Научная статья на тему 'Коррекция детского аутизма средствами арт-педагогики'

Коррекция детского аутизма средствами арт-педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-педагогика / детский аутизм / коррекционная работа / диагностика творческого развития. / art-pedagogy / children's autism / correctional work / diagnostics of creative development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галянт Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются арттерапевтические возможности искусства, как одного из средств адаптации и социализации детей с симптомами детского аутизма. Предлагаются формы интегрированных практик в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Представлены критерии и задачи диагностики творческого развития ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сorrection of child's autism by art-pedagogy resources

The article deals with the art therapeutic possibilities of art as one of the resources of adaptation and socialization of children with symptoms of child autism. The forms of integrated practices in correctional work with preschool children are proposed. Criteria and tasks of diagnostics of creative development of the child are presented.

Текст научной работы на тему «Коррекция детского аутизма средствами арт-педагогики»

УДК 376.112

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ

И.Г. Галянт

В статье рассматриваются арт-терапевтические возможности искусства, как одного из средств адаптации и социализации детей с симптомами детского аутизма. Предлагаются формы интегрированных практик в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Представлены критерии и задачи диагностики творческого развития ребёнка.

Ключевые слова: арт-педагогика, детский аутизм, коррекционная работа, диагностика творческого развития.

Проблема оказания психолого-

педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится особо востребованной в современном мире и актуализирует переоценку ценностей и философии образования. Одним из эффективных направлений системы дошкольного образования является арт-педагогика как средство психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. Аутизм понимается как замкнутость в себе, погружение в мир собственных переживаний и отрыв от действительности. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми. Для успешной адаптации и социализации детей с признаками аутизма средства арт-педагогики достигают хороших результатов, подтверждённых в процессе экспериментальных исследований.

Термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает процесс выражения человеком своего психоэмоционального состояния посредством творчества. Одна из важнейших задач арт-педагогики и арт-терапии - это адаптация ребенка в социуме посредством искусства и художественно-творческой деятельности, развитие творческого потенциала личности. Ребёнок в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит самопознание, самоприня-

тие, гармонизация развития, повышение самооценки.

Изучению научного направления как арт-терапия посвящены труды отечественных учёных (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.И. Копытин, И.Ю. Левченко, Л.Д. Лебедева и др.) и за рубежных (В. Ловенфельд, Ф. Кейн, М. Эссекс, К. Фростиг, К.Уэлсби и др.). Учёные рассматривают арт-терапевтических возможности искусства в интеграции с медициной, психологией, педагогикой.

Исследования о взаимосвязи разума и тела вызывают особый интерес в науке. Существуют многочисленные свидетельства о влиянии сознания на движения тела и наоборот. В этой связи можно предположить, что двигательная активность и музыкально-ритмические движения могут способствовать упорядочиванию сознания, а оздоровление тела можно достичь путем воздействия сознания на данный процесс. Музыкальные ритмы, являясь также средством арт-терапии, способны оказывать воздействие на физические, психические и ментальные процессы детей. Ребёнок живёт в гармонии с разнообразными природными ритмами. Нарушение процессов в организме (соматических, психических, ментальных) приводит к дисгармонии и аритмичности. Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребёнка и может влиять на восстановление нарушенных биоритмов [1].

Однако можно наблюдать в практике работы с детьми дошкольного возраста некоторые противоречия. Первое связано с эффективностью воздействия арт-терапии на развитие детей и необходимостью изучения арт-терапевтических возможностей в работе дошкольных образовательных организаций (ДОО) с детьми, имеющими проблемы социализации, познавательных процессов и психологической стабильности. Второе противоречие вытекает из значимости и необходимости арт-терапевтических возможностей в учебно-воспитательном процессе ДОО и недостаточным применением и реализацией этих возможностей на практике. Творческая деятельность

ребёнка во многом зависит от богатства и разнообразия детского опыта. Таким образом, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапевтических возможностей музыки и искусства в целом представляет огромный потенциал для комплексного подхода в обучении и воспитании детей.

Арт-педагогика использует разные виды арт-терапевтических практик, основанных на синтезе искусств. Главной идеей арт-терапии в области педагогики является установление гармонии духовного и психического начала в человеке. Арт-терапия в отличие от других типов терапевтического воздействия отличается тем, что способна оказывать влияние на более высоком уровне взаимодействия -невербального общения. Арт-терапия является средством естественного самовыражения и самопознания. Она имеет спонтанный, креативный характер, ориентирована на создание ситуации доверия, чувства толерантности и внимания к внутреннему миру человека.

По мнению А.И. Копытина арт-терапия способна мобилизовать творческий потенциал человека, включает в работу внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Она способствует процессу самоактуализации, раскрытию возможностей человека и утверждению индивидуально-неповторимого способа бытия в мире [4].

М.В. Киселёва отмечает, что, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых зачастую приводит к осложнениям под воздействием негативной оценки. В своих рисунках дети изображают познаваемое и таким образом находят путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается [2].

В условиях ДОО групповые формы (занятия, развлечения, досуги, праздники) арт-терапевтических практик влияют на повышение самооценки и укреплению личной идентичности; формированию социальных навыков; развитию коммуникативных навыков и способности адаптироваться к «нормам» и правилам поведения в группе.

Сущностной характеристикой арт-педагогики является оказание помощи ребёнку

путем интерпретации переноса и повтора его отношений с первичными объектами, возвращая его в тот период детства или внутриутробного состояния, когда произошла «ошибка». Вновь переживая эмоциональное состояние того момента и осознавая свои отношения с первичными объектами, ребёнок реконструирует эти отношения на уровне первопричины. При этом игровые техники выступают средством для изучения бессознательных процессов ребенка. Взаимодействуя с предметами игровой деятельности (предмет, музыкальный инструмент, движение, звук), ребёнок сам себя исцеляет, запуская процесс саморегуляции. Осуществляется возможность психических изменений посредством самого образа. Игровой образ передаёт чувства ребёнка и играет роль инструмента в процессе психической трансформации.

Творческий продукт, выраженный через разные виды искусства (рисунок, песня, танец), является зеркалом, отражающим мысли и желания ребёнка. В этом творческом продукте и через него происходит выражение себя. В творческом продукте находят воплощение сознательные и бессознательные ассоциации, свойственные детскому миру. Творческий продукт включает в себя и личные переживания, которые могут совпадать, но не идентичны переживаниям сторонних наблюдателей (дети, родители, педагог).

Следует отметить, что предметы игровой деятельности являются для ребенка приоритетными «партнёрами» коммуникации, а также психическим оберегом и средством саморегуляции. Это позволяет посредством игровых материалов создать адаптированные условия для контакта с ребенком. Самоисцеляющие функции детской психики способны посредством реорганизации пространства через игровые модели творчески решить проблемы и болезни ребенка.

Медицина и педагогика выделяют характерные признаки поведения детей с особенностями развития. Среди них можно выделить необычные действия с неодушевлёнными предметами; отрицательные эмоции, связанные с переменами; однообразные формы поведения. Так же отмечаются тяжелые нарушения речи, выраженные потерей или задержкой речевого развития; задержка интеллекту-

ального развития; нарушения моторики и координации движения.

В книге А.И. Копытина по арт-терапевтическому практикуму приводится мнение профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, который считает, что самое ценное и важное в арт-терапии то, что при помощи художественных средств (музыка, слово, движение, пантомима, изобразительное творчество) можно актуализировать и выразить осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, которые с помощью слов выразить бывает сложно. Художественные средства в данном случае выступают посредником между арт-терапевтом и пациентом [4].

Арт-терапевтические возможности искусства имеют социализирующую, развивающую и психопрофилактическую нацеленность. Исходя их этих характеристик арт-терапия должна стать объектом внимательного рассмотрения к применению в деятельности образовательных организациях, в частности ДОО. Сегодня в разных странах разнообразно используют методы арт-терапевтической работы с детьми. Используемые арт-терапевтом художественные средства в процессе общения с ребенком, а также методы вербальной и невербальной обратной связи способны рассекретить и переформулировать высказывания ребёнка, детали, отраженные в его рисунке, действия и мимику чувств.

В практике организации групповых занятий с детьми по арт-терапии особое внимание уделяется спонтанности поведения участников. Миракян Т. отмечает, что действия детей отличаются свободой выбора своих поведения и использования средств искусств. Дети с готовностью используют возможности оборудования и инструментария, творчески организуя свое пространство, чередуя творческую работу с игрой и взаимодействием друг с другом [3].

Сегодня возможности арт-терапии широко используются в работе с аутичными детьми, которые находятся в своем собственном мире, со своими правилами и нормами. Рассмотри подробно методы арт-терапии, которые вызывают наш интерес в рамках исследования проблемы.

Методы арт-терапии:

1. Сказкотерапия. Сказка - это простор для детской фантазии, в которой отражены бытовые сюжеты, волшебство или жизнь животных. Психологические ситуации и задачи, с которыми ребёнок встречается в жизни, находят своё решении в сказочном сюжете. Через сказку ребёнок проигрывает и проживает своё внутренние состояние, выраженное разными чувствами: напряжение, страх, обида, желание, потребность в любви и заботе.

2. Работа с мягким материалом таким, как глина, пластилин, мастика, кинетический песок.

3. Музыкотерапия.

4. Песочная терапия.

5. Куклотерапия.

6. Танце-терапия.

7. Маска-терапия.

8. Работа с гримом.

9. Живопись.

Многие авторы описывают свою работу с детьми разного возраста. Эти примеры свидетельствуют о том, что состав арт-терапевтической группы определяется возрастом детей и степенью их эмоциональных и поведенческих нарушений. Однако характер проведения занятий с использованием арт-терапевтических методов часто имеет свободный формат работы, предоставляя детям значительную свободу действий.

Обращаясь к оценке образовательного процесса в инклюзии заметим, что в целом образовательная работа направлена на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования. Степень развития этих характеристик может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, позволяют методологически обосновать целесообразность проведения диагностики музыкального развития детей дошкольного возраста, приобретаемых ребёнком в процессе музыкальной деятельности. Что способно выступать в данном случае эталоном оценки? Как определить качество знаний?

Таким образом, для изучения особенностей проявления музыкальности детей следует остановиться на рассмотрении критериев. Одним из критериев оценки являются метроритмические способности детей, выраженные в движении. Чувство ритма формируется у детей в онтогенезе первым по отношению к другим компонентам музыкальности. Психомоторные (двигательные) особенности детей проявляются в тактильно-кинестетическом воспроизведении эмоциональной информации и рассматриваются как важнейший фактор индивидуального развития ребенка. Оценка следующего критерия связана с пониманием сущности и смысла эмоциональной отзывчивости на музыку как потребности в эмоционально-двигательном самовыражении личности, находящейся в гармонии с природой. Воспринимать и чувствовать музыку, передавать свои чувства в движении для детей так же естественно, как играть, радоваться и удивляться. При исследовании эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо опираться на целостное восприятие ребёнком эмоциональной информации, а не только на основе слушания музыкальных произведений. Для изучения музыкальности не меньшее значение имеют способности к воображению. Для нас значимым является то, что образы всегда полимодальны, т. е. в них присутствуют визуальные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кинестетические представления. Чем больше рецепторов участвуют при восприятии ребёнком информации, тем больше возникает интегративных ассоциаций, которые делают образы более яркими и виртуальными. Фантазия и воображение необходимы для приобретения детьми собственного музыкального опыта. Чувства и переживания в процессе музыкального творчества являются критериями эмоционального развития каждого ребёнка. Заметим, что способности к воображению не диагностируются отдельно в силу интегральных характеристик самого критерия.

Задачи оценочной деятельности по музыкальному развитию детей:

- изучить потребность в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество;

- изучить проявление многообразия эмоций у детей в процессе общения с музыкой;

- изучить степень самостоятельности, свободы мышления, индивидуальности восприятия;

- изучить сформированность представлений о связи музыки, слова, жеста и движения с жизнью;

- изучить способность к импровизации через слово, жест, звук, движение;

- изучить способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и образами звуковыми, пластическими, художественными.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Арт-терапия представляет такой способ воздействия на человека с целью психотерапевтической помощи, коррекции эмоциональных состояний.

2. Предметом применения арт-терапии в образовании является психологическая поддержка с целью восстановления духовной защищённости ребёнка и адаптации его в образовательном заведении.

3. Использование педагогами арт-терапевтических возможностей видов искусств (музыка, живопись, поэзия) необходимы для решения задач, связанных с диагностикой творческого развития ребёнка, его творческих способностей.

Таким образом, возможности арт-терапии с помощью различных видов искусств сегодня имеют широкое применение в коррекционной педагогике, а также используются как основное средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с расстройствами аутичного спектра.

Список литературы

1. Галянт, И.Г. Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития / И.Г. Галянт // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. -№3. - С. 80-89.

2. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселёва. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.

3. Миракян, Т. Песочная терапия: связь между сознательным и бессознательным / Т.

Миракян // Здоровье детей. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2011. - №°3. - С. 10-11.

4. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

References

1. Galyant, I.G. Ritmicheskaya organizatsiya zhiznennogo prostranstva detey kak osnova muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya / I.G. Galyant // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2015. - N°3. - S. 80-89.

2. Kiseleva, M.V. Art-terapiya v rabote s det'mi: Rukovodstvo dlya detskikh psikhologov, pedagogov, vrachey i spetsialistov, rabotayushchikh s det'mi / M.V. Kiselyova. - SPb.: Rech', 2006. - 160 s.

3. Mirakyan, T. Pesochnaya terapiya: svyaz' mezhdu soznatel'nym i bessoznatel'nym / T. Mirakyan // Zdorov'e detey. - M.: Izdatel'skiy dom

«Pervoe sentyabrya», 2011. - №3. - S. 10-11.

4. Praktikum po art-terapii I Pod red. A.I. Kopytina. - SPb.: Piter, 2001. - 448 s.

Сведения об авторе Галянт Ирина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, факультет дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Information about author Gаlyant I.G. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, Methodology and Pre-School Education Management Departments, Pre-School Education Faculty, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.