Научная статья на тему 'К вопросу о классификации легенд о Пермской чуди'

К вопросу о классификации легенд о Пермской чуди Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
936
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГЕНДЫ / ПЕРМСКАЯ ЧУДЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОМИ-ПЕРМЯКИ / LEGENDS / PERM CHUD / CLASSIFICATION / THE KOMI-PERMYAKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моряхина К. В.

В статье представлена классификация легенд о Пермской чуди. Каждая группа легенд проанализирована, и был составлен образ Пермской чуди на основе легенд. Классификация позволила упорядочить массив легенд о Пермской чуди.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CLASSIFICATION OF LEGENDS OF THE PERM CHUD

The paper presents a classification of legends of the Perm Chud. Each group of legends is analyzed to present an overall image of Perm Chud. The classification allows organizing the whole array of legends about the Perm Chud.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации легенд о Пермской чуди»

Моряхина К. В.

(Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь)

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЛЕГЕНД О ПЕРМСКОЙ

ЧУДИ*

и*

*Материал подготовлен в рамках проекта № 29а-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ

Ключевые слова: легенды, Пермская чудь, классификация, коми-пермяки.

В статье представлена классификация легенд о Пермской чуди. Каждая группа легенд проанализирована, и был составлен образ Пермской чуди на основе легенд. Классификация позволила упорядочить массив легенд о Пермской чуди.

Moriakhina K.V. (Perm) ON THE CLASSIFICATION OF LEGENDS OF THE PERM CHUD

Keywords: legends, Perm Chud, classification, the Komi-Permyaks

The paper presents a classification of legends of the Perm Chud. Each group of legends is analyzed to present an overall image of Perm Chud. The classification allows organizing the whole array of legends about the Perm Chud.

Понятие «Пермская чудь» ввел Ф.А. Теплоухов. По его мнению, понятие Пермская чудь связано с расселением этого народа на территории древней Перми, а не определяет связь чуди с пермяками (Теплоухов, 1892-1895, Б, с. 4). Память о Пермской чуди сохранилась в легендах, которые распространены на все территории Пермского края. Большинство легенд о Пермской чуди были записаны от коми-пермяков. И это не случайно. Народы, для которых легенды играют значительную роль в формировании их миропонимании, являются носителями мифологического сознания. К таким народам можно отнести и коми-пермяков. Они хранят не только легенды о Пермской чуди, но и верят в духов леса и воды (Голева, 2008, с. 14).

Как отмечал А.Ф. Лосев, «Миф (для мифологического сознания) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола» (Лосев, 1990, с. 5). Таким образом, можно говорить, что для носителей легенд о Пермской чуди, по крайней мере, в дореволюционное время, содержание легенд являлось отражением исторической действительности, пропущенным через их сознание, их представлением об уровне развития Пермской чуди. И в тоже время ряд легенд о Пермской чуди - это стремление объяснить исчезновение чуди и материальные объекты, оставленные после нее. Как писал В. Вундт, миф выражает насущные потребности и стремления (Лосев, 1990, с. 7).

Легенды о Пермской чуди многообразны, поэтому их целесообразно классифицировать. Классификация позволит упорядочить множество легенд и облегчит доступ к ним. Впервые классификация легенд о Пермской чуди была составлена Л. С. Грибовой - первым исследователем легенд о Пермской чуди, -

которая не только собирала множество легенд, но и предприняла попытку их интерпретации и классификации. За основу классификации были взяты сохранившиеся представления о Пермской чуди у жителей Пермского края. В легендах чудь представляется как чуждый коми-пермякам народ, дохристианское население, богатыри, разбойники, раскольники, чудаки (мифические существа) (Грибова, 1991). Вторая классификация была составлена Г.Н. Чагиным. Им были выделены основные сюжеты легенд о Пермской чуди: представление о предках, занятия чуди и ее внешний вид, религиозные верования, характер поведения, взаимоотношения с другими народами, исчезновение, о кладах и богатырях (Парма, 2009, с. 13). Нами была дополнена классификация легенд по Г.Н. Чагину, в основе которой лежит тематика (содержание) легенд и преданий. Все легенды о Пермской чуди мы можем разделить на восемь групп.

Легенды с упоминанием Пермской чуди.

В некоторых местностях остались лишь упоминания о чуди. Например, жители Чусовского района рассказывают, что на месте Антыбарского могильника стояли дома чуди (Ленц, 1986, с. 28). В Сарапульском уезде местам былого обитания чуди приписывают целый ряд городищ - Нечкинское, Воткинское, Бобья-учинское, чудское кладбище показывают вблизи починка Заборья (Смирнов, 1890, с. 40-41). И таких примеров можно встретить еще множество по всему Пермскому краю и на сопредельных территориях.

Для легенд об упоминании чуди типично то, что чудь называют первыми жителями. Все указанные выше места впоследствии были заселенны другими народами.

Легенды с упоминанием чуди не содержат сведений, характеризующих существование или исчезновение чуди.

Описательные легенды о Пермской чуди.

Большую группу легенд о чуди составляют легенды, повествующие о внешнем облике чуди, основных занятиях, быте и религии. По этим данным можно составить собирательный образ чуди.

Легенды представляют облик чуди с двух противоположных сторон: с одной стороны - чудь большая, с другой - маленькая, но шустрая. Большой рост чуди, как правило, связывают с чудскими богатырями. «Древние люди наших мест были высокорослые» (Парма, 2009, с. 64). Наиболее распространена версия о маленьком росте чуди. «Маленькие, как дети, были». И все у них было маленькое: жилища, орудия труда и др. (Парма, 2009, с. 31).

В легендах содержатся описания чудских жилищ. Один из вариантов чудских построек - это маленькие избенки или шалаши, похожие на те, которые можно встретить у марийцев или удмуртов. По другим сведениям, чудь делала себе землянки. Предания с замечательным согласием рисуют чудские ямы: это углубления, вырытые в земле, покрытые деревянной крышей, на которую насыпалась земля (Смирнов, 1890, с. 40-43). По третьим сведениям - у чуди были каменные сооружения, похожие на «каменки в банях» (Грибова, 1991).

Основное занятие чуди - земледелие. «Чудь выращивала зерно. Зерно тогда по-другому росло: колосья с суставами, из каждого сустава колосья колосятся -на одном колоске множество зерен. Жали чуди шилами и долотами. Каждое растение роняли отдельно: вонзят в нижний сустав - оно и ломается. Затем перевяжут веревочкой сноп и волоком тащат по земле. Снопы обмолачивали скалкой и веретеном. Зерна вырастало мало, его хранили в холщевых голенищах, но хватало всем, и чуды жили хорошо». Чудь еще промышляла зверя птицу, ловила рыбу, собирала мед, ягоды, грибы (Парма, 2009, с. 45-46).

Легенды сообщают нам о вещах, которые остались после чуди: наконечники, кинжалы, ножи, малые шилья и ральники, топоры медные и серьги литые (Грибова, 1991).

В легендах представлена и духовная сфера, которая не малую роль играла в жизни чуди. Чуди были идолопоклонниками. «Увидят что-то странное и молятся, медведю молились будто» (Грибова, 1991).

Описательные легенды о чуди многообразны. А некоторые сведения противоречивы, и поэтому возникает сложность с описанием внешнего облика чуди. Базируясь на легендах, можно выделить основные занятия чуди: земледелие, охота, рыболовство, собирательство. Равное значение имели производящее и присваивающее хозяйство. Чудь использовала примитивные орудия труда для обработки урожая. Для чуди характерны анимизм, тотемизм, идолопоклонничество.

Легенды об исчезновении Пермской чуди.

Наиболее распространенная версия легенд об исчезновении чуди - чудь ушла под землю. Вследствие чего распространились легенды о чудских ямах. Чудь жила в пермских лесах. Когда пришли русские и пытались чудь подчинить и крестить, она выкопала ямы, залезла туда, зарылась в них и с собой все имущество взяла (Добротворский, 1883, с. 229-231).

Исчезновение чуди связывают в легендах не только с ее уходом под землю. Предания не исключают такой вариант, что чудь ушла в другие земли из-за притеснения пришлых народов (Парма, 2009, с. 67).

Стоит отметить, что в обоих вариантах прослеживается идея исчезновения чуди от притеснения пришлого народа.

Легенды об отношении Пермской чуди с другими народами.

Известия об отношениях чуди с другими народами в легендах представлены скудно.

Отношения чуди с другими народами носили различный характер: мирный -с башкирами, воинственный - с татарами, вотяками (Смирнов, 1890, с. 40; Белавин, 1986, с. 3). Отношения чуди с русскими были противоречивы: была и борьба между ними, и помощь со стороны чуди (Сергеев, 1895, с. 41; Парма, 2009, с. 22).

Агрессивный характер взаимодействия чуди с другими народами связан, как правило, с борьбой за обладание территорией и обороной чуди своих поселений.

Легенды о культурных героях.

Легенды о культурных героях относятся к разряду персонифицированных легенд. Наиболее известные культурные герои - Кудым-Ош, Перя-богатырь, Чудская дева, Дзюздя, Полюд, Бач, Чадэ, Юкся, Пукся, Майко, Анюш, Онтипа и ряд богатырей, чьи имена не сохранились.

Кудым-Ош - это легендарный литературный богатырь. Персонаж был придуман А.А. Кичигиным в 1915 г. Но легенды о Кудым-Оше прижились в среде коми-пермяков, т.к., возможно, отражали их историю, и добавились новыми сюжетами, поэтому эти легенды все равно стоит изучать. Возможно, образ Кудым-Оша послужил для коми-пермяков основой для отражения истории своего народа через деятельность выдающейся личности (по легенде, Кудым-Ошем «открыл» земледелие, производство металла). Как пишет В. Вундт, для наивного миропонимания характерна «склонность приписывать всякое или важное значимое изобретение личности как творцу его» (Вундт, 2001, с. 73).

М.Н. Ожеговой легенды о Кудым-Оше были разделены по своему содержанию на 5 групп: предания, связанные с родовым тотемом - медведем;

предания об экзогамном браке у древних коми-пермяков; предания, отразившие родоплеменную борьбу с внешним миром; предания, связанные с внедрением культуры земледелия; предания топонимического характера (Ожегова, 1971, с. 1139).

Перя-богатырь - другой национальный герой коми-пермяков. Легенды о Пере-богатыре впервые были записаны в XVIII в. В дореволюционное время было записано четыре варианта легенд о Пере-богатыре. В середине XX в. совершено несколько экспедиций по сбору легенд, результаты которых представлены в работах Д.И. Гусева и М.Н. Ожеговой (Ожегова, 1961, с. 7-10).

М.Н. Ожеговой легенды о Пере-богатыре были разделены по своему содержанию на 6 групп: предания о помощи богатыря русским в борьбе с татаро-монгольскими завоевателями; о борьбе Перы с графом Строгановым; о жизни Перы в условиях северного лесного края; о борьбе Пери с мифологическими существами; Пера, Пеля и Полюд; предания на сюжет «Перя-богатырь и христианская религия» (Ожегова, 1971, с. 53-119).

Остальные чудские богатыри предстают перед нами в качестве родоначальников. Каждый из этих богатырей почитаем и известен только в определенном районе (Моряхина, 2013, с. 179-181). В целом легенды не насыщены информацией, нет цикла легенд об определенном богатыре.

Легенды о культурных героях разновременные. По времени своего формирования легенды можно разделить на две группы: до и после русской колонизации. До русской колонизации формируются образы чудских родоначальников.

Легенды отражают, что во главе чудского народа не было одно вождя, было родоплеменное разделение. Чудской народ жил разрозненно, даже воевали между собой.

Легенды о чудских кладах.

Все чудские клады связаны с чем-то магическим. В одних легендах говорится что, клады заколдованы и если кто-то их раскопает, то золото превращается в уголь (Берх, 1821, с. 115), в других - богатыри охраняют клады (Парма, 2009, с. 34).

Причиной возникновения легенд о чудских кладах, скорее всего, является периодическое нахождение кладов в земле. В. В. Климов считал, что чудь прятала в земле ценные вещи (украшения, предметы культа) от своих многочисленных врагов (Климов, 1974, с. 122-123).

Легенды о мифологическом образе чуди.

У коми-пермяков сложилось представление о мифологических существах под названием чудь. Они отличаются от чуди как народа, являются злыми духами, пребывают в банях, овинах, заброшенных местах, лесу и воде. Иногда их напрямую соотносят с бесами, чертями, называют «нехристью». Встреча с ними неминуемо ведет к несчастью (Парма, 2009, с. 15). Эти мифические существа досаждают людям, пугают их, порой и вовсе убивают их.

Появление легенд о мифологической чуди свидетельствует об изменении отношения коми-пермяков к чуди (легенды записаны от данного народа). Если раньше еще допускалось родство коми-пермяков, то в этих сюжетах чудь предстает совсем чуждым народом для коми-пермяков.

Обряд поминания чуди.

В селениях Лойнах и Гадевы в Семик и прочие поминальные дни дети носят на чудские кладбища блины и брагу, полагая их в берестяные коробочки и личным перевесельцем и вешая эти коробочки на сосны и ели, растущие на

могильниках. Оставляют там яства, говоря: «помяни Господни чудскую бабушку, чудского дедушку» (Смирнов, 1891, с. 125).

В Юксеево, Чазево, Пуксибе обычно на таких поминках перебирают в памяти языческие имена людей, явившихся будто бы основателями населенных пунктов в бассейне р. Косы: Юкся, Пукся, Бач, Чудэ (Парма, 2009, с. 39).

Эти легенды подтверждают, что память о чуди сохранилась в сознании коми-пермяков. А также является свидетельством, говорящим о родстве между чудью и коми-пермяками.

Легенды о чуди многообразны. Они представляют все аспекты жизни чуди и память о ней, за исключением ее появления на Пермской земле.

Каждая группа легенд из предложенной классификации представляет собой самостоятельный сюжет. Но, тем не менее, они пересекаются и дополняют друг друга.

В целом можно заключить, что исторические явления получили отражение в легендах о Пермской чуди. Это касается, главным образом, группы легенд: описание Пермской чуди (ее занятий, верований), взаимодействия с другими народами. А также легенды с течением времени, с появлением новых исторических событий, дополнялись новыми сюжетами.

Меняется со временем и отношение к Пермский чуди: если сначала чудь предстает, как исторически существовавший народ, то потом постепенно превращается в мифический народ, появляются легенды о мифологический чуди, о заколдованных кладах.

Стоит отметить, что все группы легенд без исключения имеют свою значимость для исследователя, несмотря на различный уровень отражения исторической действительности. Для дописьменной истории Пермского края легенды являются одним из исторических источников, в дальнейшем, после русской колонизации, они служат отражением мировоззрения носителя легенд и отражением его представлений об исторических событиях.

Литература и источники:

Белавин, 1986 - Белавин А. М. Отчет об археологических исследованиях в Карагайском районе Пермской области в 1985 г. - Пермь. 1986. // Архив МАЭ ПГГПУ.

Берх, 1821 - Берх В. Н. Путешествия в города Чердынь и Соликамск для изыскания древностей. - СПб: Печатано в Воен. Типографии Гл. штаба Его Импер. Величества, 1821. - 234 с.

Вундт, 2001 - Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001. - 160 с.

Голева, 2008 - Голева Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Екатеринбург. 2008. - 27 с.

Грибова, 1991 - Грибова Л. С. Чудь по коми-пермяцким верованиям и преданиям: этнографический материал, собранный в Пермской области, 1991 // Архив КНЦ УрО РАН. Ф 11. Оп. 1. Д. 54.

Добротворский, 1883 - Добротворский Н. Пермяки // Вестник Европы. -СПб: Типография Стасюлевича, 1883. - март. - 228-265 с.

Климов, 1974 - Климов В. В. Заметки к преданиям о чуди // Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Вып. 1. - Пермь. 1974. - 121-123 с.

Ленц, 1986 - Ленц Г. Т. Отчет о полевых исследованиях Антыбарского могильника в Чусовском районе Пермской области 1986 г. - Пермь. 1986 // Архив МАЭ ПГГПУ.

Лосев, 1990 - Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М.: Правда, 1990. - 656 с.

Моряхина, 2013 - Моряхина К. В. Локализация в пространстве персонифицированных легенд о пермской чуди // Тезисы докладов XLV Урало-Поволжской археологической конференции студентов и молодых ученых. -Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2013. - 179-181 с.

Ожегова, 1971 - Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре. - Пермь, 1971. - 132 с.

Ожегова, 1961 - Ожегова М. Н. Устно-поэтическое творчество коми-пермяцкого народа. - Кудымкар: Коми-пермяц. кн. изд-во, 1961. - 115 с.

Парма, 2009 - Парма - земля чуди: правда и мифы / под ред. Г. Н. Чагина. -Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2009. - 143 с.

Сергеев, 1895 - Сергеев С.И. О пещерах на р. Яйва и ее притоках Соликамского уезда // Пермский край. Т.3. - Пермь, 1895. - С.17-50

Смирнов, 1890 - Смирнов И. Н. Вотяки // Известия общества археологии, истории и этнографии. Том 8. Вып. 2. - Казань: Тип. Имп. ун- та, 1890. - 351 с.

Смирнов, 1890 - Смирнов И. Н. Пермяки // Известия общества археологии, истории и этнографии. Том 9. - Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891. - 289 с.

Теплоухов, 1892-1895 - Теплоухов Ф. А. Оттиски статей и заметок о древностях Пермской губернии. - Пермь: Тип. н-ков Каменского, 1892-1895. -280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.