Научная статья на тему 'Решение педагогической ситуации на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя'

Решение педагогической ситуации на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15974
1051
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВОСПИТАТЕЛЯ / СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абсалямова Амина Габдулахатовна

Целью статьи является обоснование технологии разрешения педагогических ситуаций, возникающих в процессе общения взрослого и ребенка в условиях дошкольной организации, семьи и социума. Анализ ряда педагогических ситуаций, связанных с общением взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, позволил автору выделить ряд необходимых условий и закономерностей, связанных с эффективностью их решения. Введение. Эффективное решение педагогических ситуаций будущим педагогом мы рассматриваем как одну из видов профессиональных компетенций педагога дошкольной организации. От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития. Цель исследования: обосновать и предложить педагогам дошкольных организаций технологию решения педагогических ситуаций, отражающих личностно-ориентированное взаимодействие ребенка и взрослого. Материалы: содержание вебинара и педагогические ситуации; методы: анализ, технология, проектирование, рефлексия. На материалах вебинара «Педагогические ситуации как условие личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого» покажем реализацию технологии решения проблемных педагогических ситуаций взаимодействия субъектов образовательных отношений. Вебинар направлен на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности [1]. Цель: освоение студентами бакалавриата технологией решения проблемных педагогических ситуаций. Задачи: 1. Научить будущих педагогов решать проблемные педагогические ситуации с учетом закономерностей личностного развития детей дошкольного возраста. 2. Познакомить будущих педагогов с педагогической технологией решения проблемных педагогических ситуаций, связанных с детьми дошкольного возраста. 3. Обучить студентов спроектировать свой вариант решения проблемной педагогической ситуации. Сценарий вебинара построен на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого. Технология решения педагогических ситуаций следующая: 1 шаг наблюдение за педагогической ситуацией и выявление скрытого (явного) конфликта; 2 шаг уточнение субъектов, вовлеченных в педагогическую ситуацию; 3 шаг обращение к психолого-педагогическим ресурсам, способствующим эффективному решению педагогической ситуации; 4 шаг проектирование собственного варианта решения педагогической ситуации; 5 шаг педагогическая рефлексия взаимодействия субъектов педагогической ситуации. Педагогические ситуации могут быть спонтанными и созданными педагогом специально, как правило с воспитательной целью, и та и другая требуют быстрой реакции и профессионального решения. Педагогическая проблема проблемнаяпедагогическая ситуация, требующая ее осознания и определения необходимых конкретных условий для ее эффективного (позитивного) решения. Профессиональный стандарт педагога-воспитателя характеристика трудовых функций педагога, воспитателя по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования. Субъектами педагогической ситуации являются дети и взрослые (родители, педагоги). Рассмотрим проблемные педагогические ситуации из жизни современной дошкольной организации. Ситуация 1. Подготовительная к школе группа детского сада, мальчик принес в группу мобильный телефон. Воспитательница объясняет ребёнку, что в детский сад мобильные телефоны нельзя приносить, и, вообще, детям телефоны не нужны, они должны играть с игрушками. На что ребёнок ответил воспитательнице: «А у Вас же есть мобильный телефон, почему нам нельзя?». Ситуация 2. Во время утреннего приёма детей в подготовительной к школе группе, родительница одной девочки обращается к воспитательнице с претензиями к одному мальчику, который постоянно в спальне щипает её дочь, дёргает одеяло, мешает ей спать. Всё это происходит, когда воспитательница уходит из спальни. Ситуация 3. На утреннике в детском саду, посвящённому Новому году, ребёнка второй младшей группы в возрасте 3-х лет, воспитательница вызвала рассказать стихотворение Дедушке Морозу. Но ребёнок, выйдя к Деду Морозу и засмущавшись, начинает кашлять, имитировать, что он болеет и не может рассказать стишок. Ситуация 4. В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя (няня) берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит «Одевайся, а не плач!!!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом: «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?». Ситуация 5. Девочка 3-х лет начинает посещать детский сад и несколько раз остаётся на тихий час. У воспитателя возникает такая проблема: когда она сидит с этой девочкой рядом, она засыпает, только стоит ей отойти или выйти из спальни, ребёнок начинает сильно плакать и кричать. Позже воспитательница выяснила, что девочка дома одна не спит, а спит с бабушкой рядом. Ситуация 6. Ребёнок 3-х лет принёс новую игрушку в группу детского сада очень красивого, заводного робота. Все дети, конечно же, захотели поиграть с этим роботом. Но ребёнок сильно плачет, никому его не даёт, всех отталкивает, из-за этого и все дети тоже начали плакать. Ситуация 7. В старшей группе имеется девочка, которая часто обижает детей, многие дети на неё жалуются свои родителям. Воспитатель в старшей группе детского сада, осуществляет утренний приём в группе, она слышит, как родители детей из-за чего-то сильно ругаются. Выйдя в раздевалку, воспитатель выясняет, что несколько родителей ругаются с мамой той девочки, которая «всех обижает», высказывая ей претензии и жалобы на ребёнка. Ситуация 8. Средняя группа детского сада. К воспитательнице, давно работавшей в этой группе, приходит новая напарница, молодой педагог без опыта работы. Приходя на работу на вторую смену, опытный педагог всегда замечает беспорядок и раскиданные игрушки по группе. Ситуация 9. Старшая группа детского сада. Дети играют на веранде, один мальчик сильно толкнул другого, тот упал, и него на лбу вышла сильная гематома. Ситуация 10. В средней группе детского сада работает воспитатель мужчина. Дети из неполных семей стали к нему обращаться папа. Результаты: Анализ содержания вышеперечисленных педагогических ситуаций показал триаду их возникновения: 1 любопытство детей к различного рода электронным игрушкам и гаджетам (дивайсам, телефонам и др.); адаптация детей, связанных со сменой привычной семейной обстановки на новую, «детсадовскую»;отсутствие «детских правил» общения и поведения среди детей; 2 доминирование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ребенка; преступная халатность педагога оставление детей без присмотра; степень защиты прав и достоинств ребенка; 3 неумение педагога обыграть ситуацию и найти из нее остроумный выход; неготовность педагога к организации совместной деятельности детей. Заключение и выводы: Проблема решения педагогических ситуаций возникла в процессе формирования у будущих педагогов дошкольных организаций навыков взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста, готовности осуществлять педагогическую, исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с ФГОС высшего образования [1]. Предложенная нами пошаговая технология их решения позволила студентам выявить скрытые механизмы проблемной педагогической ситуации и способы его эффективного и позитивного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абсалямова Амина Габдулахатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение педагогической ситуации на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя»

Решение педагогической ситуации на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя

Абсалямова Амина Габдулахатовна

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (г.Уфа)

Ключевые слова:

педагогическая ситуация, педагогическая проблема, профессиональный стандарт воспитателя, субъекты педагогической ситуации.

Целью статьи является обоснование технологии разрешения педагогических ситуаций, возникающих в процессе общения взрослого и ребенка в условиях дошкольной организации, семьи и социума. Анализ ряда педагогических ситуаций, связанных с общением взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, позволил автору выделить ряд необходимых условий и закономерностей, связанных с эффективностью их решения.

Введение. Эффективное решение педагогических ситуаций будущим педагогом мы рассматриваем как одну из видов профессиональных компетенций педагога дошкольной организации. От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития.

Цель исследования: обосновать и предложить педагогам дошкольных организаций технологию решения педагогических ситуаций, отражающих личностно-ориентированное взаимодействие ребенка и взрослого.

Материалы: содержание вебинара и педагогические ситуации; методы: анализ, технология, проектирование, рефлексия.

На материалах вебинара «Педагогические ситуации как условие личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого» покажем реализацию технологии решения проблемных педагогических ситуаций взаимодействия субъектов образовательных отношений. Вебинар направлен на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности [1]. Цель: освоение студентами бакалавриата технологией решения проблемных педагогических ситуаций. Задачи: 1. Научить будущих педагогов решать проблемные педагогические ситуации с учетом закономерностей личностного развития детей дошкольного возраста. 2. Познакомить будущих педагогов с педагогической технологией решения проблемных педагогических ситуаций, связанных с детьми дошкольного возраста. 3. Обучить студентов спроектировать свой вариант решения проблемной педагогической ситуации. Сценарий вебинара построен на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого. Технология решения педагогических ситуаций следующая:

1 шаг - наблюдение за педагогической ситуацией и выявление скрытого (явного) конфликта;

2 шаг - уточнение субъектов, вовлеченных в педагогическую ситуацию;

3 шаг - обращение к психолого-педагогическим ресурсам, способствующим эффективному решению педагогической ситуации;

4 шаг - проектирование собственного варианта решения педагогической ситуации;

5 шаг - педагогическая рефлексия взаимодействия субъектов педагогической ситуации.

Педагогические ситуации могут быть спонтанными и созданными педагогом специально, как правило с воспитательной целью, и та и другая требуют быстрой реакции и профессионального решения. Педагогическая проблема - проблемнаяпедагогическая ситуация, требующая ее осознания и определения необходимых конкретных условий для ее эффективного (позитивного) решения. Профессиональный стандарт педагога-воспитателя - характеристика трудовых функций педагога, воспитателя по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования. Субъектами педагогической ситуации - являются дети и взрослые (родители, педагоги).

Рассмотрим проблемные педагогические ситуации из жизни современной дошкольной организации.

Ситуация 1. Подготовительная к школе группа детского сада, мальчик принес в группу мобильный телефон. Воспитательница объясняет ребёнку, что в детский сад мобильные телефоны нельзя приносить, и, вообще, детям телефоны не нужны, они должны играть с игрушками. На что ребёнок ответил воспитательнице: «А у Вас же есть мобильный телефон, почему нам нельзя?».

Ситуация 2. Во время утреннего приёма детей в подготовительной к школе группе, родительница одной девочки обращается к воспитательнице с претензиями к одному мальчику, который постоянно в спальне щипает её дочь, дёргает одеяло, мешает ей спать. Всё это происходит, когда воспитательница уходит из спальни.

Ситуация 3. На утреннике в детском саду, посвящённому Новому году, ребёнка второй младшей группы в возрасте 3-х лет, воспитательница вызвала рассказать стихотворение Дедушке Морозу. Но ребёнок, выйдя к Деду Морозу и засмущавшись, начинает кашлять, имитировать, что он болеет и не может рассказать стишок.

Ситуация 4. В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя (няня) берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит «Одевайся, а не плач!!!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом: «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?».

Ситуация 5. Девочка 3-х лет начинает посещать детский сад и несколько раз остаётся на тихий час. У воспитателя возникает такая проблема: когда она сидит с этой девочкой рядом, она засыпает, только стоит ей отойти или выйти из спальни, ребёнок начинает сильно плакать и кричать. Позже воспитательница выяснила, что девочка дома одна не спит, а спит с бабушкой рядом.

Ситуация 6. Ребёнок 3-х лет принёс новую игрушку в группу детского сада - очень красивого, заводного робота. Все дети, конечно же, захотели поиграть с этим роботом. Но ребёнок сильно плачет, никому его не даёт, всех отталкивает, из-за этого и все дети тоже начали плакать.

Ситуация 7. В старшей группе имеется девочка, которая часто обижает детей, многие дети на неё жалуются свои родителям. Воспитатель в старшей группе детского сада, осуществляет утренний приём в группе, она слышит, как родители детей из-за чего-то сильно ругаются. Выйдя в раздевалку, воспитатель выясняет, что несколько родителей ругаются с мамой той девочки, которая «всех обижает», высказывая ей претензии и жалобы на ребёнка.

Ситуация 8. Средняя группа детского сада. К воспитательнице, давно работавшей в этой группе, приходит новая напарница, молодой педагог без опыта работы. Приходя на работу на вторую смену, опытный педагог всегда замечает беспорядок и раскиданные игрушки по группе.

Ситуация 9. Старшая группа детского сада. Дети играют на веранде, один мальчик сильно толкнул другого, тот упал, и него на лбу вышла сильная гематома.

Ситуация 10. В средней группе детского сада работает воспитатель - мужчина. Дети из неполных семей стали к нему обращаться - папа.

Результаты: Анализ содержания вышеперечисленных педагогических ситуаций показал триаду их возникновения:

1 - любопытство детей к различного рода электронным игрушкам и гаджетам (дивайсам, телефонам и др.); адаптация детей, связанных со сменой привычной семейной обстановки на новую, «детсадовскую»;отсутствие «детских правил» общения и поведения среди детей;

2 - доминирование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ребенка; преступная халатность педагога - оставление детей без присмотра; степень защиты прав и достоинств ребенка;

3 - неумение педагога обыграть ситуацию и найти из нее остроумный выход; неготовность педагога к организации совместной деятельности детей.

Заключение и выводы: Проблема решения педагогических ситуаций возникла в процессе формирования у будущих педагогов дошкольных организаций навыков взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста, готовности осуществлять педагогическую, исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с ФГОС высшего образования [1]. Предложенная нами пошаговая технология их решения позволила студентам выявить скрытые механизмы проблемной педагогической ситуации и способы его эффективного и позитивного решения.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 года № 1426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.