем. Подобная осторожность, а возможно, и несамостоятельность, негибкость, отсутствие мобильности способны негативно повлиять на качество выполняемой деятельности, принятие адекватных ситуации решений. Возможно, что полученные характеристики склонности и готовности к риску связаны со сложными социальными процессами, происходящими в данном служебном коллективе, правоохранительной системе, накануне серьезных преобразований (реорганизации службы), которые, безусловно, влияют на психологическую характеристику рисков в экстремальных ситуациях. Но для выявления причин этого необходимы дополнительные исследования личности сотрудников и служебного коллектива.
Примечания
1 См.: Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.
2 Там же.
3 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. (репринт изд. 1880-1884 гг.). М., 1978. Т. 4. С. 96.
4 Психологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Неймера. М., 2003. С. 398.
5 Там же. С. 398-399.
6 См.: Корнилова Т. В. Указ. соч.
7 Психологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Неймера. С. 616.
8 См.: Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976.
9 См.: МарищукВ. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1982.
10 См.: Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. М., 2001.
11 См.: Петровский В. А. Психология неадаптированной активности. М., 1992.
12 См.: Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков, 2007.
13 Там же.
14 См.: Корчемный П. А. Психология летного обучения. М., 1986.
15 Корнилова Т. В. Указ. соч.
УДК 159.9:796
М. С. ТКАЧЁВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Психологические особенности рисков в спортивной деятельности
В статье рассматриваются особенности рисков, принятия рискованных решений и осуществления рискованных действий в спорте; анализируются виды рисков, свойственных спортивной деятельности; предлагается классификация рискогенных ситуаций в спорте; разбираются примеры осуществления спортсменами рискованных действий.
Ключевые слова: спорт, риск, помеховлияние, принятие рискованного решения, рискованные действия.
M. S. TKACHEVA Psychological Features of Risks in Sport's Activity
The article is considered Psychological features of risks, taking of risky decisions and realizing of risky actions in sport. The kinds of risks in sport's activity are analysed. We propose the classification of risky situations in sport and discuss the examples of realizing of risky actions by sportsmen.
Key words: sport, risk, hindrance influence, taking of risky decisions, risky actions.
В статье предпринята попытка раскрыть психологические особенности риска и рискованных действий в таком особом виде деятельности человека, как спортивное соревнование. Специфика спорта в отличие от других видов человеческой деятельности, как писал Б. А. Вяткин, определяется следующими психологическими факторами: 1) установкой на достижение высоких и наивысших (рекордных) результатов; 2) общими и специальными интеллектуальными, способностями (например быстротой и гибкостью тактического мышления, высокой концентрацией внимания, большой скоростью восприятия и переработки информации и т. п.); 3) высокой возбудимостью и достаточной устойчивостью эмоционально-волевых процессов, направленных как на вызов действий, так и на их сдерживание; 4) систематическими интенсивными и даже максимальными физическими усилиями, необычными для повседневной жизни и деятельности; 5) высокой стабильностью и достаточной вариативностью двигательных навыков, их устойчивостью против неблагоприятных воздействий; 6) регулярными психическими напряжениями очень высокой степени, обусловленными экстремальными условиями, в которых проходят спортивные соревнования1. Все эти факторы
обусловливают определенную, свойственную лишь спортивно-соревновательной деятельности динамику переживаемых психических состояний, различающихся в зависимости от подготовленности и соревновательного опыта спортсмена. Испытываемое им эмоциональное возбуждение и напряжение тем выше, чем ответственнее соревнование, чем более высокие задачи он ставит перед собой, чем более ровным и квалифицированным является состав участников, от которого зависит степень напряженности борьбы.
Преобладающая у спортсменов установка на достижение высших результатов и острую конкурентную борьбу позволяет со всей определенностью утверждать, что спортивно-соревновательная деятельность отличается повышенной степенью риско-генности по сравнению с большинством других видов. Одним из наиболее известных исследователей психологии риска в спорте в отечественной науке является О. А. Черникова. Она связывает готовность спортсмена к рискованным действиям с переживанием им во время соревнования таких эмоций, как спортивное возбуждение, боевое воодушевление, спортивное увлечение, спортивная злость, спортивное соперничество2. Все эти состояния при переходе определен-
© Ткачёва М. С, 2011