J
L
Идейно-концептуальные и теоретико-
методические основы организации совместной семейной музыкально-исполнительской деятельности
И. А. Агажанова
Московский городской педагогический университет
Автор обосновывает актуальность возрождения и развития традиций семейного ансамблевого музицирования с позиций музыкальной и социальной педагогики, психологии, теории и методики музыкального образования.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, семейное ансамблевое музицирование, взаимоотношения детей и родителей.
Author reasons the actuality of revival and development of family ensemble musical activities from a perspective of musical and social pedagogic, psychology, theory and methods of musical education. Key words: supplementary children education, family ensemble musical activities, relationship between children and parents.
Учреждения дополнительного образования — детские музыкальные школы и детские школы искусств — в последнее время часто сталкиваются с психологическими и социально-коммуникативными трудностями, возникающими у довольно большого числа учащихся. Дети проявляют недостаточные музыкальные потребности и способности, нередко у них наблюдаются проблемы в нервно-двигательной сфере. Часто педагоги сталкиваются с проблемой мотивации учащихся средних классов к продолжению обучения, участию в концертно-фестивальной жизни учреждения.
Глубокие исследования выявленных проблем на теоретическом уровне, а также многолетний педагогический и административно-организационный опыт привели нас к убеждению в необходимости сближения художественно-эстетических, образо-
вательных и досуговых интересов учащихся учреждений дополнительного образования и членов их семей.
Ретроспективный анализ истории становления и развития музыкального образования и воспитания приводит нас к выводу о необходимости обращения музыкально-педагогического внимания к опыту прошлых поколений. Он заключался в эффективной организации совместной деятельности всех членов семьи в сфере художественной культуры, которая содержала учебный, личностно развивающий, социально-коммуникативный, досуговый, творческий, семейно-ценностный компоненты. Именно в то время и зародились традиции семейного музицирования. Значение совместной деятельности в сфере культуры глубоко понимали и оценивали представители русской интеллигенции XIX столетия. С.Л. Франк отмечал: «Культурное
163
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 163-167
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизни идеальных ценностей и, в качестве такового, есть само по себе высшая и самодовлеющая цель человеческой деятельности» (4).
О педагогическом, социальном, психологическом, личностно развивающем, эстетическом значении музыкальной деятельности, и в частности ансамблевого музицирования, говорили практически все великие педагоги и музыканты.
Русский философ и педагог В.П. Острогорский в конце XIX века глубоко исследовал значение матери в музыкальном воспитании ребенка, обосновал её роль в организации благоприятной музыкально-эстетической среды, в которой гармонично формируется новая личность: «Особая миссия по приобщению детей к музыке, особенно в семье, принадлежит матери. Успех её деятельности на этом поприще определяется уровнем понимания ею роли музыки в духовном развитии ребенка и разносторонностью её музыкальной образованности» (1).
В трудах А.Д. Артоболевской, Л.А. Барен-бойма, Е.Ф. Гнесиной, С.М. Майкапара, Б.Е. Милича, Г.Г. Нейгауза, Мильштейна, С.И. Савшинского, Е.И. Тимакина, Г.М. Цыпина, А.П. Юдина мы находим рекомендации, воспоминания, заметки, касающиеся профессиональных, художественно-эстетических, организационно-методических, технических инструментальных, психологических аспектов данного вида совместной художественной деятельности.
Семья как центральное понятие в мировоззренческой системе человечества, как основа индивидуального и социального становления и развития личности глубоко изучалась многими великими философами, педагогами, психологами (Я.А. Коменским, П.Ф. Лесгафтом, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, Ю.Г. Азаровым и др.).
«Семья и семейная среда — это сложная динамическая система, состоящая из мно-
жества различных и непохожих друг на друга явлений и процессов, совершающихся как в сфере материального, так и идеального бытия. В условиях, когда семья и семейная среда все больше подвергаются испытаниям со стороны внутренних и внешних её деструкторов, научное сообщество должно знать и понимать, что охранять, оберегать семью, семейную среду необходимо так же, как и природу, воздушную, водную и иную среду, поскольку все люди, так или иначе, родились и живут в семье, семейной среде по воле судьбы» (3).
Совместная семейная деятельность является актуальной темой исследования в современной педагогике и психологии. Проблему взаимодействия детей и взрослых в рамках деятельности учреждений дополнительного образования решают исследователи Л.Х. Цеева, Р.К. Симбулетова, Р.М. Чуми-чева, Т.П. Колодяжная, Е.А. Чекунова, С.В. Рябышева и др.
На решение проблемы организации взаимодействия педагога и родителей направлена исследовательская деятельность Ю.Д. Гакаме и Я.М. Буцановой (педагогическое просвещение родителей, помощь в воспитании детей на уровне деятельности учителя начальной общеобразовательной школы). Опыт вовлечения родителей в театральную деятельность детей излагает в своих статьях педагог Л.А. Пекло (посильная помощь театральному коллективу, семейные праздники, концерты, общение). Создание особой социокультурной среды для организации взаимодействия семьи и школы и на данной базе воспитания и развития ребенка, проблема вовлечения семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители, рассматривается в работах Е.А. Соболевой.
Организации ансамблей в различных видах музыкального искусства посвящены многие современные исследования (Т.И. Боронина, М.В. Бутнева, О.В. Бычков, А.А. Давыдова, Д.Г. Драгайцева, Е.И. Короткова,
О.В. Мартынова, Е.В. Хвостова и др.).
Несмотря на повышенный научно-практический интерес к проблемам семьи, внутрисемейных взаимоотношений, организации взаимодействия семейных и образовательных социальных институтов, семейное ансамблевое музицирование как объект исследовательского внимания в музыкально-педагогической науке не рассматривается. Данная тема в специальной научной литературе является малоизученной, теоретически и методически не разработанной.
Среди многочисленных трудов, посвященных роли, месту, значению искусства в развитии и воспитании подрастающего поколения, проблемам организации художественной деятельности детей, можно найти педагогические системы, методики, технологии обучения детей различным видам искусства, художественного творчества, коллективным и индивидуальным формам исполнительской деятельности. Однако их анализ выявляет проблему невключенности семьи как основного личностно формирующего социального института в объект и предмет подавляющего большинства исследований, экспериментов, практической деятельности учреждений общего и дополнительного образования. В то же время очевидно, что содержание, характер, методы, приемы, стиль функционирования семьи, внутрисемейных взаимоотношений напрямую и опосредованно влияют на результативность деятельности учреждений дополнительного образования, эффективность работы с детьми.
Обособленность взрослых членов семьи от процесса обучения, воспитания, развития детей в условиях дополнительного образования часто приводит к тому, что ребенок оказывается в эпицентре критического воздействия нескольких воспитательных субъектов — родителей, с одной стороны, и педагогов — с другой. В результате в семье появляются разногласия, напряженность, авторитарность, наставительство, критицизм, однако так и не возникает совместное дело, общая работа, единая жизнь, семейные про-
блемы и радости, общие цели и интересы.
Мы предлагаем возродить посредством кадрового, теоретико-методического и организационного потенциала системы дополнительного образования одну из форм семейного воспитания — семейное ансамблевое музицирование. Данная форма совместной семейной музыкально-исполнительской деятельности способна не только мотивировать ученика к развитию его таланта, способностей, активному занятию музыкальным искусством, но и обеспечить единый досуг всей семьи, совершенствовать музыкальные способности его родителей.
Помимо художественных и исполнительских целей ансамблевое музицирование решает задачу просвещения ребёнка в каждом конкретном возрастном периоде. Игра в ансамбле имеет большое значение для разностороннего развития любого ученика, пополнения знаний в области истории, культурологии, искусствознания, других видах искусства. Тесное общение — на равных — детей и родителей в процессе обучения ансамблевому исполнительству, подготовки к концертам, конкурсам, фестивалям позволяет решать и предотвращать многие психологические проблемы, которые мучают многие современные семьи.
Задача распространения данного вида образовательной и исполнительской деятельности среди широких слоев населения обусловливает потребность в пересмотре основных источников получения базовых музыкальных знаний. Учебно-методическая литература, которая используется для обучения не только профессионально ориентированных учащихся, но и их родителей, не всегда имеющих фундаментальное музыкальное образование, должна отличаться целостностью, системностью, доступностью изложенной информации, логикой построения учебных курсов, взаимосвязанностью их теоретических и практических составляющих, а также тесными связями с другими предметами и видами деятельности, традиционными для учреждения дополнительного образования.
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
В процессе изучения состояния и развития семейного ансамблевого музицирования в учреждениях дополнительного образования, проблем семейного воспитания, становления и развития отношений между родителями и детьми — учащимися учреждений дополнительного образования нами были выявлены противоречия:
• между признанием роли музыкального искусства и совместной музыкально-исполнительской деятельности в укреплении семьи как единой социальной системы, в развитии взаимопонимания между детьми и родителями, в профилактике психологических, социальных, правовых проблем у детей и подростков и отсутствием целостных концепций, систем, методик организации совместной семейной деятельности в области музыкального искусства;
• между очевидной целесообразностью развития совместной семейной музыкально-исполнительской деятельности на базе учреждений дополнительного образования и отсутствием необходимой теоретико-методической базы для организации обучения ансамблевому музицированию всех членов семьи в соответствии с индивидуальными возможностями.
Системный анализ выявленных противоречий позволил сформулировать научную проблему нашего исследования, заключающуюся в формировании теоретико-методических и организационных основ развития семейного ансамблевого музицирования в системе дополнительного образования детей.
Нами была разработана система педагогического сопровождения развития семейного ансамблевого музицирования, включавшая подробно изложенные условия, принципы, методы, формы, средства организации обучения семейному ансамблевому музицированию, подготовки семейных ансамблей к концертно-исполнительской и фестивально-конкурсной деятельности.
В рамках многолетней экспериментальной деятельности нами было проведено обучение семейному ансамблевому исполни-
тельству (формирующий этап эксперимента), а также организован ряд фестивалей семейных ансамблей, в которых приняли участие музицирующие семьи из Московского региона и других городов России. Федеральный масштаб и длительность реализации нашего экспериментального проекта обусловили резонанс в системе дополнительного образования, на педагогическом и административном уровнях, а также в средствах массовой информации.
Накопленный положительный опыт работы дает право считать, что учреждения дополнительного образования детей были, есть и остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих полноценное творческое сотрудничество ребенка, родителей и социума. «Мощная база российского дополнительного художественного образования, сформированная многовековыми культурными традициями, обусловила наличие научно-методологических, кадровых, методических, организационно-практических ресурсов для дальнейшего совершенствования стратегий включения нового поколения в пространство подлинной культуры, искусства...» (2).
Педагоги вместе с родителями создают особое — творческое, доброжелательное, толерантное — пространство деятельности ребенка, направленное на открытие мира искусств. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, та особенная атмосфера, которая создается во время занятий с близкими, любимыми людьми, — всё это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.
Именно семья становится инициатором занятий ребенка с самого раннего возраста музыкой в учреждениях образования и культуры. Только вместе с семьей учреждения дополнительного образования способны помочь детям развить свой талант и стать успешными. Поэтому семья должна являться одним из ведущих партнеров школы.
J
L
Примечания
1. Адищев, В. И. Теоретические основы музыкального образования в школе (исторический аспект) : учебное пособие / В. И. Адищев. — Пермь: ПГПУ, 2009. — 134 с.
2. Комарова, Л. Н. Социокультурная деятельность в дополнительном образовании: проблемы, поиски, перспективы / Л. Н. Комарова. — М.: МГПУ, 2009. — 128 с.
3. Смирнов, Т. А. Семья. Личность. Общество (социально-философское исследование проблем социализации личности в семье) : монография / Т. А. Смирнов. — Норильск: НИИ, 2009. — 181 с.
4. Франк, С. А. Этика нигилизма / С. А. Франк // Сочинения. — М.: АСТ, 2000. — 800 с.
c/u екоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусства
А. С. Зайцева
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются вопросы сущности и специфики обучения джазовой импровизации вокалистов эстрадно-джазового пения в вузах культуры и искусств. Особое внимание уделено этапам формирования умений и навыков импровизационного исполнительства.
Ключевые слова: джазовая импровизация, скет-исполнение, обучение, джазовая гармония, джазовая ритмика.
This article discovers the questions of nature and specificity of teaching jazz improvisation for popjazz vocalists in universities of culture and arts. Particular attention is paid to the stages of the skills improvisational performance formation.
Key words: jazz improvisation, scat, teaching, jazz harmony, jazz rhythms.
Творческая импровизация лежит в основе джазовой музыки. Она была и остается важнейшим художественным принципом, так как сама природа, специфика музыкального исполнительства в этом жанре обусловливает органичное соавторское соединение композитора и исполнителя. В практике встречаются случаи, когда даже удачно найденная и зафиксированная в нотной записи импровизация нередко при воспроизведении другими музыкантами становится безликой. Это связано, прежде всего, с тем, что в нотной записи невозможно зафикси-
ровать тонкости исполнительских приемов, которые присущи тому или иному музыканту. Стремление к творческой импровизации, проявляющееся в самобытной разработке музыкального материала отдельными исполнителями, является ценным качеством музыкантов джазового оркестра, ансамбля, вокалистов и нередко определяет индивидуальность, творческое лицо солиста и коллектива. Именно это качество исполнителей джаза делает оркестр или ансамбль подлинно творческим коллективом.
Обучение искусству импровизации важ-
167
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 167-171