Примечания
1. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Акимова. — Рязань, 2006.
2. Волонтерство — движение для всех. Мир волонтерства. — Режим доступа: http://volonteer.iatp. by/index.html
3. Волохов, А. В. Современные подходы к обеспечению саморазвития личности в коллективной деятельности детских общественных объединений / А.В. Волохов, В.Н. Кочергин // Психология и педагогика социального воспитания: [материалы научно-практической конференции]. — Кострома, 2005.
4. Гражданский призыв. (Серия «Молодежь на службе обществу») / под ред. М.А. Слободской. — М., 2002.
5. Дети и молодежь как стратегический ресурс общества: [материалы научно-практической и отчетно-выборной конференций ДИМСИ]. — М., 2001.
6. Итоговая брошюра проекта «Добровольчество — созидательный ресурс для развития деятельности НКО». — СПб., 2001.
АБОТА НАД ЖАНРОМ МЮЗИКЛА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ
Л. В. Харитонова
Московский городской педагогический университет
В статье автор рассматривает музыкально-педагогический потенциал театральной деятельности, технологию работы в детском музыкальном театре, использование средств сказкотерапии. Ключевые слова: сказка, музыка, воспитание, обогащение, восприятие, память, ритм, психология, моделирование, развитие, раскрепощение, способности, творческая реализация. The author considers in the article musical-pedagogical potential of theater activity, the technology of work in children musical theater, using the tool of fairy tale therapy.
Key words: the fairy tale, music, education, enrichment, perception, memory, rhythm, psychology, modeling, development, liberation, abilities, creative realization.
Музыка играет огромную роль в становлении личности ребенка, обогащении его духовного мира и способствует самопознанию себя и мира в целом. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии
Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка — пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные от-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 133-137 133
И
г
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
крытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля — не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».
Музыкально-театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, берет начало в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и получает от этого огромное эмоциональное наслаждение.
С самого раннего возраста ребенок находится в мире музыкальных ритмов. Вначале это сердцебиение матери, затем её колыбельные песни, затем — первые сказки и потешки, которые несут в себе компонент напевности, музыкальности и определённый ритмический рисунок. Одна из самых первых сказок — «Колобок» не что иное, как первый детский мюзикл, где главные исполнители — мама и малыш в роли Колобка. Слушая сказку, ребенок всякий раз пропевает сольную партию главного героя, апробируя тем самым модель самостоятельности и, одновременно, огромной привязанности к своим корням. По мере роста и развития ребёнка возможности участия его в музыкально-театральной деятельности совершенствуются.
Работа с музыкальной сказкой, моделирование в рамках сказочной формы, развивают также и личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым. Создавая сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными» психологическими приемами, присоединяя к этому профессиональный и собственный опыт, мы, собственно говоря, и будем заниматься развитием ребёнка. Очень часто неуверенные, тревожные дети, получая роль в музыкальной сказке, буквально преображаются, демонстрируя умения, которые никак не проявлялись в условиях обучения на уроках. Роль «ведёт» ребёнка, мобилизует все его природные способности, доказывая нам, педагогам, что каждый ребёнок
потенциально одарён.
Занятия в детском музыкальном театре помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, они требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия музыкально-театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Смысл работы в жанре мюзикла состоит в том, чтобы помочь детям понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, сюжетов, соотнести характер героев с музыкальными характеристиками, создать образ всеми имеющимися способами — песней, танцем, костюмом. Опишем ряд элементов музыкальной сказкотерапии:
1. «Превращение» ребенка в сказочного героя по его выбору. В таком превращении может помочь музыкальный инструмент — дудочка, бубен, колокольчик и пр.
2. Прием группового рассказывания известных сказок, когда рассказчиком является не один человек, а группа детей. Тогда каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Дети по очереди рассказывают по небольшому от-
рывку (2—3 строчки). Заранее можно подготовить музыкальные зарисовки, которые ребята используют как фон для своего повествования. Также можно использовать музыкальные инструменты. Отдельный инструмент характеризует отдельного персонажа.
3. Следующий этап — музыкальное оформление сказочного героя. Для него можно придумать танец, продумать костюм, выучить песню или запев песни.
Музыкальный спектакль сочиняется коллективно, каждый ребенок одновременно и автор, и герой, и режиссер, и музыкальный редактор. В дальнейшем, интуитивно, каждый ребенок выбирает для себя оптимальную роль: кто-то поет, кто-то танцует, а кто-то великолепно делает декорации для спектакля.
Регулируя процесс сочинения сказок, педагог вводит в занятие нужные «посылки» для предстоящего воспитательного процесса, предлагая тему для сказки: «Ребята, у меня есть для вас две мелодии: веселая и грустная. Давайте послушаем и представим, кому они могут принадлежать».
В результате совместного обсуждения («мозговой штурм»), ребята предлагают разные варианты. Чаще всего это бывают разнохарактерные персонажи: великаны и гномы, медведь и белочка и т.д. Иногда фантазия детей уходит дальше, и это уже дождик — весенний и осенний, деревья, предметы быта, например — чашки или часы. Иногда, когда детям сложно выразить себя, это особенно характерно для детей неуверенных, тревожных. Для них можно использовать куклы-марионетки и пальчиковые куклы. Общение с куклой предполагает выполнение трех следующих важных правил:
1. Кукловождение осуществляется двумя руками — это важно для координации правой и левой руки.
2. Кукла-марионетка ходит по «земле», а пальчиковые куклы — по ширме.
3. Поскольку кукла мгновенно отзывается на каждое движение кукловода, последний должен внимательно следить за
движениями куклы: оживляя куклу, кукловоду нельзя отвлекаться.
«Оживляя куклу», дети фактически отрабатывают механизм саморегуляции, они держат «себя в руках», учатся адекватно выражать свои чувства. Важный этап в сказкотерапии — использование процесса перевоплощения детей в сказочных персонажей. Вот дети вошли в сказку, превратились, в кого хотели, и, получив задание от сказочного существа, почувствовали себя полезными и свободными.
Следующая часть занятия — путешествие, приключения, задания, но важно одно: ребенок должен выйти из сказки после окончания занятия таким же способом, каким вошел в нее! Рассмотрим, какими бывают превращения, приведем примеры их пояснения педагогом.
1. Превращение в животных. Можно использовать в качестве музыкального сопровождения части из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санса, цикл «Детская музыка», симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева, сюиту «Пер Гюнт» Э. Грига.
Педагог: «Представьте себе, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа. (Следуют показы детьми названных сказочных героев). А теперь мы превратимся в сказочных птиц и полетим, свободно взмахивая крыльями. "Лебедь": у нас сильные и крепкие крылья, птицы летят свободно и легко». Методическое пояснение. Время перевоплощения — 8—12 минут. Этот прием помогает разглядеть «негативных» детей, если такие есть, а застенчивым и замкнутым детям он поможет почувствовать себя более свободными. Важно, чтобы ведущий принимал непосредственное участие в перевоплощениях — это улучшит его взаимоотношения с детьми. В результате дети не просто «поиграют в животных», а начнут лучше чувствовать их мир и свое тело. Выводы. Дети очень любят «играть» в животных и птиц, особенно под характерную музыку. Превращаясь в зверей и птиц, дети
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
резко меняются, застенчивые и малоподвижные становятся активнее, подвижнее, а бойким приходится учиться переключаться, ведь за резвой музыкой, изображающей зайчика или воробья, может последовать спокойная музыка лисицы.
2. Превращение в камень. Дети могут произвольно бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы, но по сигналу ведущего (например — хлопок в ладоши) дети должны замереть, «превратившись в камень». При этом они либо садятся «на корточки» и обхватывают колени, либо садятся на колени и прижимаются к земле. Методическое пояснение. Упражнение развивает у детей умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. Такой прием помогает «нормировать» гиперактивных детей. Упражнение улучшает произвольное внимание и способность регулировать процессы возбуждения и торможения. Выводы. Когда детям просто предложили «превратиться в камень», многие из них элементарно замерли на месте, но только после рассматривания разных камней и беседы, дети стали осуществлять такой показ разнообразно — садиться «на корточки», ложиться на бок, свертываться в клубок и т.д.
3. Превращение в дом. В качестве музыкального сопровождения можно использовать «Веселый крестьянин», «Песенка жнецов» из «Детского альбома» Р. Шумана.
Педагог сообщает, что сегодня всем придется победить злого дракона, поэтому, когда мы подойдем к горе, в которой живет дракон, нужно будет превратиться в крепкий волшебный дом. Проводятся пояснения нужных действий: дети встают спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами, берутся за руки и крепко сжимают руки друг друга. «Дракон увидит этот волшебный дом, выйдет и начнет дуть для того, чтобы разрушить его. А вы должны выстоять. Крепко держитесь за руки, и тогда дракон улетит далеко-далеко». Методическое пояснение. Этот прием хорошо сплачивает детей, создает ощущение общего важного дела, у малышей разви-
вается чувство ответственности за общее дело. Выводы. Результат использования данного приема поразил не только детей, но и автора статьи. Я провела эту игру с подгруппой гиперактивных детей, даже не ожидая, что дети очень быстро среагируют на сигнал («и вот появился дракон»). Дети так крепко схватились за руки, так быстро подняли их вверх над головой («это крыша нашего дома»). Потом в игре прозвучали слова: «И вот дракон улетел далеко-далеко». Но пока я не отошла от детей подальше, они руки не отпускали.
4. Погружение в разные стихии.
«Вода». Мы пришли к сказочному озеру. И в сказке, и в жизни вода бывает разная: теплая и холодная, прозрачная и мутная. А сейчас вдруг пошел дождь — это волшебный дождь, он смывает усталость и дает силу. Теперь мы разбегаемся и бросаемся в озеро, ныряем под воду, брызгаемся. А сейчас мы выходим из озера, проходим к роднику и умываемся из чистого родника.
«Воздух». Сказочный воздух наполнен разными запахами. Принюхайтесь: чем пахнет в волшебном лесу? Сказочный воздух тоже бывает разным. Сейчас он теплый, а вдруг подул холодный колючий ветер, и нам стало холодно, но снова выглянуло солнышко, и мы загораем — ветерок обдувает нас. А теперь мы сами превращаемся в ветер, то сильный, то слабый.
«Огонь». В сказочной стране живет огонь. Он тоже может быть разным. Сейчас мы с вами превратимся в маленькие уголеч-ки, огонек на них маленький-маленький. Но вот подул ветер, и из уголёчков разгорается огонь. Сначала он небольшой, а потом становится все больше и больше.
«Волшебный цветок» (примечание: в начале игры дети сидят на корточках). Волшебница посадила прекрасные цветы, шло время, и появились небольшие бутоны. (Дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнышко, добрая волшебница поливала их водой. И в один прекрасный день цветы начали распускаться. (Дети начинают раскрывать руки и постепенно вставать на ноги, чуть
откидывают голову назад). Методическое пояснение. Игра развивает образное мышление детей, пластику тела. Для усиления образа можно использовать короткие музыкальные произведения соответствующего содержания, например отрывки из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Выводы. Дети очень много знают о различных стихиях, больше всего им нравится изображать ветер и огонь, а девочки очень любят превращаться в цветы, но, самое интересное, чем больше они превращаются, тем интереснее и содержательнее становится их образ.
Процесс познания окружающего детей
мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. Сказочная история, сопровождающаяся музыкой, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, часто бывает самой короткой дорогой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять законы окружающей действительности. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка, что делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.
Примечания
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Развивающая сказкотерапия / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — М.: Речь, 2011.
2. Лаптева, Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5—9 лет / Г.В. Лаптева. — М.: Сфера, 2011.
3. Шацкая, В. Н. Музыка в школе / В.Н. Шацкая. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950.
ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОДЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРАНИЦ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
И. А. Прилепский
Московский государственный университет культуры и искусств
В современном мире демографические тенденции ведут к изменению возрастных границ и изменению статуса возрастных групп, особенно между средним и пожилым возрастом. Недостаточная разработанность периодизации развития личности, начиная с периода зрелости, является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем. Нормативные критерии возраста психологически диктуют соответствующее им поведение и образ жизни. Принятый у нас в стране нормативный статус возрастных групп и приписываемые им аскриптивные возрастные свойства негативно отражаются на жизненном пути конкретного индивида.
Ключевые слова: возраст, демографические тенденции, периодизация возрастного развития, положение человека, самооценка, самоуважение, старение населения, статус человека, статус возрастных границ, уверенность в себе.
In the modern world demographic tendencies conduct to change of age brackets and change of the status of age groups, especially between middle and advanced age. The insufficient readiness of a periodization of development of the person, since the maturity period, is one of the most difficult and not enough the studied problems. Standard criteria of age psychologically dictate behavior corresponding to them and a way of life. Accepted at us in the country the standard status of age groups and askriptivny age properties attributed by it negatively are reflected in a course of life of the specific individual.
Key words: age, demographic tendencies, periodization of age development, position of the person, self-rating, self-esteem, population aging, the status of the person, the status of the age-limits, self-trust.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 137-142 137
И
г