Научная статья на тему 'Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи'

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗОТЕРАПИЯ / МЕТОД КОРРЕКЦИИ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ / ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ / THE METHOD OF CORRECTION / DEVELOPMENT OF A CHILD WITH SPEECH DISORDERS / THE PRINCIPLE OF INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутров В. Е., Семёнова Т. П.

В статье рассказывается каких результатов, применяя сказкотерапию как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи и эффективность при совместной работе педагога-психолога и музыкального руководителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи»

Бутров В.Е.1, Семёнова Т.П.2 ©

'Педагог-психолог; 2музыкальный руководитель МДОУ № 13 «Буратино» г. Волжск

СКАЗКОТЕРАПИЯ - КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Аннотация

В статье рассказывается каких результатов, применяя сказкотерапию как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи и эффективность при совместной работе педагога-психолога и музыкального руководителя

Ключевые слова: сказотерапия, метод коррекции, развитие ребенка с нарушением речи, принцип интеграции

Key words: сказотерапия, the method of correction, development of a child with speech disorders, the principle of integration

В условиях перехода на новые образовательные стандарты проблема речевого развития является одной из важных в воспитании детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, следует заботиться о развитии свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Сегодня вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с особой остротой не только учеными, но также родителями и государством. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста - это дело государственной важности.

Мы, работая ДОУ № 13 компенсирующего вида, г. Волжска, куда поступают дети с различными речевыми расстройствами с Зх-летнего возраста, ищем пути, которые бы повысили эффективность и качество профилактической и коррекционной работы с ребенком, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие. Кроме патологии речи у наших воспитанников выявляются нарушения психоэмоционального состояния: невысокая самооценка, низкая степень самоприятия, эмоциональная лабильность, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Однако, если вовремя помочь, постоянно использовать все способы развития речи и личностной сферы, серьезные проблемы можно успешно решить.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, находясь в постоянном поиске, мы пришли к выводу, что самым приемлемым и близким методом для нас является сказкотерапия.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Один из самых авторитетных в этой области психолог Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

© Бутров В.Е., Семёнова Т.П., 2012 г.

Она считает, что сказкотерапия это и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс объективации проблемных ситуаций», и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки».

Используя в работе сказкотерапию, детскому психологу необходимо учитывать следующие психологические механизмы воздействия сказок:

Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения - перехода на иной качественный уровень.

Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты «я», в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.

В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы.

В-четвертых, образы сказок помогают ребенку пережить реальную жизненную ситуацию, моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми в близкой и понятной ему форме.

Проводя занятия по сказкотерапии, мы поняли что, лучших результатов можно добиться при совместной работе педагога-психолога и музыкального руководителя, где ведущей является роль психолога. Поскольку для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, (если он сам не музыкант), работает совместно с музыкантом, которому даёт необходимые разъяснения. Следует всегда помнить, что усилиями одного какого-то педагога на занятиях без поддержки других трудно добиться желаемых результатов в развитии детей. Важен союз педагогов, соблюдение принципа интеграции, установленного Федеральными Государственными Требованиями, который даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Почему же отводится большая роль использованию музыкальных произведений?

Музыка творит чудеса - это известно с незапамятных времен. В настоящее время музыка становится все более популярным средством психотерапевтического воздействия, способствующая интеграции и укреплению психического здоровья.

Сказоктерапия предусматривает использование музыки в качестве сопровождения: музыка служит своеобразным звуковым представлением каждого персонажа, помогает создать нужный образ сказочного героя. Важно умело использовать на занятиях самую разнообразную музыку в жанровом отношении.

Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Чаще всего используем музыкальные произведения П.И. Чайковского, Камиля Сен-Санса, М.П. Мусоргского, М.И.Глинки, русские народные песни и мелодии, а также современные детские песни и фонограммы для изображения того или иного героя. Музыкальный репертуар соответствует заданиям педагога-психолога: индивидуальным способностям ребенка, разграничивается по степени трудности. Более развитый ребенок

(группы детей) получает задания сложнее и соответственно он может воспринимать музыку и более сложного характера, менее развитый - доступные ему, но обязательно развивающие его способности.

На занятиях по сказкотерапии применяются различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, музыкорисование и обязательно элементы театрализации.

Сказка и сама музыка, используемые на занятиях по сказкотерапии, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память.

Наряду с народными, бытовыми сказками, сказками о животных, волшебными, на занятиях мы используем и свои наработки.

Основными принципами занятий по сказкотерапии являются:

- Добровольность участия детей центральный момент сказкотерапии. Этому способствует ритуал «вхождение в сказку»;

- Связь с реальностью: через сказки происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Человек имеет возможность восстановить утраченные силы, укрепить веру в добро, при этом уровень тревоги снижается и наступает ощущение спокойствия и удовлетворения;

- Учет индивидуальных особенностей детей: от степени психологического комфорта участников зависит их активность, глубина эмоциональной включенности;

- Внимание двигательной активности детей: усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения;

- Поощрение самостоятельности детей относительно сюжета сказок, действие сверстников, собственных переживаний.

Основные правила проведения занятий:

Занятия по сказкотерапии проводятся один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность 15-20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность достигает 25-30 минут. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников - 8 - 10 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

Для проведения занятий создается безопасное пространство. Место для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер.

В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс «слушания

себя» очень отвлекает внимание детей и легко разрушает созданную ведущими атмосферу. Поначалу дети могут испытывать некоторое неудобство от неподвижности. Ведущему предстоит очень мягко и терпеливо объяснить детям, как научиться «слушать» себя, преодолевать неприятные ощущения, быть мужественным и сильным.

В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

«Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», «сверх сила» или, по крайней мере, преодоление барьера, препятствия,

Роль педагога-психолога в этих занятиях ключевая. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создает, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Ведущий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество и интенсивность упражнений. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога - психолога на протяжении всего занятия.

Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо) являются успешными, удачными, раскрепощенными, помогают ребенку поверить в себя и в свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Подводя итог вышесказанному, мы отмечаем, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере, а занятия с использованием музыки детям безумно нравятся, а если ребенок что-то выполняет с желанием, то и результаты поражают. Тому подтверждение использование метода сказкотерапии в работе с детьми с патологией речи.

Литература

1. Зинеквич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. -СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М.: Владос, 1998. - 176 с.

3. Поваляева М. Взаимодей специалистов «Коррекционная педагогика». - Ростов на Дону, «Феникс», 2002., - 352 с.

4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. - (Программа развития).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.