Научная статья на тему 'Метафорические модели социального поведения современных подростков'

Метафорические модели социального поведения современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1272
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ЗНАЧИМЫЕ ДРУГИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / УБЕЖДЕНИЯ / ADOLESCENTS / SOCIAL BEHAVIOR / METAPHORICAL MODELS / SIGNIFICANT OTHERS / SOCIAL ACTION / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / BEHAVIOR STRATEGIES / BELIEFS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Наталья Николаевна, Богдановская Анна Борисовна, Богдановская Ирина Марковна

В статье рассматриваются основные метафорические модели социального поведения современных российских подростков, выявленные с помощью контент-анализа вербальной проективной методики «Сочини сказку». В эмпирическом исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте 1315 лет, обучающиеся в школе. Показано, что наиболее значимыми образами других для подростков выступают образы друзей, недоброжелателей (противников), родителей. Основными социальными действиями, ожидаемыми от других, являются поддержка, конфликт, совместное проведение досуга, развлечения. Ключевыми смыслами социального взаимодействия подростки считают дружбу и взаимопомощь, реализацию своей мечты, настороженность и недоверие по отношению к людям. Обнаружены половые различия в моделях социального поведения подростков. Типичное социальное поведение юношей характеризуется более выраженной агрессией, в большей степени обусловлено смысловой оппозицией «свой чужой», проявлением отношений взаимной поддержки либо противостояния. Социальное поведение девушек отличается направленностью на межличностные контакты, в том числе, на установление романтических отношений с противоположным полом, проявлениями альтруизма. Полученные результаты могут использоваться для разработки программ оказания помощи подросткам в социализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королева Наталья Николаевна, Богдановская Анна Борисовна, Богдановская Ирина Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphorical models of social behavior of modern teenagers

The article examines the main metaphorical models of social behavior in modern Russian teenagers identified through content analysis of the verbal projective technique «Compose a fairy tale». In an empirical study involved schoolboys and schoolgirls aged 13-15 years. It is shown that the most significant images of other teenagers to perform images of friends, enemies (opponents) parents. The basic social actions expected of others, is to support, conflict behavior, joint leisure activities, entertainment. The key terms of social interactions teenagers find friendship and mutual help, the implementation of their dreams, alertness and mistrust towards people. Sex differences in social behavior patterns of teenagers are installed. A typical social behavior of boys is determined to the semantic opposition «own alien». It characterized by more severe aggression, manifestation of relations of mutual support or opposition. The social behavior of girls differs oriented to people contacts, including on the establishment of a romantic relationship with the opposite sex, manifestations of altruism. The results can be used to develop programs to assist in the socialization of adolescents.

Текст научной работы на тему «Метафорические модели социального поведения современных подростков»

УДК 159.922.736 : 316.621

Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, А. Б. Богдановская Метафорические модели

*

социального поведения современных подростков

В статье рассматриваются основные метафорические модели социального поведения современных российских подростков, выявленные с помощью контент-анализа вербальной проективной методики «Сочини сказку». В эмпирическом исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте 1315 лет, обучающиеся в школе. Показано, что наиболее значимыми образами других для подростков выступают образы друзей, недоброжелателей (противников), родителей. Основными социальными действиями, ожидаемыми от других, являются поддержка, конфликт, совместное проведение досуга, развлечения. Ключевыми смыслами социального взаимодействия подростки считают дружбу и взаимопомощь, реализацию своей мечты, настороженность и недоверие по отношению к людям. Обнаружены половые различия в моделях социального поведения подростков. Типичное социальное поведение юношей характеризуется более выраженной агрессией, в большей степени обусловлено смысловой оппозицией «свой - чужой», проявлением отношений взаимной поддержки либо противостояния. Социальное поведение девушек отличается направленностью на межличностные контакты, в том числе, на установление романтических отношений с противоположным полом, проявлениями альтруизма. Полученные результаты могут использоваться для разработки программ оказания помощи подросткам в социализации.

The article examines the main metaphorical models of social behavior in modern Russian teenagers identified through content analysis of the verbal projective technique «Compose a fairy tale». In an empirical study involved schoolboys and schoolgirls aged 13-15 years. It is shown that the most significant images of other teenagers to perform images of friends, enemies (opponents) parents. The basic social actions expected of others, is to support, conflict behavior, joint leisure activities, entertainment. The key terms of social interactions teenagers find friendship and mutual help, the implementation of their dreams, alertness and mistrust towards people. Sex differences in social behavior patterns of teenagers are installed. A typical social behavior of boys is determined to the semantic opposition «own - alien». It characterized by more severe aggression, manifestation of relations of mutual support or opposition. The social behavior of girls differs oriented to people contacts, including on the establishment of a romantic relationship with the opposite sex, manifestations of altruism. The results can be used to develop programs to assist in the socialization of adolescents.

Ключевые слова: подростки, социальное поведение, метафорические модели, значимые другие, социальные действия, межличностные отношения, стратегии поведения, убеждения.

Key words: adolescents, social behavior, metaphorical models, significant others, social action, interpersonal relationships, behavior strategies, beliefs. * *

© Королева Н.Н., Богдановская И.М., Богдановская А.Б., 2015

* Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-00511.

79

Подростковый возраст является ключевым для формирования самосознания, мировоззрения, социализации личности, освоения моделей коммуникации и взаимодействия с различными людьми и социальными группами. В этот период происходит освоение базовых социокультурных «поведенческих кодов», различных вербальных и невербальных «языков коммуникации», интериоризация правил, норм, ценностей, становление системы личностных смыслов социального взаимодействия [7; 8; 10]. В то же время в современных социально-экономических условиях освоение моделей и паттернов социального поведения в подростковом возрасте приобретает качественно иной характер. Стремительные общественные трансформации, информатизация и виртуализация социальных отношений, множественность и разнородность «агентов социализации», смысловой плюрализм, ценностный разрыв поколений оказывают существенное влияние на социально-психологическую адаптацию и социализацию формирующейся личности [1; 4]. Это обусловливает необходимость исследования базовых моделей социального поведения современных подростков.

В эмпирическом исследовании приняли участие 55 подростков в возрасте 13-15 лет - учащиеся общеобразовательной школы Ленинградской области, из них 48 % юношей, 52 % девушек. Для получения данных была использована вербальная проективная методика «Сочини сказку». Данная методика в различных модификациях является одним из основных приемов, используемых в сказ-котерапии [2; 3; 6; 9]. Метафора выступает особым средством познания человеком мира, способом конструирования повседневной реальности, структурирования опыта установления межличностных контактов и поведения [5]. Метафорическое отражение моделей социального поведения в индивидуальной сказке дает возможность выявить глубинные представления подростков о значимых других людях, социальных ожиданиях, типичных поведенческих паттернах в различных коммуникативных ситуациях, базовые смыслообразующие концепты социального поведения подростков.

Процедура исследования состояла в следующем. Испытуемым давалась свободная инструкция: «Придумай свою сказку и запиши ее. Любую, какую ты хочешь». Максимальное время выполнения задания составляло 45 мин. При этом испытуемым заранее не сообщалось о временных ограничениях, по истечении указанного времени экспериментатор просил подростков завершить выполнение задания.

80

Полученные тексты обрабатывались посредством контентанализа. Схема контент-анализа включала в себя такие категории, как «Образы значимых других», «Отношения других к главному герою», «Социальные действия», «Межличностные отношения», «Убеждения и мотивы поведения». Для более углубленного анализа потребностей и мотивов, лежащих в основе социального поведения, для каждой категории рассчитывалась относительная частота встречаемости (в процентах) в текстах индивидуальной сказки у юношей и девушек подросткового возраста.

В результате были выявлены основные составляющие метафорических моделей социального поведения юношей и девушек подросткового возраста.

Среди образов других наиболее значимыми как для юношей, так и для девушек оказались образы друзей-сверстников (по 36,6 % в обеих группах). На втором месте по значимости находятся образы противников (недругов), причем у юношей данная категория имеет большую выраженность (19, 6 %) по сравнению с девушками (9,8 %). Образы сиблингов и сверстников противоположного пола («возлюбленных») являются более важными для девушек (частота встречаемости обеих категорий в данной группе 8,5 %). У юношей образы сиблингов встречаются всего лишь в 3,92 %, возлюбленных - в 3,27 % случаев. Образы родителей и значимых взрослых не играют ведущую роль в метафорическом отражении моделей социального поведения подростков. Частота представленности этих образов в индивидуальных сказках 5,75 % у юношей, 6,93 % у девушек. Категория «деловые партнеры» является более выраженной у юношей (5,23 %), в то время как у девушек она встречается крайне редко (1,31 %). В целом в выборе персонажей, олицетворяющих образы значимых других людей в индивидуальных сказках, отчетливо прослеживается влияние современной информационной и медиасреды. Сказочными героями становятся персонажи популярных компьютерных игр, сериалов, мультипликационных фильмов, популярные образы СМИ - политики, певцы, актеры и т. п. Главными героями сказки могут выступать не только одушевленные персонажи, но и предметы, абстрактные понятия, что может свидетельствовать о сложностях межличностного взаимодействия, а в ряде случаев - о затруднениях в личностной идентификации у современных подростков.

Отношение друзей к главному герою у подростков в основном носит позитивный характер. В то же время анализ метафорических

81

образов друзей в сказках, говорит о сложном характере переживания подростками дружеских отношений. Так, дружеские персонажи представлены как образами реальных людей (одноклассников, других сверстников), так и животных («медведь», «кот», «белка»), фантастических и компьютерных игровых персонажей («эльф»), популярных исполнителей (Децл), героев мультипликационных фильмов («Ежик», «Крош», «лунтики»), мифов («Пегас»), абстрактных носителей профессиональных ролей («штурман», «матросы», «дворник»). В сказках в роли дружеских персонажей в ряде случаев выступают неодушевленные предметы («телевизор», «волшебный горшочек»), при этом, в текстах девушек встречаются образы съедобных предметов, сладостей («кусочек хлеба», «кексик», «мармеладка» и т. п.). Это может свидетельствовать о фрустрированной потребности в установлении доверительных отношений, переживании одиночества подростками. Негативные образы других в большей степени представлены носителями асоциального поведения («наркобароны») фантастическими персонажами («желеобразный оборотень»), животными, неодушевленными предметами и абстракциями («страшные существа», «магнитофон», «тосол», «время»), отношения характеризуются как враждебные, несущие угрозу. Образы романтических партнеров - это в основном реальные люди, герои традиционных сказок («Принцесса», «Принц», «Молодец»), животные («жираф», «щука», «медведица»). Метафорические образы деловых партнеров включают в себя обобщенных носителей социальных и профессиональных ролей («политический лидер», «коллега»), животных («лев», «паук»), сказочных и фантастических существ («Доктор Помидорка», «Сирена Майя). Отношения с ними описываются как поддерживающие, партнерские.

Наиболее дифференцированными по содержанию являются метафоры отношений подростков с родителями. Метафорические образы авторитарных родителей - носители социальных ролей («врач», «тренер», «мудрец», «хозяин», «учительница», «отец»), сказочные и фантастические персонажи («король», «королева», «чудище лесов», «хранитель времени»), животные («собака», «сова», «лошадь»), неодушевленные предметы («трюфель», «Чупа-Чупс»). Наибольшую частоту встречаемости имеет авторитарный характер взаимодействия родителей с подростками (15,69 % у девушек и 12,42 % у юношей). Партнерский характер отношений с родителями и значимыми взрослыми у девушек (8, 50 %) представлен

82

больше, чем у юношей (7, 84 %). У юношей значительно чаще встречаются враждебные отношения с родителями и значимыми взрослыми (6,54 %), чем у девушек (3,27 %). Амбивалентные отношения с родителями и значимыми взрослыми больше представлены в группе девушек, чем в группе юношей, причем это относится и к отношениям, в которых позиция меняется с негативной на позитивную (4,58 % у девушек и 0,65 % у юношей), и к отношениям, в которых позиция меняется с позитивной на негативную (2,61 % у девушек и 1,31 % у юношей).

Сиблинги в сказках подростков - это в основном реальные образы братьев и сестер, детеныши животных («птенец», «щенок»), неодушевленные предметы («звезды», «планеты»). Отношения с сиблингами примерно в равном количестве случаев воспринимаются как партнерство либо соперничество.

Действия, совершаемые значимыми другими по отношению к главному герою, отражают субъективное восприятие юношами и девушками основных паттернов социального поведения. В сказках юношей и девушек выявлен широкий спектр социальных действий: агрессия, помощь, совместное времяпровождение, дружба, руководство, отвержение, конфликт, примирение, соперничество, внимание, издевательство, поиск, исследование, поиск выгоды, объединение, безразличие, доминирование, желание отстоять свою позицию, причинение вреда, работа, воровство, наказание, обучение, перемещение в пространстве, забота, знакомство, отказ в помощи, выражение благодарности, отделение, хранение тайны.

В группе юношей наиболее часто встречающимися действиями значимых других по отношению к главному герою являются агрессия (18,71 %) и помощь (18,71 %). Также достаточно часто встречаются такие действия, как совместное времяпровождение (12,9 %), дружба (9,03 %) и руководство (4,52 %). Менее значимыми для подростков являются такие действия, как воровство (0,65 %), наказание (0,65 %), обучение (0,65 %) и перемещение в пространстве (0,65 %). В то же время выявлены типичные только для юношей социальные действия, не встречающиеся в группе девушек: работа (1,29 %), желание отстоять свою позицию (1,29 %), безразличие (1,29 %), исследование (1,94 %).

У девушек установление дружеских отношений и принятие встречаются чаще, чем остальные действия значимых других по отношению к главному герою (17,53 %). Значимый характер для них

83

имеют такие действия других, как помощь (15,46 %) и совместное времяпровождение (12,89 %). Высокие частотные показатели имеют также отвержение и дистанцирование (11,34 %). Несколько реже встречаются агрессивные действия значимых других (10,31 %). Не обладают высокой значимостью для девушек воровство (0,52 %), обучение (0,52 %), пренебрежение (0,52 %) и хранение тайны (0,52 %). Только девушки, в отличие от юношей, отмечают действия значимых других, связанные с эмоциональными отношениями, привязанностями и отвержением: благодарность (1,03 %), забота (2,06 %), знакомство и привлечение внимания (1,55), отказ в помощи (1,55 %), отделение и расставание (1,03 %), пренебрежение (0,52 %) и хранение тайны (0,52 %).

Анализ индивидуальных сказок также позволил выявить особенности межличностных отношений как составляющих моделей социального поведения юношей и девушек. В результате контентанализа были выявлены такие виды межличностных отношений, как: дружба и приятельские отношения, отношения со значимыми взрослыми (детско-родительские отношения), покровительство, противостояние и соперничество, романтические отношения, отношения с представителями власти, деловые отношения, родственные отношения с сиблингами. В группе юношей более выражены дружеские и приятельские отношения, союзничество (37,14 %), а также противостояние, соперничество (28,57 %). Отношения со значимыми взрослыми также значимы для юношей (16,19 %). Менее всего выражены романтические отношения (3,81 %), отношения с представителями власти (1,90 %).

В сказках группы девушек-подростков наиболее часто встречаются описания отношений со значимыми взрослыми (33,33 %) и дружеские отношения (31,85 %). Такой вид отношений, как противостояние или соперничество, также встречается часто (18,52 %). Наименьшей выраженностью обладают деловые отношения (1,48 %) и отношения с сиблингами (1,48 %).

Убеждения подростков, метафорически отраженные в сказке («мораль», основной смысл сказки), выполняют роль смыслообразующих источников социального поведения, представлений о его возможном результате. Они также имеют свои особенности в зависимости от пола подростков. Так, в группе юношей чаще встречается убеждение в необходимости дружбы и взаимопомощи (25 %). Высокую значимость имеют убеждения в том, что мечты сбываются,

84

желания будут исполнены (19,23 %), в торжестве добра над злом (11,54 %) в осторожности, недоверии незнакомым людям (11,54 %). Менее всего представлены убеждения о том, что внутреннее содержание важнее внешнего (5,77 %), о важности добрых поступков (5,77 %), о полезности хитрости и внимательности (5,77 %) и убеждения, выраженные в форме шутки (5,77 %). Последние, скорее всего, объясняются включением механизма психологической защиты. При этом убеждение в пользе хитрости, манипулятивных способов взаимодействия (5,77) встречается только в группе юношей.

У девушек так же, как и у юношей, чаще всего встречаются убеждения в необходимости дружбы и взаимопомощи (29,82 %), вера в исполнение желаний и реализацию мечты (17,54 %). Убеждение в необходимости добрых поступков у девушек (15,79 %) выражено сильнее, чем у юношей (5,7 %). Для девушек наименее значимыми оказались необходимость слушаться родителей (3,51 %) и «защитные» убеждения, выраженные в юмористической форме (1,75 %).

Таким образом, полученные результаты позволили реконструировать основные структурные составляющие метафорических моделей социального поведения юношей и девушек подросткового возраста, которые могут быть представлены в виде типичных поведенческих фреймов.

Так, в метафорической модели социального поведения юно-шей-подростков (рис. 1) основную роль играют такие образы значимых других, как друзья, противники (враги, недруги), значимые взрослые (родители). При этом социальное поведение юношей в основном регулируется жесткими схемами, образованными знаковосимволическими маркерами «свой-чужой», по сути выступающих базовыми мифологемами, архетипическими основаниями поведения человека в сообществе других. В соответствии с этим друзья воспринимаются как те, от которых можно получить поддержку, принятие, противники - как враждебные, агрессивные, несущие угрозу. Интересно, что родители и другие значимые взрослые могут занимать позиции как «своих», так и «чужих», стать «друзьями» либо «врагами» для подростка.

85

Конфликт Помощь Совместный досуг

V

Партнерские Доминирования- Конфликтные

подчинения

Партнерство и взаимопомощь Исполнение желаний Недоверие и осторожность

Рис. 1. Структура метафоры социального поведения у юношей подросткового возраста

86

] 1оддержапие 11 о мощь Совместный досуг Конфликт

контактов

Дружеские Доминирования- Конфликтные Межполоные

подчинения

о

я *

о х

г

31

[ ]артперетпо и взаимопомощь

Исполнение

желаний

Добрые послупки

Недоверие и осторожность

Рис. 2. Структура метафоры социального поведения у девушек подросткового возраста

87

При этом родители могут играть не партнерскую, а авторитарную, доминирующую роль, выходящую за пределы оппозиции «свой-чужой» и чаще всего вызывающую у подростка реакцию эмансипации, протеста против родительского контроля.

Ожидаемые юношами от других социальные действия не отличаются содержательным разнообразием и представлены тремя видами: позитивные - поддержка и оказание помощи, негативные -агрессия, враждебность, соперничество, конфликт, нейтральные -совместное времяпрепровождение, досуг. В соответствии с этим определяются и устойчивые виды межличностных отношений: дружеские, партнерские; отношения субординации, или доминирования-подчинения; конфликтные. Основные стратегии социального поведения определяются в соответствии с этим тремя ведущими смыслообразующими концептами (убеждениями): установление партнерских отношений, взаимопомощь и сотрудничество; исполнение желания, реализация мечты; недоверие, настороженность по отношению к людям. При этом типичные стратегии поведения юношей в большей степени предполагают пассивную позицию самого субъекта: ожидаемым результатом взаимодействия с другими является обретение поддержки и принятие со стороны других, получение желаемого, либо разочарование, обманутые ожидания, неудача, которые воспринимаются как своего рода подтверждения негативного опыта общения и подкрепляют установку на недоверие к людям.

Социальное поведение девушек подросткового возраста (рис. 2.) отличается несколько большей гибкостью и вариативностью. Значимыми другими для девушек являются не только родители, друзья и противники, но и партнеры противоположного пола, соответственно, романтические отношения для них являются более значимыми, чем для юношей. Родители воспринимаются ими более позитивно, в основном их отношение к подросткам воспринимается как авторитарное, доминирующее либо поддерживающее, демократичное.

Восприятие родительского отношения как враждебного встречается значительно реже. Ведущими социальными действиями, ожидаемыми девушками от других, выступают помощь и поддержка, установление и подержание контактов, демонстрация принятия, совместное проведение досуга, конфликтные действия. Уникальными для девушек социальными ожиданиями, не встречающимися у юношей, выступают действия значимых других, связанные со сферой межличностных отношений: благодарность, забота, привлечение внимания, отказ в помощи, отделение, пренебрежение, хранение тайны. Так же, как и у юношей, их социальное поведение во многом определяется оппозицией «свой-чужой», в то же время девушки более ориентированы не на борьбу и соперничество, а на поиск позитивных межличностных отношений, как дружеских, так и

88

романтических. В межличностные отношения у девушек включаются отношения с противоположным полом, которые могут приобретать как характер взаимной симпатии, близости, так и отвержения, непринятия. У девушек, помимо общих с юношами смыслообразующих концептов взаимопомощь, исполнение желания и недоверие к людям, выявлено стремление к оказанию помощи другим людям, совершению добрых поступков. Иными словами, у девушек в подростковом возрасте прослеживается более выраженная направленность на сферу межличностных отношений, в том числе со сверстниками, родителями, противоположным полом. Помимо пассивных стратегий социального поведения (поддержка и принятие, получение желаемого, разочарование и недоверие), девушкам свойственна активная альтруистическая стратегия, выражающаяся в заботе, помощи другим, совершении добрых поступков.

Полученные результаты могут быть положены в основу разработки направлений психолого-педагогической помощи подросткам в социализации, расширении способов и стратегий социального поведения в современном обществе.

Список литературы

1. Алехин А.Н., Королева Н.Н., Литвиненко О.А. Ценностно-смысловые ориентации подростков в различные периоды новейшей истории России // Вестн. психотерапии. - 2013. - № 47 (52). - С. 98-113.

2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.

4. Королева Н.Н., Гончарова О.М., Богдановская И.М. др. Психосемиотическая структура социального поведения формирующейся личности в современных условиях // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электрон. науч. журн. - 2014. - № 11. - С. 2280. - URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2280.htm (дата обращения: 03.01.2016).

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М.: УРСС Эдиториал, 2004. - 256 с.

6. Лебединская С.В. Исследование транскоммуникативных проявлений личности в метафорическом сюжете индивидуальной сказки // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 12 (88): Психологические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). - С. 88-91.

7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сб. науч. ст. - М.: МГППУ, 2011. -

С. 14-22.

8. Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 3-10.

9. Солнцева Н.В., Бобурова А.А. Любимая сказка как отражение актуальной жизненной ситуации ребенка // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. - Вып. 3. - СПб.: АНО ИПП, 2009. - С. 70-79.

10. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Междунар. пед. академия, 1994.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.