Научная статья на тему 'Этническое определение чуди по данным этнографии в оценках дореволюционных исследователей'

Этническое определение чуди по данным этнографии в оценках дореволюционных исследователей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕМЯ ЧУДЬ / ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЧУДИ / ЭТНОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническое определение чуди по данным этнографии в оценках дореволюционных исследователей»

Перспективность интернет-страхования не вызывает сомнения. Полагаем, что с ростом благосостояния граждан и стабилизации экономической ситуации в стране роль интернет-страхования будет повышаться. Считаем, что на данный момент, основной задачей российских страховых компаний является донесение клиенту информации на сайтах о самой компании и предоставляемых ею услугах. Предполагаем, что для развития интернет-страхования необходимы дополнительные механизмы защиты, как для страхователей, так и для страховщиков, то есть совершенствование информационной базы и развитие законодательства в сфере страхования, которое сможет регулировать данные правоотношения и тем самым избегая обмана и совершения преступлений.

Список источников и литературы

1.Бабурин В.Л. Эволюция Российских пространств: от Большого взрыва до наших дней. М.: - УРСС, 2002.

2.Козлов А.В. Интернет страхование в России // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4 - с.127-131.

3.Перфильев Ю.Ю. Российское интернет - пространство: развитие и структура. М.: -Гардарики, 2003. - с.268 - 272.

Моряхина К.В., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель А.Н. Сарапулов

Этническое определение чуди по данным этнографии в оценках дореволюционных исследователей

Цель исследования - определения роли этнографического материала при решении вопроса об этнической принадлежности чуди.

В конце ХУШ в. исследователи впервые упоминают в своих трудах племя чудь, которое проживало в древности на территории Пермской губернии. В XIX в. уже появляются размышления о том, какой народ скрывается под таинственным названием чудь. Одни исследователи считали чудь пермскими финнами, другие - уграми, третьи - смешанным этническим образованием. Исследователи, делая заключения об этническом определении, основывались на данных археологии, лингвистики и этнографии.

В XIX - начале XX вв. археология в Пермской губернии только зарождается. Археологические работы не систематичны. Как правило, бывают разовые раскопки на археологическом памятнике или же просто собирается подъемный материал. И поэтому данные археологии при раскрытии вопроса об этническом определении чуди используются не активно.

Данные лингвистики представлены в основном сведениями о топонимах и гидронимах северо-востока европейской части России. Исследователи XIX - нач. XX вв. указывают в своих трудах, что распространены название рек и городов с окончаниями -ва и -кар.

Большое внимание исследователи уделяют этнографическим данным. Возможно, это связанно с их доступностью. Этнографический материал не

только дает возможность определить этническую принадлежность чуди, но и позволяет составить образ древнего народа.

В середине XIX в. Крупенин А., размышляя о древних жителях Пермского края, обращается к преданиям. По преданию, финский народ Пермского края назывался чудью (Крупенин, 1859, с.5). Так впервые стали привлекать этнографический материал к вопросу о чуди.

Легенды о чуди популярны. В Х1Х-ХХ вв. им предают большое значение. Во второй половине XIX в. Д. Д. Смышляев размышляет о Древней Биармии и делает вывод, что биармийцы, чудь и пермяки - это одно и то же. Одно из доказательств, предположения Смышляева, - это предания о чуди (Смышляев, 1891, с. 1).

Добротворский Н. обращается уже не в целом ко всем легендам о чуди, а к одной конкретной - к легенде о крещении чуди. В легенде говорится, что «давным давно, когда еще в здешние места начальство не заглядывало (т.е. русские), жил здесь один народ Чудя». В конце XIV в Пермскую землю приходят русские. Начинается колонизация и христианизация края. Чудь воспротивилась. «Видит чудя: дело плохо, не сдобровать ей, выкопала она эти ямы (так называемые «чудские ямы»), залезла туда и зарылась в них, и все имущество с собой взяла. Но не вся чудь зарылась в ямы. Много ее в лес убежало. Пермяки от этой чуди и народились». Но Добротворский Н. под чудью понимает не только пермяков, но и вотяков, и зырян (Добротворский, 1883, с. 229-231).

Предания о чуди известны были не только в Пермской губернии. Они распространились на обширном пространстве, заключенном между реками Косой, Чепцой, Камой и Вяткой. Среди вотяков (удмуртов), как и среди пермяков, можно услышать легенды о чуди. Так, например, Смирнов И.Н. приводит сведения, что в Сарапульском уезде городища Нечкинское, Воткинское, Бобья-учинское в преданиях приписываются чуди. В вотяцких преданиях можно встретить описание чудских построек - это углубления вырытые в земле, покрытые деревянной крышей, на которую насыпалась земля. Из аналогичного типа получило развитие жилище вотяков (Смирнов,

1890, с. 40-43).

Смирнов И. Н. связывает народ чудь не только с вотяками, но и пермяками. Имя чудь было заимствовано пермяками у русских пришельцев, которые чудью называли туземцев. Пермяки обозначают древнее население (Смирнов, возможно, подразумевает, предков пермяков) «Чучки», это означает испорченное русское прилагательное «чудские». По мнению Смирнова И. Н., одного этого обстоятельства достаточно, чтобы предположить, что чудью назывались предки нынешних пермяков (Смирнов,

1891, с. 114). Но, тем не менее, Смирнов приводит еще несколько доказательств выдвинутого предположения. Он обращает внимание на костюм. Древний чудской костюм состоял из кожаных одежд, украшенных подвесками, которые прикреплялись к одежде ремнями. Древний костюм пермяка состоял из выделанных шкур. Основные компоненты чудского и древнепермяцкого костюма совпадают. Смирнов проводит аналогию между

костюмом пермского шамана и чудским: костюм шамана, по его мнению, мог быть пережитком костюма, который ранее носили всего родичи (Там же, с. 123-124).

Важным свидетельством в пользу прямой связи между чудью и пермяками является обычай «поминать чудаков». В селениях Лойнах и Гидаевы (Кировская обл., Верхнекамский р-н) в семик и прочие поминальные дни пермяки носят яства на чудские кладбища и оставляют их там, и говорят: «помяни Господи чудского дедушку, чудскую бабушку» или «помяни Господи чудака N (называют имя, которое переходит из рода в род) (Там же, с. 125).

Кривощеков И. Я. считает, перерождение Камской чуди в современного пермяка исторически сложившимся фактом. Камская чудь с принятием христианства и подчинением Московской власти превратилась в современных пермяков. Кривощеков пишет о том, что весь пожалованный район Строгановым с поименованными реками имеет следы населения Камской чуди, и между современными жителями этого района встречаются многочисленные фамилии, имеющие корнем пермяцкий язык. Камская чудь превратилась в помещичьих крестьян (Кривощеков, 1904, с. 51-54).

Кривощеков приводит еще один факт, говорящий о том, что чуди и пермяки - это один и тот же народ. В 16 в. пермяки своих же некрещеных соплеменников называли чудью. Эти сведения приводятся по результатам переписи Яхонтова И. И., проходившей в 1579 г. (Кривощеков, 1914, с. 33). Таким образом, по мнению Кривощеков, сменилось только название народа, а сам народ остался прежним.

Исследователи XIX - начала XX вв., обращаясь к вопросу об этнической принадлежности чуди, используют для доказательства своей теории разнообразный этнографический материал: это и предания, и обряды, и жилище, и костюм. Примечательно, что все перечисленные выше исследователи придерживаются мнения, что чудь является предками пермских финнов. Как раз на примере этнографического материала это заметно. К пермским финнам относятся пермяки, вотяки и зыряне. Но все исследователи придерживаются мнения, что чудь представляет собой всю ветвь пермских финнов. По мнению Смышляева Д.Д. и Кривощекова И.Я., чудь является предками только современных пермяков.

Исследователи, придерживающиеся мнения, что чудь является предком угорских народов, не опираются на этнографический материал. Они используют в качестве доказательства своей теории данные археологии и лингвистики.

Список источников и литературы

1. Добротворский Н. Пермяки // Вестник Европы. - СПб: Тип.Стасюлевича, 1883. - март. -

С. 228-265.

2.Известия общества археологии, истории и этнографии / Казань: Тип. Имп. ун - та, 1890. -Том 8. Вып. 2: Смирнов И. Н. Вотяки. - 351 с.

3.Известия общества археологии, истории и этнографии / Казань: Тип. Имп. ун- та, 1891. -Том 9: Смирнов И. Н. Пермяки. - 289 с.

4.Кривощеков И. Я. К вопросу об исчезновении Камской чуди/ Труды пермской губернской ученой архивной комиссии. Вып. 7. - Пермь: Типография губернского правления, 1904. - 49-56 с.

5.Кривощеков И. Я. Словарь географически-статистический Чердынского уезда Пермского края- Пермь: Типография губернского правления, 1914. - 850 с.

6.Крупенин А. Краткий исторический очерк и цивилизации Пермского края / Крупенин А. // Пермский сборник. Кн.1. - М., 1859. - 1-45 с.

7.Смышляев Д. Д. Сборник статей о Пермской губернии - Пермь: Типо-литография губернского правления, 1891. - 300 с.

Кожевников П. А., исторический факультет.

Научный руководитель: к.и.н., доцент Рычкова Н. М.

Мультикультурное образование в США

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры(www.onHnedics.m) .

Мультикультурализм - это понятие, которое занимает умы множества специалистов в разных сферах, таких как культура, социология, философия и политика. Такой интерес обусловлен спецификой процесса глобализации и массовой культурой, размывающей рамки между религиозными, этническими и традиционными группами.

Культурно разнообразное общество характерно для многих стран: Канада, Германия, Франция и США. Интересна специфика мультикультурности американского общества, потому что США - это весьма необычное общество, оригинально образовавшееся и оригинально существующее.

Американская культура является детищем интеллектуальных изысканий людей, грезящих о новой, свободной жизни, жизни равных возможностей. За ней они отправились в Америку, в поисках мечты о свободе, которая трансформировалась, впоследствии, в феномен «американской мечты».

Это комплексное понятие базировалось на идеях либерализма, который предполагал построение государства на основе договора между гражданами, являющимися субъектами государственной деятельности. Эти идеи возымели огромное влияние на творцов Американской Конституции 1787 года. Основные понятия американского либерализма: свобода, равенство и справедливость.

Постепенно на смену либерализму Дж.Локка как основы политической системы Америки приходит утилитаризм. Его господство знаменует появление первого кризиса либерализма.

В своем развитии американский либерализм прошел несколько сложных этапов, что обусловило, а где-то и предопределило пути развития самого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.