Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни в медицинском вузе'

Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Здоровый образ жизни / мотивация / деятельностный подход / здоровьесберегающая среда / программа по оздоровлению / Healthy lifestyle / motivation / activity-based approach / nurturing environment / health programme

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малютина Т. В., Лонская Л. В.

В статье речь идет о важных составляющих компонентах, формирующих здоровьесбергательную среду в медицинских вузах Российской Федерации. Авторы приводят результаты мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения РФ. У победителей конкурса выявляются общие черты по ведению деятельности в сфере здорового образа жизни. Их объединяет четко выстроенная программа действий, большое количество проектов и мероприятий по здоровому образу жизни, использование широкого спектра психодиагностических методик, а также регулярная профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся. Исследование позволило составить список рекомендаций, которые помогут вузам, в частности медицинским, усовершенствовать программы оздоровления и откорректировать действия по формированию или созданию здоровьесберегательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малютина Т. В., Лонская Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMING A HEALTHY LIFESTYLE IN A MEDICAL UNIVERSITY

In the article authors are talking about the important components of the components forming health-safe environment in medical universities of the Russian Federation. The authors present the results of the monitoring activities of educational institutions of higher professional education subordinated to the Ministry of health of the Russian Federation. The winners of the competition will be identified common features in the conduct of activities in the field of healthy lifestyle. They share a well-constructed programme of action, a large number of projects and activities on healthy lifestyle, using a wide range of psycho-diagnostic techniques, as well as proactive and dynamic monitoring of health of students. The study allowed to compile a list of recommendations that will help the universities, particularly medical, to improve recovery and correct action on the formation or creation of health-safe area.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни в медицинском вузе»

УДК: 371.72

Для цитирования:

Малютина Т. В., Лонская Л.В. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни в медицинском вузе. Омский психиатрический .журнал. 2019; 2(22): 26-29. В01: 10.24411/2412-8805-2019-10406

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Т.В. Малютина, Л.В. Лонская

ФГБОУВО «Омский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российсксгй Федерации

malyutina1971@mail.ru

Аннотация. В статье речь идет о важных составляющих компонентах, формирующих здоровьесбергательную среду в медицинских вузах Российской Федерации. Авторы приводят результаты мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения РФ. У победителей конкурса выявляются общие черты по ведению деятельности в сфере здорового образа жизни. Их объединяет четко выстроенная программа действий, большое количество проектов и мероприятий по здоровому образу жизни, использование широкого спектра психодиагностических методик, а также регулярная профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся. Исследование позволило составить список рекомендаций, которые помогут вузам, в частности медицинским, усовершенствовать программы оздоровления и откорректировать действия по формированию или созданию здоро-вьесберегательного пространства.

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, мотивация, деятельностный подход, здоровьесберегающая среда, программа по оздоровлению.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMING A HEALTHY LIFESTYLE IN A MEDICAL UNIVERSITY T. I'. Malyutina, L. V. Lonskaya

Abstract. In the article authors are talking about the important components of the components forming health-safe environment in medical universities of the Russian Federation. The authors present the results of the monitoring activities of educational institutions of higher professional education subordinated to the Ministry of health of the Russian Federation. The winners of the competition will be identified common features in the conduct of activities in the field of healthy lifestyle. They share a well-constructed programme of action, a large number of projects and activities on healthy lifestyle, using a wide range of psycho-diagnostic techniques, as well as proactive and dynamic monitoring of health of students. The study allowed to compile a list of recommendations that will help the universities, particularly medical, to improve recovery and correct action on the formation or creation of health-safe area.

Keywords: Healthy lifestyle, motivation, activity-based approach, nurturing environment, health programme.

Актуальность проблемы воспитания культуры здоровья студентов медицинского вуза и их подготовки к формированию здорового образа жизни пациентов очевидна: в здравоохранении складывается новый подход, в основе которого лежит усиление профилактической работы среди населения, основанной на приоритете здорового образа жизни. Улучшение качества медицинской помощи требует изменить отношение медицинских работников к подходу санитарно-просветительской работы, пропаганде и формированию здорового образа жизни каждого члена общества, возможности участия самого человека в поддержании собственного здоровья и профилактике ряда заболеваний, переутомления и преждевременного старения организма. Важное значение в работе над этой проблемой приобретает реализация здоровьесохранного подхода к организации обучения, сотрудничество педагогов и всех структур

вуза с целью создания целостного здоровьесбе-регательного пространства.

Проведенный нами анализ нормативных документов, научно-методической литературы позволил сделать вывод о том, что для осуществления политики ЗОЖ студентов в условиях вуза важное значение имеет её организация и внедрение в воспитательный процесс. Деятельность по формированию и регулированию определённой структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения цели ЗОЖ студентов в условиях вуза: подбор, расстановка и согласование действий участников воспитательно-образовательного процесса в вузе, мотивация, мобилизация и стимулирование усилий по реализации намеченной цели ЗОЖ студентов в вузе. А изучение содержания понятий «потребность», «мотивация», «ценность», «ценностное отношение», механизма воздействия на мотивацию личности в педагогической

практике позволило нам выделить комплекс педагогических методов формирования мотивации студентов на здоровый образ жизни. Что явилось одним из важных компонентов при разработке рекомендации формирования ЗОЖ в медицинском вузе.

Цель нашего исследования: выработать стратегию развития здоровьеформирующей деятельности в ОмГМУ. Определены следующие задачи исследования:

1.Выявить особенности и психолого-педагогические условия формирования ЗОЖ в медицинском вузе через анализ научно-педагогической литературы;

2.Провести мониторинг конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации;

3.Проанализировать результаты деятельности вузов в области здоровьесбережения;

4.Выявить основные критерии, влияющие на формирование здорового образа жизни;

5.Разработать рекомендации по формированию здорового образа жизни в медицинском вузе и в частности для ОмГМУ.

Объект исследования: развитие здоро-вьесберегающей среды в высших учебных медицинских и фармацевтических заведениях.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования ЗОЖ в медицинском вузе.

Исходя из вышесказанного, нами была сформулирована гипотеза исследования: если сформирована четкая, логически выстроенная программа в вузе, проводится педагогическое сопровождение оздоровительной работы, то большинство студентов стараются вести здоровый образ жизни, т.е. чёткая программная работа напрямую качественно влияет на мотивацию обучающихся. Опытно-экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО ОмГМУ.

В соответствии с целью и гипотезой были определены методы исследования:

- теоретические (анализ научной, педагогической и психологической литературы, инновационного педагогического опыта, анализ документов: результатов спортивных и научных достижений, а также обобщение, систематизация, классификация);

- практические (наблюдение, беседа, тестирование).

В 2018 году был проведен мониторинг деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения РФ, в сфере здоровьесбережения. Мониторинг осуществлялся на основании представленного вузами материала организационного, методического, педагогического сопровождения оздоровительной работы

(рекомендации, программы самооценки деятельности, формы анкет, опросников, схемы, таблицы, рисунки, анимации, фото и видео материалы) и пр. Производились анализ и оценка следующих показателей деятельности вузов: формирование и пропаганда здорового образа жизни; развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; улучшение состояния здоровья студентов и профессорско-преподавательского состава; создание условий для охраны здоровья и полноценного питания обучающихся; оздоровление профессорско-преподавательского состава и вовлечение его в занятия физической культурой и спортом; создание условий для отказа от вредных привычек среди обучающегося и профессорско-преподавательского состава.

На основании анализа показателей деятельности вузов составлялось итоговое заключение по мониторингу. Все показатели были разделены на три большие номинации: «Создание условий для здоровьеформирующей деятельности и модернизации материально-технической базы в целях реализации оздоровительных мероприятий и здорового образа жизни»; «Эффективная реализация здоровьеформирующей деятельности и пропаганды здорового образа жизни»; «Достижения в физкультурно-спортив-ной деятельности студентов, сотрудников и эффективная агитация, и пропаганда занятий физической культурой и спортом».

Проведенный мониторинг позволил сделать определенные выводы и выявить общие черты у вузов, вошедших в десятку лучших по результатам деятельности в сфере здоровьесбере-жения: программы по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни в вузах структурированы, разработаны как правило в нескольких направлениях или подпрограммах, а также определены критерии наглядности работы всех подразделений; регулярно проводятся исследования морально-психологического климата среди студентов и сотрудников, (не менее четырех различных программ), в ряде учреждений функционируют целые самостоятельные платформы, с широким спектром психодиагностических методик, создающие психологические условия для становления личности, стремящейся к самоанализу, самооценке, саморазвитию и привитию студентам навыков здорового образа жизни; большое количество проектов и внутри вузов, направленных на формирование и поддержку мероприятий по формированию здорового образа жизни; отработанная технология ведения систем индивидуальных паспортов здоровья, представляющих совокупность сведений об индивидуальных особенностях функционирования организма студента и его личности в отношении их структурных особенностей и в динамике адаптации к факторам внешней среды

и развития; социологические опросы в вузах представляют высокие показатели удовлетворенности студентов и сотрудников комплексом мероприятий и функционированием программы по оздоровлению со стороны всех подразделений вузов (средний показатель около 60%).

Проанализировав деятельность медицинских вузов в области здоровьесбережения, мы сформировали собственные рекомендации по усовершенствованию программы оздоровления применительно к ОмГМУ. Поскольку культура здорового образа жизни должна не изучаться, а воспитываться необходимо, уделить особое внимание психолого-педагогическим программам и методам как важнейшим компонентам здоро-вьесберегающих технологий.

Первое важное условие при реализации системы ЗОЖ в медицинском вузе - положительная внутренняя мотивация у студентов. Формирование здорового образа жизни связано с потребностями, мотивами, ценностями, установками индивида. Мотивация в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как совокупность факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность поведения индивида. Воздействуя на мотивацию, можно изменить сознание и соответственно характер деятельности. Мы согласны с позицией ряда учёных относительно зависимости несформированности у людей мотивации на здоровую жизнедеятельность от недостаточного объема знаний. Это подтверждается и исследованиями, проводившимися в 2015 году группой сотрудников нашего университета в ОмГМУ [1].

Опрос студентов 3-5 курсов и интернов показал, что дипломированные специалисты (интерны) в большей степени осведомлены о ЗОЖ и последствиях ведения анти-ЗОЖ. У них отсутствуют вредные привычки (в большинстве случаев), режим труда и отдыха (выезды на природу, закаливание и пр.) рационален, за медицинской помощью обращаются во время про-фосмотров. Кроме того, вредные привычки и нерациональный режим труда, отсутствие в режиме закаливающих процедур, необращение за медицинской помощью чаще всего были отмечены у абитуриентов и студентов ОмГМУ. Следовательно, необходимо активно организовывать просветительско-воспитательную работу и информационное обеспечение с учётом активных форм восприятия информации: лекций-бесед, диспутов, рассказов, объяснений, встреч, консультаций по проблемам сохранения здоровья и профилактике вредных привычек; проведение «Дней здоровья», конференций, олимпиад и т.д. Обязательно наличие дискуссионных методов организации учебно-познавательной деятельности студента (диалоги, полилоги, дискуссии), которые способствуют активизации эмоциональной сферы личности.

Второе условие - чёткое разграничение полномочий и зон ответственности за воспитательную работу в программе по оздоровлению обучающихся и сотрудников. С обязательным предварительным определением критериев наглядности выполненной работы всех подразделений.

Третье важное условие - совершенствование системы социально-адаптирующих и лич-ностно-развивающих технологий, психолого-педагогического мониторинга. Последнее позволит укрепить систему обратной связи, ведь для слаженной и корректной работы по оздоровлению необходимо получать отклик от обучающихся и коллег. Такая работа предполагает увеличение количества социально-психологических тренингов и мероприятий, программ социальной педагогики, анкетирования, регулярного мониторинга с использованием всевозможных опросов. Это способствует формированию и укреплению психологического здоровья студентов, повышению ресурсов психологической адаптации личности.

Четвертое важное условие - активное развитие деятельностного подхода в педагогике и в воспитательной работе. Методы организации такой работы: моделирование (мастер-классы), интерактивные методики (проектная деятельность), самостоятельные, индивидуальные и совместные формы работы (соревнование, игра, творчество, научная деятельность).

Пятое условие - профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся. Данные учебно-воспитательные технологии должны включать в себя создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи студентам; привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья студентов; реализация программы по обучению заботе о своем здоровье.

Отметим, что в 2018 году был создан проект «Паспорт здоровья и Портфолио студента на платформе Moodle» как система мониторинга на базе кабинета здорового образа жизни. Данный проект учитывает сразу нескольких важных вышеописанных условий. Электронная платформа предполагает содержание такой информации о каждом студенте как: показатели здоровья, факторы риска, данные о физическом развитии и физической подготовленности. В соответствии с имеющимися данными о состоянии здоровья обучающего рекомендации по нормализации показателей должны давать тренер, терапевт, диетолог и психолог. Паспорт здоровья позволит решить задачу формирования у студентов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, предотвратить переход заболеваний в хроническую форму, разработать комплекс оздоровительных мероприятий для

улучшения показателей здоровья студенческой молодежи.

Таким образом, выполненное нами теоретическое исследование, а также анализ образовательной практики вуза и полученные в ходе эксперимента результаты дают основания сделать вывод о достижении в целом поставленной цели исследования. В соответствии со сформулированной нами гипотезой, предполагалось, что организация здорового образа жизни студентов рассматривается как совокупность организационных действий, направленных на организацию и создание условий здорового образа жизни студентов (концепция, программа, проекты и др.), на координацию деятельности по организации взаимодействия участников образовательного процесса в вузе, на регулирование, коррекцию и стимулирование их деятельности с целью создания условий для здорового образа жизни

студентов, на распределение полномочий и ответственности организаторов ЗОЖ.

Значимость проведенного исследования состоит в том, что: выявлены и учтены особенности организации ЗОЖ студентов в процессе обучения с учётом профиля вуза, в частности, медицинского. Планируется написание статей и выступление на конференции; основные результаты работы и данные нами рекомендации будут включены в обновленную концепцию развития ЗОЖ в ОмГМУ на 2017-2020 учебный год и будет производиться активное внедрение описанных методов в работу направления здорового образа жизни. Также будет перениматься положительный опыт других вузов; основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедральных заседаниях и совещаниях комиссии по внеучебной и социальной работе ОмГМУ.

Литература

1. Семенова Н.В. Здоровый образ жизни молодежи (от абитуриента медицинского ВУЗа до специалиста) / Н.В. Семенова, Е.С. Василевская, Ю.П. Денисов, Д.Б. Авдеев // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-18225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.