Научная статья на тему 'Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом'

Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1341
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / FAIRYTALE THERAPY / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / SPEECH MATURITY / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корнилова Е.Н., Готовцева Е.И.

В данной статье рассматривается система коррекционно-педагогической работы по развитию речи у детей дошкольного возраста с церебральным параличом посредством сказкотерапии. Авторами кратко изложены условия, методы и результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корнилова Е.Н., Готовцева Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIRYTALETHERAPY IN CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH CEREBRAL PALSY PRESCHOOL CHILDREN

In this article a system of correctional and pedagogical work on speech maturity in preschool children with cerebral palsy by fairytale therapy is described. The authors state the conditions, methods and results of their research.

Текст научной работы на тему «Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом»

СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

FAIRYTALETHERAPY IN CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH CEREBRAL PALSY PRESCHOOL CHILDREN

Е. Н. Корнилова, Е. И. Готовцева

В данной статье рассматривается система коррекционно-педагогической работы по развитию речи у детей дошкольного возраста с церебральным параличом посредством сказкотерапии. Авторами кратко изложены условия, методы и результаты исследования.

E. N. Kornilova, E. I. Gotovtseva

In this article a system of correctional and pedagogical work on speech maturity in preschool children with cerebral palsy by fairytale therapy is described. The authors state the conditions, methods and results of their research.

Ключевые слова: сказкотерапия, детский церебральный паралич, коррекционно-педагогическаяработа, развитие речи, дети дошкольного возраста.

Keywords: fairytale therapy, cerebral palsy, correctional and pedagogical work, speech maturity, children of preschool age.

Актуальным на сегодняшний день остается проблема коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из тяжелых форм проявления аномального развития ребенка, по исследованиям отечественных ученых Л. А. Даниловой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой и других, является наличие детского церебрального паралича (далее - ДЦП). У детей, страдающих церебральным параличом, задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, что в свою очередь оказывает существенное влияние на речевое развитие ребенка [1, с. 16].

Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи. Их частота составляет, по данным многих авторов, от 65% до 85% [1, с. 24]. Нарушения речи у детей с церебральным параличом вызывают трудности в последующем обучении в школе. По исследованиям ученых, отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. В процессе совместной работы с родителями нами выявлены два типа воспитания детей с церебральным параличом в семье: взрослые обычно либо чрезмерно опекают, стремясь все сделать за своего ребенка, либо не уделяют ребенку должного внимания для полноценного развития. Это не формирует у детей потребности в деятельности и в речевом общении.

На базе МДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 1 «Звездочка» Городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия) с 2006 г. функционирует группа кратковременного

пребывания «Солнечный лучик» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Группу посещают дети от 3 до 7 лет, имеющие диагноз ДЦП, у которых развитие речи находится на разном уровне: от легкой степени до самой тяжелой.

Целью открытия данной группы являются:

• оказание систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

• консультативно-методическая поддержка родителей, имеющих детей с церебральным параличом, в организации воспитания и обучения ребенка;

• социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности.

При ДЦП необходимым условием является раннее начало коррекционно-педагогического воздействия, направленного прежде всего на развитие моторики, речи, коммуникативных умений. Эффективность проведения коррекционно-педагогической помощи детям с церебральным параличом зависит от ряда факторов: степени тяжести дефекта; возрастных и индивидуальных особенностей детей; условий воспитания в семье; заинтересованности и помощи родителей, ближайших родственников педагогам ДОУ.

Как отмечают ученые, в последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при кор-рекционном воздействии в условиях специальных дошкольных учреждений наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арт-терапия [2, с. 188]. Далее авторы утверждают, что использование сказкотерапии, хореотерапии, вокалотерапии может быть рекомендовано детям с церебральным параличом.

Целью нашего исследования является выявление эффективности использования сказкотерапии в системе коррекционно-педагогической работы по развитию речи у дошкольников с ДЦП.

На начальном этапе исследования нами было проведено обследование по выявлению уровня речевого развития дошкольников. По результатам обследования выяснили, что большинство детей обеих групп (контрольной и экспериментальной) имеют средний уровень речевого развития - 60%, низкий уровень имеют 40%, высокий уровень отсутствует.

Мы предположили, что работа по развитию речи посредством сказкотерапии у дошкольников с ДЦП будет эффективна, если:

• разработать систему коррекционно-педагогиче-ской работы с учетом поэтапного усложнения проводимых форм работы (от чтения детям коротких сказок до инсценирования ими этих сказок);

• в процессе работы развивать двигательную сферу детей;

• содействовать активному включению в коррекци-онно-педагогический процесс всех специалистов ДОУ и родителей.

На основе программы В. М. Ивановой «Сказка» разработали систему экспериментальной коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей с церебральным параличом [3, с. 80].

Работа начиналась с подготовительного этапа - с чтения детям сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. Данная форма работы велась воспитателем группы. По прочитанным сказкам воспитатель проводила беседу с детьми. Дети рассматривали иллюстрации к этим сказкам, отвечали на вопросы воспитателя, лепили из пластилина героев сказок, раскрашивали их, обводили по пунктирным линиям и т. д.

Следующий этап работы - основной - предусматривал организацию совместной работы всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, психолога, музыкального руководителя. На данном этапе по сюжетам пройденных сказок проводились игры-драматизации; инсценировки с использованием игрушек, фланелеграфа; кукольный театр, теневой театр и др.

Персонажи сказок включались в коррекционно-развивающие занятия специалистов. Например, развитие связной речи по сказке «Колобок» с использованием фланелеграфа в работе учителя-логопеда. Учитель-дефектолог проводила занятия с применением кукольного театра по сказкам «Теремок», «Красная шапочка», «Три поросенка» и др.

Совместно со всеми специалистами ДОУ и родителями детей с церебральным параличом было проведено интегрированное музыкальное занятие «Путешествие кота Музика», где дети группы кратковременного пребывания выступили вместе с детьми с общих групп.

Заключительный этап работы - анализ проведенной работы, фото и видеоотчет работы специалистов, обсуж-

дение динамики развития на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ.

По полученным данным результатов исследования можно отметить, что в контрольной группе никаких изменений по улучшению показателей не произошло, тогда как в экспериментальной группе дети повысили свои показатели. Если в начале эксперимента никто из испытуемых экспериментальной группы не показал высокого уровня развития речи, то в конце эксперимента высокий уровень показали 20% дошкольников, средний уровень показали 70%, низкий уровень - 10%. Низкий уровень был отмечен у тех детей, которые часто пропускали занятия.

К концу эксперимента большинство детей могли передавать свои эмоции с помощью вербальных и невербальных средств общения, активно вступали в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, у них значительно обогатился словарный запас, улучшилось состояние грамматического строя речи.

Мы считаем, что обязательными условиями для успешного обучения детей с двигательными нарушениями являются их активная деятельность, стремление к цели, мотивация, а также заинтересованность родителей в улучшении результатов педагогического процесса, их участие в коррекционно-педагогическом процессе.

Важным требованием к занятиям является учет основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Таким образом, чрезвычайно важным является раннее начало коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие речи, мелкой и общей моторики. В ходе проведенного исследования нами выявлена эффективность использования сказкотерапии в развитии речи детей с церебральным параличом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левченко И. Ю, Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. 192 с.

2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю. [и др.] Артпеда-гогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001. 248 с.

3. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учеб.-метод. пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 160 с.

4. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.