Формирование универсальной компетенции на занятиях
i v v v
физической культурой у студентов специальной медицинской группы непрофильного университета
Кутьин Илья Викторович
к.п.н., доцент Института туризма и гостеприимства, г. Москва (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», [email protected]
Андропова Елена Михайловна
ст. преподаватель кафедры «Рекреации и спортивно-оздоровительного туризма», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК), [email protected]
Шиманский Оскар Викторович,
ст. преподаватель кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), [email protected]
Голушко Татьяна Викторовна,
к.псих.н., доцент кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), [email protected]
Колганова Елизавета Юрьевна,
к.п.н., доцент кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), [email protected]
В статье рассмотрены вопросы формирования универсальной компетенции на занятиях физической культурой у студентов специальной медицинской группы непрофильного университета. Проблемы сохранения и укрепления здоровья во взаимосвязи с формированием компетенций профессий у современной студенческой молодежи в настоящее время является особо актуальной в связи с недостаточным использованием ценностного потенциала физической культуры в образовательном пространстве вуза. Данное положение приобретает особую потребность практики физкультурного образования в высшей школе в научно-методическом обеспечении взаимосвязи процессов формирования компетенций профессии и сохранения, укрепления здоровья у студентов специальной медицинской группы.
Предполагается, что систематизация педагогических воздействий оздоровительно-коррекционных занятий физической культуры в сохранении и укреплении здоровья студентов специальной медицинской группы и формировании у них универсальной компетенции профессии возможна при реализации модульного подхода, который наглядно представляется способом научного моделирования [1, 3].
Ключевые слова: студенты, специальные медицинские группы, модульный подход, универсальная компетенция, физическая культура, высшие учебные заведения
В научном плане понятие «моделирование» трактуется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения и уточнения характеристик и рационализации объектов. На идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования - как теоретический, так и экспериментальный.
Моделирование процесса формирования универсальной компетенции студентов специальной медицинской группы классического университета является объективным и вспомогательным способом познания объекта исследования. Моделирование должно отображать наиболее важные структурные компоненты и функциональные связи процесса формирования, дающие информацию о организации этого процесса и конечном результате.
Согласно универсальной компетенции, принятой в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ содержание формулировки компетенции представлено как: «Способен поддерживать уровень физического здоровья, достаточного для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Это и послужило нам отправной точкой в работе по моделированию процесса формирования универсальной компетенции студентов специальной медицинской группы классического университета [4].
Разработанная педагогическая модель процесса формирования универсальной компетенции студентов специальной медицинской группы отражает целостный процесс оздоровительно-коррекционных занятий физической культуры в сохранении и укреплении здоровья студентов СМГ на основе модульного обучения (рисунок 1).
В педагогическую модель включены четыре основных модуля: целевой, методологический, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный. Целостность процесса формирования общекультурной компетенции обеспечивается соблюдением этапности и выполнением всех процессуальных требований, а также взаимосвязью и взаимозависимостью его составных модулей. В целом, процесс формирования общекультурной компетенции по физической культуре включает три этапа: предварительный, формирующий, корректирующий.
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
Целевой модуль
Социальный и к»:
укрепление здоровья студентов: приобщение к физической культуре
гос>дшшям! аш!
Требования профессионального стандарта: требования работодателей
е
сч
ее
01 г
X
Цель:
формировать универсальную компетенцию студентов
Методологический модель пол юлы:
модульный. компетентности ый. деятельностный. личностно-ориентированный. Принципы;
оздоровительной направленности, ценностного отношения к здоровью, доступности, структуризация содержания общения, динамичность, действенность знаний, гибкость, осознанная перспектива, индивидуализация
С0Д1РЖАПЛЫ10 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Методика оздоровительно корргкцнонньи тннтнн фнмчесий культуры:
обрАюв а тельные модули: педагогические требования, средства, методы и формы организации физической ку льтуры
Этапы: предварительный, формирующий, корректирующий
Т
ОдоючноРЕЗУЛЬТлгав&ый модуль
Критерии и показатели сформировали ости универсальной компетенции Уровень сформнровакностн универсальной компетенции Результат сформированное™ универсальной компетенции
Рисунок 1 - Педагогическая модель процесса формирования универсальной компетенции студентов специальной медицинской группы.
На первом этапе (предварительном) осуществляется теоретическое обоснование значимости физической культуры в сохранении и укреплении здоровья студентов СМГ на основе модульного обучения; разработка проблемы и проектирование педагогической модели формирования универсальной компетенции студентов СМГ, определение содержания основных модулей модели и возможностей их реализации в практики образовательного процесса.
На втором (формирующем) этапе осуществлялись непосредственная реализация разработанной педагогической модели. Студенты под руководством преподавателя включаются в образовательную деятельность, в которой реализуется методика оздоровительно-коррекционных занятий физической культуры, предполагающая реализацию индивидуальных образовательных модулей сохранения и укрепления здоровья у студента, связанные с процессом формирования компетенций профессии. Следует отметить, что образовательные модули разработаны на основе учета отклонений в здоровье студентов, вид заболевания, его мотивы, интересы, предыдущий опыт физкуль-турно-спортивной деятельности, профессиограм-му, а также нозологически направленные виды физкультурно-оздоровительной деятельности [5].
Третий этап (корректирующий) связан с выявлением результатов и определением комплекса необходимых коррекционных мер. При этом осуществляется диагностика и оценка изменений в мотивационной сфере, состоянии физической подготовленности студентов СМГ в результате реализации педагогических воздействий.
Реализация методики оздоровительно-коррекционных занятий физической культуры, представляется нам через разработку и внедрение комплекса педагогических требований к реализации индивидуальных образовательных модулей сохранения и укрепления здоровья у студента, способствующих универсальной компетенции студентов специальной медицинской группы. Основными педагогическими требованиями реализации методики являются:
• увеличение объёма теоретической самоподготовки;
• использование системы адаптивного оценивания и корректирования индивидуальных образовательных модулей;
• применение значимого дидактического обеспечения физкультурного образования для сохранения и укрепления здоровья у студента;
• формирования компетенций профессии с учетом отклонений в здоровье и индивидуальных возможностей студентов;
• применение нозологически направленных видов физкультурно-оздоровительной деятельности на учебных занятиях;
• использование дополнительных видов физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующих формированию компетенций профессий и укрепления здоровья у студентов.
В целях реализации педагогических требований было разработано 5 основных образовательных модуля: «Теория», «Методика», «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Практика», «Контроль».
Образовательный модуль «Теория» предполагает дополнительное изучение:
• особенности профилактики, режима отдыха и труда, исходя из заболевания;
• противопоказания и ограничения, накладываемые на спортивные, физкультурные и оздоровительные занятия в зависимости от нозологической формы заболевания;
• оздоровительные системы, виды адаптивного спорта и нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности, повышающие адаптационные и резервные механизмы организма человека;
• дополнительные методы диагностики по нозологии заболеваний;
• профессиограммы, компетенций профессии [2].
Образовательный модуль «Методика» включает дополнительное освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков, учитывающие отклонения в здоровье, вид заболевания, профессиональные интересы, профессио-грамму, нозологически направленные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.
Образовательный модуль «Профессионально-прикладная физическая подготовка» состоит из заданий для студентов, которые они выполняют самостоятельно дома и проводят со студентами на оздоровительно-коррекционных занятиях. В перечень заданий включалось:
• разработка и проведение физкультминутки, физкультпаузы, производственной гимнастики;
• разработка и выполнение комплекса физических упражнений при заболевании; разработка и выполнение комплекса физических упражнений при работе различных условиях профессиональной деятельности (в офисе, дома, автомобиле и т.д.);
• подбор и выполнение дыхательных упражнений и т.д.
Образовательный модуль «Практика» представ-
ляет собой адаптированный на основе уменьшения физического воздействия на организм студента, особенностей заболевания основной материал практического раздела примерной программы, рекомендованной для ВУЗов: «Лёгкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжный спорт», «Плавание». Также в модуль был добавлен ориентированный раздел на студентов СМГ «Нетрадиционные виды физкультур-но-спортивной деятельности»:
• оздоровительный бег/ходьба;
• подвижные игры;
• оздоровительная китайская гимнастика, цигун, хатха-йога, стретчинг, физкультурно-оздоровительные системы;
• скандинавская ходьба;
• оздоровительное плавание.
Образовательный модуль «Контроль» выявляет
результат сформированности универсальной компетенции, предполагающий уровневые изменения в теоретической, мотивационной и физической подготовленности студента. Для определения теоретической подготовленности студента проводится тестирование по предмету «Физическая культура», вопросы которого оценивают знания по темам примерной программы дисциплины «Физическая культура», включающие адаптированные дополнительные сведения для студентов специальных медицинских групп. Мотивационная подготовленность студента оценивается по модифицированной методике оценки системы отношений личности, адаптированной методике оценки учебной мотивации к занятиям физической культурой. Физическая подготовленность студента оценивается: бег (ходьба) в течение 6 мин.; прыжок в длину с места; наклон вперед из положения сидя; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; подтягивание на перекладине (мужчины); поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины); плавание 10 минут; броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 м от стенки в течение 30 с.
Таким образом, анализ и детальное рассмотрение моделирования процесса формирования универсальной компетенции студентов специальной медицинской группы классического университета, на наш взгляд, систематизирует реализацию педагогических воздействий оздоровительно-коррекционных занятий физической культуры в сохранении и укреплении здоровья студентов СМГ на основе модульного обучения.
Литература
1. Козлов, А.В. Опыт разработки универсальной компетенции по физической культуре образовательных программ высшей школы / А.В. Козлов, А.А. Бударников // научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта», 11(141) - 2016 год — С.88—93
2. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Шиманский О.В., Романенков А.И., Реутина Т.В. / Прикладное значение использования индивидуального подхода к построению занятий по физической культуре
для студентов специальной медицинской группы // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5A. С. 36-43.
3. Шиманский О.В., Голушко Т.В., Журина И.И., Кутьин И.В. / Формирование мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой в высшем образовании // Современный ученый. 2017. № 4. С. 160-163.
4. Шиманский О.В., Колганова Е.Ю., Андропова Е.М., Кутьин И.В. / Научно-методическое обоснование построения занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы с учетом использования блочно-модульного принципа // Современный ученый. 2017. № 3. С. 153-157.
5. Шиманский О.В., Голушко Т.В., Журина И.И., Кутьин И.В. / Формирование мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям физической культурой в высшем образовании // Современный ученый. 2017. № 4. С. 160-163.
Formation of universal competence on occupations physical culture at students of special medical group of the non-core university
Kutin I.V., Andropova E.M., Shimansky O.V., Golushko T.V., Kolganova E.Yu.
Russian state university of tourism and service, Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism, Russian academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation (RANEPA) In article questions of formation of universal competence on occupations by physical culture at students of special medical group of the non-core university are considered. Problems of preservation and promotion of health in interrelation with formation of competences of professions at modern student's youth is especially relevant in connection with insufficient use of valuable potential of physical culture in educational space of higher education institution now. This situation gains special need of practice of sports education at the higher school in scientific and methodical ensuring interrelation of processes of formation of competences of a profession and preservation, strengthening of health from students of special medical group. It is supposed that systematization of pedagogical influences of improving and correctional occupations of physical culture in preservation and promotion of health of students of special medical group and formation at them universal competence of a profession is possible at realization of modular approach which visually is represented in the way of scientific modeling. Keywords: students, special medical groups, modular approach, universal competence, physical culture, higher educational institutions References
1. Kozlov, A.V. The experience of developing universal competency
in physical education of higher education educational programs / A.V. Kozlov, A.A. Budarnikov // scientific and theoretical journal "Scientific notes of the P.F. Lesgaft ", 11 (141) - 2016 -P.88-93
2. Kutin I.V., Andropova E.M., Shimansky O.V., Romanenkov A.I., Reu-
tina T.V. / Applied value of using an individual approach to building physical education classes for students of a special medical group // Pedagogical Journal. 2018.V. 8. No. 5A. S. 36-43.
3. Shimansky O.V., Golushko T.V., Zhurina I.I., Kutin I.V. / For-
mation of motivation of students of a special medical group for physical education in higher education // Modern Scientist. 2017. No. 4. P. 160-163.
4. Shimansky O.V., Kolganova E.Yu., Andropova E.M., Kutin I.V. /
Scientific and methodological substantiation of the construction of physical education classes for students of a special medical group, taking into account the use of the block-modular principle // Modern Scientist. 2017. No. 3. P. 153-157.
5. Shimansky O.V., Golushko T.V., Zhurina I.I., Kutin I.V. / For-
mation of motivation of students of a special medical group for physical education in higher education // Modern Scientist. 2017. No. 4. P. 160-163.
о о и n m S m
О m n m
й А
s £ m О X О
m О
Dl
n
А
w
о
и А
X
s m
sa