Научная статья на тему 'Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста'

Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / TOLERANCE / SKAZKOTERAPIYA / CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимирева О. В.

Сказкотерапия является эффективным методом, используемым в психологии. В статье представлена возможность использования сказкатерапии как средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор раскрывает понятие и содержание сказки как современного метода психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимирева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKAZKOTERAPIYA AS MEANS OF FORMATION OF TOLERANCE AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

Skazkoterapiya is the effective method used in psychology. Possibility of use of a skazkaterapiya is presented in article as means of formation of tolerance at children of preschool age. The author opens concept and contents of the fairy tale as modern method of psychology.

Текст научной работы на тему «Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

возраста; разработать и внедрить комплекс подвижных игр с правилами, направленный на развитие самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста и проверить его эффективность.

Методологическая основа исследования: работы авторов, посвященные изучению самоконтроля (П.Я. Гальперин, С.Л.

Кабыльницкая, З.А. Решетова, Б.В. Лебединский, О. Головко, Н.А. Татенко, А.М. Прихожан, Н.В. Нижегородцева и др.); работы, посвященные изучению особенностей детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.И. Лисина О. Исаенко и др.); основные положения по разработке и внедрению комплекса подвижных игр с правилами М.А. Дорониной.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа полученных данных.

База: исследование планируется провести на базе МАДОУ №5 г. Ишима, Тюменской области в течение 2014 - 2015 года. с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 51 человека (25 человек - контрольная, 26 человек - экспериментальная).

Исследование планируется провести в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом, констатирующем этапе эксперимента мы решали задачу по изучению особенностей самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста. На втором, формирующем этапе эксперимента мы осуществляли работу по формированию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с помощью комплекса подвижных игр с правилами. На третьем, контрольном этапе эксперимента мы проверяли эффективность мероприятий, направленных на формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что материалы могут быть использованы в деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста, родителям.

Предполагаем, что наша гипотеза о том, что процесс развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста, возможно, будет наиболее эффективным, если применить на практике комплекс подвижных игр с правилами найдет свое подтверждение в ходе исследовательской работы.

Литература

1. Карпова Н.В., Еланцева С.А. Современные взгляды на психологическое содержание возрастного кризиса 7 лет // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т.4. - №34. - С.806-810.

2. Шагова Г. В., Майер А.А. Проект изучения эффективных способов снижения учебного стресса у студентов-первокурсников // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №3-2(10). - С. 101-102.

Тимирева О.В. 1

'Воспитатель ГБОУ СОШ №305 г.Москва

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Сказкотерапия является эффективным методом, используемым в психологии. В статье представлена возможность использования сказкатерапии как средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор раскрывает понятие и содержание сказки как современного метода психологии.

Ключевые слова: толерантность, сказкотерапия, дети старшего дошкольного возраста.

Timireva O.V. 1

'Educator GBOU school № 305, Moscow

SKAZKOTERAPIYA AS MEANS OF FORMATION OF TOLERANCE AT CHILDREN OF THE ADVANCED

PRESCHOOL AGE

Abstract

Skazkoterapiya is the effective method used in psychology. Possibility of use of a skazkaterapiya is presented in article as means of formation of tolerance at children of preschool age. The author opens concept and contents of the fairy tale as modern method of psychology.

Keywords: tolerance, skazkoterapiya, children of the advanced preschool age.

Сказка - это жанр литературного творчества, придуманная история с победой добра над злом и обязательно со счастливым концом. Часто в сказках присутствует волшебство, приключения и другие невероятные в обычной жизни события. Недоступное становится доступным, вымышленное - реальным. Именно поэтому сказки любят дети раннего и дошкольного возраста [3].

В психологии уделяется большое значение сказки в процессе развития детей. Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка, его развития, привития нравственных норм, правил поведения, формирования цели жизни, достойного отношения к другим народам. Достоинством сказки является то, что она несет в себе в себе огромную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую строится на уважении к своим предкам [1].

Сказкотерапия в психологии - это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала (сказок, рассказов, притч и др.), который широко применяется в дошкольных образовательных учреждениях. Привлекательность сказки для психологов и воспитателей можно объяснить тем, что сказка - это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста.

В другом определении под сказкотерапией понимают воздействие сказкой с целью лечения, коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности человека.

Сказкотерапевтические технологии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, развития, формирования, коррекции и терапии. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность и самого психолога, создают невидимую связь между ребенком и взрослым, родителями и детьми [4].

Источниками сказкотерапии стали работы Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной, Э. Фромма, Б. Беттельхейма, О.А. Шаграевой, Р. Гарднера, Э. Берна, К.Г. Юнга, Н. Пезешкиана, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М. Осориной, Е. Романовой, В. Проппа, А. Захарова А. Гнездилова и др.

Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста [2]:

1. Потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути берет на себя ответственность, принимает решения, делает выбор полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия на своем пути и обычно оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

3. Потребность в активности. Герой всегда активен и находится в действии: кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, куда-то идет, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Мы предполагаем, что следующие достоинства сказки, которые выделяет в своих работах Н. Пезешкиан, могут играть большую роль при формировании толерантности у детей старшего дошкольного возраста:

68

1) Глубинный смысл и ее мораль не дидактичны. В сказках нет прямых нравоучений, как, например, в баснях: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот.

2) Метафора недирективна, она лишь мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры позволяет создавать вокруг человека ауру психологической защищенности. Человек получает возможность «приподняться» над своей проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает.

3) Собирательность образа главного героя и неопределенность места действия. Главный герой в сказке - собирательный образ. Отсутствие жесткой персонификации помогает идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград.

4) Многогранность и многоуровневость хранимой информации. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Ответственность, любовь, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это «закодировано» в образах сказки.

5) Каждая сказочная ситуация имеет множество смыслов. В сказке мы бессознательно выносим наиболее важный для себя смысл. Со временем мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При изменяющихся условиях мы, по-другому интерпретируем ее содержание обогащая свой прежний опыт новым восприятием.

6) Философское, экзистенциональное осмысление действительности. В сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. В процессе чтения или слушания сказки становится ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить. Ребенку понятно, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно будет наказан, тот, кто проявляет свои лучшие качества, обязательно будет вознагражден. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

7) Раскрытие потенциальности. Известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни, здесь можно не бояться мечтать, строить образы желаемого будущего.

Таким образом, сказка, раскрывает человеческую потенциальность способствую формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации.

Литература

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.

3. Карпова Н.В., Еланцева С.А. Современные взгляды на психологическое содержание возрастного кризиса 7 лет // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т.4. - №34. - С.806-810.

4. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. -160 с.

5. Твердохлебова, Н.В. Особенности духовного самосознания у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №2. - С.97-99.

Фаустова А.Г.1, Яковлева Н.В.2

'Преподаватель, 2кандидат психологических наук, доцент Рязанский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ и Правительства Рязанской области № 14-16-62002 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье представлен анализ социальных предпосылок и принципов построения эффективной программы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Приведены примеры эффективной реализации трех блоков программы: содержание образования, специальные мероприятия, психолого-педагогическое сопровождение.

Ключевые слова. Здоровый образ жизни, мишени и принципы построения формирующих программ здоровьесбережения, программы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.

Faustova A.G.1, Yakovleva N.V. 2

'Teacher, 2candidate of psychological sciences, docent Ryazan State Medical University THE SOCIAL PRECONDITIONS AND THE PRINCIPLES FOR BUILDING THE FORMING PROGRAM OF HEALTHY

LIFESTYLE IN GRADUATE STUDENTS

Abstract

Both the analysis of social preconditions and the principles of the forming the effective program of healthy lifestyle in students are presented. The article contains the examples of realizing three steps of the program.

Keywords: healthy lifestyle, health behavior, healthy lifestyle forming program.

Здоровье признается безусловной ценностью независимо от государственного строя и общественного порядка в любом социуме. По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [8]. Традиционные представления о здоровье как не-болезни уступают место перспективным концепциям в рамках социально-ценностного подхода и биопсихосоциальной модели. Несмотря на подобный прорыв в общественном сознании и популярность здорового образа жизни, само по себе здоровье продолжает носить характер формально декларируемой ценности. Выступая как общепринятая и одобряемая социальная установка, тем не менее, она не гарантирует повсеместной реализации мероприятий, направленных на формирование и сохранение, прежде всего, индивидуального здоровья. Однако приходится констатировать, что большинство актуальных лозунгов и призывов на тему здоровья - формально и неконструктивно. Призывы «Береги здоровье смолоду», «Мы - за здоровый образ жизни» воспринимаются и оцениваются сквозь призму агитационного советского прошлого.

Для формирования современных эффективных технологий здоровьесбережения необходима разработка научно обоснованного алгоритма, с помощью которого формальная социальная установка перейдет в ранг индивидуально-личностной ценности. Такие технологии должны основываться на современных научных исследованиях здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает научно доказанным влияние факторов образа жизни на здоровье человека. Среди них как поведенческие факторы (уровень здоровьесберегающей активности), так и индивидуально-личностные характеристики (мотивационная готовность, направленность личности на здоровьесбережение). Данные факторы можно рассматривать в качестве мишеней формирования здорового образа жизни.

Формирующая программа здорового образа жизни должна базироваться на научно-обоснованных и методически обеспеченных принципах. Среди них:

• полнота реализации;

• вертикальная преемственность;

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.