Научная статья на тему 'Складывание легенд и преданий о Пермской чуди'

Складывание легенд и преданий о Пермской чуди Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
749
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУДЬ / ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / ЛЕГЕНДЫ / ПРЕДАНИЯ / ПЕРМСКАЯ ЧУДЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Складывание легенд и преданий о Пермской чуди»

Часть первая Проблемы древней и современной истории

Моряхина К.В., исторический факультет Научный руководитель: ассистент А.Н. Сарапулов

Складывание легенд и преданий о Пермской чуди

По мнению дореволюционных исследователей, в Пермском Предуралье жил такой народ, как чудь. Чудь - название собирательное, обозначающее все народы северо-востока России; это все те, кто говорили не по-русски. В литературе часто заменяют название этого народа словом «аборигены». В отечественной историографии конца XIX века сложилось понятие Пермской чуди, которое обозначало народы финно-угорской ветви, жившие на территории Пермского Предуралья.

Откуда появилось само слово «чудь»? Существует несколько точек зрения на этот вопрос: слово «чудь» произошло от русского языка, языка лопарей или готского. В каждом языке различное толкование этого слова. Русские производят его от прилагательного чужой (Дмитриев, 1896, с. 4), лопари от слова cud, что означает у них разбойник (Глушков, 1900, с. 60). Наиболее объективна, на наш взгляд, третья точка зрения, которая принадлежит Г.Н. Чагину. Из готского языка славянами было заимствована основа tjud, которая переводится как народ (Парма - земля чуди, 2009, с. 8-9).

Первыми, кто в научных исследованиях называют народ, живший в Верхнем Прикамье, чудью, были Н. Рычков и В.Н. Берх. Но они ничего не говорили о родстве чуди с современными финно-угорскими народами. Суждения по этому поводу появились позднее. Несмотря на то, что народ чудь давно исчез, название его сохранилось в географических названиях: река Чудова, деревня Чужья, Чудова гора и другие.

Известия о чуди сохранились в легендах и преданиях. На всем обширном пространстве, заключенном между реками Косой, Чепцой, Камой и Вяткой, среди населения держится утверждение, что древнейшими обитателями этой земли была чудь. О ней говорят пермяки, вотяки и русские. Все легенды и предания можно классифицировать по принципу: исторической ценности, по происхождению и по содержанию. В данной работе они будут представлены по последнему принципу. Все легенды и предания можно разделить на четыре группы: описание чуди, легенды о богатырях, легенды о нечистой силе и легенды об исчезновение чуди.

Первая группа - описание чуди. Легенды об описании чуди сообщают не только ее внешний вид, но и основные занятия чуди, ее язык, религию, описание построек. Чудь была небольшого роста, но зато сильной и шустрой. Народ этот говорил на своем особом языке, не. знал ни русский, ни коми. Религия их - политеизм. Верили они в деревянных истуканов, которых

держали в лесу, совершали различные религиозные обряды. Церквей не строили.

Жила чудь в лесах, тихо, мирно. Хитрые охотники они были, всякие ловушки делали. В одной легенде говорится о том, что чудь выращивала злаки, но использовала примитивные орудия труда (Парма - земля чуди, 2009, с. 28-31).

Также встречаются описания чудских построек - это маленькие избенки или шалаши, похожие на те, которые можно встретить у черемис или вотяков. По другим сведениям чудь нарывала себе землянки и жила в них. Многие предания с замечательным согласием рисуют чудские ямы: это углубления, вырытые в земле, покрытые деревянной крышей, на которую насыпалась земля. Картина, которую рисуют предания, не создание фантазии. Она соответствует в точности другой, которую сообщает арабский путешественник X в. Ибнь-Доста. Когда он посещал Волжскую Булгарию, он обратил внимание на ее восточных соседей, торговавшим с этим государством. Ибнь-Доста описал их жилища, вид которых его удивил. «На зиму они поселяются в ямах, над которыми устраивают крыши, похожие на крыши христианских храмов, и покрывают их землей» - читаем мы у него (Смирнов, 1890, с. 40-43).

Вторая группа - легенды о богатырях. Внутри этой группы происходит разделение на легенды о борьбе чудских богатырей с другими народами и о богатырях-защитниках. Здесь чудь предстает перед нами как очень сильный, богатый народ. Чудь дружила с башкирами и вместе с ними грабила русские селения, боролась с татарами за обладание территориями. Жители Вятской земли говорят о борьбе своих предков с аборигенами чудью. Эти сведения показывают воинственный характер этого народа и противоречат указаниям других легенд, упомянутых выше.

Богатыри-защитники помогали своему народу, охраняли свои клады и даже оберегали Москву от врагов. Клад, собранный и зарытый в землю в древности, охраняли от чужих народов не сами богатыри, а их духи. По завещанию этот клад может достаться не кому угодно, а только чудскому народу.

Самый известный чудской богатырь - Перя. В некоторых легендах он встречается со своим братом Мизей. Они были самыми сильными из своего народа. Легенды указывают, что Перя жил примерно в XVI веке. Он славился своей силой по всей России. Сам Иван IV Грозный, по словам местных жителей Коми-Пермяцкого округа, лично наделил его землей в Прикамье. Перя был отзывчивый, помогал заблудившимся торговцам. Занимался он различными промыслами и защищал свой чудской народ. Коми-пермяки считают Перю своим богатырем и указывают, что он жил недалеко от современного села Гайны (Парма - земля чуди, 2009, с. 21-25). Отсюда прослеживается связь между чудью и коми-пермяками как родственными народами. Коми-пермяки в данном случае считают чудских богатырей своими предками.

Третья группа - легенды о нечистой силе. Легенды о нечистой силе наиболее сказочные из всех представленных здесь легенд. Чудь потеряла свое историческое лицо и обрела мифическое. Появление рассказов о нечистой силе, связанной с чудью, трудно объяснить. По этим рассказам описание чуди напоминает нечистую силу: черное лицо, длинные волосы, дикие глаза, маленький рост. И сама нечистая сила народилась из этой чуди. Однажды чудь нашла серп, стала его поднимать и уронила. Серп, падая, прошелся по горлу одного из чуди и отрезал ему голову. Из тела этого чуденина выскочили гады и устремились в разные стороны: кто в реку угодил - стал водяным, кто в лес - лешим, кто залез под валежину -ящерицей. От них завелась вся деревенская нечисть, которая всегда старается навредить человеку. Вот такое объяснение появления нечистой силы дают коми-пермяки (Парма - земля чуди, 2009, с. 27-28).

Можно услышать, что чудь обладала колдовскими способностями. Чудь считают магическим проклятым народом. Она заколдовала свои клады. Уголь - это заколдованные чудские деньги: дети и подростки разрывали многие места, но кроме угля ничего не находили (Берх, 1821, с. 115).

Четвертая группа - исчезновение чуди. Исчезновение чуди связывают, как правило, с появление русских на Урале и христианизацией. Это предание получило распространение у русских, у коми-пермяков и вотяков. Чудь, теснимая русскими миссионерами, предпочла, чтобы спасти свою языческую религию и не платить подати и оброки русскому царю, прокопать подземные ходы, где она скрылась со своими семействами и сокровищами, и, наконец, сняв деревянные подпорки, зарыла себя живыми. Отсюда и получили распространение чудские ямы. Интересное замечание по этой проблеме оставил А.Е. Теплоухов. Он предположил, что чудь была вытеснена не христианами, а мусульманами, во время распространения ислама по побережьям Волги и Камы в X в. Он основывал свои предположения на том, что магометово учение всегда навязывалось путем принуждения, силы и войны и мирная чудь оказалась слабой против могущественных фанатических неприятелей (Теплоухов, 1879, с. 29).

Предания не исключают другой вариант исчезновения чуди - она ушла в другие места из-за притеснения пришлых народов. Уходя, чудь завещала: никто не будет жить на месте ее селения. Так и случилось. Это место (урочище Важгорт) до сих пор остается пустым. А куда ушла чудь -предания не раскрывают (Парма - земля чуди, 2009, с. 67).

Есть легенда, которая не вошла ни в одну из групп данной классификации. В Чердынском уезде находится Девья гора, на вершине ее можно найти следы чудского городища. Камень этот называют Девьим по тому, что здесь жила дева, управлявшая чудским народом, как сообщают легенды. О ней нет никаких обстоятельных сведений, есть только известия от местных стариков. По их рассказам можно узнать, что она славилась умом и миролюбием. Дева вела торговлю с чудаками, жившими в Искоре, и ездила к ним безбоязненно одна. Это единственное упоминание в легендах об управлении чудским народом (Берх, 1821, с. 118).

Нельзя не отметить интересный обычай пермяков «поминать чудаков». В селениях Лойнах и Гадевы в Семик и прочие поминальные дни дети носят на чудские кладбища различные яства, помещая их в берестяные коробочки, а затем развешивая на сосны и ели, растущие на могильниках, при этом говорят: «Помяни Господни чудскую бабушку, чудского дедушку». Этот обычай является важным свидетельством, говорящим о родстве чуди с пермяками (Смирнов, 1891, с. 125).

Рассматривая русские и инородные предания о чуди, можно заметить одну характерную черту: русские предания говорят о борьбе с этим племенем, а инородческие - об особенностях, отличавших это племя. Но и в тех и других прослеживается идея о гибели чуди под натиском русских и христианства. Во всех легендах встречается внешнее описание чуди. Чудь была небольшого роста - об этом говорят с согласием все легенды. Но все-таки встречаются разногласия по поводу других черт характерных внешнему облику чуди. Еще одна общая черта легенд и преданий о Пермской чуди -это известие о взаимодействии с другими народами. В одной из легенд о богатырях защитниках появляется конкретика. Указаны его имя (Перя) и примерное время его жизни (XVI век). Это, безусловно, отличает ее от всех других легенд.

Интересно заметить, что в легендах часто заменяют слово чудь на чудаки. Чудаки - это странные, необычные люди. Из этого следует, что при такой замене под чудью понимают особенный, не похожий на нас народ, чужой. Это все те, кто не такие, как мы, кто говорит на незнакомом языке. Это подтверждает идею о том, что чудь - название собирательное, а не определенный народ. Такую замену можно встретить не только у русских, но и коми-пермяков.

Для нас важно проследить связь между чудью и коми-пермяками, особенно их родство. С одной стороны, некоторые легенды и предания роднят коми-пермяков с чудью. Подтверждение этому легенды о богатыре Пере и обычай пермяков «поминать чудаков». С другой стороны, есть легенды, которые, противопоставляют эти народы друг другу. Например, легенды о нечистой силе и об исчезновении чуди.

Легенды и предания - это, безусловно, исторический источник, но к нему нужно подходить осторожно, критически. Легенды и предания появились не на пустом месте, они имеют свое основание, они отталкиваются от каких-то сведений. Другое дело, что эти сведения трансформировались в легендах и некоторые ушли далеко от реальности. Например, легенды о нечистой силе. Если использовать легенды и предания как исторический источник, то надо их проверять, найти какие-то факты схожие с рассказами. Описание построек чуди по легендам соответствует описанию, которое дает арабский путешественник Ибнь-Доста.

Также процесс христианизации на Урале подтверждается в русских актах. Надо внимательно относиться к повторяющимся сведениям, особенно, если они распространены у различных народов. Повторения не случайны, в них, как правило, кроется более правдоподобная информация. Надо

смотреть, объективны или субъективны сведения, предложенные в легендах и преданиях. В легендах и преданиях есть много интересных сообщений, которые стоит проверять.

Список литературы

Берх, В. И. Путешествия в города Чердынь и Соликамск для изыскания древностей. - СПб., 1821.

Глушков, КН. Чердынские вогулы. Этнографический очерк. - М., 1900.

Дмитриев, A.A. Исторический очерк Пермского края. - Пермь, 1896.

Добротворский, Н. Пермяки // Вестник Европы. - СПб., 1883, март.

Парма - земля чуди: правда и мифы. - Кудымкар, 2009.

Смирнов, КН. Вотяки // Известия общества археологии, истории и этнографии. Том 8. Вып. 2. - Казань, 1890.

Смирнов, КН. Пермяки // Известия общества археологии, истории и этнографии. Том 9. - Казань, 1891.

Теплоухов, А.Е. О доисторических жертвенных местах на Уральских горах. - Пермь, 1879.

Шипицына Н.И., исторический факультет Научный руководитель: д.и.н., профессор Н.Б. Крыласова

Образ медведя на ритуальных предметах

Ритуальные предметы (пластины, плакетки) - это предметы, имевшие лишь религиозное значение и использовавшиеся во время обрядов и религиозных церемоний.

Сюжетика ритуальных предметов отражает космогонические и генеалогические представления населения региона. По мнению Е.И. Оятевой, многие ажурные пластины с сюжетами являются своеобразной иллюстрацией к определенным мифам и легендам, объясняющим возникновение мира и человека, его отношение с богами, героями, духами. Имея у себя определенную последовательность пластин, можно рассказать тот или иной сюжет. Вполне возможно, что такие наборы плакеток применялись шаманами во время отправления тех или иных культов, когда требовалась определенная последовательность действий, слов и обрядов (Оятева, 2003, с. 40-56).

По мнению других исследователей звериного стиля (В.А. Оборина, JI.C. Грибовой, Г.Н. Чагина), ритуальные предметы были тотемными изображениями. Звери, птицы, рыбы могли служить племенными знаками-символами, указывающими на фантастического, легендарного предка-зверя.

Именно они имели идеологическое значение и являются отражением древних верований.

Однако все исследователи сходятся в том, что в ритуальных предметах отражены представления древнего населения об устройстве мира и месте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.