УДК 159.9
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Веселкова Елена Александровна.
Новосибирск, Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения, доцент, [email protected].
Аннотация. Статья посвящена психологическому консультированию проблем семейного насилия. Основной метод работы - создание сказки. Работа с проблемами клиента происходит с помощью метафор. Данный метод позволяет изменить позицию жертвы и приобрести новый опыт.
Ключевые слова: сказкотерапия, семейное насилие, минискрипт, консультирование.
FAIRYTALE THERAPY AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL
COUNSELING
Veselkova Elena Alexandrovna.
Novosibirsk, Siberian Transport University, Assistant Professor, [email protected].
Abstract. The article is devoted to psychological counseling of family violence problems. The main method of work is the creation of a fairy tale. Work with client problems occurs with the help of metaphors. This method allows you to change the position of the victim and gain new experience.
Key words: fairy tale therapy, family violence, minicript, counseling.
Сказкотерапия - это метод консультативной психологии, которая позволяет выявить неосознанные тенденции оценки без социальных установок, с высоким уровнем искренности и с ориентацией на личностные потребности [1]. По Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, основательницей метода сказкотерапии - это набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека [4]. Задача этого метода состоит в том, чтобы не только узнать о фактах жизни человека, но и понимать, какова эта жизнь в его представлении. Сказкотерапия позволяет обозначить очертания проблемы, выявить возможности ресурсов клиента, раскрыть типичные затруднения и привычные стратегии взаимодействия, а также способы разрешения появляющихся проблем.
Психотерапевтические сказки направленны на оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний [3]. Достижение психотерапевтического эффекта происходит за счет воспроизведения переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей и через построение сюжета. Данный метод сказкотерапии был использован нами как один из психотерапевтических способов изменения опыта семейного насилия.
В ходе консультирования была создана сказка клиенткой, пережившей сексуальное насилие в семье. Обозначились некоторые первоначальные задачи, связные с написанием сказки: актуализирование интенсивности эмоциональных переживаний («Слёзы застилали глаза, сердце колотилось от обиды, а в ушах стучало»); нахождение деструктивных ментальных решений («И никогда, никогда уже не будет по-другому. Она сама теперь словно соткана из этого жуткого холодного взгляда, из музыки его флейты, из этого его «подчиниться». Это она, Энжи сама стала этой правдой, которая у всех будет вызывать только отвращение»), обнаружение детских способов выживания («Энжи разговаривала с умершим отцом каждый вечер, лежа в кровати. Она делилась с ним всем и знала, что он сидит рядом и слушает ее так, как умел только он: серьезно, но глаза его при этом светились теплом и любовью»). Автору сказки удаётся раскрыть каждую задачу в своём произведении, сказочно описывая тягостные события реальности.
Данная сказка была представлена в виде минискрипта - ограниченный временной отрезок, отражающий жизненный сценарий [2]. В ней выделяются критерии минискрипта: начало - ностальгия по былым временам, введение и представление действующих персонажей; содержание - праздничный день, контраст эмоций; процесс - переживания, желание уединиться, внутриличностный конфликт; конец - результат внутриличностного конфликта -его разрешение через принятие другими себя.
Наиболее важен в ходе создания сказки механизм поиска ресурсов - в данном случае присутствовала вера в божественное, доверие к близким, одобрение открытости по поводу своих переживаний, сохранение ценности личности и избавление от эмоций другого. Всё это позволило ощутить автору чувства победы и справедливости.
Важным в истории выступает религиозный аспект. Именно он позволяет ребёнку найти веру, поддержку и защиту («Я странник, - прозвучал в её голове голос Иешуа. Я посредник между теми, кто любит друг друга»), даже когда потеряна вера в реальных взрослых.
На протяжении всей сказки прослеживается способность клиента объемно и чувственно отображать реальность с её эмоциональными контрастами; это красочное произведение, рассказывающее о безмятежном семейном празднике, детских желаниях («Болтая ногами и похрустывая морковкой, они грелись на солнце в гамаке. Была суббота, вечером должен был состояться большой ужин в семье Энжи, и девочки наслаждались ничегонеделаньем, предвкушая развлечения») и в то же время о накале внутренних переживаний и серьезных детских проблемах («Перед глазами у неё возникали картины всего того, что Серж заставлял её делать. Злость, обида на несправедливый мир, в котором взрослый всегда прав, отчаяние и бессилие душили девочку. Она никак не могла понять, почему ТАКОЕ происходит именно с ней. Что с ней не так? Как она могла оказаться в этом?! Что сделала неправильно?»).
Созданная клиентом сказка может существовать как отдельное психотерапевтическое произведение. Она будет актуальна не только для психологов и психотерапевтов, но и для родителей, дабы развеять их ограниченное представление о безбедной и легкой жизни детей, и самих детей для
сохранения веры в справедливость взрослых, а также принятия того, что не всё, что происходит с ними, их вина.
«В правду всегда верить труднее всего» - прозвучал в ее голове голос странника. - «Но это правда, которой ты достойна, Энжи. Ты боролась. Ты не сдалась. Ты поверила и рассказала маме. Ты всё сделала правильно. Ты СВОБОДНА». «Я свободна. - Энжи повторила про себя это слово. Тепло медленно разливалось по ее телу. - Свободна... Интересно, как это? Как жить без страха? Как не ждать подвоха каждую минуту?» - Свет. Яркий свет вдруг как будто зажегся внутри нее».
Библиографический список:
1. Веселкова Е.А. Оценка качества образования методом сказкотерапии // Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. - 136 с.
2. Веселкова Е.А. Анализ жизненного сценария методом сказкотерапии у студентов-психологов // Наука и социум : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участитем - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИ111111ИСР», 2018. - С. 24.
3. Доценко Е. Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. - 1999. - № 10-11. - С. 86.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.