Научная статья на тему 'Коррекционно-психолого-педагогическое сопровождение детей с дцп в условиях ДОУ компенсирующего вида'

Коррекционно-психолого-педагогическое сопровождение детей с дцп в условиях ДОУ компенсирующего вида Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2947
942
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кривосудова Юлия Викторовна

В статье представлены основные направления работы специалистов в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Раскрыты особенности логопедической коррекции с детьми с ДЦП. Особое внимание уделено технологии создания индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ДЦП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main areas of work of experts in preschool educational institutions of the compensating view with the children having violations of the musculoskeletal device are presented in article. Features of logopedic correction with children with cerebral spastic infantile paralysis are opened. The special attention is paid to technology of creation of an individual educational route of the preschool child with cerebral spastic infantile paralysis.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-психолого-педагогическое сопровождение детей с дцп в условиях ДОУ компенсирующего вида»

УДК 37 ББК 74.37

Ю.В. Кривосудова

КОРРЕКЦИОННО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В УСЛОВИЯХ ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Аннотация. В статье представлены основные направления работы специалистов в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Раскрыты особенности логопедической коррекции с детьми с ДЦП. Особое внимание уделено технологии создания индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ДЦП.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, коррекционная работа, психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальный маршрут.

U.V. Krivosudova

REMEDIAL PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS IN THE FACE

OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF COMPENSATING FORM

Abstract. The main areas of work of experts in preschool educational institutions of the compensating view with the children having violations of the musculoskeletal device are presented in article. Features of logopedic correction with children with cerebral spastic infantile paralysis are opened. The special attention is paid to technology of creation of an individual educational route of the preschool child with cerebral spastic infantile paralysis.

Key words: children's cerebral palsy, correctional work, psychology and pedagogical maintenance, individual route.

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. В настоящее время государственная система образования не может не реагировать на особенности организации образовательного процесса для детей-дошкольников, имеющих проблемы в здоровье и нуждающихся в длительном лечении. Данные официальной статистики, многочисленные исследования свидетельствуют, что в результате воздействия различных неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов, снижения уровня культуры, нравственности, ухудшения качества здравоохранения, численность таких детей увеличивается.

Чрезвычайно актуальной является проблема образования, воспитания и реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Клинико-психолого-педагогические особенности этой группы детей описаны в трудах М.В. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, О.Г. Приходько, Н.В. Симоновой и др. Большой вклад в изучении особенностей таких детей и разработку методов их реабилитации внесли также клиницисты Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом тяжело страдают «молодые отделы головного мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Ведущим в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функции других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается [1].

В силу объективных (слабое здоровье) и субъективных (замкнутое пространство, ограниченность общения) причин эти дети в большей степени нуждаются в особой организации воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов. Результаты ряда исследований свидетельствуют о наличии специфических черт личности у данной категории детей.

К этим чертам относятся повышенная тревожность, хроническое эмоциональное напряжение, неуверенность в себе, истощаемость, сниженная общительность, зависимость от чужого мнения, ранимость, впечатлительность. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Их состояние здоровья оказывает значительное влияние на такие психические качества, как слабость запоминания, неустойчивость внимания, невозможность выносить длительные психические и умственные нагрузки [5].

Организация образовательно-оздоровительного процесса для такой категории детей связана с комплексным, интегративным подходом к осуществлению процессов обучения, воспитания, раз-

вития, оздоровления и реабилитации. Специальные психокоррекционные программы должны быть направлены на смягчение негативных особенностей эмоционального развития детей с ДЦП.

Выстраивая данную систему поддержки детей, необходимо осуществить анализ имеющихся познавательных, эмоционально-психологических, воспитательных, речевых, а также связанных со здоровьем ребенка проблем, мешающих им в образовании и в жизни.

Образовательная программа для дошкольника с ДЦП разрабатывается ДОУ самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта. Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры речевого и двигательного дефекта каждого воспитанника [4].

В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:

• логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);

• ЛФК (групповые и индивидуальные занятия в целях компенсации дефекта у детей с преимущественно двигательной патологией), которая организуется на фоне массажа, физиотерапии, медикаментозного лечения;

• индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций.

Логопедическая работа с детьми, имеющими различные речевые расстройства, позволяет в той или иной мере скорригировать, а иногда и нормализовать речевые возможности детей.

Наибольшую специфику имеет работа по формированию звукопроизношения. Особенностью этой работы при ДЦП является индивидуализация требований в зависимости от тяжести и характера поражения артикуляционного аппарата. При формировании звукопроизношения у детей с дизартрией решаются следующие задачи:

• нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

• развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата;

• развитие произвольных мимических губных и язычных движений;

• постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

• подавление синкинезий, уменьшение слюнотечения;

• развитие дыхания, голоса и просодики, а также коррекция их нарушений.

При формировании произносительной стороны речи используются пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, голосовые упражнения.

При проведении дыхательной гимнастики предусматривается включение упражнений, построенных на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков. Комплексы этих упражнений подбираются индивидуально в зависимости от двигательных и речевых возможностей детей.

Голосовые упражнения направлены на формирование у детей произвольного изменения силы голоса, длительности звучания, на тренировку голоса в произнесении слогов, включающих глухие, щелевые, фрикативные, сонорные звуки [2].

Особенностью логопедической работы является строгое соблюдение ортопедического режима, который разрабатывается совместно с логопедом и врачом-психоневрологом и фиксируется в истории болезни. Логопед постоянно следит за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций логопед способствует их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. При проведении коррек-ционных логопедических занятий необходима широкая опора на все анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую). Это особенно важно в работе над коррекцией звукопроиз-ношения, которая обязательно проводится перед зеркалом.

Соблюдение ортопедического режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений и тем самым оказывает положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка.

Обучение и коррекция речи детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Комплекс восстановительного лечения представляется ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-бальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью. Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, должны осуществлять врачи-неврологи, врачи ЛФК, физиотерапевты, ортопеды, а также младший медицинский персонал [5].

Одним из обязательных условий успешной адаптации ребенка с ДЦП к условиям ДОУ является сотрудничество специалистов и педагогов с родителями воспитанника. Родители должны принимать участие в изготовлении дидактических материалов, наглядных пособий, специальных приспособлений, облегчающих овладение навыками элементов грамоты и письма.

Основными направлениями работы специалистов с родителями детей с ДЦП являются:

- гармонизация семейных взаимоотношений;

- установление правильных детско-родительских отношений;

- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);

- помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка;

- обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п.);

- помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.

Одним из важных условий является формирование толерантного отношения к ребенку с ДЦП у нормально развивающихся детей и их родителей. Для этого перед приходом ребенка с двигательными нарушениями в группу необходима предварительная работа со здоровыми сверстниками. Педагог должен рассказывать о сильных сторонах характера, положительных качествах личности больного ребенка, раскрыть мир его увлечений. Одновременно в тактичной форме педагог должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Наоборот, необходимо оказывать ему посильную помощь (помогать спускаться по лестнице, передвигаться в физкультурном зале и т.д.), проявлять терпение при замедленных ответах, письме и других затруднениях.

До начала коррекционной работы специалистам и воспитателям необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребенка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить, какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует [4].

При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ДОУ обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Реализация данного условия позволяет обеспечить для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, а также позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание.

Специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор ЛФК и др.) должны осуществлять свою деятельность в трёх направлениях:

- диагностика;

- контроль;

- мониторинг.

В содержание диагностической деятельности входит:

- исследование индивидуальных особенностей познавательного и речевого развития детей с ДЦП, состояния эмоционально-волевой сферы, здоровья, условий семейного воспитания;

- выявление степени усвоения коррекционно-развивающей и образовательной программы;

- выявление компенсаторных возможностей ребенка;

- построение психолого-педагогического прогноза и определения условий для более успешного преодоления отклонений в развитии/

При оценке результатов диагностики необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, оценивать не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития. При этом следует помнить, что любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы. Диагностика в специальном детском саду не должна опираться лишь на выявление уровня усвоения образовательной программы (ЗУН). Важно, каким способом эти знания освоены ребенком, насколько сформированы психологические механизмы для овладения этими знаниям и представлениями.

Контрольное направление определяется как контроль за усвоением детьми программного материала, овладения трудовыми умениями и навыками.

Учитывая своеобразие психики детей с ДЦП, значительный разброс индивидуальных особенностей эмоционально-волевого развития, специалист должен своевременно выявить недостаточную динамику у конкретных детей или целой группы освоения как коррекционно-развиваю-щей, так и образовательно-воспитательной программы.

Мониторинговое направление. Это сравнительное диагностическое исследование предполагает оценку динамических изменений в развитии ребенка и занимает особое место в построении коррекционно-образовательного процесса специального детского сада. Такое исследование позволяет определить эффективность содержания обучения и воспитания, организационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП.

Организация педагогической поддержки и индивидуального сопровождения ребенка позволяет проектировать индивидуально-образовательные маршруты. Индивидуальный маршрут ребенка с ДЦП непосредственно и в первую очередь учитывает уровень физического и соматическо-

го здоровья ребенка, его возможности, потребности, интересы и способности. Все предлагаемые дошкольнику занятия должны соответствовать двигательным возможностям детей. Во время режимных моментов и игр рекомендуется использовать спокойную, релаксационную музыку. С целью преодоления тревожности, страхов, агрессии проводятся мероприятия с использованием здо-ровьесберегающих технологий. Наиболее продуктивной технологией в развитии адаптивных механизмов детей с ДЦП в окружающем мире является сказкотерапия. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает восстановить силы. Сказкотерапия влияет на развитие эмоциональной сферы, вербальных и невербальных средств общения, познавательных процессов [3].

Как дополнительные технологии используют музыкотерапию, арттерапию, театрализацию, драматизацию и др.

Такой подход в освоении содержания обучения создает условия для развития у детей позитивной оценки своих возможностей, побуждает веру в свой интеллектуальный и духовный рост. Индивидуализация обучения и воспитания, дифференциация требований к каждому ребенку обеспечивает благоприятную атмосферу, снимает ощущения дискомфорта, создает обстановку сотрудничества, доверия и доброжелательности. Методы и приемы работы педагогов ДОУ направлены, прежде всего, на включение воспитанников с ДЦП в образовательно-оздоровительный процесс деятельности дошкольного учреждения, на создание ситуации успеха у таких детей.

Таким образом, реабилитация детей с ДЦП - это не только медицинская задача, но и во многом задача педагогическая и социальная.

При осуществлении комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательно-оздоровительном процессе ДОУ компенсирующего вида, необходимо обеспечить скоординированную деятельность всех специалистов, работающих с детьми с ДЦП на основе интеграции. Порознь решая свои задачи, не имея объединяющего начала, эти специалисты не имеют возможности обеспечить преемственность помощи и поддержки ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ипполитова, М.В. О детях с церебральным параличом // Дети с отклонениями в развитии: метод. пособие / сост. Н.Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997.

2. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

3. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 224 с.

4. Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП / И.А.э Смирнова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

5. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук И.И. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001.

УДК 159.9 ББК 88.6

А.Ю. Кругликова

ЗАИКАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению заикания как психологической проблемы: источник, феноменология, стратегии речевого поведения, типы оказания психологической помощи. Представлен эффективный способ преодоления заикания - семейная групповая логопсихоте-рапия.

Ключевые слова: заикание, психологическая проблема, психологическая помощь, семейная групповая логопсихотерапия.

A.Yu. Kruglikova

STUTTERING AS PSYCHOLOGICAL PROBLEM

Abstract. Article is dedicated to the examination of stuttering as the psychological problem: source, phenomenology, strategy of vocal behavior, the types of rendering to psychological aid. Is represented the effective method of overcoming the stuttering - family group of logopsychoterapiya.

Key words: stuttering, psychological problem, psychological aid, the family group of logopsycho-terapiya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.