Оздоровительное плавание в структуре оздоровительно-
V | V V
коррекционных занятии физическом культурой
для студентов, входящих в специальные медицинские группы
Кутьин Илья Викторович
к.п.н., доцент Института туризма и гостеприимства, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», ilya-kutin@yandex.ru
Андропова Елена Михайловна
ст. преподаватель кафедры рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК), andropova007@yandex.ru
Алексеева Ольга Владимировна,
ст. преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), alekseeva-ov@ranepa.ru
Архипкин Иван Владимирович,
ст. преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), arkhipkin-iv@ranepa.ru
Журина Ирина Ильинична,
ст. преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), iizhurina@gmail.com
В статье рассмотрено воздействие оздоровительного плавания в структуре оздоровительно-коррекционных занятий физической культурой для студентов, входящих в специальные медицинские группы (далее - СМГ). На сегодняшний день, высшие учебные заведения, следую требованиям профессиональных стандартов высококвалифицированных и компетентных кадров отраслей народного хозяйства нашей страны, параллельно должны обеспечить качественную и временную продолжительность профессиональной деятельности своих выпускников. Однако содержание высшего образования, формируя у студента общекультурные, универсальные и профессиональные компетенции, уже наносит негативный отпечаток на здоровье обучающегося [5]. Наиболее очевидна сказанная проблема выражается у студента уже имеющего отклонения в здоровье, составляющий контингент специальной медицинской группы. Статистика медицинских осмотров студентов вузов России свидетельствует о наличии многочисленных заболеваний у обучающихся нарушений в сочетании с крайне низким уровнем физическая подготовленности. Так, наиболее распространёнными среди студентов, являются заболевания сердечнососудистой системы, затем, опорно-двигательного аппарата, нарушения органов зрения, болезни пищеварительной системы, почек и мочевыводяших путей, дыхательной системы, эндокринной системы [4].
Ключевые слова: плавание, студенты, специальные медицинские группы, физическая культура, высшие учебные заведения.
Итоги профилактических медицинских осмотров студентов 1 курса за последние 5 лет РАНХиГС наглядно показывают увеличение количества студентов, имеющих отклонения в здоровье.
Таблица 1
Распределение заболеваний выявленных при профилактических осмотрах студентов 1 курса РАНХиГС (% от общего
числа ст удентов СМГ)
Учебный год органов зрения ОДА ЛОР-органов органов ЖКТ ССС мочеполовых органов
2014-15 3,5 4,6 0,4 3,7 1,2 0,4
2015-16 2,8 5,3 0,6 3,8 1,5 0,5
2016-17 4,1 6,9 0,8 1,3 1,9 0,6
2017-18 5,5 8,6 1,7 1,3 5,9 0
2018-19 6,7 12,6 2,3 2,6 6,3 0
Представленные данные показывают, что у студентов большой процент отклонений в опорно-двигательном аппарате (сколиоз, плоскостопие и т.д.), что очевидно связано с их низкой двигательной активностью в школьном возрасте и увеличением числа заболеваний органов зрения и сердечно-сосудистой системы. Следует отметить, что в системе высшего образования необходимо перейти от традиционной педагогической парадигмы к обучению, предполагающее заботу о здоровье студентов к внедрению педагогических технологий в практику физкультурного образования в высшей школе, обуславливающие взаимосвязь процессов формирования компетенций профессии и сохранения, укрепления здоровья у студентов специальной медицинской группы.
Работа со студентами СМГ зачастую представлена в виде применения физкультурно-оздоровительных упражнений, преимущественно гимнастической направленности, и при этом не всегда учитывающих их заболевание. В этой связи, разработка и реализация педагогических технологий на основе оздоровительного плавания является актуальным и важным в учебной работе со студентами специальной медицинской группы.
Оздоровительное плавание имеет разнообразные виды в зависимости от целей и задач, реализуемых на оздоровительно-коррекционных занятиях физической культуры: рекреативное, оздоровительное, реабилитационное, кондиционное, адаптивное. Оздоровительное и коррегирующее воздействие занятий оздоровительным плаванием достигается за счет применения сопротивления водной среде. Кроме того, эффект занятий
в У X
А
>
0-
X Е
А
о п гп
т;
о
-С ГП
о т; О
О и Д
о
-о О ГО 0-Я
о
с
<
е
о>
0 сч
01
плаванием заключается в повышении уровня функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, а также повышением сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды [3].
На основании результатов предварительного опроса студентов специальной медицинской группы, анализа научно-методической литературы и собственного педагогического опыта, была разработана экспериментальная методика оздо-ровительно-коррекционных занятиях физической культуры на основе модульного обучения, в которую входил модуль «Оздоровительное плавание».
Объём часов в год на модуль «Оздоровительное плавание» предусматривал 30 часов на I курсе, 30 часов на II курсе, 22 часа на III курсе. Модуль состоит из частей «Обучение технике плавание», «Подвижные игры на воде», «Аквааэробика».
В содержание занятий входили активные и пассивные упражнения с усилиями при использовании внешней среды (бортик, стенка бассейна, поручень, и т.д.), с предметами (гимнастические палки, мячи различного размера, надувные резиновые предметы, пенопластовыми и пластмассовыми диски и т.д.); упражнения, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника; аквааэробика; дыхательные упражнения, разновидности ходьбы в воде; подвижные игры на воде (применяющиеся при обучении различными элементами техники плавании, направленные на повышение уровня общего физического развития, помогающие освоить элементы прикладного плавания).
Содержание занятий обусловлено плавательной подготовкой, видом заболеваний студентов, курса обучения. Занятия проводятся в урочной форме по классической структуре, состоящей из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части используются общеразвивающие и специальные упражнения. В основной части занятия первоначально применяются упражнения с целевой направленностью на обучение и совершенствование техники плавания, затем включаются упражнения на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, затем следуют задания на развитие силовых способностей, далее применяются подвижные игры. В заключительной части занятия применяются упражнения, обеспечивающих расслабление мышц, за которыми следует растяжка (стретчинг) [1].
Эффективность модуля «Оздоровительное плавание» выявлялась в сравнительном педагогическом эксперименте при помощи образовательного модуля «Контроль», в батарею тестов которого входил тест «Плавание, 10 мин.»
Следует отметить, что в практике физкультурного образования реализация оздоровительного плавания на основе модульное обучение достаточно проблематично. Особенности орга-
низации занятий по физическому воспитанию в нашем ВУЗе не дают возможности подбирать студентов в группы по нозологическим типам заболеваний, что отражается на качестве проведения занятий [2].
Таблица 2
Динамика результатов оценивания плавательной подготовленности студентов основной и контрольной групп (плава-
Пол Основная группа (n = 50) Темпы прироста Контрольная группа (n = 48) Темпы прироста
Нач. экс-та Оконч. экс-та Нач. экс-та Оконч. экс-та
М ± m М ± m
Юноши 401,9±2 6,1 429,5±22, 07 + 12 405,4±26, 8 407,5±25, 01 + 1
Девушки 312,7±1 1,8 350,4±9,4 + 25 315,3±12, 2 320,5±10, 5 + 4
* Примечание: показатель Р < 0,05 при t > 1,98.
Вместе с этим, реализация оздоровительного плавания на основе модульного подхода, не смотря на жесткую регламентацию, позволяет: по окончанию занятия наблюдается эмоциональный подъём студентов; педагогические воздействия упражнений и заданий в бассейне более эффективнее, особенно которые не требующие умения плавать; легко повышать уровень функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем и закаливать организм студента.
Литература
1. Васильев А.С., Васильев Н.Н., Шенцов А.Н., Ерохина Н.Н. / Обучение студентов СИБГИУ плаванию на уроках физической культуры и оздоровительное влияние занятий плаванием на здоровье // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. 2015. № 18. С. 182-189.
2. Криулина Р.Н., Туголуков А.М., Халилова З.Р. плавание - как оздоровительный вид спорта в ВУЗе // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 498-499.
3. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Шиманский О.В., Романенков А.И., Реутина Т.В. / Прикладное значение использования индивидуального подхода к построению занятий по физической культуре для студентов специальной медицинской группы // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5A. С. 3643.
4. Шиманский О.В., Голушко Т.В., Журина И.И., Кутьин И.В. / Формирование мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой в высшем образовании // Современный ученый. 2017. № 4. С. 160-163.
5. Шиманский О.В., Колганова Е.Ю., Андропова Е.М., Кутьин И.В. / Научно-методическое обоснование построения занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы с учетом использования блочно-модульного принципа // Современный ученый. 2017. № 3. С. 153157.
Improving swimming in structure of improving and correctional occupations physical culture for the students entering into special medical groups
Kutyin I.V., Andropova E.M., Alekseeva O.V., Arkhipkin I.V., Zhurina I.I.
The Russian state university of tourism and service, Recreation and sports tourism of «Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism, RANEPA
In article impact of improving swimming in structure of improving and correctional occupations by physical culture for the students entering into special medical groups is considered. Today, higher educational institutions, I follow requirements of professional standards of highly qualified and competent personnel of the branches of the national economy of our country, in parallel have to provide the qualitative and temporary duration of professional activity of the graduates. However the maintenance of the higher education, forming common cultural, universal and professional competences at the student, already applies a negative print on health of the student.
The told problem is most obvious is expressed at the student of already having deviation in health, the making contingent of special medical group. Statistics of medical examinations of students of higher education institutions of Russia confirms presence of numerous diseases at the studying violations in combination with extremely low level physical readiness. So, among students, diseases of a cardiovascular system, then, the musculoskeletal device, violation of organs of vision, a disease of a gastrointestinal tract, kidneys and urinary tract, a respiratory system, an endocrine system are the most widespread.
Keywords: swimming, students, special medical groups, physical culture, higher educational institutions.
References
1. Vasiliev A.S., Vasiliev N.N., Schents A.N., Erokhina N.N. / Teaching students of SIBGIU swimming in physical education lessons and the health effects of swimming on health // Modern questions of the theory and practice of teaching at a university. 2015. No. 18. S. 182-189.
2. Kriulina R.N., Tugolukov A.M., Halilova Z.R. swimming - as a
health-improving sport in the university // In the collection: Physical education and student sports through the eyes of students Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. 2015.S. 498-499.
3. Kutin I.V., Andropova E.M., Shimansky O.V., Romanenkov A.I.,
Reutina T.V. / Applied value of using an individual approach to building physical education classes for students of a special medical group // Pedagogical Journal. 2018.V. 8. No. 5A. S. 36-43.
4. Shimansky O.V., Golushko T.V., Zhurina I.I., Kutin I.V. / For-
mation of motivation of students of a special medical group for physical education in higher education // Modern Scientist. 2017. No. 4. P. 160-163.
5. Shimansky O.V., Kolganova E.Yu., Andropova E.M., Kutin I.V. /
Scientific and methodological substantiation of the construction of physical education classes for students of a special medical group, taking into account the use of the block-modular principle // Modern Scientist. 2017. No. 3. P. 153-157.
©
y
X
s
m
X
H
A
o-
X
T
m
A
o
Zl
m
T;
H
T
n
o
s
X
s
-C
m
o
T;
O
-i
o
3
G
O
TJ
O
DO
o-
20
27