Научная статья на тему 'Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников'

Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1972
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данченкова Светлана Николаевна

Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает всё большую тревогу и обеспокоенность общества. Дошкольный возраст характеризуется многочисленными изменениями в организме ребёнка. Возросшая физическая выносливость в старшем дошкольном возрасте, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падет через 25-30 минут. Дети очень утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности познавательной деятельности, мероприятий. Все это необходимо учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость данного возраста. В возрасте 6-7 лет для получения популярности решающее значение имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т.д. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Популярность группы имеет большое значение для появления вспышек ярости и агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидирующее место в группе. Такие вспышки могут проявляться, если желания ребёнка по какой-либо причине не выполняются. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Экспериментально доказано, что появление агрессии или её запрет может нарушить период адаптации ребёнка младшего школьного возраста. Изменение статуса ребёнка и предъявляемых к нему требований ведёт к обострению имеющихся проблем в психическом развитии ребёнка. И если проблемы приобретают глобальный характер, они могут послужить причиной дезадаптации ребёнка в школе, особенно если эти проблемы затрагивает эмоциональную сферу ребёнка. При поступлении ребёнка в 1 класс, меняется режим дня, больше времени школьник проводит за столом, у него меньше возможностей для движения игр все эти изменения в окружении ребёнка происходят очень быстро. А если добавить сюда большие учебные нагрузки, то неудивительно, что именно в этот период многие дети выдают агрессивные реакции. Дети в этом возрасте могут быть достаточно жестокими, особенно в коллективе. Несоответствие желаемого положения ребёнка в классе его реальному положению обязательно вызовет у него гнев, агрессию. Только у одного она будет проявляться вовне: на сверстников, учителя, родителей, школу вообще, а другого она может быть направлена вовнутрь, на самого себя, и будет носить разрушающий характер (подавленность, нежелание что-либо делать, частые болезни и т.д.). В числе разнообразных взаимозависимых факторов, обусловливающих проявления отклоняющегося поведения, можно выделить следующие: индивидуальный фактор сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.); стиль воспитания в семье (гипери гипоопека); совместная демонстрация сцен насилия (компьютерные игры, телевидение и т.д); личностный фактор активно-избирательное отношение ребёнка, к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, а также личная способность к саморегулированию поведения; социально-культурный статус семьи; нестабильная социально-экономическая обстановка. У определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Для того, чтобы снизить уровень агрессивности у младших школьников, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленный на преодоление и профилактику агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Своевременная коррекция способствует нейтрализации агрессивных тенденций в поведении ребёнка. Цели коррекционных мероприятий: снятие мышечного напряжения у дошкольников; обучение детей навыкам бесконфликтного общения; объединение родителей с целью просвещения по вопросам воспитания. Первым шагом в работе с агрессивным ребёнком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Качественный мониторинг проводит педагог-психолог учреждения. Роль педагога очень важна! Каким же образом воспитатель может помочь справиться ребёнку с агрессивностью?! Некоторые методики педагог (воспитатель или учитель) сможет провести самостоятельно, не затратив много времени. К таким методикам можно отнести «Несуществующее животное», "Кактус". Одним из интереснейших методов выявления агрессии у детей является тест «Сказка», составленный детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребёнок и будет стараться идентифицировать себя. Цель данного теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются, но, то же время живут в нём. Большую эффективность имеют упражнения, направленные на снижения агрессивного поведения и объединение дошкольников, которые педагоги должны применять в своей работе. Идя в детский сад, каждый ребёнок должен знать, что его там любят и ждут! Утро ребёнка должно начинается с ритуала приветствия. Это обязательная улыбка педагога, лёгкое поглаживание. В каждой группе своё приветствие: в первой младшей группе педагог может встречать малышей с игрушкой, в средней с улыбкой и объятиями, а вот в старшей группе воспитатель с подружками может встретить ребёнка. Коррекционная работа с агрессивным ребёнком должна вестись параллельно с работой с родителями. Эффективно проводить: встречи с родителями, мастер-классы, различные мероприятия с совместным участием детей и родителей, привлечение к активному участию в конкурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данченкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников»

Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших

школьников

Данченкова Светлана Николаевна

МДОУ "Райсеменовский детский сад комбинированного вида "Родничок" Серпуховский район

Ключевые слова:

Агрессивность, дезадаптация, коррекция, работа с родителями, консультирование

Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает

всё большую тревогу и обеспокоенность общества.

Дошкольный возраст характеризуется многочисленными изменениями в организме ребёнка. Возросшая физическая выносливость в старшем дошкольном возрасте, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падет через 25-30 минут. Дети очень утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности познавательной деятельности, мероприятий. Все это необходимо учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость данного возраста.

В возрасте 6-7 лет для получения популярности решающее значение имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т.д.

Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Популярность группы имеет большое значение для появления вспышек ярости и агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидирующее место в группе. Такие вспышки могут проявляться, если желания ребёнка по какой-либо причине не выполняются.

Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования.

Экспериментально доказано, что появление агрессии или её запрет может нарушить период адаптации ребёнка младшего школьного возраста.

Изменение статуса ребёнка и предъявляемых к нему требований ведёт к обострению имеющихся проблем в психическом развитии ребёнка. И если проблемы приобретают глобальный характер, они могут послужить причиной дезадаптации ребёнка в школе, особенно если эти проблемы затрагивает эмоциональную сферу ребёнка.

При поступлении ребёнка в 1 класс, меняется режим дня, больше времени школьник проводит за столом, у него меньше возможностей для движения игр - все эти изменения в окружении ребёнка происходят очень быстро. А если добавить сюда большие учебные нагрузки, то неудивительно, что именно в этот период многие дети выдают агрессивные реакции.

Дети в этом возрасте могут быть достаточно жестокими, особенно в коллективе. Несоответствие желаемого положения ребёнка в классе его реальному положению обязательно вызовет у него гнев, агрессию. Только у одного она будет проявляться вовне: на сверстников, учителя, родителей, школу вообще, - а другого она может быть направлена вовнутрь, на самого себя, и

будет носить разрушающий характер (подавленность, нежелание что-либо делать, частые болезни и т.д.).

В числе разнообразных взаимозависимых факторов, обусловливающих проявления отклоняющегося поведения, можно выделить следующие:

• индивидуальный фактор - сниженная произвольность, низкий уровень активного

торможения и т.д.);

• стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

• совместная демонстрация сцен насилия (компьютерные игры, телевидение и т.д);

• личностный фактор - активно-избирательное отношение ребёнка, к предпочитаемой

среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, а также личная способность к саморегулированию

поведения;

• социально-культурный статус семьи;

• нестабильная социально-экономическая обстановка.

У определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Для того, чтобы снизить уровень агрессивности у младших школьников, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленный на преодоление и профилактику агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Своевременная коррекция способствует нейтрализации агрессивных тенденций в поведении ребёнка.

Цели коррекционных мероприятий:

• снятие мышечного напряжения у дошкольников;

• обучение детей навыкам бесконфликтного общения;

• объединение родителей с целью просвещения по вопросам воспитания.

Первым шагом в работе с агрессивным ребёнком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Качественный мониторинг проводит педагог-психолог учреждения. Роль педагога очень важна! Каким же образом воспитатель может помочь справиться ребёнку с агрессивностью?! Некоторые методики педагог (воспитатель или учитель) сможет провести самостоятельно, не затратив много времени.

К таким методикам можно отнести «Несуществующее животное», "Кактус". Одним из интереснейших методов выявления агрессии у детей является тест «Сказка», составленный детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребёнок и будет стараться идентифицировать себя.

Цель данного теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются, но, то же время живут в нём.

Большую эффективность имеют упражнения, направленные на снижения агрессивного поведения и объединение дошкольников, которые педагоги должны применять в своей работе.

Идя в детский сад, каждый ребёнок должен знать, что его там любят и ждут!

Утро ребёнка должно начинается с ритуала приветствия. Это обязательная улыбка педагога, лёгкое поглаживание. В каждой группе своё приветствие: в первой младшей группе педагог может встречать малышей с игрушкой, в средней - с улыбкой и объятиями, а вот в старшей группе воспитатель с подружками может встретить ребёнка.

Коррекционная работа с агрессивным ребёнком должна вестись параллельно с работой с родителями. Эффективно проводить: встречи с родителями, мастер-классы, различные мероприятия с совместным участием детей и родителей, привлечение к активному участию в конкурсах.

Лучший способ избежать проявление агрессии в ребёнке - проявлять к нему любовь!

«...Семнадцать раз обнять, поцеловать раз десять. Лишь так счастливей стать Сумеют наши дети» Любовь Терехова

Список литературы:

1.Галой Н.Ю. 2015. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий. - Волгоград: Учитель.

2.Кукуева Л.В. 2011. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка в детском саду: Методическое пособие. - М.: «педагогическая литература».

3. Чижова С.Ю. 2007. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития.

4.Широкова Г.А. 2005. Практикум для детского психолога - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.