Научная статья на тему 'Сказкотерапия как метод психологического консультирования'

Сказкотерапия как метод психологического консультирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
960
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сказкотерапия / семейное насилие / минискрипт / консультирование / fairy tale therapy / family violence / minicript / counseling.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселкова Елена Александровна

Статья посвящена психологическому консультированию проблем семейного насилия. Основной метод работы – создание сказки. Работа с проблемами клиента происходит с помощью метафор. Данный метод позволяет изменить позицию жертвы и приобрести новый опыт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веселкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIRYTALE THERAPY AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING

The article is devoted to psychological counseling of family violence problems. The main method of work is the creation of a fairy tale. Work with client problems occurs with the help of metaphors. This method allows you to change the position of the victim and gain new experience

Текст научной работы на тему «Сказкотерапия как метод психологического консультирования»

УДК 159.9

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Веселкова Елена Александровна.

Новосибирск, Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения, доцент, [email protected].

Аннотация. Статья посвящена психологическому консультированию проблем семейного насилия. Основной метод работы - создание сказки. Работа с проблемами клиента происходит с помощью метафор. Данный метод позволяет изменить позицию жертвы и приобрести новый опыт.

Ключевые слова: сказкотерапия, семейное насилие, минискрипт, консультирование.

FAIRYTALE THERAPY AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL

COUNSELING

Veselkova Elena Alexandrovna.

Novosibirsk, Siberian Transport University, Assistant Professor, [email protected].

Abstract. The article is devoted to psychological counseling of family violence problems. The main method of work is the creation of a fairy tale. Work with client problems occurs with the help of metaphors. This method allows you to change the position of the victim and gain new experience.

Key words: fairy tale therapy, family violence, minicript, counseling.

Сказкотерапия - это метод консультативной психологии, которая позволяет выявить неосознанные тенденции оценки без социальных установок, с высоким уровнем искренности и с ориентацией на личностные потребности [1]. По Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, основательницей метода сказкотерапии - это набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека [4]. Задача этого метода состоит в том, чтобы не только узнать о фактах жизни человека, но и понимать, какова эта жизнь в его представлении. Сказкотерапия позволяет обозначить очертания проблемы, выявить возможности ресурсов клиента, раскрыть типичные затруднения и привычные стратегии взаимодействия, а также способы разрешения появляющихся проблем.

Психотерапевтические сказки направленны на оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний [3]. Достижение психотерапевтического эффекта происходит за счет воспроизведения переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей и через построение сюжета. Данный метод сказкотерапии был использован нами как один из психотерапевтических способов изменения опыта семейного насилия.

В ходе консультирования была создана сказка клиенткой, пережившей сексуальное насилие в семье. Обозначились некоторые первоначальные задачи, связные с написанием сказки: актуализирование интенсивности эмоциональных переживаний («Слёзы застилали глаза, сердце колотилось от обиды, а в ушах стучало»); нахождение деструктивных ментальных решений («И никогда, никогда уже не будет по-другому. Она сама теперь словно соткана из этого жуткого холодного взгляда, из музыки его флейты, из этого его «подчиниться». Это она, Энжи сама стала этой правдой, которая у всех будет вызывать только отвращение»), обнаружение детских способов выживания («Энжи разговаривала с умершим отцом каждый вечер, лежа в кровати. Она делилась с ним всем и знала, что он сидит рядом и слушает ее так, как умел только он: серьезно, но глаза его при этом светились теплом и любовью»). Автору сказки удаётся раскрыть каждую задачу в своём произведении, сказочно описывая тягостные события реальности.

Данная сказка была представлена в виде минискрипта - ограниченный временной отрезок, отражающий жизненный сценарий [2]. В ней выделяются критерии минискрипта: начало - ностальгия по былым временам, введение и представление действующих персонажей; содержание - праздничный день, контраст эмоций; процесс - переживания, желание уединиться, внутриличностный конфликт; конец - результат внутриличностного конфликта -его разрешение через принятие другими себя.

Наиболее важен в ходе создания сказки механизм поиска ресурсов - в данном случае присутствовала вера в божественное, доверие к близким, одобрение открытости по поводу своих переживаний, сохранение ценности личности и избавление от эмоций другого. Всё это позволило ощутить автору чувства победы и справедливости.

Важным в истории выступает религиозный аспект. Именно он позволяет ребёнку найти веру, поддержку и защиту («Я странник, - прозвучал в её голове голос Иешуа. Я посредник между теми, кто любит друг друга»), даже когда потеряна вера в реальных взрослых.

На протяжении всей сказки прослеживается способность клиента объемно и чувственно отображать реальность с её эмоциональными контрастами; это красочное произведение, рассказывающее о безмятежном семейном празднике, детских желаниях («Болтая ногами и похрустывая морковкой, они грелись на солнце в гамаке. Была суббота, вечером должен был состояться большой ужин в семье Энжи, и девочки наслаждались ничегонеделаньем, предвкушая развлечения») и в то же время о накале внутренних переживаний и серьезных детских проблемах («Перед глазами у неё возникали картины всего того, что Серж заставлял её делать. Злость, обида на несправедливый мир, в котором взрослый всегда прав, отчаяние и бессилие душили девочку. Она никак не могла понять, почему ТАКОЕ происходит именно с ней. Что с ней не так? Как она могла оказаться в этом?! Что сделала неправильно?»).

Созданная клиентом сказка может существовать как отдельное психотерапевтическое произведение. Она будет актуальна не только для психологов и психотерапевтов, но и для родителей, дабы развеять их ограниченное представление о безбедной и легкой жизни детей, и самих детей для

сохранения веры в справедливость взрослых, а также принятия того, что не всё, что происходит с ними, их вина.

«В правду всегда верить труднее всего» - прозвучал в ее голове голос странника. - «Но это правда, которой ты достойна, Энжи. Ты боролась. Ты не сдалась. Ты поверила и рассказала маме. Ты всё сделала правильно. Ты СВОБОДНА». «Я свободна. - Энжи повторила про себя это слово. Тепло медленно разливалось по ее телу. - Свободна... Интересно, как это? Как жить без страха? Как не ждать подвоха каждую минуту?» - Свет. Яркий свет вдруг как будто зажегся внутри нее».

Библиографический список:

1. Веселкова Е.А. Оценка качества образования методом сказкотерапии // Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. - 136 с.

2. Веселкова Е.А. Анализ жизненного сценария методом сказкотерапии у студентов-психологов // Наука и социум : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участитем - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИ111111ИСР», 2018. - С. 24.

3. Доценко Е. Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. - 1999. - № 10-11. - С. 86.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.