Научная статья на тему 'Программа психолого-педагогической профилактики зависимости детей и подростков от ПАВ через работу с детьми, подростками родителями методами комплексной сказкотерапии©'

Программа психолого-педагогической профилактики зависимости детей и подростков от ПАВ через работу с детьми, подростками родителями методами комплексной сказкотерапии© Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
540
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ПАВ) / ПРОФИЛАКТИКА / СКАЗКОТЕРАПИЯ©

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исламова Л.А., Кривулина Л.А.

В данной статье авторы представляют работу по "Программе психолого-педагогической профилактики зависимости детей и подростков от ПАВ через работу с детьми, подростками родителями методами комплексной Сказкотерапии©". Разработка и реализация Программы вызвана необходимостью непосредственного участия в профилактических мероприятиях не только самих детей и подростков, но, и прежде всего, самого ближайшего окружения семьи, родителей. Проводимая авторами работа была представлена на X Всероссийском Психологическом Форуме "Обучение. Воспитание. Развитие", который проходил в г. Сочи с 3-го по 13-е октября 2016 года в рамках проведения мастер-класса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF ADDICTION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS FROM SURFACTANT THROUGH WORK WITH CHILDREN, TEENS, PARENTS, METHODS OF COMPLEX SKAZKOTERAPII©

In this article, the authors present a work on "the Program of psychological-pedagogical prevention of addiction of children and adolescents from surfactant through work with children, Teens, parents, methods of complex Skazkoterapii©". Development and implementation of the Program caused by the need to directly participate in the preventive measures taken not only of children and adolescents, but, first and foremost, most immediate environment family. Conducted by the authors of the work were presented at X all-Russia Psychological Forum "Education. Education. Development", which took place in Sochi from 3rd to 13th October 2016 in the framework of the master class.

Текст научной работы на тему «Программа психолого-педагогической профилактики зависимости детей и подростков от ПАВ через работу с детьми, подростками родителями методами комплексной сказкотерапии©»

УДК 616.89-008.441.33-084-053.5/6 ББК 56.14

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТ ПАВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ РОДИТЕЛЯМИ МЕТОДАМИ КОМПЛЕКСНОЙ

СКАЗКОТЕРАПИИ©

Л.А. ИСЛАМОВА, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия Л.А. КРИВУЛИНА, ГБОУ ОЦДиК, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В данной статье авторы представляют работу по "Программе психолого-педагогической профилактики зависимости детей и подростков от ПАВ через работу с детьми, подростками родителями методами комплексной Сказкотерапии©". Разработка и реализация Программы вызвана необходимостью непосредственного участия в профилактических мероприятиях не только самих детей и подростков, но, и прежде всего, самого ближайшего окружения - семьи, родителей. Проводимая авторами работа была представлена на X Всероссийском Психологическом Форуме "Обучение. Воспитание. Развитие", который проходил в г. Сочи с 3-го по 13-е октября 2016 года в рамках проведения мастер-класса.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, психоактивные вещества (ПАВ), профилактика, Сказкотерапия©.

Актуальность. С целью комплексной реабилитации детей и подростков на базе областного центра диагностики и консультирования города Челябинска уже на протяжении 6 лет работает отделение реабилитации для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. За этот период комплексная помощь оказана более 3 тысячам обратившихся детей, подростков и их родителям.

Наибольшее количество обращений, за консультативной и иными видами психологической и психо-коррекционной помощи, приходится именно на подростковый возраст, который считается наиболее уязвимым в отношении аддиктивного и девиантного поведения.

"Болезнь легче предупредить, чем лечить" - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении

психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков.

В последнее отмечается замена средств зависимости среди подростков, и на первый план вышли злоупотребление пивом и

слабоалкогольными коктейлями,

напитками-энергетиками, отмечается также и снижение возрастной границы " первого знакомства" с ПАВ в среде подростков. Сложившаяся ситуация требует пересмотра как содержательной части

профилактических программ, так и организационной структуры их реализации в общеобразовательных учреждениях. Профилактические мероприятия требуют непосредственного участия в них не только самих детей и подростков, но, и прежде всего, самого ближайшего окружения -семьи.

Зачастую, причиной приобщения детей и подростков к употреблению ПАВ, становится жизненно-личностное или социальное (семейное) неблагополучие. Зависимость от ПАВ - заболевание с системным характером расстройств и требует также системной работы.

Семья, как индивидуальная микросреда развития и институт социализации детей имеет свои особенности, в ней тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Эти

взаимоотношения имеют свою историю

развития, опыт взаимодействия детей и родителями, к сожалению, зачастую полный ошибок и просчетов в воспитании и формировании ребенка-подростка. Влияние семьи на подростка затрагивает все сферы его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую) и продолжается непрерывно, даже тогда, когда подросток находится не дома.

Проблема детско-родительских

отношений определяется сложностью объектной оценки, многообразием сложившихся взаимоотношений детей и родителей, теми возможными

нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на психологическое благополучие ребенка-подростка в семье, его дальнейшее развитие и возникновение его личных проблем.

Л.Б. Шнейдер, рассматривая семью, как важнейшее условие психологического благополучия ребенка, полагает следующее [8]: Существуют "нормальные и "нарушенные" детско-родительские

отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка. "Проблемные", "трудные", "непослушные", "невозможные" дети, также, как дети "с комплексами", "забитые", "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Российские психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина С.Л. Рубинштейн и др.) в качестве главного фактора, формирующего личность, называют социальный опыт. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми различных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Поэтому для развития личности ребенка так важна гармонизация семейных отношений..." [8]. В результате взаимного влияния членов семьи, она выступает как персональная микросреда развития личности ребенка. Основными звеньями

семьи в этом аспекте являются коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

На протяжении всей жизни ребенка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения к подростковому возрасту соотношение функций родителей и их психологическая значимость для подростка меняются.

По мнению И.С. Кона [6], родители, прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки. Это качество сохраняет свою значимость и в подростковом возрасте. Семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях.

Следующая роль родителей - "верховная власть". Зависимость подростка от родителей весьма велика. От них зависит, в частности, удовлетворение его

материальных и бытовых потребностей, что в подростковом возрасте имеет особое значение, т.к. во многом определяет положение в иерархии сверстников (наличие престижных вещей, одежды и др.). Родители являются для подростка примером для подражания, хотя и не являются таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать своих родителей более критично: стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, в качестве примеров для подражания выбираются другие люди (знакомые, сверстники, популярные личности).

В этот период подросток вступает в период интенсивного овладения

социальными ролями взрослого человека, круг его общения быстро расширяется. Родители являются источником

жизненного опыта и для подростка, при всем его стремлении к самостоятельности, жизненный опыт и помощь старших очень

важны. Поэтому в возникновении личных проблем подростка их влияние является определяющим.

Работа не только с самими подростками, но и с их семьями призвана уменьшить количество факторов риска приобщения к ПАВ и формирование личностной гибкости подростков через усиление защитных факторов: коррекция определенных психологических особенностей личности подростков, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, формирование навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников, создание благоприятного климата в семье.

Успешная профилактика ПАВ многими исследователями связывается с наличием положительных социально-

психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны своих поступков, конструктивно

взаимодействовать со сверстниками, дружить, правильно выражать свои чувства и эмоции.

В этой связи использование метода комплексной Сказкотерапии© является наиболее приемлемым, как в целях косвенной первичной профилактики употребления ПАВ у детей и подростков, так и в целях предотвращения повторного употребления ПАВ.

Само название метода - Сказкотерапия© указывает на то, что его основой является использование сказочной формы в работе психолога. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр [4].

Как пишет И.В. Вачков [1], главным средством психологического воздействия в

сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим факторами:

- форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия как ребенка, так и взрослого, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Следовательно, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных "антинаркотических барьеров", наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможному приобщению к ПАВ;

- с помощью методов Сказкотерапии© активней идет процесс формирования просоциальных ценностей, развитие навыков принятия решений, формирование навыков уверенного поведения и эффективного межличностного общения, устойчивости к социальному давлению, формирование способностей справляться со стрессом

При семейном консультировании также достаточно часто используются истории, притчи, афоризмы, метафоры,

метафорические карты, сказки и анекдоты.

По мнению Н. Пезешкиана [7] "... Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Если истории и притчи при психологическом

консультировании подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты. Истории

предлагают различные варианты действий. После знакомства с семьей и выявлением ее

актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.

Одна из важных функций истории - это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта".

И.В. Дубровина [3] "Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Осуществляя

психотерапевтическое воздействие или психологическую помощь с применением сказки важно знать, как правильно применять и какую информацию может психолог получить, используя данный метод. Существуют различные формы работы со сказками, каждый психолог, психотерапевт может дополнять их различными элементами из игровой терапии, арт-терапии, пескотерапии, музыкотерапии и многих других направлений психологии".

Выводы. Различные авторы предлагают различные способы применения данного метода на практике. В работе с детьми, подростками и родителями нами наиболее часто применяются сказкотерапевтические тренинги, которые включают не только работу со сказками, а также использование различных элементов из игровой терапии, арт-терапии и многих других направлений психологии.

В нашей работе мы используем следующие формы работы со сказками:

1 Интерпретация сказок. Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета.

2. Рассказывание сказок. Если рассказывание проводится в группе подростков или взрослых, ведущему полезнее не участвовать в процессе рассказывания, т.к. больше полезной информации он получит, наблюдая за ходом рассказа и на основе этого проводя обсуждение.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки.

3. Сочинение сказок. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед ребенком. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой его сказки. Изначально можно предложить десять не связанных по смыслу слов, из которых необходимо сочинить сказку.

Под психологической интерпретацией сочиненных сказок понимается

безоценочная интерпретация [5].

4. Переписывание (или дописывание) сказок. Данный метод применяется, когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление является диагностичным, т.к. отрицание чего-то указывает на актуальную нерешенную проблему. Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом психокоррекционный смысл переписывания сказок.

5. Постановка (разыгрывание) сказок. Прием драматизации - важный компонент в сказкотерапии. Во всех случаях предполагается разыгрывание психокоррекционных,

психотерапевтических или обучающих сказок. Сказкотерапевтические постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.

Все формы работы со сказкой в первую очередь направлены на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого человека. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой подход.

В сказкотерапии важно действие, но еще более важно последствие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога.

Вслед за Д. Гордоном [2], мы можем выделить основные функции сказок в русле психотерапевтического использования:

- Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

- Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

- Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

- Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

- Сказка является символическим "буфером" между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается, и энергия направляется на размышление.

Проводимая нами работа была представлена на X всероссийском психологическом форуме "Обучение. Воспитание. Развитие", который проходил в г. Сочи с 3 по 13 октября 2016 года в рамках проведения мастер-класса.

Список литературы

1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку. // И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2001. - 369 с.

2. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. // Д. Гордон. -СПб.: Белый кролик, 1995. - 465 с.

3. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. //И.В. Дубровина. -М.: Academia, 1995. - 128 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. // Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2008. - 240 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии. // Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А. Тихонова. - СПб.: Речь, 2005. - 210 с.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. // И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

7. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. // Н. Пезешкиан. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 160 с.

8. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.2-еизд. // Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.

THE PROGRAM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF ADDICTION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS FROM SURFACTANT THROUGH WORK WITH CHILDREN, TEENS, PARENTS, METHODS OF COMPLEX SKAZKOTERAPII©

L.A. ISLAMOVA, SBEIRCDC, Chelyabinsk, Russia L.A. KRIVULINA, SBEI RCDC, Chelyabinsk, Russia

Abstract

In this article, the authors present a work on "the Program of psychological-pedagogical prevention of addiction of children and adolescents from surfactant through work with children, Teens, parents, methods of complex Skazkoterapii©". Development and implementation of the Program caused by the need to directly participate in the preventive measures taken not only of children and adolescents, but, first and foremost, most immediate environment - family. Conducted by the authors of the work were presented at X all-Russia Psychological Forum "Education. Education. Development", which took place in Sochi from 3rd to 13th October 2016 in the framework of the master class.

Keywords: addictive behavior, psychoactive substances (surfactants), prevention, Skazkoterapiy©.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.