Научная статья на тему 'Музыкально-психотерапевтические центры здоровья: проблемы, перспективы развития'

Музыкально-психотерапевтические центры здоровья: проблемы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ЦЕНТРАХ ЗДОРОВЬЯ / MUSIC AND PSYCHOTHERAPEUTIC INFLUENCE IN HEALTH CENTERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блох Олег Аркадьевич

В статье получает освещение проблема музыкально-психотерапевтического воздействия на человека средствами здоровьесохранной педагогики, педагогики досуга. Раскрывается содержание деятельности музыкально-психотерапевтических центров здоровья (МТЦЗ), «Ceragem» г. Москвы и Московской области. Выявляются культурно-воспитательные, социально-психологические условия эффективного функционирования МТЦЗ. Показаны отдельные итоги работы научной лаборатории «Развитие творческого потенциала музыканта» МГУКИ на базе МТЦЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper gets coverage problem musical psychotherapy per person in zdorovesohrannoy pedagogy, pedagogy of leisure. The content of the music and psychotherapeutic health centers (MTTSZ), «Ceragem» of Moscow and Moscow region. Identifies the cultural and educational, social and psychological conditions of the effective functioning of MTTSZ. Shows individual results of the research laboratory “Developing creativity musician” MGUKI based MTTSZ.

Текст научной работы на тему «Музыкально-психотерапевтические центры здоровья: проблемы, перспективы развития»

^j / Музыкально-психотерапевтические

центры здоровья: проблемы, перспективы развития

О. А. Блох

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье получает освещение проблема музыкально-психотерапевтического воздействия на человека средствами здоровьесохранной педагогики, педагогики досуга. Раскрывается содержание деятельности музыкально-психотерапевтических центров здоровья (МТЦЗ), «Ceragem» г. Москвы и Московской области. Выявляются культурно-воспитательные, социально-психологические условия эффективного функционирования МТЦЗ. Показаны отдельные итоги работы научной лаборатории «Развитие творческого потенциала музыканта» МГУКИ на базе МТЦЗ. Ключевые слова: музыкально-психотерапевтическое воздействие в Центрах здоровья. The paper gets coverage problem musical psychotherapy per person in zdorovesohrannoy pedagogy, pedagogy of leisure.

The content of the music and psychotherapeutic health centers (MTTSZ), «Ceragem» of Moscow and Moscow region. Identifies the cultural and educational, social and psychological conditions of the effective functioning of MTTSZ. Shows individual results of the research laboratory "Developing creativity musician" MGUKI based MTTSZ.

Key words: Music and psychotherapeutic influence in Health Centers.

Традиционно феномен музыкального искусства изучается на протяжении многих столетий с позиций музыкознания, искусствоведения, психологии,педагогики, социологии, культурологии, философии. Актуальными остаются проблемы, связанные с творческим становлением личности музыканта, этапами развития самого музыкального искусства, таинством рождения художественного образа, его эстетико-воспитательной, социальной значимостью и т.д. В последнее время интеграционные процессы, происходящие между музыкой, психологией, парапсихологией и медициной, актуализируют изучение такого явления, как музыкальная психотерапия (музыкально-терапевтическое воздействие). Действенным звеном в развитии этого направления являются музыкально-терапевтические центры здоровья (МТЦЗ).

Они призваны решать не только задачи

релаксационного, психокоррекционного порядка. Сегодня важно осуществлять в МТЦЗ культурно-просветительскую, эсте-тико-воспитательную, образовательную функции в русле здоровьесохранной педагогики.

Загрязнение окружающей среды, нарушение баланса экосистем, изменение климатических условий на планете в целом крайне негативным образом влияет на здоровье новорожденных и последующих возрастных групп людей. Повышение солнечной активности (процесс постоянный, непрерывный и прогрессирующий) только усиливает указанную выше тенденцию. Не добавляют оптимизма в этом плане и шумы больших городов, развитие транспортных инфраструктур (авиа, железнодорожной, автомобильной, метро), все увеличивающийся поток информации, обрушивающийся на сознание и бессознатель-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 141-146 141

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

ное человека. Организм часто не в состоянии выдержать всего этого. Вот почему сегодня так распространены различного рода психозы, неврозы, депрессии, потеря самоконтроля, пространственно-временного мироощущения, так называемые болезни XXI века. Порой, не замечая, человек подвергается различным информационным воздействиям, часто негативным. В этом ракурсе музыкальное искусство можно рассматривать как целебную субстанцию, несущую не только гармонию в души людей, но и укрепляющую здоровье на телесном уровне.

Музыка как глубоко интеллектуальный вид искусства несет в себе свет знаний, свет жизни в целом.

На Центры здоровья музыкально-психотерапевтического направления ложится ответственность, связанная с формированием репертуара для лечебной практики. Жанровый, стилистический, эстетико-содер-жательный спектр реабилитационной программы во многом зависит от профессионально-творческого уровня психотерапевта. Важным музыкально-педагогическим условием в данном случае является его профессионально-творческий портрет:

• личностные качества и свойства (волевые, организационные, интеллектуальные, креативные);

• знания в области музыкального искусства;

• знания, умения и навыки в области психологического воздействия;

• знания, умения и навыки в области педагогического воздействия;

• знания умения и навыки в области эстетико-воспитательной, культурно-просветительной работы;

• ценностные ориентации (любовь, искренность, добро, общение, милосердие) и др.;

• мировоззрение.

Еще С. Рахманинов говорил, что музыка есть любовь, ее сестра — поэзия, а мать — грусть. Что же такое сегодня есть Музыка жизни? Бесспорно — это лучшие образцы классической и народной музыки, на протяжении целых эпох являвшейся творцом

эстетического сознания, врачевателем души человеческой. Это — наполненное духовно-творческим содержанием современное музыкальное искусство. В. Солодухин обращает внимание на то, что «музыкальное произведение — "передатчик", вечно излучающий эстетическую, нервную, эмоциональную энергию. Оно излучает ее всегда и для всех. Но все же "приемник" должен быть настроен на определенную волну» (1, с. 686). «Культуру какой бы страны мы не взяли, везде можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях» (5, с. 12).

Значимым предстает тот факт, что звуковые формулы (метроритмические, гармонические) несут информацию, которая влияет не только на эмоционально-чувственную природу человека, его духовную сферу. Эти сверхкачества музыки отмечали еще светлые умы древних цивилизаций (ацтеки, инки, греки, иудеи, римляне, представители восточных практик). Важно и то, что музыкальное искусство несет в себе информацию, которая воздействует на гены и клетки, весь организм, изменяет и нормализует их, дает ресурс для восстановления. Вот почему потребление музыкальной продукции может осуществляться в профилактических, собственно лечебных и реабилитационных целях. Другими словами, Музыка жизни формирует вкус жизни, определяет ресурс жизни. Такую музыку «воспроизводят», возвращают к жизни, превращают в действенной психотерапевтическое средство Центры здоровья (МТЦЗ). В подобных культурно-оздоровительных учреждениях музыка может стать и «лекарством», и средством эстетико-воспитательного, культурно-просветительного, духовно-творческого воздействия.

Уже давно не является артефактом исцеление от эпилепсии с помощью ре-мажорной Сонаты В. Моцарта. Природа этой болезни до сих пор не изучена. Поэтому процесс оздоровления в этом роде остается быть уникальным, доказывая исцеляющую силу ее величества Музыки. Наверно поэтому до сих пор поражает энергетика легендарного Второго

концерта С. Рахманинова, секрет которого во многом кроется в истории его написания (она посвящена врачу В. Далю, выведшему С. Рахманинова из глубокой депрессии). Данные факты прошли апробацию на лечебно-профилактическом уровне в МТЦЗ г. Москвы и Московской области.

Многие ученые сегодня приходят к выводу, что особо мощными целительными свойствами обладает музыкально-поэтическое воздействие на человека. Эту мысль подтверждает хор мудрецов, отчетливо слышимый из глубины веков: «Гармония слов в музыкальном обличии — божественная сила, исцеляющая душу и тело человеческое» /Аристотель/ (2, с. 167); «Поэзия и музыка являют гармонию сфер, продляющих жизнь /Гиппократ/ (1, с. 678); «Музыка слов проникает в человека, одаривая его целительной силой» /Сюнь-цзы/ (1, с. 693); «Болящий дух врачует песнопенье» /Е. Баратынский/ (1, с. 692); «Словесная музыка — форма, которую принимает в нашей душе молитва» /З. Гиппиус/ (1, с. 691).

Вышеизложенное единодушие обусловлено целым рядом объективных факторов. Поэзия и музыка имеют общий комплекс выразительных средств, которые обнажают единство их художественной природы. Метр, ритм, темп, рифма (гармония), интонация, динамика, драматургия и, наконец, наличие художественных форм и образов — важное объединяющее начало двух великих искусств. «Поэзия — музыка слов» /Т. Фуллер/; «Музыка — незримое эхо Слова» /В. Микушевич/; «Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа» /А. Франс/ (1, с. 693).

Поэзия и музыка детерминированы разумом и чувством. Их эмоциональное воздействие на человека поистине огромно, будоражит сознание, воскрешает дух, исцеляет тело. «Здоровое тело — продукт здорового рассудка» /Бернард Шоу/; «Дряхлая душа и тело старит» /А. Сагратян/; «Здоровье — мудрых гонорар» /Пьер Беранже/; «Дух искусства воскрешает человеческую плоть» /Л. Толстой/ (1, с. 694). Не случайно музыкально-поэтическое единение дало миру такие

прекрасные жанры и формы, как опера, кантата, оратория, романс, песня.

С самого рождения человек может ощущать целебные свойства колыбельных песен, сказок, которые являются важными составляющими здорового образа жизни детей. Жанр колыбельной песни и поэтической сказки на ночь стали объектом пристального изучения вокалотерапии, сказкотерапии. «Бессонные ночи сокращают дни» /Ф. Бэкон/; «Сказки формируют душу и сознание ребенка» /С. Прокофьев/; «Музыкальная сказка есть образ детских фантазий в чувственном потоке звуковых гармоний» /В. Блок/ (1, с. 695). Для детского организма здоровый сон — во многом определяющее начало нормального физиологического, психического, умственного и духовно-творческого развития. Данная проблема активно изучается сегодня на базе МТЦЗ г. Москвы и Московской области.

Музыкально-поэтическое терапевтическое воздействие — современная реалия, которую активно изучают музыкальная психология и педагогика музыкального образования, педагогика культурно-досуговой деятельности. Ученые выделяют следующие функции подобного воздействия: психокоррекцион-ную, лечебно-оздоровительную, реабилитационную, адаптационно-настраивающую, мотивационно-образующую, контактно-активизирующую, обучающую, воспитательную и др.

Неустроенность личной жизни (конфликты с близкими, отсутствие режима, плохой сон, неполная семья, одиночество), нарушение экологии (загрязненный воздух, отравленная вода, различного рода вибрации, вредное излучение, некачественные продукты питания), трудности в области профессиональной деятельности (непосильная программа выполнения запланированной работы, отсутствие четких целевых установок, высокие требования выполнения, неквалифицированное руководство, проблема поколений), болезни на физиологическом (язвы желудка, высокое или низкое кровяное давление, избыточный вес, стенокардия, чувство постоянной усталости, повышение уровня холестерина в крови,

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^

импотенция и фригидность) и психологическом (потеря ощущения полноты жизни, беспомощность перед трудностями, раздражительность, страхи, рассеянность) уровнях, а также в планах социальном (алкоголизм, табакокурение, наркомания, самоубийство, аборты, отказ от материнства, разводы) и духовно-творческом (отсутствие высоких ценностных ориентаций, на любовь, добро, правду, красоту, гармонию, справедливость, творчество, отсутствие стремления к самореализации, самосовершенствованию, когда пустоты в духовном сознании занимают: потребленчество, чувство наживы, эгоизм, развратность, жестокость) в значительной степени актуализируют применение музыкально-поэтического воздействия как лекарства от многих болезней в МТЦЗ.

Неустроенность, отсутствие подлинной демократии, равноправия перед законом, дисгармония мира в целом сегодня все чаще и чаще приводит человека в МТЦЗ. Песнопение на протяжении многих веков зарекомендовало себя как истинный источник целительной силы. Многочисленные высказывания людей свидетельствуют о сошедшей на них благодати во время литургического действия, псалмопения, восприятия многоголосной строгой хоровой фактуры. В Священном Писании мы читаем: «Откровением Моисея была песня, рожденная глубокой верой в своего Бога, гимн благодарности за чудесное спасение, подобный духовному напитку, разливающемуся по всему изможденному телу, и ничто другое не могло бы удовлетворить жажду единения с Богом, чем несущаяся над пустыней песня».

В свою очередь, во время откровенной беседы президент федерации детских и молодежных хоров РФ, композитор, народный артист РФ Г.А. Струве поведал о таинстве энергии духа, которую рождает хоровой коллектив, в частности его «Пионерия». Такому повороту событий предшествовала презентация трех музыкально-поэтических книг автора статьи («О самом близком и родном: стихи, песни, романсы», «Словам любви музыка отвечает» и «Поэтические гороско-

пы»). Главному дирижеру детских хоровых коллективов России особенно пришлись по душе циклы: «Любовь во все времена» (12 месяцев в тональности любви), «Состояния души» (от уныния до вдохновения), «Пульсы Земли» (основные темпы от Grave до Presto). Эмоционально высказываясь, он подчеркнул: «Передо мной всю творческую жизнь стояла дилемма — как помочь детям запомнить нескончаемые поэтические тексты, научить их глубоко мыслить вокальными образами? Как сделать их духовно богатыми, с крепким здоровьем? Я доволен! Ваши книги открывают путь к познанию истины, во многом дают ответы на эти сложные, многогранные вопросы».

Перечисленные выше музыкально-поэтические издания представляют своеобразный художественно-методический материал. Его применение раздвигало границы памяти детей, вводили их в мир фантазий, увлекательного путешествия, зажигали огонь творческой мысли, создавали положительную эмоционально-чувственную ауру через активизацию ассоциативного ряда, интроспекцию (авторское творчество), апперцеп-тивность (восприятие нового знания через призму знакомых, любимых явлений природы, позитивных событий), интенциональность (активизацию внутреннего плана сознания), инкарнацию (переход в новое эмоциональное состояние) и др. технологии. Далее, в процессе доверительного диалога Г.А. Струве сказал: «Я вижу между нами большой сияющий шар, который дарит одновременно чувство радости, счастья и озарения. Вы его видите?» Я ответил,что скорее чувствую приятное тепло, которое, как маленькое солнце, обогревает наши сердца. Искры вдохновения в тот момент освещали мою душу. В заключение такого духовно-творческого общения Г.А. Струве поведал мне следующее: «Выходя на сцену и вставая перед хором, я всегда как бы сканирую духовное сознание ребят, собираю его в единое целое, преодолеваю отрицательные заряды, посылаю мощный импульс волевого начала в коллектив и жду ответа: "Готовы!" Далее идет взаимодействие

с залом. Хор аккумулирует в себе энерготворческие потоки, которые затем направляет зрителям. Среди них идет борьба противоположностей. Впоследствии слушатели посылают ответные импульсы, единение коллектива с залом достигает особого состояния, пика творческого откровения. Обмен психоэнергетическими потенциалами подходит к линии наивысшего накала и образуется сакральное явление "Свечение". Такое в моей жизни было несколько раз, когда мы выступали под сводами храмов в Московии, Киево-Печерской Лавре, на многострадальной земле Сербии».

Сегодня музыкально-поэтические циклы успешно применяются на экспериментальных площадках Центров здоровья «Ceragem» (г. Москва и Московская обл.). Подобная работа проводится в русле деятельности научной лаборатории «Развитие творческого потенциала музыканта» Московского государственного университета культуры и искусств.

Настоящее явление в области музыкальной культуры России — Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» (художественный руководитель и главный дирижер народный артист РФ и СССР, профессор А.И. Полетаев). Именно этот коллектив сегодня во многом олицетворяет божественную исцеляющую силу музыкально-поэтического откровения. Не случайно среди большого количества фондовых записей коллектива значимой является серия «Баяна целебные звуки». В нее вошли четыре программы, которые включают русскую классику (золотой фонд отечественной музыкальной культуры), обработки народных и популярных мелодий, оригинальные сочинения современных композиторов России. Ярким подтверждение целительных свойств музыки явилось заключение заведующего лабораторией научного обоснования традиционных методов диагностики и лечения клинико-экспериментального центра доктора биологических наук С.В. Зенина «Об эффективности биоэнергетического воздействия музыкальных произведений в исполнении оркестра "Боян", сделанного в рамках исследовательской работы при Минздраве РФ».

Подобное заключение вывела и президент фонда «Очищение» доктор психологических наук, доктор философии, академик РАЕН О.В. Павловская-Хохлова.

Знаковыми событиями в жизни оркестра «Боян» стали выступление на международном фестивале театрального искусства «Золотой витязь» и концерт, посвященный 70-летию А.И. Полетаева в Международном Доме музыки (г. Москва). Все мероприятия проходили в рамках работы сети МТЦЗ г. Москвы и Московской области. Гармоничное единение музыки и поэзии, рожденное исполнением прославленного оркестра «Боян», не только покорило сердца многочисленных слушателей, но и оставило неизгладимый след в их душах как врачующее начало. Презентация оратории «Русь Святая» А.И. Полетаева во втором отделении его юбилейного концерта стала настоящим апофеозом, золотым венцом творчества великого маэстро. Говорить о музыке А.И. Полетаева так же сложно, как сложно не сказать о ней ничего. Восьми-частное полотно оратории «Русь Святая» включает в себя практически все жанры этой традиции: марш, лирико-драматические эпизоды, гимн, молитву, оду-славицу, а капелла и хоровую заповедь, финал. В сочинении убеждает логика построения частей и всего материала в целом. Симфонизм, хоровая традиция патриотизма и православия гармонично сливаются в единый монолит. «Молитва о России», «Заповедь», ода «Славься, Мария!» позволяют слушателям самое сокровенное — прийти к общению с Господом нашим. Это — своеобразное покаяние за грехи наши, это — спасение наше, наше будущее. После исполнения сочинения люди еще долго не могли успокоить свои души и сердца. Звучало произведение за произведением: «Вечерний звон», «Славься» М.И. Глинки. Радости зрителей не было предела, их переполнял восторг. Такое увидишь не часто.

Приведенные выше психотерапевтические технологии, музыкально-поэтический материал использовались не только в работе МТЦЗ, сети «Ceragem» г. Москвы и Московской области, но и в учреждениях высшего про-

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь

фессионального образования: на занятиях в Московском государственном университете культуры и искусств, Международной школе аккордеона при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, Магнитогорской государственной консерва-

тории им. М.И. Глинки, Латвийской музыкальной академии, Латвийском государственном институте практической психологии, Высшей школе искусств (г. Мюлякер, Германия). Практика их применения подтверждает положительное влияние звуковых вибраций на психоэмоциональное и физиологическое состояние человека.

Примечания

1. Антология мудрости. — Москва: Вече, 2005. — 848 с.

2. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. — Москва: Лабиринт, 2000. — 224 с.

3. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия / Л.С. Брусиловский // Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1985.

4. Брусиловский, Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных / Л.С. Брусиловский // Труды Ленинградского НИИ психоневрологии. — Л., 1969 — Т. 49. — С. 115—123.

5. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин. — Москва: ВЛАДОС, 2 0 00. — 176 с.

6. Пономарева, Е. Ю. Теоретико-методические основы развития творческой свободы певцов в вокальных студиях / Е.Ю. Пономарева. — Москва, 2002. — 24 с.

7. Ткаченко, В. Я. О значении музыки в психотерапии / В.Я. Ткаченко. — Москва, 1966. — 64 с.

рганизация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде

В. В. Глебов

Российский университет дружбы народов

Г. Г. Аракелов

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Проведено сравнительное исследование о влиянии досуговой деятельности московских школьников на снижение уровня агрессивности в детско-подростковой среде. Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что школьники, дополнительно занимающиеся различными развивающими видами досуга (музыка, спорт, танцы, рисование), проявляют значимо меньше агрессивности, чем учащиеся, у которых досуг не организован.

Ключевые слова: формы агрессии, состояние сердечно-сосудистой системы, детско-подростковая среда, школьники, досуговая деятельность, мегаполис, профилактика.

Comparative research about a role of leisure activity of the Moscow school students on identification of level of aggression in the child teenage environment is carried out. The comparative analysis of the received results shows that school students practicing class of leisure in additional education (music, sports, dances, drawing) show significantly less aggressive manifestation, than at pupils at which leisure is unorganized. Key words: aggression forms, condition of cardiovascular system, child teenage environment, school students, leisure activity, prevention.

146 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 146-151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.