Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возраста на основе использования развивающей среды сенсорной комнаты
Винникова Ольга Евгеньевна, Титова Сильвия Дмитриевна
ГБДОУ ЦРР-детский сад №68 Красносельского района Санкт-Петнрбурга "Росток", г. Санкт-
Петербург
Ключевые слова:
Социализация, адаптация, самооценка, релаксация, здоровьесберегающие технологии
Аннотация: в данной статье содержатся методические рекомендации по использованию развивающей предметно-образовательной среды Сенсорной комнаты в целях позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено здоровьесберегающим технологиям, которые могут быть применены в работе с детьми общих
и логопедических групп.
Социализация - это процесс развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы интеграции, саморазвития и самореализации.
Что, как не пространство тёмной Сенсорной комнаты может выступать в качестве развивающей предметно-образовательной среды, трансформирующейся, полифункциональной, доступной и безопасной, насыщенной для каждого возраста, оснащённой техническими средствами. Именно здесь обеспечивается игровая, познавательная, двигательная активность, общение и возможность уединения. Где, если не здесь, происходит комфортная и быстрая адаптация детей разных возрастных групп.
Специально для успешной социализации и индивидуализации детей нами разработан и апробирован «Тренинг взаимодействия», который проводится в Сенсорной комнате с детьми всех возрастных групп. Основная цель тренинга - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребёнка, тем самым повышать его уровень социально-психического развития. Это, прежде всего, развитие ребёнка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям.
Содержание тренинга строится на идеях развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Ведущей в данной работе является идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К.Роджерс).
Принцип личностно-ориентированного подходапредлагает выбор и построение материала, исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Принцип творческой активности. Постоянно вовлекать детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывать ситуацию общения таким образом, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.
Принцип исследовательской позиции.В процессе работы в группе создаются такие ситуации, в
которых детям самим необходимо найти приемлемое для данной ситуации решение проблемы.
Принцип партнёрского общения. Работая в группе, учить детей признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учить все решения принимать с учётом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих собственных целей.
Принцип объективизации поведения. Поведение детей постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим объективизировать (осознавать) своё поведение, является обратная связь. Педагог-психолог должен организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди. Вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять своё поведение.
Принцип оздоровительной направленности. Означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.
Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Акцентирует внимание на повышение роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья - дошкольное учреждение», взаимодополнении усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.
Принцип профессионального сотрудничества.Означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, медицинского работника, воспитателя, музыкального руководителя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.
Взаимосвязь всех названных принципов - необходимое условие, определяющее принцип целостности и системности знаний.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).
Занятия в тёмной Сенсорной комнате способствуют сокращению адаптационного периода к условиям детского сада, развивают личностные качества ребёнка, служат профилактическим средством отклоняющегося поведения детей. Они представляют собой современные технологии воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На них детей обучают различным приёмам саморегуляции, что помогает преодолевать эмоциональное напряжение, барьеры в общении, лучше понимать себя и других, даёт возможность выразить своё «Я».
Тренинг основывается на использовании приёмов работы таких психотерапевтических методов как игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия. Это даёт возможность расширить комплекс мер по профилактике психического здоровья детей и определить те или иные проблемы в формировании эмоционально-волевой сферы, которая является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации детей, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных сферах профессиональной и социальной деятельности.
До проведения занятий в тёмной Сенсорной комнате педагог-психолог должен иметь диагностические сведения об особенностях каждого ребёнка, а также его медицинских показаниях и противопоказаниях. Такие сведения можно получить с помощью разных методов: наблюдения, проективных методик, социометрической пробы, педагогического мониторинга и т.д. Полученные данные позволят определить результативность занятий, а также спрогнозировать дальнейшую работу с детьми.
«Тренинг взаимодействия» состоит из трёх частей, каждая из которых решает свои задачи: «Комната сказки». «Диалог» и «Растишка».
«Комната сказки» - это комплекс психолого-педагогических занятий, способствующих постепенному вхождению ребёнка в детский сад, комфортной его адаптации, формированию
чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста. Что, как ни «волшебство» Сенсорной комнаты поможет сделать сказку яркой, волнительной, с чудесами и фантастическими образами?! Магическое воздействие интерактивной среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания, развивает творческое мышление и умение удивляться, способствует формированию патриотических чувств на фоне русских народных сказок.
В качестве музыкального сопровождения можно использовать классическую музыку для регуляции эмоционального состояния (для снижения чувства тревоги и неуверенности: Ф.Шопен «Мазурка»; для уменьшения раздражительности: Л.Бетховен «Лунная соната» (ч.1); для общего успокоения: И.Брамс «Колыбельная»).
«Диалог» - позволяет расширить комплекс мер по профилактике нарушения психического здоровья детей дошкольного возраста. Занятия организованы в форме «взаимного» диалога между взрослым и ребёнком, направленного на позитивное восприятие последним окружающего мира, что естественным образом отражается на развитии психических процессов в целом. Основная форма занятий - проигрывание сказочного, придуманного сюжета с использованием полифункционального, интерактивного оборудования тёмной Сенсорной комнаты.
Занятия построены по принципу ритмического рисунка, используемому в традиционных тренингах. В начале - дети и педагог-психолог садятся по кругу так, чтобы видеть глаза каждого. Основная часть занятия - повествование сказочной истории. Необходимо отметить, что история не должна зачитываться педагогом. В данной ситуации очень важно «общение глаз». Затем история «оживает», и все дети становятся её действующими лицами. Заканчивается занятие традиционным прощанием, форму которого можно выбрать на свой вкус.
«Растишка» - занятия по развитию коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Используются методы антистрессового дыхания, музыкотерапии, традиционного тренинга личностного роста, адаптированного для детей дошкольного возраста, а также релаксационные упражнения. Первый блок занятий направлен на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей. Второй - на повышение самооценки и уверенности в себе, осознание своей индивидуальности. Третий - на развитие коммуникативных способностей, позитивную социализацию.
«Ребёнку, который не пережил радости разделять понимание с другим, будет труднее развить интерес к самостоятельным исследованиям. Именно с помощью направленного, полного энтузиазма диалога с заинтересованным взрослым, у ребёнка развивается интерес и заинтересованность исследовать и понять своё окружение» (Клейн, 1990).
Список литературы:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. 1998.Путь к волшебству. СПб.
2.Латохина Л.И. 1997. Творим здоровье души и тела. СПб.
3.Лебедева А.Н. 2002. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. Москва.
4.Короткова Л.Д. 2004. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Москва.