1) Глубинный смысл и ее мораль не дидактичны. В сказках нет прямых нравоучений, как, например, в баснях: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот.
2) Метафора недирективна, она лишь мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры позволяет создавать вокруг человека ауру психологической защищенности. Человек получает возможность «приподняться» над своей проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает.
3) Собирательность образа главного героя и неопределенность места действия. Главный герой в сказке - собирательный образ. Отсутствие жесткой персонификации помогает идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград.
4) Многогранность и многоуровневость хранимой информации. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Ответственность, любовь, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это «закодировано» в образах сказки.
5) Каждая сказочная ситуация имеет множество смыслов. В сказке мы бессознательно выносим наиболее важный для себя смысл. Со временем мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При изменяющихся условиях мы, по-другому интерпретируем ее содержание обогащая свой прежний опыт новым восприятием.
6) Философское, экзистенциональное осмысление действительности. В сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. В процессе чтения или слушания сказки становится ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить. Ребенку понятно, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно будет наказан, тот, кто проявляет свои лучшие качества, обязательно будет вознагражден. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
7) Раскрытие потенциальности. Известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни, здесь можно не бояться мечтать, строить образы желаемого будущего.
Таким образом, сказка, раскрывает человеческую потенциальность способствую формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации.
Литература
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
3. Карпова Н.В., Еланцева С.А. Современные взгляды на психологическое содержание возрастного кризиса 7 лет // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т.4. - №34. - С.806-810.
4. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. -160 с.
5. Твердохлебова, Н.В. Особенности духовного самосознания у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №2. - С.97-99.
Фаустова А.Г.1, Яковлева Н.В.2
'Преподаватель, 2кандидат психологических наук, доцент Рязанский государственный медицинский университет
имени академика И.П. Павлова
Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ и Правительства Рязанской области № 14-16-62002 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
В статье представлен анализ социальных предпосылок и принципов построения эффективной программы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Приведены примеры эффективной реализации трех блоков программы: содержание образования, специальные мероприятия, психолого-педагогическое сопровождение.
Ключевые слова. Здоровый образ жизни, мишени и принципы построения формирующих программ здоровьесбережения, программы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.
Faustova A.G.1, Yakovleva N.V. 2
'Teacher, 2candidate of psychological sciences, docent Ryazan State Medical University THE SOCIAL PRECONDITIONS AND THE PRINCIPLES FOR BUILDING THE FORMING PROGRAM OF HEALTHY
LIFESTYLE IN GRADUATE STUDENTS
Abstract
Both the analysis of social preconditions and the principles of the forming the effective program of healthy lifestyle in students are presented. The article contains the examples of realizing three steps of the program.
Keywords: healthy lifestyle, health behavior, healthy lifestyle forming program.
Здоровье признается безусловной ценностью независимо от государственного строя и общественного порядка в любом социуме. По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [8]. Традиционные представления о здоровье как не-болезни уступают место перспективным концепциям в рамках социально-ценностного подхода и биопсихосоциальной модели. Несмотря на подобный прорыв в общественном сознании и популярность здорового образа жизни, само по себе здоровье продолжает носить характер формально декларируемой ценности. Выступая как общепринятая и одобряемая социальная установка, тем не менее, она не гарантирует повсеместной реализации мероприятий, направленных на формирование и сохранение, прежде всего, индивидуального здоровья. Однако приходится констатировать, что большинство актуальных лозунгов и призывов на тему здоровья - формально и неконструктивно. Призывы «Береги здоровье смолоду», «Мы - за здоровый образ жизни» воспринимаются и оцениваются сквозь призму агитационного советского прошлого.
Для формирования современных эффективных технологий здоровьесбережения необходима разработка научно обоснованного алгоритма, с помощью которого формальная социальная установка перейдет в ранг индивидуально-личностной ценности. Такие технологии должны основываться на современных научных исследованиях здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает научно доказанным влияние факторов образа жизни на здоровье человека. Среди них как поведенческие факторы (уровень здоровьесберегающей активности), так и индивидуально-личностные характеристики (мотивационная готовность, направленность личности на здоровьесбережение). Данные факторы можно рассматривать в качестве мишеней формирования здорового образа жизни.
Формирующая программа здорового образа жизни должна базироваться на научно-обоснованных и методически обеспеченных принципах. Среди них:
• полнота реализации;
• вертикальная преемственность;
69
• ситуативная обусловленность;
• тактическая нацеленность.
Раскроем их подробнее. На современном этапе развития российского общества здоровый образ жизни обретает позитивный характер ведущего приоритета внутренней политики, что отражается в стратегических документах государства. В них прослеживается идея преемственности в реализации государственной политики здорового образа жизни и необходимость ее планомерного осуществления в условиях различных социальных институтов.
Политика здорового образа жизни отражена в таких документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [3,4,5]. На протяжении 5 лет, с 2006 по 2010 гг., в России был развернут приоритетный национальный проект «Здоровье», ключевой задачей которого было усовершенствование системы оказания медицинской помощи населению страны. Однако он предусматривал реализацию ряда мероприятий, непосредственно направленных на популяризацию здорового образа жизни. Построение идеологии «Здоровая Россия» базировалось на профилактике и устранении ведущих факторов риска (рис. 1).
Рис. 1. Факторы риска, подлежащие устранению и профилактике
Выделение таких мишеней воздействия для профилактической и реабилитационной работы носит достаточно осмысленный и перспективный характер. Однако эффективность безличностной информационно-просветительской работы вызывает сомнения. Она должна опираться не только на эмоциональные реакции общества (такие, как страх перед хроническими заболеваниями из-за курения или алкоголизма), но и на принятие самим индивидом осмысленного внутренне мотивированного решения - быть здоровым. Государство, которое, прежде всего, преследует экономические и социально-демографические цели, заинтересовано в общественном признании значимости здорового образа жизни и здоровья в целом как высшего блага. Поэтому государственная политика в сфере здравоохранения поддерживается разнообразными общественными начинаниями. Наибольшего успеха здесь добилась Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», под эгидой которой проводятся конференции и выставки, реализуются значимые социальные проекты. Национальный молодежный проект «Моя инициатива» направлен на выявление и поощрение здоровых форм молодежного досуга, пропаганду физической и социальной активности. Организаторами выбраны вполне стандартные меры информационно-рекламного влияния и проведения просветительских мероприятий. Прямое обращение к целевой аудитории - молодежи, хотя и без привлечения психологических данных и учета особенностей восприятия, уже выделяет данный проект в ряду иных.
В последнее десятилетие государственная политика в области здравоохранения и пропаганды здорового образа приобретает популярность и активно реализуется на всех уровнях, в том числе - региональном. В соответствии с общим государственным курсом в сфере здравоохранения и социальной политики многие регионы Российской Федерации разработали самостоятельные программы по формированию здорового образа жизни среди населения, прежде всего - молодежи. Работа по противодействию потребления табака и сокращению потребления алкоголя, формирование культуры здорового питания, повышение физической активности и целенаправленное мотивирование населения к сохранению и укреплению здоровья - ключевые пункты социальной политики регионов России. Также особое внимание уделяется спортивным мероприятиям и развитию соответствующей инфраструктуры. Необходимыми аспектами любой региональной модели формирования здорового образа жизни у населения
70
являются развитие и совершенствование законодательной базы, активизация разнообразных ресурсов Министерства здравоохранения области, подготовка кадрового состава, международное сотрудничество.
Когда государственная и региональная политика формирования здорового образа жизни направляется на изменение установок молодежи, то ее реализации способствуют собственные программы здорового образа жизни образовательных заведений.
Эти программы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи содержат, как правило, три блока: обучение здоровому образу жизни через содержание образования; организацию специальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; психолого-педагогическое сопровождение студентов в образовательной среде (рис. 2).
I
Содержание
образования
V________________)
( Л
Формирование здорового образа жизни студентов ВУЗа
Специальные мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ
1
Психолого-
педагогическое
сопровождение
студентов
V J
Рис. 2. Структура формирующей модели здорового образа жизни ВУЗа
Рассмотрим особенности реализации формирующей программы здорового образа жизни студентов.
Современная концепция высшего образования позволяет реализовать информационное содержание здоровьесберегающих программ в форме элективных и факультативных дисциплин и включать их в рабочие учебные планы подготовки специалистов. Так, в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова учебная дисциплина «Физическая культура» обязательно предполагает освоение фундаментальных знаний о закономерностях влияния физической активности на здоровье человека, принципов создания индивидуальных программ физической активности, традиционных технологий по организации здорового образа жизни. На некоторых факультетах университета преподавание данной дисциплины заканчивается аттестацией в форме экзамена. В рабочие учебные планы по образовательным программам «Фармация», «Клиническая психология» включена факультативная дисциплина «Введение в учебную деятельность студента», в процессе освоения которой студенты осваивают психогигиенические основы учебной активности [9].
Практическая реализация здоровьесберегающей политики на уровне высшего учебного заведения предполагает и специальные мероприятия: мониторинг состояния здоровья студентов и сотрудников; проведение комплексных оздоровительных мероприятий; информационное обеспечение процесса формирования здорового образа жизни; спортивно-оздоровительная работа; организация здорового питания студентов и сотрудников; профилактика социально-значимых заболеваний (ежегодная акция «День отказа от курения», «День здоровой стопы», спортивные соревнования в рамках Дней факультетов).
Технологии формирования здоровой личности: воспитание и психологическое сопровождение. Формирование здоровой личности в процессе обучения в ВУЗе - традиционная педагогическая задача, которая нашла свое отражение в целях профессионального образования и презентована на уровне формирования общекультурных компетенций. Ю.В. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [10]. Также, в литературе можно встретить понимание сопровождения как системной интегративной технологии социально-психологической помощи семье и личности, форму социально-психологического патронажа [1,2]. Сопровождение - поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности, широко внедряется в педагогическое пространство высшей школы в последние годы [6]. Так, в исследовании С.Ю. Поповой была предпринята попытка выяснить потребность студентов в психолого-педагогическом сопровождении всей студенческой жизни. В исследовании приняло участие 120 студентов трех столичных ВУЗов. Были получены данные о высокой потребности в психологическом сопровождении. 82,26 % опрошенных заявили, что считают необходимым и полезным для себя психолого-педагогическое сопровождение при решении проблем профессионального самоопределения; саморегуляции и освоения здоровьесберегающих технологий; самоменеджмента (формирования умений ставить и достигать цель, оценка своих ресурсов и поиск недостающих и т.д.) [7]. В РязГМУ, на базе факультета клинической психологии уже несколько лет действует молодежный проект «Ты не один», позволяющий студентам получить квалифицированную психологическую консультацию, поддержку и помощь в решении сложных жизненных ситуаций. Проект «Молодежная клиника» при РязГМУ позволяет решить вопросы общей информированности о путях организации здорового образа жизни. Возможность узнать о профилактике различных заболеваний, правильном питании и разумных занятиях спортом в дружеской атмосфере от сверстников обеспечивает студентам необходимый уровень доверительности и ощущение психологического комфорта [9].
В целом, следует отметить, что опора на научные данные о мотивации здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии, внимание к различным сферам жизнедеятельности и функционирования придают комплексу мероприятий и программам в целом системность и комплексность. Общая установка на целенаправленность и непрерывное совершенствование образа жизни для успешного выполнения профессиональных и социальных целей отличает эффктивные технологии реализации государственной политики в области формировании здорового образа жизни на уровне учебного заведения.
Литература
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. С.-Пб., 1996.
2. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. М., 1998.
71
3. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года [электронный ресурс] http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [электронный ресурс] www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
5. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [электронный ресурс] www.federalbook.ru/ files/F SZ/soderghanie/T om%2012/1-9.pdf
6. Мухина В. С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности: Материалы международной научнопрактической конференции. / Под ред. В.А. Горяниной. М., 1997
7. Попова С.Ю. Психологическое здоровье студента: проблемы сопровождения личности //.
8. Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения [электронный ресурс] http://www.who.int/suggestions/faq/ru/
9. Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России [электронный ресурс] http://www.rzgmu.ru/about_university/vuz_zdorovogo_obraza_gisni/
10. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. С.-Пб.,1992.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУИ / SOCIOLOGY Березина В.Ю.
Студент, Научно Исследовательский Томский Политехнический Университет СПОНТАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТУ
Аннотация
В данной статье рассмотрено, что такое классический тайм-менеджмент, подробно описаны рациональный и иррациональный типы личности и особенности каждого их них, рассказано, почему иррациональному типу не подходит тайм-менеджмент, дано определение спонтанному планированию и определено, насколько и для кого оно эффективно.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, рациональность, иррациональность, личность, планирование.
Berezina V.J.
student, National Research Tomsk Polytechnic University SPONTANEOUS PLANNING AS AN ALTERNATIVE FOR A TIME-MANAGEMENT
Abstract
The article reviews, what the classic time-management is, described the rational and irrational types ofpersonality and the and features of each of them, explicates why exactly time management is not suitable for the irrational type, and defines spontaneous planning to determine how and for whom it is effective.
Keywords: time-management, rationality, irrationality, personality, planning.
Сегодня невозможно найти человека, не осведомленного о том, что такое тайм-менеджмент. Его система весьма успешно применяется людьми в совершенно разных сферах жизни для эффективного распределения своих усилий и возможностей. Это говорит о его непреходящей актуальности и популярности.
Однако, несмотря на все преимущества, общепринятая система тайм-менеджмента обладает рядом существенных недостатков, и подходит далеко не каждому человеку. Поэтому, в данной работе было рассмотрено так называемое спонтанное планирование, которое может послужить достойной альтернативой тайм-менеджменту в общепринятом его понимании. Целью написания статьи является выявление сущности понятия спонтанного планирования, проведение анализа, людям с каким складом характера мог бы помочь данный метод, рассмотрение этапов применения данного инструмента управления временем.
В любой книге об управлении временем главным звеном является образ продуктивного и успешного человека. Это дисциплинированный профессионал, эффективно контролирующий своё время и достигает поставленных целей к намеченному сроку. Он пунктуален, ведёт ежедневник и пользуется для планирования техническими средствами.
Однако подходит ли данный образ каждому человеку без исключения? Нет. Несмотря на обилие рекомендаций о том, как стать таким человеком, больше половины населения планеты просто не способны воплотить этот стандарт.
Создаётся впечатление, что постановка цели, составление плана, расстановка приоритетов, делегирование, управление рисками и контроль сроков — чуть ли не единственно правильный подход для всех тех, кто хотел бы стать успешным.
Однако, если подойти к этому вопросу менее предвзято - в психологии, соционике, астрологии и нумерологии существует огромное множество типов и подтипов людей. Но все они, так или иначе, делятся на две большие категории: рационалы и иррационалы.
Рационалы — люди последовательные, систематичные, взвешенные, организованные и продуманные. Иррационалы — спонтанные, импульсивные, импровизаторы, гибкие в нестандартных ситуациях.
Почти все системы управления временем, существующие на сегодняшний день, подходят идеально только рационалам. Но для иррационалов эти методы неестественны. С каждым иррационалом, принуждающим себя работать по жесткому графику, рано или поздно происходит следующее: он теряет мотивацию и волю к работе.
Наиболее существенный для иррационалов дискомфорт — это работа в корпорациях и больших компаниях, где властвует атмосфера управленческой бюрократии со всеми её рациональными требованиями: сроки, отчёты, графики, планы и т.д. А всё это совсем не для них.
Самый подходящий вариант для иррационалов — работа на самого себя, или же работа в непринуждённой творческой атмосфере, где отсутствуют жёсткие требования.
Нельзя уверенно утверждать, какой тип личности лучше. У каждого типа есть свои плюсы и минусы, тем не менее, рационалов часто ставят в пример, а иррационалов осуждают, считая людьми непостоянными и ветреными.
Социологические исследования показывают, что соотношение рационалов к иррационалам на планете Земля приблизительно 49% к 51%. Существуют определенные признаки типов, по которым каждого человека можно отнести к одному из них.
Признаки рационалов:
• Предпочтут составить четкий план и неуклонно следовать ему для достижения цели. Чаще всего, имеют одну глобальную цель и несколько подцелей;
• Работоспособность и выполнение поставленных задач мало зависит от их настроения. Рационалы настраиваются на работу, даже если эмоциональное состояние не располагает к этому;
• В арсенале рационалов всегда несколько способов достичь цели. Если не подходит один, они пробуют другой;
• Спокойно относятся к однообразной работе;
• Рационалам комфортно, когда есть определённость и контроль над ситуацией;
• Рационалов злят непредвиденные обстоятельства, вынуждающие переделывать весь план. Затянувшиеся неопределённости приводят к сильному стрессу, если долго не удаётся взять ситуацию под контроль;
72