Научная статья на тему 'СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА КАК МОДУЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА КАК МОДУЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / PHYSICAL CULTURE / SCANDINAVIAN WALKING / STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HEALTH DISORDERS / CORRECTIVE ACTIVITIES / TERRENCOURT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиманский Оскар Викторович, Солнышкина Юлия Олеговна, Журина Ирина Ильинична, Симина Татьяна Евгеньевна, Звягинцев Петр Николаевич

В статье рассмотрены педагогические аспекты занятий скандинавской ходьбой как модуля занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы. Совершенствование российского образования, являющееся частью мирового образовательного пространства, предполагает изменения, как в отечественной педагогической парадигме, так и общепринятых аспектах образования. Высшее образование должно выступать как здоровье сберегающая образовательная среда, развивающая, поддерживающая, укрепляющая здоровье студенческой молодёжи [3]. Проблеме организации учебных занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы (далее - СМГ) посвящены многочисленные исследования. Следует отметить, что в научно-методической литературе представлены различные точки зрения по комплектованию специальных медицинских групп. На сегодня характерной чертой физического воспитания в ВУЗах является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности обучающегося. Образовательный процесс в ВУЗах носит, в первую очередь, адаптивный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиманский Оскар Викторович, Солнышкина Юлия Олеговна, Журина Ирина Ильинична, Симина Татьяна Евгеньевна, Звягинцев Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORDIC WALKING AS A MODULE OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS

The article considers the pedagogical aspects of Nordic walking classes as a module of physical education classes for students of a special medical group. The improvement of Russian education, which is part of the world educational space, implies changes, both in the domestic pedagogical paradigm and in the generally accepted aspects of education. The most pronounced changes are observed in the system of higher vocational education. Higher educational institutions, fulfilling an important state order for the training of highly qualified and competent personnel in the sectors of the national economy, must simultaneously ensure the temporary life expectancy of their graduates. Higher education should act as a health saving educational environment that develops, supports, strengthens the health of student youth [3]. Numerous studies are devoted to the issue of organizing physical education classes for students of a special medical group. It should be noted that the scientific and methodological literature presents various points of view on the recruitment of special medical groups. The basis of the recruitment of special medical groups should be the type of disease of the student. At the same time, the questions of recruiting study groups for physical education classes from students with various pathologies should be transferred to the doctor with the mandatory coordination of the teacher of physical education. The following shall be taken into account: • the nature of nosology and related limitations and contraindications (recommendations and indications) in the choice of means and methods of physical education, parameters of load and rest, etc.; • Gender and age (including training) characteristics; • functional condition and physical development, physical fitness of students, determined by the results of medical and pedagogical control, which is carried out at each course at the beginning of the school year; • physical and sports interests, needs and personal inclinations of the student; the level and nature of motivation for active physical activity. One of the promising areas of innovative pedagogical technologies in the physical education of students of special medical groups may be the technology of modular education [4].

Текст научной работы на тему «СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА КАК МОДУЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА, ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА, КУРОРТОЛОГИЯ И ФИЗИОТЕРАПИЯ

Скандинавская ходьба как модуль занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы

Шиманский Оскар Викторович,

ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

E-mail: oskar9145@rambler.ru Солнышкина Юлия Олеговна,

ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

E-mail: solnyshkina-yo@ranepa.ru Журина Ирина Ильинична,

ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) E-mail: ir-il@ranepa.ru

Симина Татьяна Евгеньевна,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, доцент кафедры «Физической культуры», Государственный университет управления E-mail: besputa3@mail.ru

Звягинцев Петр Николаевич,

преподаватель кафедры «Физического воспитания» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова E-mail: Zvyagintsev.PN@rea.ru

В статье рассмотрены педагогические аспекты занятий скандинавской ходьбой как модуля занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы. Совершенствование российского образования, являющееся частью мирового образовательного пространства, предполагает изменения, как в отечественной педагогической парадигме, так и общепринятых аспектах образования. Высшее образование должно выступать как здоровье сберегающая образовательная среда, развивающая, поддерживающая, укрепляющая здоровье студенческой молодёжи [3].

Проблеме организации учебных занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы (далее - СМГ) посвящены многочисленные исследования. Следует отметить, что в научно-методической литературе представлены различные точки зрения по комплектованию специальных медицинских групп. На сегодня характерной чертой физического воспитания в ВУЗах является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности обучающегося. Образовательный процесс в ВУЗах носит, в первую

© очередь, адаптивный характер. и

s! Ключевые слова: физическая культура, скандинавская ходь-

еЗ ба, студенты, специальная медицинская группа, высшие учеб-

еЗ ные заведения, от

Для обучающихся СМГ необходимо систематически проводить контрольные испытания, тестирование техники выполнения элементов. При оценке физической подготовленности следует учитывать, как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. Если улучшений не произошло, целесообразно составить индивидуальное задание, с учетом необходимых корректив. Принципиально важно, чтобы при этом обучающийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой. Применяя дифференцированный подход в обучении, добиваться стабильно высоких результатов успеваемости и обученности учащихся. Такие меры являются отличным стимулом для успешного освоения учебной дисциплины «Физическая культура».

Учебная дисциплина «Физическая культура» на практике реализуется через прохождение студентом теоретического, практического и контрольного разделов. В задачи теоретической части входит формирование у студента мировоззрения, систему знаний, мотивации к физической культуре. Практическая часть предполагает приобретение опыта обучающимся физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности в разнообразных видах её проявления. Контрольный раздел обеспечивает обратную связь о степени и качестве сформированности физкультурной образованности у студента.

Особое внимание следует уделять таким средствам, методам и формам обучения и воспитания, которые предполагают личностно-ориентированную направленность на формирование ценностного отношения, обучающегося к ценностям физической культуры, создают основу его физического самосовершенствования. Самоопределение, как известно, базируется на задатках и способностях человека к определенному виду деятельности. В этой связи, полагаем, что универсальность учебной программы физического воспитания априори будет малоэффективной для каждого занимающегося. С другой стороны, дидактический потенциал физической культуры настолько многообразен, что позволяет найти адекватные решения для использования средств, методов и форм физического воспитания в соответствии с индивидуальностью каждого студента [2, 6].

Таким образом, реализация принципа вариативности и многообразие дидактического потенциала физической культуры обуславливает отказ от универсальности, регламентации содержания учебного процесса, разработку альтернативных программ и их внедрения в учебный процесс, учитывается во-первых индивидуальные, психо-физиологические и морфофункцио-нальные характеристики, уровень здоровья и физическую подготовленность студентов, во-вторых профессионально-прикладную направленность обучения, в-третьих, местонахождение, материально-техническую оснащённость и профессиональные возможности преподавательского состава учебного заведения.

Анализ медицинских карт студентов, поступающих на первый курс в РАНХиГС показал значительное ухудшение здоровья студентов с2016 по 2020 гг. Так в 2020 году количество здоровых студентов, поступивших на первый курс, оказалось в 2,2 раза меньше, чем в 2016 году (р<0,05), а процент студентов, имеющих 5 и более заболеваний, увеличился с 0,5% в 2012 г. до 4,9% в 2016 г.

Исходя из результатов анкетного опроса студентов РАНХиГС специальной медицинской группы, анализа научно-методической литературы и собственного педагогического опыта, была разработана экспериментальная методика оздоровительно-коррекционных занятиях физической культуры на основе модульного обучения, в которую входил модуль «Скандинавская ходьба».

Скандинавская ходьба - относительно новый вид спорта и оздоровления. Сегодня это прекрасный способ поддержания здоровья, улучшения самочувствия, вариант обеспечить достаточную физическую активность, что особенно актуально для студенческой молодежи, отнесенной к специальной медицинской группе. Регулярные подобные прогулки способствуют получению следующих эффектов:

• улучшение кровообращения за счет активных мышечных сокращений;

• ускорение интенсивности обмена веществ в клетках сердечной мышцы, что улучшает сокращающую способность, общее кровообращение;

• насыщение кислородом клеток тканей;

• активация обмена веществ на клеточном уровне (рост синтеза АТФ, активация митохондрий);

• мягкая дополнительная нагрузка на суставы, что улучшает естественную «смазку» трущихся поверхностей;

• комплексная мягкая нагрузка на все основные группы мышц, что способствует формированию корсета.

При скандинавской ходьбе нагрузка распределяется равномерно по всему телу. Благодаря этому во время занятия задействованы 90% мышц. При этом физическая нагрузка и усталость минимальны.

Студентам СМГ занятия скандинавской ходьбой позволяют скорректировать дефекты опорно-

двигательного аппарата, улучшить походку и координацию движений, предупредить развитие ряда заболеваний, включая гипертонию, сахарный диабет второго типа, ожирение, улучшить работу желудочно-кишечного тракта. Также повышается иммунитет и уровень стрессоустойчивости

Регулярная ходьба на свежем воздухе улучшает общее состояние организма, укрепляет иммунитет. Ритмичные движения и сменяющиеся пейзажи успокаивают нервную систему, укрепляют сон, повышают стрессоустойчивость.

Занимаясь скандинавской ходьбой, организм потребляет в разы больше кислорода, чем обычно. Для этого сердце перегоняет в 5 раз больше крови. Благодаря чему укрепляется сердечнососудистая система, улучшается эластичность сосудов и до 30% увеличивается объем легких. Во время ходьбы с палками дыхательные мышцы увеличивают объем грудной клетки. За счет этого увеличивается жизненная емкость легких, что способствует максимальному усвоению кислорода организмом.

Благодаря скандинавской ходьбе также тренируются и укрепляются мышцы спины и шеи. А это в свою очередь, способствует укреплению мышечного корсета позвоночника и исправлению осанки.

За счет равномерного распределения нагрузки во время ходьбы с палками работает 90% мышц всего тела. В результате ускоряются обменные процессы в организме, сжигается на 40% больше жиров, чем при обычной ходьбе. Это поможет избавиться от лишних калорий и веса. На 20% снижается нагрузка на суставы ног

При ходьбе с палками появляются 2 дополнительные точки опоры - 2 палки. Это позволяет равномерно распределять нагрузку по всему телу и, соответственно, уменьшить нагрузку на суставы ног. Также улучшает координацию и равновесие.

Небольшие физические нагрузки, которые организм получает во время скандинавской ходьбы, способствуют лучшему усвоению кальция. Благодаря чему увеличивается плотность костной ткани, снижается риск переломов.

Во время скандинавской ходьбы происходит чередование сокращения и расслабления мускулатуры всего тела, что вызывает сдавливание и расслабление венозных сосудов, расположенных между мышцами. Поэтому венозная кровь лучше проходит от периферии к правому предсердию и улучшается венозный отток [5, 7].

Объём часов модуля «Скандинавская ходьба» составлял 30 часов на I курсе, 30 часов на II курсе, 22 часа на III курсе. Модуль состоял из двух частей «Обучение технике ходьбы», и непосредственно сама «Скандинавская ходьба». Рабочая программа состояла из 1 занятия в неделю, длительность тренировки по скандинавской ходьбе составила примерно 1 час. За час хорошим результатом считался результат 4-4,5 километров пройденный студентами СМГ. [8, 9].

Занятия скандинавской ходьбой проходили в близлежащих к РАНХиГС парках, а именно Ни-

сз о

о Л о

о сз о в

кулино и Тропарёво в естественных природных условиях, что способствовало повышению физической выносливости, функциональной подготовленности студентов СМГ [6].

Техника занятий скандинавской ходьбой для студентов СМГ также включала обучение правильному дыханию. Вдох осуществляется через нос, а выдох через рот каждые два шага. Необходимо постоянно следить за дыханием, оно должно быть ровным и глубоким. Такое дыхание насыщает организм кислородом, не только укрепляет иммунитет, но и позволяет увеличить объем легких на 30 процентов.

Несмотря на кажущуюся легкость движения, по энергозатратности скандинавская ходьба не уступает бегу трусцой, который может быть противопоказан студентам входящих в СМГ. Ускоряется метаболизм, сжигается 720-750 ккал за один час занятий, лишний вес сгорает без остатка. Увеличивая темп, можно самостоятельно регулировать потоотделение, а применение специальной одежды при ходьбе поможет в борьбе с лишними килограммами. Небольшая растяжка после занятия также способствовала дополнительному сжиганию калорий [1].

Студентам было предложено 3 маршрута с различной нагрузкой в соответствии от их физического состояния и уровня освоения данным модулем:

• легкий: дистанции до 500 метров, местность не предполагала уклонов и изменений темпа и времени ходьбы;

• средний: дистанция в среднем 1,5 км, маршрут построен с учетом рельефных изменений местности (уклоны и подъемы) и изменением темпа и скорости ходьбы;

• сложный: дистанции от 3 до 5 км, маршрут построен с учетом рельефных изменений местности (уклоны и подъемы) и изменением темпа и скорости ходьбы.

Эффективность модуля «Скандинавская ходьба» выявлялась при помощи теста «Ходьба 6 мин» студентов экспериментальной и контрольной групп в начале (октябрь 2019 г.) и в конце (май 2020 г.) эксперимента (табл. 1).

Исходя из результатов, представленных в таблице 1 можно полагать, что реализация скандинавской ходьбы позволяет регламентировать физическую нагрузку с целью повышения уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Задания и упражнения этого модуля дают возможность увеличить двигательную активность, позволяют повысить физическую и функциональную подготовленность, в частности выносливость, улучшают общее состояние организма студентов.

Результаты тестирования физической подготовленности студентов СМГ эксперименталь-е ной и контрольной групп в тесте «Ходьба 6 мин» ц до и после эксперимента дают основание считать, что разработанная экспериментальная методика ° оздоровительно-коррекционных занятиях физи-ав ческой культуры на основе модульного обучения,

в которую входил модуль «Скандинавская ходьба» показала свою успешность, а ее результаты в значительной степени улучшают физическое и психологическое здоровье студентов и их социальный статус. Эффективность использования разработанной методики позволила ее внедрить в образовательный процесс Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Таблица 1. Результаты физической подготовленности студентов СМГ экспериментальной и контрольной групп в тесте «Ходьба 6 мин» до и после эксперимента.

Пол Экспериментальная группа (п = 50) Контрольная группа (n = 48)

Нач. экспер-нта Оконч. экс-пер-нта Нач. экспер-нта Оконч. экс-пер-нта

М ± m М ± m

Юноши 781±45,1 990±36,3 777±48,9 819±46,8

Девушки 679±43,2 892±36,4 679±45,7 720±45,7

* Примечание: показатель Р < 0,05 при t > 1,98.

Литература

1. Козлов А.В., Бударников А.А., Шиман-ский О.В. Общекультурные компетенции по физической культуре в образовательных стандартах современных профессий. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 122-127.

2. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Юдашкина Е.Е., Шиманский О.В., Стеблев А.А. Влияние спортивно-оздоровительной занятий по физической культуре студентов специальных медицинских групп на уровень их мотивации к дисциплине «физическая культура» // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 98-101.

3. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Шиманский О.В., Романенков А.И., Реутина Т.В. Прикладное значение использования индивидуального подхода к построению занятий по физической культуре для студентов специальной медицинской группы // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5A. С. 36-43.

4. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Шиманский О.В., Голушко Т.В., Колганова Е.Ю. Формирование универсальной компетенции на занятиях физической культурой у студентов специальной медицинской группы непрофильного университета // Современное педагогическое образование. 2019. № 8. С. 57-59.

5. Руссу О.Н. Скандинавская ходьба на занятиях элективного курса по физической культуре и спорту со студентами специального медицинского отделения // Адаптивная физическая культура. 2020. Т. 81. № 1. С. 8-12.

6. Шиманский О.В., Колганова Е.Ю., Андропова Е.М., Кутьин И.В. Научно-методическое обоснование построения занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы с учетом использования блочно-модульного принципа // Современный ученый. 2017. № 3. С. 153-157.

7. Шиманский О.В., Голушко Т.В., Журина И.И., Кутьин И.В. Формирование мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой в высшем образовании. // Современный ученый. 2017. № 4. С.160-163.

8. Шувалов А.М., Евдокимов О.В., Шиманский О.В., Архипкин И.В., Солнышки-на Ю.О. Использование оздоровительно-коррекционных занятий студентами специальной медицинской группы в структуре дисциплины «физическая культура» высших учебных заведений // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 3. С. 41-45.

9. Щербина Ф.А., Щербина А.Ф., Щербина Ю.Ф. Аутогенная тренировка в учебном процессе студентов заполярного вуза В сборнике: Социально-гуманитарное знание: история и современность материалы международной научно-практической конференции. // Мурманский государственный технический университет. 2015. С. 310-313.

NORDIC WALKING AS A MODULE OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS

Shimansky O.V., Solnyshkina Yu.O., Zhurina I.I., Simina T.E., Zvyagintsev P.N.

Russian academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation (RANEPA); The Plekhanov Russian University of Economics; State University of Management

The article considers the pedagogical aspects of Nordic walking classes as a module of physical education classes for students of a special medical group. The improvement of Russian education, which is part of the world educational space, implies changes, both in the domestic pedagogical paradigm and in the generally accepted aspects of education. The most pronounced changes are observed in the system of higher vocational education. Higher educational institutions, fulfilling an important state order for the training of highly qualified and competent personnel in the sectors of the national economy, must simultaneously ensure the temporary life expectancy of their graduates. Higher education should act as a health saving educational environment that develops, supports, strengthens the health of student youth [3].

Numerous studies are devoted to the issue of organizing physical education classes for students of a special medical group. It should be noted that the scientific and methodological literature presents various points of view on the recruitment of special medical groups. The basis of the recruitment of special medical groups should be the type of disease of the student. At the same time, the questions of recruiting study groups for physical education classes from students

with various pathologies should be transferred to the doctor with the mandatory coordination of the teacher of physical education. The following shall be taken into account:

• the nature of nosology and related limitations and contraindications (recommendations and indications) in the choice of means and methods of physical education, parameters of load and rest, etc.;

• Gender and age (including training) characteristics;

• functional condition and physical development, physical fitness of students, determined by the results of medical and pedagogical control, which is carried out at each course at the beginning of the school year;

• physical and sports interests, needs and personal inclinations of the student; the level and nature of motivation for active physical activity.

One of the promising areas of innovative pedagogical technologies in the physical education of students of special medical groups may be the technology of modular education [4].

Keywords: physical culture, Scandinavian walking, students, special medical group, higher educational institutions, health disorders, corrective activities, terrencourt.

References

1. Kozlov A.V., Budarnikov A.A., Shimansky O.V. General cultural competences in physical culture in the educational standards of modern professions. // Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft. 2016. No. 5 (135). S. 122-127.

2. Kutin I.V., Andropova E.M., Yudashkina E.E., Shimansky O.V., Steblev A.A. Influence of sports and health-improving physical culture lessons of students of special medical groups on the level of their motivation to the discipline "physical culture" // Modern pedagogical education. 2019. No. 3.P. 98-101.

3. Kutin I.V., Andropova E.M., Shimansky O.V., Romanenkov A.I., Reutina T.V. Applied value of using an individual approach to building physical culture lessons for students of a special medical group // Pedagogical journal. 2018.Vol. 8.No. 5A. S. 36-43.

4. Kutin I.V., Andropova E.M., Shimansky O.V., Golushko T.V., Kolganova E. Yu. Formation of universal competence in physical culture lessons among students of a special medical group of a non-core university // Modern pedagogical education. 2019. No. 8. P. 57-59.

5. Russu O.N. Scandinavian walking in the classroom of an elective course in physical culture and sports with students of a special medical department // Adaptive physical culture. 2020. Vol. 81. No. 1. P. 8-12.

6. Shimansky O.V., Kolganova E. Yu., Andropova E.M., Ku-tin I.V. Scientific and methodological substantiation of the construction of physical education classes for students of a special medical group, taking into account the use of the block-modular principle // Modern Scientist. 2017. No. 3. S. 153-157.

7. Shimansky O.V., Golushko T.V., Zhurina I.I., Kutin I.V. Formation of motivation of students of a special medical group for physical education in higher education. // Modern scientist. 2017. No. 4. S. 160-163.

8. Shuvalov A.M., Evdokimov O.V., Shimansky O.V., Arkhip-kin I.V., Solnyshkina Yu.O. The use of health-improving and correctional classes by students of a special medical group in the structure of the discipline "physical culture" of higher educational institutions // Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. 2020. No. 3. S. 41-45.

9. Shcherbina F.A., Shcherbina A.F., Shcherbina Yu.F. Autogen-ic training in the educational process of students of the polar university In the collection: Social and humanitarian knowledge: history and modernity materials of the international scientific and practical conference. // Murmansk State Technical University. 2015. S. 310-313.

C3

о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.