Научная статья на тему 'Пространственный анализ легенд о Пермской чуди и их соотношение с археологическими памятниками'

Пространственный анализ легенд о Пермской чуди и их соотношение с археологическими памятниками Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
474
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКАЯ ЧУДЬ / ЛЕГЕНДЫ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моряхина К. В., Сарапулов А. Н.

Целью данного исследования является соотношение пространственного распространения легенд о Пермской чуди с археологическими памятниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственный анализ легенд о Пермской чуди и их соотношение с археологическими памятниками»

Моряхина К.В., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель А.Н. Сарапулов

Пространственный анализ легенд о Пермской чуди и их соотношение

с археологическими памятниками

Целью данного исследования является соотношение пространственного распространения легенд о Пермской чуди с археологическими памятниками.

Тема, выбранная для нашего изучения, не достаточно изучена, что дает возможность проводить исследования в данной области. Пространственный анализ легенд о Пермской чуди дает возможность выявить приблизительный ареал обитания чуди. Легенды о чуди имеют свои особенности, и это отразилось на их распространении. У разных народов сохранились свои воспоминания о чуди, что в дальнейшем определило их отношение к этому легендарному народу. Это можно проследить также благодаря локализации легенд.

Легенды о Пермской чуди широко распространились на территории Предуралья. Нами была составлена карта, на которой обозначены места бытования легенд о чуди (приложение 2). Данная карта дает возможность выявить крайние точки и границы распространения легенд о чуди. Крайние точки: на севере - р. Вымь (Парма, 2009, с. 43) (республика Коми), на юге -с. Мостовое (Смирнов, 1890, с. 41) (республика Удмуртия), на западе -р. Вычегда (Парма, 2009, с. 43) (республика Коми),, на востоке - с. Велгур (Парма, 2009, с. 23) и с. Антыбары (Ленц, 1986, с. 22) (Пермский край). Легенды сконцентрированы вдоль рек Кама (Верхняя и Средняя Кама), Вишера, Иньва, Чусовая, Сылва, Вымь и Вычегда. Таким образом, условно можно обозначить границы распространения легенд о чуди - основная часть заключена между реками Вишера, Кама и Чепца и по рекам Чусовая и Сылва. Несколько отдельно находятся легенды, распространенные в местности вдоль рек Вымь и Вычегда.

Наиболее сконцентрированы легенды о чуди в Коми-Пермяцком округе и на северо-востоке Пермского края, где ранее проживали коми-пермяки. Это обусловлено рядом причин. Коми-пермяки хранят традиции, они наиболее подвержены восприятию суеверий, преданий, легенд, нежели русские. Легенды передаются из поколения в поколение, что дает возможность сохраняться легендам на длительный срок. Вторая причина - чудь является предшественником коми-пермяков на данной местности, либо же их предками. И то, и другое подразумевает контакт между двумя народами. У первых коми-пермяков, живущих в Предуралье, оставались воспоминания о предшествующем народе, что впоследствии вылилось в легенды. Есть и

субъективная причина, этнографические экспедиции направлены, как правило, в Коми-Пермяцкий округ.

Легенды о Пермской чуди различаются по тематике: описание чуди, упоминание о чуди без дополнительной информации, чудские ямы, исчезновение чуди (чудь ушла в неизвестные места), отношения с другими народами, чудские богатыри, чудские клады, поминание чуди, мифологическая чудь. В зависимости от тематики локализация легенд отличается (приложение 1). Легенды об описании чуди, об упоминании о чуди, о чудских ямах распространены на всей территории, за исключением отдельных мест. Описание чуди не встречается в восточной части Кировской области, упоминание о чуди - в восточной части Кировской области, в республике Коми, чудские ямы - в восточной части Кировской области, в Удмуртской республике. Эти легенды не только широко распространенны пространственно, но и наиболее популярны у населения этих мест.

Легенды об исчезновении чуди локализуются в восточной части Кировской области, в Коми-Пермяцком округе, в Пермском крае, южнее Коми-Пермяцкого округа.

Легенды об отношении чуди с другими народами можно встретить на юго-востоке Удмуртской республики. Это пограничный район между удмуртами, башкирами и пермяками. Можно предположить, что именно в этой местности происходили контакты чуди с удмуртами или башкирами (их предками). Также легенды об отношении чуди с другими народами есть в Коми-Пермяцком округе. Возможно, это связано с проникновением первых русских на Урал в ХШ-Х1У вв.

Оставшиеся виды легенд наиболее специфичны. Легенды о чудских богатырях распространенны в восточной части Кировской области, Коми-Пермяцком округе, на северо-востоке Пермского края, легенды о чудских кладах и о мифологической чуди - в Коми-Пермяцком округе, на северо-востоке Пермского края, поминание чуди - в восточной части Кировской области, в Коми-Пермяцком округе. Следует отметить, что в восточной части Кировской области наравне с русскими проживают коми-пермяки (зюздинские коми-пермяки), в северо-восточной части Пермского края раньше проживали коми-пермяки, часть из них осталась и в нынешнее время. Коми-пермяки считают чудских богатырей своими богатырями, это обуславливает локализацию легенд о чудских богатырях в местах проживания коми-пермяков. Традиция поминать чудь, как мы видим, принадлежит коми-пермякам.

Распространение легенд о Пермской чуди тесно связанно с археологическими памятниками. Нами было произведено исследование, в

10

результате которого выявлено, что все места бытования легенд о Пермской чуди локализуются непосредственно около средневековых археологических памятников (приложение 1). Легенды представлены в монографиях и статьях пермских этнографов и археологов.

Легенды о Пермской чуди связаны со средневековыми археологическими памятниками с IV по XVII вв. В большинстве случаев соотносятся с археологическими памятниками Х-Х^ вв. (70,2%). Этим периодом датируется родановская культура. В дореволюционное время это культура называлась чудской. В ней выделяют два этапа: ранний -лаврятский (1Х-Х1 вв.), который можно рассматривать как поздний этап ломоватовской культуры, поздний - рождественский (XII-XV вв.). Период ХП-Х^ вв. - время этнической консолидации финноязычного населения, время, когда закладываются основы нового общества и новой экономики. Это позволяет датировать родановскую культуру с ХП в. (Страницы земли Пермской, 1996, с. 72-73). Легенды о чуди почти равномерно связываются с этапами родановской культуры: лаврятским - 27,5% и рождественским -22,5%. Важно отметить и то, что современное население проживающее вблизи памятников археологии и знающее о их наличии, как правило, называют эти объекты чудскими.

Легенды об описании чуди локализуются вблизи археологических памятников: городищ (23,5%), селищ (2%), случайных находок (35,3%), кладов (15, 7%), могильников (23,5%). Данные легенды в основном бытуют в районе городищ, могильников, случайных находок. Эти виды памятников позволяют составить характеристику народа: основные занятия, вид жилища и т.д.

Легенды об упоминании чуди локализуются вблизи археологических памятников: городищ (23,3%), случайных находок (30%), кладов (16,7%), могильников (30%). В данном случае трудно определить наиболее типичный вид памятника.

Легенды о чудских ямах локализуются вблизи археологических памятников: городищ (31%), селищ (14,3%), поселений (11,9%), случайных находок (11,9%), кладов (4,7%), могильников (26,2%). Наиболее типичными оказались такие памятники, как городища и могильники. Удивителен тот факт, что легенды о чудских ямах локализуются чаще в местах, где расположены городища, а не могильники. Хотя по логике должно быть наоборот.

Легенды об исчезновении чуди локализуются вблизи археологических памятников: городищ (50%), могильников (25%),случайных находок (25%). Ситуация аналогичная как с легендами о чудских ямах.

11

Легенды об отношении чуди с другими народами локализуются вблизи археологических памятников: городищ (25%), могильников (25%), случайных находок (43,75%), кладов (6,25%). Легенды об отношении чуди с другими народами бытуют в районе обнаружения археологических находок. Возможно, именно случайные находки связываются, по мнению жителей Прикамья, с контактами чуди с другими народами.

Легенды о богатырях чуди локализуются вблизи археологических памятников: городищ (50%), случайных находок (35,7%), могильников (14,3%). Эти легенды соотносятся с городищами и случайными находками. Вероятно, это связанно с тем, что, в большинстве случаев, к богатырям в легендах приписаны конкретные поселения.

Легенды об чудских кладах локализуются вблизи археологических памятников: городищ (37,5%), случайных находок (29,2%), кладов (8,3%), могильников (22%). По каким-то причинам, легенды о кладах распространились не в местах обнаружения кладов, а преимущественно в районе городищ. В ХП-ХШ вв. углубляется социальная дифференциация у населения Прикамья. Этот период характеризуется появлением богатых кладов (Бадер, 1950, с. 76). Но на легендах о чудских кладах это не отразилось. С археологическими памятниками Х11-Х1У вв. соотносится 45,5% легенд о чудских кладах.

Легенды о мифологической чуди локализуются вблизи археологических памятников: городищ (20%), случайных находок (40%), кладов (10%), могильников (30%). В легендах о мифологической чуди упоминается о том, что чудь нашла серп, случайно порезала себе горло из тела чуди полезла всякая нечисть. В других легендах говорится о том, что у чуди были необычные предметы. Различные археологические находки как раз могли способствовать появлению легенд о мифологической чуди.

Легенды о поминании чуди локализуются вблизи археологических памятников: городищ (22,2%), находок (33,3%), могильников (44,5%). Поминание чуди - это обряд напоминающий поминание усопших предков. С этим связанно распространение легенд на местах могильников. Находки вызывают воспоминания о предшествующем народе или предках, последнее в дальнейшем вызывает обряд поминания.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что легенды о чуди локализуются между реками Вишера, Кама и Чепца и по рекам Чусовая и Сылва. Несколько отдельно находятся легенды вдоль рек Вымь и Вычегда. Можно предположить, что ареал обитания чуди заключен между реками Вишера, Кама и Чепца и в районе рек Вымь и Вычегда. А по рекам Чусовая,

Сылва и Кама происходило перемещение чуди с целью установления контактов с другими народами.

Легенды в зависимости от тематики бытуют в различных районах на выявленной нами территории. Легенды об описании чуди, об упоминании о чуди, о чудских ямах, об исчезновении чуди распространены практически на всем пространстве за исключением отдельных районов. Эти легенды известны представителям различных этносов: коми-пермякам, коми, удмуртам, русским. Легенды о чудских богатырях, о чудских кладах, о мифологической чуди и поминание чуди - это специфичные легенды, распространенные у коми-пермяков и в местах их былого обитания.

Все легенды локализуются непосредственно вблизи средневековых археологических памятников, связываемых их современным населением с чудью. Легенды об описании чуди, об отношениях чуди с другими народами, о чудских богатырях, о мифологической чуди и поминание чуди распространенны в районе тех памятников, которым соответствует тематика данных легенд. Легенды о чудских ямах, об исчезновении чуди, о чудских кладах не связанны с характерными для них археологическими памятниками. Возможно, археологические памятники являются одной из причин появления легенд о чуди. Но не во всех случаях тип археологического памятника определяет тематику легенд.

Список источников и литературы

1. Бадер О. Н. Археологические памятники Прикамья и их научное выявление. -Молотов: Книжное издательство, 1950. - 118 с.

2. Белавин А. М., Крыласова Н. Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск. - Пермь: Редакционно-издательский отдел Перм. гос. пед. университета, 2008. - 598 с.

3. Берх В. Н. Путешествия в города Чердынь и Соликамск для изыскания древностей -СПб: Печатано в Воен. Типографии Гл. штаба Его Импер. Величества, 1821. - 234 с.

4. Грибова Л. С. Чудь по коми-пермяцким верованиям и преданиям: этнографический материал, собранный в Пермской области, 1991//Архив КНЦ УрО РАН. Ф 11. оп. 1. Д. 54.

5. Дмитриев А. А. Исторический очерк Пермского края - Пермь: Типография губернского правления, 1896. - 48 с.

6. Добротворский Н. Пермяки // Вестник Европы. - СПб: Тип.Стасюлевича, 1883. - март. - С. 228-265.

7. Жаков К. По Иньве и Косе // Камасинский Я. Около Камы. Этнографические очерки и рассказы. - М: типография т-ва И. Д. Сытина, 1905. - 211 с.

8. Ленц Г. Т. Отчет о полевых исследованиях Антыбарского могильника в Чусовском районе Пермской области 1986 г. Пермь. 1986 г. // Хранится в кабинете археологии и этнографии ПГПУ.

9. Материалы и исследования по археологии СССР / М: изд-во Академии Наук СССР, 1952. - Вып. 27: Талицкая И. А. Материалы к археологической карте бассейна реки Камы. - 227 с.

10. Парма - земля чуди: правда и мифы / под ред. Г. Н. Чагина. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2009. - 143 с.

11. Известия общества археологии, истории и этнографии / Казань: Тип. Имп. ун- та, 1890.

- Том 8. Вып. 2: Смирнов И. Н. Вотяки. - 351 с.

12. Известия общества археологии, истории и этнографии / Казань: Тип. Имп. ун- та, 1891.

- Том 9: Смирнов И. Н. Пермяки. - 289 с.

13. Страницы истории Земли Пермской./Под ред. Белавина А. М. Пермь: книжный мир, 1996. - 173 с.

Приложение 1

Соотношение локализации легенд об описании чуди с археологическими памятниками:

с. Котово (Удмуртская республика) - Котовское городище ХШ-Х1У вв. с. Койгородок (республика Коми) - Койгородский клад У1-1Х вв.

с. Верх-Язьва (Пермский край) - Верх-Язьвенские находки Х1У в., Верх-Язьвинское селище Х-Х1У вв.

с. Искор (Пермский край) - Искорские находки, Искорское городище Х-Х11 вв., Искорский могильник.

пгт. Ныроб (Пермский край) - Ныробские находки.

с. Редикор (Пермский край) - Редикорское городище Х-Х1У вв., Редикорский 1-й клад ГХ-Х вв., Редикорский 2-й клад Х11-Х1У вв., Редикорские находки. с. Большие Ключи (Пермский край) - Ключевское городище.

с. Рождественск (Пермский край) - Рождественское городище Х-Х1У вв., Рождественская находка, Рождественский клад Х-Х1У вв., Рождественский могильник. с. Пятигоры (Коми-Пермяцкий округ) - Пятигорские находки У1-1Х, Пятигорский могильник, Пятигорский монетный клад.

с. Архангельское (Коми-Пермяцкий округ) - Архангельское городище Х-Х1У вв. с. Важгорт (Коми-Пермяцкий округ) - Важгортский 1-й могильник Х1-Х11 вв., Важгортский 2-й могильник

с. Майкор (Коми-Пермяцкий округ) - Майкорское городище Х-ХШ вв., Майкорский

могильник УШ-1Х вв., Майкорский клад У1-1Х, Майкорские находки Х-Х1У вв.

р. Иньва (Коми-Пермяцкий округ) - Купроское городище Х-Х11 вв., Купроский находки

IX-Х вв., Купроские находки ХШ-Х1У вв., Козьминский клад Х-Х11 вв., Афонинское городище, Ыкский «чудской могильник», Федоровщенские находки ХШ-Х1У вв., Загарский могильник Х в., Полютово городище Х-ХШ вв., Кыласово (Анюшкарское) городище Х-Х1У вв., Рагозинсикие находки ХШ-Х1У вв.

с. Юсьва (Коми-Пермяцкий округ) - Юсьвинское городище Х-Х11 вв. с. Юньга (Коми-Пермяцкий округ) - Юньгенские находки ральников ХШ-Х1У вв. Кудымкарский район (Коми-Пермяцкий округ) - Кудымкарское городище ГХ-ХШ вв., Кудымкарские могильник, Шадринские находки, Климовский клад ГУ-У вв., Плотниковские находки, Плотниковский могильник Х-ХГГГ вв., Мало-Сервинские находки

X-ХГУ вв.

с. Кочево (Коми-Пермяцкий округ) - Кочевские находки Х-ХГУ вв., Кочевский могильник.

с. Левичи (Коми-Пермяцкий округ) - Пуксибские находки, Войвылский могильник. с. Нельсина (Коми-Пермяцкий округ) - Верх-Иньвенские находки ХЫ-Х^ вв.

Соотношение локализации легенд об упоминании о чуди с археологическими памятниками:

Сарапульский район (Удмуртская республика) - Сарапульское городище, Сарапульский 1-й могильник XГV-XV вв., Сарапульский 2-й могильник XVII в., Сарапульские находки. с. Антыбары (Пермский край) - Антыбарский могильник.

с. Вереино (Пермский край) - Вереинское 1-е городище, Вереинское 2-е городище УТ^Ш вв., Вереинский 1-й клад Х-ХШ вв., Вереинский 2-й клад VI-IX вв., Вереинское селище VI-IX вв., Вереинский могильник Х-ХШ вв.

с. Вильгорт (Пермский край) - Вильгортское городище Х-Х^ вв., Вильгортский клад XII-XIII вв., Вильгортская находка.

с. Искор (Пермский край) - Искорские находки, Искорское городище Х-ХП вв., Искорский могильник.

пгт. Ныроб (Пермский край) - Ныробские находки.

с. Чучки (Пермский край) - Рождественское городище Х-Х^ вв., Рождественская находка, Рождественский клад Х-Х^ вв., Рождественский могильник. Кудымкарский район (Коми-Пермяцкий округ) - Кудымкарское городище ПХ-ХШ вв., Кудымкарские могильник, Шадринские находки, Климовский клад ГV-V вв., Плотниковские находки, Плотниковский могильник Х-ХШ вв., Мало-Сервинские находки Х-Х^ вв.

с. Юксеево (Коми-Пермяцкий округ) - Юксеевскиий могильник Х-Х^ вв., Юксеевская находка VIII-IX вв.

Соотношение локализации легенд о чудских ямах с археологическими памятниками:

с. Койгородок (республика Коми) - Койгородский клад VI-IX вв.

р. Вычегда (республика Коми) - поселение Усть-Кулом, поселение Озъяг V, поселение Нидзъяс, селище Зеленец, поселение Ванвиздино, поселение Чежтыяг, Чежтыягский могильник, селище Шиес.

р. Вымь, с. Удор (республика Коми) - Веслянский могильник.

с. Верх-Язьва (Пермский край) - Верх-Язьвенские находки XIV в., Верх-Язьвинское селище Х-Х^ вв.

с. Искор (Пермский край) - Искорские находки, Искорское городище Х-ХП вв., Искорский могильник.

с. Нифонята (Пермский край) - Сепычевское городище Х-Х^ вв.

с. Побоише (Пермский край) - Усть-Бубенское городище, Сивинское городище Х-Х^ вв. Осинский район (Пермский край) - селище Крылов !,П,Ш.

р. Сылва (Пермский край) - Сылвенское городище VI-VII вв., Виннозаводское селище, Жебрейское селище VI-IX вв., Подъельничное городище, Елкинское городище, Городищенское городище VIII-IX вв., Горбунятский могильник VIII-IX вв., Серьгинский могильник, Якширское городище, Якширский могильник. с. Велгур (Пермский край) - Вильвинское городище. с. Романиха (Пермский край) - Бахари находки.

с. Рождественск (Пермский край) - Рождественское городище Х-ХГУ вв., Рождественская находка, Рождественский клад Х-ХГУ вв., Рождественский могильник. с. Чазево (Коми-Пермяцкий округ) - Чазевское городище, Чазевский 1-й могильник, Чазевский 2-й могильник, Чазевские находки УШ-1Х вв.

с. Гайны (Коми-Пермяцкий округ) - Гаинское городище Х-ХГУ вв., Гаинские находки. с. Важгорт (Коми-Пермяцкий округ) - Важгортский 1-й могильник Х1-Х11 вв., Важгортский 2-й могильник

Соотношение локализации легенд об исчезновении чуди с археологическими памятниками:

с. Рагоза (Кировская область) - Рагозкое городище, Рагозкий могильник. Афанасьевский район (Кировская область) - Афанасьевские находки Х-ХГУ вв., Афанасьевское городище.

с. Побоише (Пермский край) - Усть-Бубенское городище, Сивинское городище Х-ХГУ вв. с. Юксеево (Коми-Пермяцкий округ) - Юксеевскиий могильник Х-ХГУ вв., Юксеевская находка УШ-1Х вв.

Соотношение локализации легенд об отношениях чуди с другими народами с археологическими памятниками:

Сарапульский район (Удмуртская республика) - Сарапульское городище, Сарапульский 1-й могильник ХГУ-ХУ вв., Сарапульский 2-й могильник ХУГГ в., Сарапульские находки.

с. Мостовое (Удмуртская республика) - Митрошинские находки.

с. Рождественск (Пермский край) - Рождественское городище Х-ХГУ вв., Рождественская находка, Рождественский клад Х-ХГУ вв., Рождественский могильник. с. Гайны (Коми-Пермяцкий округ) - Гаинское городище Х-ХГУ вв., Гаинские находки. с. Войвыл (Коми-Пермяцкий округ) - Войвылский могильник

с. Большая Коча (Коми-Пермяцкий округ) - Больше-Кочевские находки УГ-ГХ вв., Х-ХГУ вв.

с. Коса (Коми-Пермяцкий округ) - Косинское городище, Косинская находка.

Соотношение локализации легенды о чудских богатырях с археологическими памятниками:

Афанасьевский район (Кировская область) - Афанасьевские находки Х-ХГУ вв., Афанасьевское городище.

пгт. Ныроб (Пермский край) - Ныробские находки. Дивья гора (Пермский край) - Дивье городище Х-Х1У вв.

с. Архангельское (Коми-Пермяцкий округ) - Архангельское городище Х-ХГУ вв. с. Чазево (Коми-Пермяцкий округ) - Чазевское городище, Чазевский 1-й могильник, Чазевский 2-й могильник, Чазевские находки УШ-1Х вв.

с. Гайны (Коми-Пермяцкий округ) - Гаинское городище Х-ХГУ вв., Гаинские находки. с. Коса (Коми-Пермяцкий округ) - Косинское городище, Косинская находка. с. Лупье (Коми-Пермяцкий округ) - Лупьенское городище Х-Х1У вв.

Соотношение локализации легенд о чудских кладах с археологическими памятниками:

с. Искор (Пермский край) - Искорские находки, Искорское городище Х-ХГГ вв., Искорский могильник.

с. Ветлан (Пермский край) - Ветланское городище Х-ХГУ вв.

с. Рождественск (Пермский край) - Рождественское городище Х-Х^ вв., Рождественская находка, Рождественский клад Х-Х^ вв., Рождественский могильник. р. Иньва (Коми-Пермяцкий округ) - Купроское городище Х-ХП вв., Купроский находки К-Х вв., Купроские находки XIII-XIV вв., Козьминский клад Х-ХП вв., Афонинское городище, Ыкский «чудской могильник», Федоровщенские находки ХШ-Х^ вв., Загарский могильник X в., Полютово городище Х-ХШ вв., Кыласово (Анюшкарское) городище Х-Х^ вв., Рагозинсикие находки ХШ-Х^ вв.

с. Чазево (Коми-Пермяцкий округ) - Чазевское городище, Чазевский 1-й могильник,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чазевский 2-й могильник, Чазевские находки VПI-IX вв.

с. Отопково (Коми-Пермяцкий округ) - Пелымское городище Х-Х^ вв.

Соотношение локализации легенд о мифологической чуди с археологическими памятниками:

с. Искор (Пермский край) - Искорские находки, Искорское городище Х-ХП вв., Искорский могильник.

Кудымкарский район (Коми-Пермяцкий округ) - Кудымкарское городище К-ХШ вв., Кудымкарские могильник, Шадринские находки, Климовский клад ГV-V вв., Плотниковские находки, Плотниковский могильник Х-ХШ вв., Мало-Сервинские находки Х-Х^ вв.

Соотношение локализации легенд о поминании чуди с археологическими памятниками:

с. Гидаево (Кировская область) - Гидаевские курганы.

с. Лойно (Кировская область) - Лоинские находки Х-ХП вв.

с. Войвыл (Коми-Пермяцкий округ) - Войвылский могильник.

с. Пуксиб (Коми-Пермяцкий округ) - Пуксибские находки VI-IX вв.

с. Борино (Коми-Пермяцкий округ) - Боринский могильник, Боринское городище

с. Чазево (Коми-Пермяцкий округ) - Чазевское городище, Чазевский 1-й могильник,

Чазевский 2-й могильник, Чазевские находки VПI-IX вв. (Материалы и исследования по

археологии СССР, 1952).

Удор р. Вь1

Л

1им.ТыЬр:ар

р. Вычегда ^^^

Описание чуди У/поминание о чуди Чудские ямы Иcчезаовааие чуди Отношение чуди с другими народами Чудские богатыри Чудские клады Мпфологаческая чудь Поминание чуди

Г-

0$

Койгородок

--1

Гаинский р-н

Отопково Юксеево /\

дВетлан Дивья ^

гора Ф® Ныроб

Вильгорт

Луп]

ье

айны

Гидаево

а

Лойно

Чсз(

Борино Войв

■Ф-^пи

Кочево БольшаяПуксиб Коча

тигоры

Левичи фРедикар

Коса

скор о (5

Романиха

Верх-Язьва

В(лгУР I

г

Афанасьевский р-н

Нельсино

Ф <1

ЮньгаД'

Кудымкарский р-н

Архангельское ^^учки

СйЛИкйМСк

Бмадцмки

р. Иньва айкор

Рагоза

о

I

"|Рождественск

О ©о

Нифонята Побоище

Вереино

■ ®Антыбары

Антыбары

Пермь

Е^ТкинСк ,

о_

О

Осинский р-н

о ■

р. Сылва

Большие Ключи

г, л

Котово

ч -.

Сарапул

постовое -

ЧйПНЬ! _ П ^ 1

Первдуралье Пил^аск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.