Fig.2.3 - Billboard House in Mexico City by Gomez Trevilla
Before aiming to expand the city’s boundaries, there should be a major revision of the current land use. Wherever there is room for improvement, wherever new infrastructure can be built, there could be the future of housing; not as parasitic additions, but symbiotic agents that enliven space and improve the surrounding conditions.
References
1. ARELLANO, Blanca. Roca, Joseph. The Urban Sprawl in Megacities. Technical University of Catalonia.
2. BECKER, Charles et.al. Russian urbanization in the Soviet and post-Soviet eras. International Institute for Environment and Development. United Nations Population Fund. Urbanization and Emerging Population Issues Working Paper 9. November 2012.
3. FELDMAN, Boris, et. al. Urban and natural transformations of agricultural lands in Moscow. Real Corp 2009
4. JACOBS, Jane. The Death and Life of Great American Cities. Vintage Books. New York, 1961
5. KUROKAWA, Kisho. The Philosophy of Simbiosis. Academy Editions. New York. 1994.
6. Moscow City Government. Map of Moscow boundary expansion. http://www.mos.ru/en/about/borders/
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCOLOGY
Сандул О.А. \ Шагова Г.В.2
1 Студентка, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова 2 Старший преподаватель кафедры психологии, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье представлен проект исследования, который направлен на изучение особенностей самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста: представлена актуальность, определены цель, задачи, сформулирована гипотеза, определена
методологическая основа исследования, этапы. Описаны предполагаемые результаты экспериментальной работы.
Ключевые слова: самоконтроль, дети старшего дошкольного возраста, формирование.
Sandul O.A. \ Shagova G.V. 2 1 Student, Ishim State Pedagogical Institute. P.P. Yershov 2 Senior Lecturer, Department of Psychology, Ishim State Pedagogical Institute. PP Yershov DRAFT PSYCHO-PEDAGOGICAL STUDY OF PECULIARITIES OF SELF-MANAGEMENT IN PRESCHOOL
CHIJDREN
Abstract
The article presents a research project that aims to study the peculiarities of self-control in preschool children: presents the urgency, defined goals, objectives, formulated a hypothesis, defined methodological basis of research, stages. Describes the expected results of experimental work.
Keywords: self-control, children preschool age, formation.
В настоящее время с каждым годом отмечается увеличение детей, с трудностями в обучении, которые проявляются уже в дошкольном образовательном учреждении. Как правило, кроме прочих нарушений эти дети имеют проблемы с самоконтролем поведения. Если еще несколько лет назад в группе детского сада таких детей было по одному - два на группу, то сейчас - до десяти и более.
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
На основе анализа психолого-педагогической литературы возникают следующие противоречия: между достаточно большим количеством исследований по данной проблеме и, не смотря на это, увеличением количества детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем самоконтроля; между необходимостью развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью средств, применяемых в практике дошкольных образовательных учреждений.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самоконтроль у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: средства развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста, возможно, будет наиболее эффективным, если применить на практике комплекс подвижных игр с правилами.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи: проанализировать состояние проблемы развития самоконтроля у детей в психолого-педагогической литературе; выявить уровень самоконтроля у детей старшего дошкольного
67
возраста; разработать и внедрить комплекс подвижных игр с правилами, направленный на развитие самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста и проверить его эффективность.
Методологическая основа исследования: работы авторов, посвященные изучению самоконтроля (П.Я. Гальперин, С.Л.
Кабыльницкая, З.А. Решетова, Б.В. Лебединский, О. Головко, Н.А. Татенко, А.М. Прихожан, Н.В. Нижегородцева и др.); работы, посвященные изучению особенностей детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.И. Лисина О. Исаенко и др.); основные положения по разработке и внедрению комплекса подвижных игр с правилами М.А. Дорониной.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы методы: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа полученных данных.
База: исследование планируется провести на базе МАДОУ №5 г. Ишима, Тюменской области в течение 2014 - 2015 года. с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 51 человека (25 человек - контрольная, 26 человек - экспериментальная).
Исследование планируется провести в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом, констатирующем этапе эксперимента мы решали задачу по изучению особенностей самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста. На втором, формирующем этапе эксперимента мы осуществляли работу по формированию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с помощью комплекса подвижных игр с правилами. На третьем, контрольном этапе эксперимента мы проверяли эффективность мероприятий, направленных на формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что материалы могут быть использованы в деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста, родителям.
Предполагаем, что наша гипотеза о том, что процесс развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста, возможно, будет наиболее эффективным, если применить на практике комплекс подвижных игр с правилами найдет свое подтверждение в ходе исследовательской работы.
Литература
1. Карпова Н.В., Еланцева С.А. Современные взгляды на психологическое содержание возрастного кризиса 7 лет // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т.4. - №34. - С.806-810.
2. Шагова Г. В., Майер А.А. Проект изучения эффективных способов снижения учебного стресса у студентов-первокурсников // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №3-2(10). - С. 101-102.
Тимирева О.В. 1
'Воспитатель ГБОУ СОШ №305 г.Москва
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Сказкотерапия является эффективным методом, используемым в психологии. В статье представлена возможность использования сказкатерапии как средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Автор раскрывает понятие и содержание сказки как современного метода психологии.
Ключевые слова: толерантность, сказкотерапия, дети старшего дошкольного возраста.
Timireva O.V. 1
'Educator GBOU school № 305, Moscow
SKAZKOTERAPIYA AS MEANS OF FORMATION OF TOLERANCE AT CHILDREN OF THE ADVANCED
PRESCHOOL AGE
Abstract
Skazkoterapiya is the effective method used in psychology. Possibility of use of a skazkaterapiya is presented in article as means of formation of tolerance at children of preschool age. The author opens concept and contents of the fairy tale as modern method of psychology.
Keywords: tolerance, skazkoterapiya, children of the advanced preschool age.
Сказка - это жанр литературного творчества, придуманная история с победой добра над злом и обязательно со счастливым концом. Часто в сказках присутствует волшебство, приключения и другие невероятные в обычной жизни события. Недоступное становится доступным, вымышленное - реальным. Именно поэтому сказки любят дети раннего и дошкольного возраста [3].
В психологии уделяется большое значение сказки в процессе развития детей. Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка, его развития, привития нравственных норм, правил поведения, формирования цели жизни, достойного отношения к другим народам. Достоинством сказки является то, что она несет в себе в себе огромную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую строится на уважении к своим предкам [1].
Сказкотерапия в психологии - это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала (сказок, рассказов, притч и др.), который широко применяется в дошкольных образовательных учреждениях. Привлекательность сказки для психологов и воспитателей можно объяснить тем, что сказка - это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста.
В другом определении под сказкотерапией понимают воздействие сказкой с целью лечения, коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности человека.
Сказкотерапевтические технологии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, развития, формирования, коррекции и терапии. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность и самого психолога, создают невидимую связь между ребенком и взрослым, родителями и детьми [4].
Источниками сказкотерапии стали работы Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной, Э. Фромма, Б. Беттельхейма, О.А. Шаграевой, Р. Гарднера, Э. Берна, К.Г. Юнга, Н. Пезешкиана, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М. Осориной, Е. Романовой, В. Проппа, А. Захарова А. Гнездилова и др.
Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста [2]:
1. Потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути берет на себя ответственность, принимает решения, делает выбор полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия на своем пути и обычно оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
3. Потребность в активности. Герой всегда активен и находится в действии: кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, куда-то идет, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Мы предполагаем, что следующие достоинства сказки, которые выделяет в своих работах Н. Пезешкиан, могут играть большую роль при формировании толерантности у детей старшего дошкольного возраста:
68