Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших
школьников
Данченкова Светлана Николаевна
МДОУ "Райсеменовский детский сад комбинированного вида "Родничок" Серпуховский район
Ключевые слова:
Агрессивность, дезадаптация, коррекция, работа с родителями, консультирование
Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает
всё большую тревогу и обеспокоенность общества.
Дошкольный возраст характеризуется многочисленными изменениями в организме ребёнка. Возросшая физическая выносливость в старшем дошкольном возрасте, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падет через 25-30 минут. Дети очень утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности познавательной деятельности, мероприятий. Все это необходимо учитывать, имея в виду повышенную эмоциональную возбудимость данного возраста.
В возрасте 6-7 лет для получения популярности решающее значение имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли и т.д.
Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Популярность группы имеет большое значение для появления вспышек ярости и агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидирующее место в группе. Такие вспышки могут проявляться, если желания ребёнка по какой-либо причине не выполняются.
Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования.
Экспериментально доказано, что появление агрессии или её запрет может нарушить период адаптации ребёнка младшего школьного возраста.
Изменение статуса ребёнка и предъявляемых к нему требований ведёт к обострению имеющихся проблем в психическом развитии ребёнка. И если проблемы приобретают глобальный характер, они могут послужить причиной дезадаптации ребёнка в школе, особенно если эти проблемы затрагивает эмоциональную сферу ребёнка.
При поступлении ребёнка в 1 класс, меняется режим дня, больше времени школьник проводит за столом, у него меньше возможностей для движения игр - все эти изменения в окружении ребёнка происходят очень быстро. А если добавить сюда большие учебные нагрузки, то неудивительно, что именно в этот период многие дети выдают агрессивные реакции.
Дети в этом возрасте могут быть достаточно жестокими, особенно в коллективе. Несоответствие желаемого положения ребёнка в классе его реальному положению обязательно вызовет у него гнев, агрессию. Только у одного она будет проявляться вовне: на сверстников, учителя, родителей, школу вообще, - а другого она может быть направлена вовнутрь, на самого себя, и
будет носить разрушающий характер (подавленность, нежелание что-либо делать, частые болезни и т.д.).
В числе разнообразных взаимозависимых факторов, обусловливающих проявления отклоняющегося поведения, можно выделить следующие:
• индивидуальный фактор - сниженная произвольность, низкий уровень активного
торможения и т.д.);
• стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
• совместная демонстрация сцен насилия (компьютерные игры, телевидение и т.д);
• личностный фактор - активно-избирательное отношение ребёнка, к предпочитаемой
среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, а также личная способность к саморегулированию
поведения;
• социально-культурный статус семьи;
• нестабильная социально-экономическая обстановка.
У определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Для того, чтобы снизить уровень агрессивности у младших школьников, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленный на преодоление и профилактику агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Своевременная коррекция способствует нейтрализации агрессивных тенденций в поведении ребёнка.
Цели коррекционных мероприятий:
• снятие мышечного напряжения у дошкольников;
• обучение детей навыкам бесконфликтного общения;
• объединение родителей с целью просвещения по вопросам воспитания.
Первым шагом в работе с агрессивным ребёнком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Качественный мониторинг проводит педагог-психолог учреждения. Роль педагога очень важна! Каким же образом воспитатель может помочь справиться ребёнку с агрессивностью?! Некоторые методики педагог (воспитатель или учитель) сможет провести самостоятельно, не затратив много времени.
К таким методикам можно отнести «Несуществующее животное», "Кактус". Одним из интереснейших методов выявления агрессии у детей является тест «Сказка», составленный детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребёнок и будет стараться идентифицировать себя.
Цель данного теста заключается в том, чтобы выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются, но, то же время живут в нём.
Большую эффективность имеют упражнения, направленные на снижения агрессивного поведения и объединение дошкольников, которые педагоги должны применять в своей работе.
Идя в детский сад, каждый ребёнок должен знать, что его там любят и ждут!
Утро ребёнка должно начинается с ритуала приветствия. Это обязательная улыбка педагога, лёгкое поглаживание. В каждой группе своё приветствие: в первой младшей группе педагог может встречать малышей с игрушкой, в средней - с улыбкой и объятиями, а вот в старшей группе воспитатель с подружками может встретить ребёнка.
Коррекционная работа с агрессивным ребёнком должна вестись параллельно с работой с родителями. Эффективно проводить: встречи с родителями, мастер-классы, различные мероприятия с совместным участием детей и родителей, привлечение к активному участию в конкурсах.
Лучший способ избежать проявление агрессии в ребёнке - проявлять к нему любовь!
«...Семнадцать раз обнять, поцеловать раз десять. Лишь так счастливей стать Сумеют наши дети» Любовь Терехова
Список литературы:
1.Галой Н.Ю. 2015. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий. - Волгоград: Учитель.
2.Кукуева Л.В. 2011. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка в детском саду: Методическое пособие. - М.: «педагогическая литература».
3. Чижова С.Ю. 2007. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития.
4.Широкова Г.А. 2005. Практикум для детского психолога - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.